12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Палладина Елена Валерьевна23

Конспект   занятия по развитию речи на тему: «Весна»

с детьми старшей группы

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;

- закрепить умение сопоставлять существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов;

- закрепить умение составлять рассказ по мнемотаблицам.

- развивать умение образовывать прилагательные, противоположные по значению слова и т.д.

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;

- развитие артикуляционного аппарата.

- воспитывать умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей;

- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.


Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна».

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.



Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель:Ребята, к нам в группу пришли гости. Предлагаю  с ними поздороваться! (Дети здороваются с гостями.)

А теперь  все вместе встанем в круг и поприветствуем красное солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

(воспитатель с детьми)

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

 


Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

 Руками делают круговые движения

Трут кулачками глаза

Руки разводят в разные стороны

Слова произносит воспитатель.

Воспитатель: ой, ребята, мне показалось, что в окно кто-то постучал? Подходит к окну, выглядывает и находит письмо

- Кто-то бросил нам в оконце посмотрите, письмецо

Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

Может это воробьишка пролетая обронил

или просто его кто-то здесь, быть может, позабыл?

От кого пришло письмо очень хочется вам знать? 

Ну тогда я предлагаю письмецо нам прочитать.

Читает: Здравствуйте ребята!

У нас в лесу большие проблемы. Уже давно должна закончится зима и наступить красавица весна. Но солнышко не светит, и весна никак не приходит. У всех уже закончились запасы на зиму, лесные жители расстроены и не знают, что им делать, птицы не могут вернутся в лес.

Мы очень надеемся, что вы нам поможете!   Старичок Лесовичок.

Воспитатель: Ребята,надо помочь лесным жителям! Согласны?

Тогда предлагаю отправиться на поиски солнышка и весны, но для того, чтобы у нас всё получилось важно знать признаки весны. Давайте с вами вспомним их.

Лексическое упражнение «Подбери признак».

Воспитатель: Что происходит с природой весной? Предлагаю ответитьполным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег). 

Если дети затрудняются, то педагог задаёт наводящие вопросы:

-Каким становится небо? (ответы детей)

-А солнце? (ответы детей)

- Что происходит со снегом? (ответы детей)

- Какие изменения происходят с речкой? (ответы детей)

- Что происходит с деревьями?

- Почему весной становится так много птиц?

-Чем они озабочены?

- Чем питаются птицы?
Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны. 

Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.


(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту)

Появляется Баба-Яга (на слайде или человек в костюме), которая говорит.

Конечно, придёт весна…..  это ещe бабушка надвое сказала!

Зима будет сто лет. Весны никогда не будет...

Воспитатель: Да ты что, Баба-Яга? Птицам надо гнездо вить, у животных детёныши должны родиться, листья на деревьях распуститься. Как же без весны?

Баба-Яга: А мне до этого никакого дела нет!Я главного помощника весны надёжно спрятала, а без него весна не наступит.

Воспитатель: Ребята, вы знаете о каком помощнике говорит Баба-Яга?

Конечно – это солнышко!

Баба-Яга: Но вот если вы выполните все мои задания, то солнышко выглянет.

Воспитатель: Ребята, вы согласны?

На слайде изображение солнышка закрыто тучками, тучек должно быть столько, сколько и заданий для детей. После каждого выполненного задания одна тучка исчезает.

Воспитатель: ну что ребята, начнём? А выполнять задание нам поможет вот такой мячик. Он такой же круглый и жёлтый как солнышко.

Первое задание: Педагог нажимает на тучку и на экране появляется задание.

Нужно правильно образовать слово.Педагог бросает детям по очереди мяч и называет слово, а дети, отдавая мяч, называют образованное слово.

От слова «весна» образуем новые слова:

Ветер весной весенний;

Небо –весеннее;

Дождь – весенний;

Солнце – весеннее;

Погода –весенняя;

Настроение – весеннее и т.д.

Второе задание:Педагог нажимает на тучку и на экране появляется задание.

Игра «Скажи наоборот».

Снег зимой чистый, а весной?

Зимой дни короткие, а весной?

Зимой солнце тусклое, а весной?

Зимой холодно, весной?

Осенью листья опадают, а весной?

Зимой заяц белый, а весной?

Осенью перелетные птицы улетают, а весной? и т.д.

Третье задание:

Игра «Ласковое слово»

Дети встают в круг.

Воспитатель по очереди каждому ребёнку бросает мяч и называет слово, а вы мне будете отдавать мне его обратно и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.

Ветер – ветерок.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка и т.д.

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

Давайте с вами немного отдохнём!

Физкульминутка «Подснежники»

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),

Улыбнулись (улыбаются),

Потянулись (тянутся),

Раз – росой умылись (умываются),

Два – изящно покружились (кружатся),

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),

А четыре – полетели (бегают),

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

Задание четвёртое:

Педагог нажимает на тучку и на экране появляется мнемотаблица.

Воспитатель: ребята, давайте побудем писателями и составиминтересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

-Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили!

Задание пятое:

Педагог нажимает на тучку и на экране появляется игральный кубик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот кубик, у него с разных сторон написаны цифры. Какие? (2, 5).

Сейчас вы по очереди будете бросать кубик и согласовывать существительное с числительным (Детям показывают картинки сосульки, трава, дерево и т.д.).

После выполнения пятого задания все тучки исчезают и появляется на экране солнышко!

Воспитатель: -Молодцы ребята! Вот мы и нашли с вами солнышко! Теперь весна обязательно наступит!

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май).

Правильно, март, апрель и май – это три весенних месяца!

Пальчиковая гимнастика:

Раз – весна, (Согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (Согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (Согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (Согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (Ладони скрестить, большие пальцы переплести – это «птица»).

Следом за апрелем – май,

Жуков майских ты встречай! (пальцами идти по столу).

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло –и в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне).Ответьте на вопросы полным предложением:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной?

Что набухает на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне?

Баба-Яга: Ух, как солнышко пригрело, даже мне тепло и радостно стало, спасибо, ребята. Пойду я надену что-нибудь полегче, да по красивее. До свидания!

Воспитатель: Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы помогли им. Вы – молодцы!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.