Урок русского языка для 10 класса «Типы речи. Стили речи»

2
0
Материал опубликован 1 April 2018

Тема: Типы речи. Стили речи.

Цель: повторить типы речи; повторить функциональные стили речи; научиться распознавать стили и типы речи по их признакам в тексте; научиться составлять тексты различных типов и стилей; развивать красивую речь; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: картинки, файлы для лингвоживописи, карточки с вопросами, распечатанные тексты, клей, шестиугольники, листы А3, словарное «облако», флажки, галстуки.

Эпиграф:

«Заговори, чтоб я тебя увидел»

Сократ

Ход урока

І Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число.

ІІ Мотивация учебной деятельности:

Как вы понимаете слова из эпиграфа к нашему уроку.

Говорить и разговаривать – это одно и то же?

А нужно ли современному человеку уметь говорить?

Для того, чтобы говорить мы должны знать типы и стили речи?

Как вы уже поняли, тема нашего сегодняшнего урока «Типы и стили речи».

ІІІ Постановка целей урока

Для того, чтобы определиться, чего мы ожидаем от урока, давайте построим «гору ожиданий». Я принимаю любые ваши цели.

(рисуем «гору ожиданий»)

IV Актуализация опорных знаний

Для того, чтобы двигаться дальше в познании данной темы, нам необходимо повторить все, что вы уже знаете.

Давайте поиграем в Мастер-шеф или Мастер русского языка. Капитаны команд, сегодня это Лиза, Настя и Яна, выберут себе команды.

І группа – «Типы речи»

II группа- «Стили речи»

III группа – словарное «облако» «Признаки стилей речи»

Ваша задача построить «соты» из шестиугольников, чтобы раскрыть весь материал, который был нами ранее изучен. Рядом стоящие шестиугольники должны быть раскрывать одно понятие.

На выполнение этого задания у вас есть 5 минут. После этого один представитель от команды расскажет, что у вас получилось, а «соты» мы прикрепим на доску как наглядное пособие.

Словарное «облако» - в нем написаны разные слова. Вам необходимо выбрать только те, которые характеризуют стили речи.

( ответы учащихся)

V Основное содержание работы

Мы разобрались с признаками типов и стилей речи. Молодцы!

А я вот могу по картинке определить, к какому типу или стилю речи она относится.

Как вы думает, для вас это возможно?

Вопрос от уч-ся: - А слепой человек ведь не может прочитать текст или увидеть картинку, значит, он воспринимает все на слух. Как вы думаете, может ли он по музыке определить, какой ей присущ тип или стиль речи?

Ответ учителя: - Интересный вопрос, и интересное вы придумали себе домашнее задание. Запишите сразу в дневники: найти фрагмент классической музыки и попробовать определить, к какому стилю речи он относится. Но помните, сколько людей, столько и мнений, главное, потом доказать, как вы пришли к этому выводу.

А мы переходим к следующему заданию. Лингвоживопись. Ва необходимо ответить на ряд вопросов и расставить ответы в правильном порядке. Когда вы перевернете свой паззл, получится картинка.

У вас есть на выполнение задания 5 минут.

Переверните картинки. Получилось? А теперь ответьте, какой тип или стиль речи изображен на вашей картинке. (ответы детей)

Посмотрите внимательно на картинку и напишите по ней небольшое сочинение в том стиле и типе речи, какой вы определили.

VI Рефлексия

Вернемся к нашей «горе ожиданий».

Мы повторили типы речи? Сколько их? Какие они бывают?

Мы повторили стили речи? А их сколько? Какие?

Научились распознавать типы речи по признакам?

Послушайте отрывки текстов и определите их тип.

Научились писать тексты различных стилей и типов?

Немного приблизились к цели красиво говорить?

Вот и спустились мы с «горы ожиданий».

VII Итог урока

В течение всего урока я раздавала вам оценочные карточки, где красный цвет – это 5, зеленый – 4 и синий – 3. Посчитайте, каких карточек у вас больше и мы выставим оценки.

VIII Домашнее задание

Первую часть д/з вы уже знаете. А сейчас запишите вторую: подобрать отрывок текста данного вам стиля речи. Стиль вы сейчас выберете из предложенных мной вариантов.

Спасибо за урок, до свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.