Занятие-урок по развитию речи в старшей группе с ОНР «Выручаем весну»
Занятие-игра
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе с ОНР
«Выручаем весну»
(учитель-логопед Сивкова Елена Алексеевна,
МБДОУ детский сад «Петушок»,
с.Линда, г.Бор, Нижегородская область)
Коррекционно – образовательные задачи. Уточнение и закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна», совершенствование грамматического строя речи - образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Образование новых слов с помощью приставочных глаголов.
Коррекционно развивающие задачи. Формирование фонематического слуха. Развитие фонематического восприятия. Развитие связной речи, мышления, памяти, творческого воображения, общей и мелкой моторики, координации речи с движением. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Профилактика дисграфии и развитие зрительного восприятия.
Коррекционно- воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: мяч, картины с признаками весны, мячики су-джок, макет скворечника и скворца, картинки с контурами подснежников, карандаши простые, картинки связанные с весной на каждого ребенка по одной: солнышко, сосулька, подснежник, грач, ручей.
Предварительная работа:
-Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, хотите поиграть в игру?
Игра мячом «Назови ласково» слова: солнце, трава, день, тропа, небо, дерево, снег, ветер, птица, луч, проталина, ручей, цветок, лист, лужа)
Логопед: Пока мы с вами играли кто-то нам на окошко принес письмо. Прочитаем, что в нем написано? ( конверт на подоконнике)
«Здравствуйте ребята! Пишут вам лесные жители. Помогите нам пожалуйста. Уже давно должна была наступить весна но, никак не хочет зима уходит из нашего леса. Тучи закрыли солнышко и весна не найдет к нам дорогу.»
-Ну что ребята поможем лесным жителям? Для этого нам нужно будет справиться с заданиями и весна в лесу обязательно наступит.
Перед дорогой сделаем пальчиковую гимнастику, чтоб веселее и дружнее выполнять все задания.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
1,2,3,4,5 – будем заниматься,
1,2,3,4,5 – будем мы стараться.
(Идем по группе, доска на которой солнце закрыто тучами)
Логопед: Идем в лес. (проходим по группе к доске с картинками)
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие слухового внимания и памяти)
Логопед :Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.
Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.
-Молодцы, справились с заданием! (Убираем 1 тучку)
Дидактическая игра «Что перепутал художник» (Игра «Времена года» Агранович)
Логопед: Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?
Сейчас мы уберем лишние картинки и скажем чего не бывает весной?
(дети отвечают полным предложением «Весной не бывает…»)
-Молодцы! Справились с заданием! (Убираем 2 тучку)
Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери.
Это кто на пеньке сидит?
Отгадайте загадку.
Шубка — иголки.
Свернётся он — колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)
проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.
(логопед обращает внимание детей на су-джок)
Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
Катать шарик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая!
Круговые движения шариком по ладони.
На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.
Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!
Катать шарик по ладони вперед- назад.
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.
Дидактическая игра «Добавь слово» (Упражнение на согласование существительного с прилагательным)
Логопед:
- Давайте посмотрим на наш лес и поляну и назовём всё, что видим со словом «весенний».
весенняя проталина,
весенний лес,
весенний скворечник,
весеннее дерево,
весеннее облако,
весенний лист,
весенний ручей,
весенняя трава,
весеннее солнце,
весенний цветок.
(игра проводится в кругу, мячик-ежик передается друг другу)
-Молодцы, с заданием справились! (Убираем 3 тучку)
Дидактическая игра «Где скворец?»
Логопед: Посмотрите, где сидит скворец?
(Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.)
Дети:
- Скворец вылетел из скворечника.
- скворец облетел вокруг скворечника.
- скворец взлетел на крышу скворечника.
- скворец слетел с крыши скворечника.
-скворец улетел от скворечника.
- Молодцы, с очередным заданием справились (Убираем 4 тучку)
Дидактическая игра «Раздели на слоги»
(Каждому дается картинка с приметой весны, нужно прикрепить к домику-скворечнику - сколько слогов, столько и окошек у домика-скворечника)
Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово.
1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.
2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.
3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.
4-й ребенок. Грач. Один слог.
5-й ребенок Ру-чей. Два слога
6-й ребенок Скво-реч-ник. Три слога и т.д.
-Молодцы! (Убираем 5 тучку)
Логопед: Весеннее солнце пригревает всё сильнее ,появились проталины. Что такое проталины? (место, где растаял снег).
Логопед: На проталинах появились первоцветы-подснежники.
А давайте мы с вами превратимся в подснежники.(Садятся на корточки и ладошками закрывают лицо).Представьте ,что мы находимся под землей. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника .Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты, ну вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы. Покажите, как вы раскрылись. Вот подул весенний ветерок, а подснежник закачался на тоненькой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны. Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только на них любоваться.
Штриховка
Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам заштриховать первые весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их заштриховывают и прикрепляют к доске).
Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!
(Убираем 6 тучку)
Логопед: Посмотрите, солнышко появилось из-за туч и теперь весна обязательно придет в лес и к нам.
Логопед: – Физминутка «Заботливое солнышко».
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Очень нравится им это!
Итог занятия
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось?
Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек.
(Загадка о перелетных птицах
Гости приходят весной,
А уходят осенью.
(Перелетные птицы)
Правильно, птицы! О них мы поговорим в следующий раз.