Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Перелётные птицы» в старшей группе
Конспект интегрированного занятия на тему "Перелетные птицы" в старшей группе
Цель:
1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».
2. Развитие и обогащение словаря.
3. Формирование четкости и связности высказывания.
4. Согласование существительных с числительными.
5. Образование новых сложных слов.
6. Развитие мелкой и общей моторики.
7. Развитие памяти, мышления, внимания.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу.
- Ребята, а кто скажет, сейчас у нас какое время года? (Ответы детей)
Воспитатель: А какую птицу мы можем увидеть сейчас на улице?
Ответы детей: Голубь, ворона, воробей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? (- Перелётные)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы: утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки?
На шесте дворец, на дворе певец. А зовут его …. Скворец. | Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (Жаворонок) |
Сам оранжев, как закат, Клюв короткий – сильный хват. Плывет по небу, как кораблик, А называют его … (Зяблик) | Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) |
Вместе с этой черной птицей. К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач) | Встала Нянька на ходули Посреди болота. Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля) |
Нет, не дремлет на окошке — Называют птицу «кошкой». Почему так называют? Отвечай, друг, поскорей, Отвечай и не робей. Эта птица (когда страшно) Издаёт тяжёлый звук. Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. (Иволга) | Перелётная крякушка ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка) |
Брюшко в крапинках как будто, Он поет, бывает, утром. У птицы невысокий рост, Называют ее. (Дрозд) | |
С вырезом глубокий хвост, Небольшой у птицы рост. Мы «касаткой» называем, А весною наблюдаем. (Ласточка) | |
Кто по тропочке идёт Быстрыми шажками, Длинным хвостиком трясёт? Догадайтесь сами! (Трясогузка) | |
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли) | |
-Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.
Упражнения для развития мелкой моторики рук «Птичка»
Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крылышками.)
-Воспитатель: Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.
Ответы детей: - Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?
– Оно покрыто перьями.
Воспитатель: Ребята, у каждой птицы, разное оперение.
- У скворца – темный, с зеленоватым отливом.
- кукушка – серая, с полосатым брюшком.
- ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.
- лебедь - белое оперение.
- грач – черное оперение.
Игра «Скажи наоборот» - с мячом
Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Журавль большой, а соловей какой – маленький.
Лебедь белый, а грач – черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки – полосатое.
Игра «Назови одним словом»
Воспитатель: У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?
1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? (Длиннохвостая)
2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая?( Длиннокрылая)
3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? (Быстрокрылая)
4. У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? (Звонкоголосый) Молодцы ребята!
Игра «Закончи предложение»
Птенцы вылупились из… яиц.
Птицы построили много…. Гнезд.
Для скворцов ребята сделали много…… скворечников.
В гнезде птенец, а в гнёздах -...птенцы.
Во дворе дерево, а в лесу-...деревья.
Физкультминутка
Птички летали, (бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)
Крыльями махали, (размахивать руками, как крыльями
На деревья сели (приседают, развернувшись лицом в круг)
Вместе отдыхали.
Снова полетели, (кружатся, размахивая руками, как крыльями)
На дорожку сели. (приседают, опуская голову).
Дидактическая игра «Какая птица улетела»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, и вспомните названия птиц, которые здесь есть.
(ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА)
- Посмотрите внимательно. Запомните птиц. А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.
- Откройте глазки и назовите, какой птицы не стало?
Будь внимательным, смотри,
Кого не стало, говори!
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Итог занятия:
-О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).
- Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас, дети, предлагаю вам нарисовать любую из перелётных птичек.
5