12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Сивкова44
Россия, Нижегородская обл., с.Линда

Занятие-игра

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе с ОНР

«Выручаем весну»

(учитель-логопед Сивкова Елена Алексеевна,

МБДОУ детский сад «Петушок»,

с.Линда, г.Бор, Нижегородская область)


Коррекционно – образовательные задачи. Уточнение и закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна», совершенствование грамматического строя речи - образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Образование новых слов с помощью приставочных глаголов.

Коррекционно развивающие задачи. Формирование фонематического слуха. Развитие фонематического вос­приятия. Развитие связной речи, мышления, памяти, творческого воображения, общей и мелкой моторики, координации речи с движением. Совершенствование навы­ка слогового анализа слов. Профилактика дисграфии и развитие зрительного восприятия.

Коррекционно- воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: мяч, картины с признаками весны, мячики су-джок, макет скворечника и скворца, картинки с контурами подснежников, карандаши простые, картинки связанные с вес­ной на каждого ребенка по одной: солнышко, сосулька, подснежник, грач, ручей.

Предварительная работа:

-Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, хотите поиграть в игру?

Игра мячом «Назови ласково» слова: солнце, трава, день, тропа, небо, дерево, снег, ветер, птица, луч, проталина, ручей, цветок, лист, лужа)

Логопед: Пока мы с вами играли кто-то нам на окошко принес письмо. Прочитаем, что в нем написано? ( конверт на подоконнике)

«Здравствуйте ребята! Пишут вам лесные жители. Помогите нам пожалуйста. Уже давно должна была наступить весна но, никак не хочет зима уходит из нашего леса. Тучи закрыли солнышко и весна не найдет к нам дорогу.»

-Ну что ребята поможем лесным жителям? Для этого нам нужно будет справиться с заданиями и весна в лесу обязательно наступит.

Перед дорогой сделаем пальчиковую гимнастику, чтоб веселее и дружнее выполнять все задания.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

1,2,3,4,5 – будем заниматься,

1,2,3,4,5 – будем мы стараться.

 

(Идем по группе, доска на которой солнце закрыто тучами)

Логопед: Идем в лес. (проходим по группе к доске с картинками)

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие слухового внимания и памяти)

Логопед :Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

-Молодцы, справились с заданием! (Убираем 1 тучку)

Дидактическая игра «Что перепутал художник» (Игра «Времена года» Агранович)

Логопед: Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

Сейчас мы уберем лишние картинки и скажем чего не бывает весной?

(дети отвечают полным предложением «Весной не бывает…»)

-Молодцы! Справились с заданием! (Убираем 2 тучку)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери.

Это кто на пеньке сидит?

Отгадайте загадку.

Шубка — иголки.

Свернётся он — колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)
 

проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Дидактическая игра «Добавь слово» (Упражнение на согласование существительного с прилагательным)

Логопед:

- Давайте посмотрим на наш лес и поляну и назовём всё, что видим со словом «весенний».

весенняя проталина,

весенний лес,

весенний скворечник,

весеннее дерево,

весеннее облако,

весенний лист,

весенний ручей,

весенняя трава,

весеннее солнце,

весенний цветок.

(игра проводится в кругу, мячик-ежик передается друг другу)

-Молодцы, с заданием справились! (Убираем 3 тучку)

Дидактическая игра «Где скворец?»

Логопед: Посмотрите, где сидит скворец?

(Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.)

Дети:

- Скворец вылетел из скворечника.

- скворец облетел вокруг скворечника.

- скворец взлетел на крышу скворечника.

- скворец слетел с крыши скворечника.

-скворец улетел от скворечника.

- Молодцы, с очередным заданием справились (Убираем 4 тучку)

Дидактическая игра «Раздели на слоги»

(Каждому дается картинка с приметой весны, нужно прикрепить к домику-скворечнику - сколько слогов, столько и окошек у домика-скворечника)

Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово.

1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.

2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.

3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.

4-й ребенок. Грач. Один слог.

5-й ребенок Ру-чей. Два слога

6-й ребенок Скво-реч-ник. Три слога и т.д.

-Молодцы! (Убираем 5 тучку)


Логопед: Весеннее солнце пригревает всё сильнее ,появились проталины. Что такое проталины? (место, где растаял снег).

Логопед: На проталинах появились первоцветы-подснежники.

А давайте мы с вами превратимся в подснежники.(Садятся на корточки и ладошками закрывают лицо).Представьте ,что мы находимся под землей. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника .Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты, ну вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы. Покажите, как вы раскрылись. Вот подул весенний ветерок, а подснежник закачался на тоненькой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны. Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только на них любоваться.

Штриховка

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам заштриховать первые весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их заштриховывают и прикрепляют к доске).

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

(Убираем 6 тучку)

Логопед: Посмотрите, солнышко появилось из-за туч и теперь весна обязательно придет в лес и к нам.

Логопед: – Физминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.  (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)

Очень нравится им это!


Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось?

Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. 

(Загадка о перелетных птицах

Гости приходят весной,

А уходят осенью.

(Перелетные птицы)

Правильно, птицы! О них мы поговорим в следующий раз.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.