Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Спешим делать добро»
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Спешим делать добро», с элементами мнемотехники».
Цель: Выявить и обобщить у детей правильное представление о доброте. Формировать умение быть сдержанными и доброжелательными, работать над определением понятия добра в процессе общения. Побуждать детей интересоваться смыслом слов, пословиц, усваивать нравственные понятия через игровую деятельность. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение.
Развивать инициативу и любознательность, связную речь, память и внимание.
Поощрять детей делать добрые поступки. Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство сострадания и милосердия, щедрость, доброту, веру в то, что добро всегда побеждает зло.
Предварительная работа: Чтение стихотворений о добре, слушанье песен: «Иди мой друг дорогою добра», «Если добрый ты», «Что такое доброта», создание коллажа «Добро и зло», просмотр мультфильма «Доброе дело», обыгрывание ситуаций, игр.
Материал: аудиозапись песен, мнемотаблица на стихотворение «Добрым быть совсем не просто», коллаж «Добро и зло», игрушка в виде сердца.
Раздаточный материал: сердечки двух цветов на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнцу и птицам,
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Дети, я очень рада видеть, что у вас сегодня хорошее настроение, этому свидетельствует наш уголок настроения. Мы начнем сегодня наш день с того, что скажем, друг другу, добрые слова и передадим добрые чувства. У меня в руках «доброе сердце» я хочу передать его Сонечке и пожелать ей всего доброго.
Игра « Добрые мысли, добрые чувства» (дети передают друг другу игрушку в виде сердца с добрыми пожеланиями»).
Воспитатель: Расскажите мне, что вы чувствовали, когда передавали друг другу добрые мысли и чувства?
(Было приятно, весело, стало очень хорошо, я почувствовал добро, мне понравилось, было интересно так играть).
Беседа о доброте
Воспитатель: Ребята, а что такое «доброта?» Конечно, вы все правы. Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта-это солнце. Добрый человек любит людей, природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.
Подумайте и скажите, о ком или о чём можно сказать «добрый»?
Дети: вечер, путь. Человек, поступок
«Добрый человек», значит он ещё какой?
Дети: внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый
Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у неё запах, вкус?
Быть может её можно увидеть? А в чём её можно увидеть?
Дети: В поступках, в делах, в действиях человека
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки? (ответы детей с опорой на коллаж).
Доброта – это улыбка, доброта – это здоровье, доброта – это смех и ласковое слово, что согревает нашу душу.
Рассказ стихотворения с использованием мнемотаблицы
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети!
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы добрые слова?
Предлагаю поиграть. Я начну, а вы закончите.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого…( Спасибо)!
- Зеленеет старый пень, когда услышит…( Добрый день)!
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…( Спасибо)!
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (Здравствуйте)!
- Когда бранят нас за шалости, говорим мы (Прости, пожалуйста)!
- И в России, в Украине, в Дании, на прощанье, говорят… (До свидания)!
- Если друг попал в беду…(помоги ему).
-Решай спор словами, а не …(кулаками).
Динамическая пауза
Дружно за руки берись,
Друг за другом повернись,
Будем веселиться,
Прыгать и кружиться. Хлопают, прыгают, кружатся на месте.
Много радостных людей.
Добрых, верных нам друзей. Сжимают и разжимают кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальцы рук.
Всех никак не сосчитать.
Хмуриться не будем, Последовательно выполняют мимические и
Про печаль забудем, артикуляционные упражнения «Хмурое лицо»,
Станем улыбаться «Печальное лицо», «Улыбка», «Заборчик».
Весело смеяться.
Улетели все печали,
Лица радостными стали! Ходят по кругу.
Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем. Вы любите сказки? В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать добрый он или злой. Если злой, вы закрывайте лицо ладошками, а если добрый - радостно хлопаете.
( Лиса в сказке «Заюшкина избушка», золотая рыбка в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке», Дюймовочка, Красная шапочка, Волк в сказке «Красная шапочка», Баба Яга в сказке «Гуси-лебеди», Золушка, мачеха в сказке «Золушка», Мальвина, Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Колдунья, Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк…)
Воспитатель: Ребята, а каким лучше быть добрым или злым? Почему? А сейчас присядьте за столы поиграем в игру « Хорошо, плохо». (В руках у детей два сердечка красного и черного цвета, воспитатель называет слово, ребенок поднимает сердечко).
Порвал. Защитил.
Обидел. Проведал.
Поссорился. Обогрел.
Отобрал. Помог.
Ударил. Поделился.
Разрушил. Развеселил.
Динамическая игра «Спешим делать добро» (под расслабляющую музыку).
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы на лесной полянке, теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны.
Упражнение «Ловля бабочек»
А теперь открывайте глаза и давайте превратимся в кошечек и поиграем с бабочками, попробуем их поймать. Кошечки, какие добрые или злые?
А сейчас поиграют с бабочками львы, тоже будут их ловить. Какие они?
А теперь возьмите воображаемые сочки и превратитесь в ребят, ловите скорее бабочек, пока они не улетели. Что вы почувствовали? Какие вы были? Почему?
Ребята, ну вот мы поймали бабочек, что теперь мы будем делать с ними? Почему? Правильно, давайте их отпустим, пусть живут.
Рефлексия
Что вы узнали сегодня на занятии? Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Кто из ребят лучше всех старался?
Какие вежливые слова вы запомнили?
Я благодарю вас за активное участие.
Под песню «Иди мой друг дорогою доброта» заканчивается занятие.