Публикация «Выбор профессии в цифровом мире»
Выбор профессии в цифровом мире
М.В.Ивченкова,
педагог-психолог МОУ «СОШ №40»
Г.Саранск, республика Мордовия
Эффективность развития профессиональных и личностных качеств будущих специалистов во многом зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных школах. Именно в период обучения в старших классах школьники сталкиваются с трудностями профессионального выбора. Одной из основных причин их возникновения является дефицит профориентирующей информации [1].
Содействие старшеклассникам в выборе будущей профессии призвана оказывать психологическая служба школы. Профориентация будущих абитуриентов является одним из важнейших направлений деятельности школьных психологов [6]. Однако, как отмечает М. Г. Потапова, несмотря на несомненный интерес исследователей и практиков к этой теме, технологии оказания психологического содействия личности на этапе профессионального самоопределения все еще недостаточно разработаны [7].
Следствием этого является несформированность профессиональных интересов старшеклассников, отсутствие четкого представления о собственных склонностях и способностях. Не менее существенная проблема – расхождение идеального представления и реального содержания выбираемой профессии. К типичным ошибкам, совершаемым молодыми людьми при выборе профессии, также можно отнести выбор профессии под влиянием родителей и друзей (без учета своих возможностей) [10].
В то же время, следует отметить, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. стратегической целью провозглашалось развитие человеческого и кадрового потенциала. В этой связи особую актуальность приобрела проблема психолого-педагогического сопровождения школьников на этапе профессионального выбора. О необходимости организации работы в данном направлении свидетельствуют также результаты исследований ряда ученых [3; 5; 7].
Учитывая вышесказанное, мною была поставлена задача изучения профессиональных предпочтений старшеклассников. На протяжении пяти лет в период с октября 2017 по октябрь 2021 гг. в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся мною проводилось исследование на базе МОУ «СОШ с УИОП № 38» и МОУ «СОШ №40» г. Саранска. В общей сложности в нем принялили участие порядка 427 учащихся 9–11 классов.
В ходе исследования был использован «Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с их классификацией. Она позволяет определить, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес [5].
Таблица 1 – Результаты опроса учащихся 8-11 классов по профессиональным сферам деятельности в период с октября 2017 по октябрь 2021 гг.
Профессиональные сферы | Количество учащихся | |
Абс. | % | |
Человек-природа | 60 | 14 |
Человек-техника | 81 | 19 |
Человек-человек | 167 | 39,1 |
Человек-знаковая система | 73 | 17,1 |
Человек-художественный образ | 141 | 33 |
Неопределенность в выборе (несколько сфер деятельности, не связанных друг с другом) | 16 | 3,7 |
*результаты приведены с учетом того, что один учащийся мог выбрать несколько сфер профессиональной деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее предпочтительными для школьников являются сферы «человек-человек» и «человек-художественный образ», т.е. там сосредоточено наибольшее количество способностей и предпочтений старшеклассников – 39,1% и 33% соответственно. Сферы «человек-техника» и «человек-знаковая система» имеют практически одинаковое соотношение – 19% и 17,1% соответственно, а наименьший процент приходится на сферу «человек-природа» - 14%. Но что мы видим потом, когда учащиеся по окончанию школы выбирают СУЗы и ВУЗы? Если взять статистику наполняемости учебных заведений, то получается следующее: экономические и юридические специальности выбирает более 30% выпускников школ, немалая доля, около 25-30%, предпочитают медицинские специальности, в сферу IT-технологий и математики идут порядка 20-30% и только оставшиеся 20% идут в другие сферы деятельности. И если соотнести полученные мной данные со статистикой поступления в учебные заведения за последние 4-5 лет, то получается некоторое несовпадение возможностей и способностей учащихся с выбором профессии, т.е. к примеру, многие «творческие ребята» выбирают совершенно нетворческие профессии либо из-за страха в дальнейшем не найти работу, либо под влиянием мнения авторитетных родственников и знакомых, либо из-за недостаточности информации про какие-то профессии.
При помощи специально разработанных анкет, была предпринята попытка более детально изучить профессиональные интересы старшеклассников, причины выбора профессии и др. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты опроса учащихся 9-11 классов по предпочтениям и мотивам выбора профессии
Мотив выбора профессии | Количество учащихся | |
Абс. | % | |
Определились с выбором профессии самостоятельно, следуя своему желанию и способностям | 94 | 22 |
Определились с выбором профессии, опираясь на советы и рекомендации родителей/родственников/друзей/ СМИ и т.п. | 124 | 29 |
Затрудняются с выбором профессии (между тем, что нравится и тем, что советуют родственники/друзья; между интересными, но маловостребованными профессиями и востребованными, но непривлекательными для опрошенных) | 109 | 26 |
Не определились с выбором профессии | 100 | 23 |
Согласно полученным данным, 23% старшеклассников не знают, какую профессию предпочесть. В общей сложности лишь около 50 % учащихся определились с выбором вуза. Отвечая на вопрос о причинах выбора профессии и высшего учебного заведения, около 29% опрошенных юношей и девушек ссылаются на советы родителей и других родственников, рекомендующих «престижные» и наиболее востребованные (по их мнению) профессии и направления подготовки. Всего 22% старшеклассников приняли решение о поступлении именно на то направление подготовки, которое выбрали сами, исходя из своих склонностей и интересов. Почти 26% опрошенных затрудняются сделать выбор между наиболее востребованными профессиями и теми, что вызывают интерес, но считаются менее перспективными в плане дальнейшего трудоустройства и недостаточно высокооплачиваемыми. Стоит заметить, что процентное соотношение тех ребят, которые самостоятельно и четко определились с выбором профессии, практически равное с теми, кто не выбрал свой профессиональный путь, т.е. мы видим большую проблему в том, что к окончанию школы многие выпускники не знают, куда пойти учиться, а значит и с большей вероятностью в дальнейшем большинство из них будут жалеть о своем выборе, или, спустя большое количество времени, находясь в более осознанном возрасте, будут вынуждены поменять профессию, вновь потратив на ее изучение долгое время.
Показательно, что старшеклассники при выборе профессии и вуза не ориентируются на мнение специалистов – психологов и педагогов. Во многом, это является следствием отсутствия целостной системы профориентационного сопровождения старшеклассников в общеобразовательных школах, не смотря на то, что с каждым годом потребность в этой работе становится все больше и больше [4].
Исходя из вышеизложенного, мне представляется необходимым в целях реализации Послания Президента РФ Собранию по организации работы образовательного модуля «Старт в профессию» и в целях привлечения внимания обучающихся к выбору профессий (специальностей), пользующихся спросом на рынке труда, повышение интереса к рабочим профессиям и получения практических навыков на специализированных площадках ежегодно проводить мероприятие «Город мастеров». Свою работу ведут следующие площадки:
1. «Салон красоты».
2. «Строймастер».
3. «Дизайн».
4. «Империя вкуса».
5. «Завод».
6. «Криминалистика».
7. «Магазин».
8. «Ателье».
9. «Сервисный центр» и т.д.
В результате проведения мероприятия учащиеся получают множество навыков, могут почерпнуть полезную информацию и определиться с выбором профессии. Неоднократно старшеклассники становятся призерами и победителями школьного, городского и республиканского этапов конкурса «Город мастеров» (Приложение1).
Стоит отметить, что ежегодно в МОУ «СОШ с УИОП №38» и МОУ «СОШ №40» приглашаются специалисты отдела профориентации и профессионального обучения Центра занятости населения «Саранский», которые проводят компьютерное тестирование учащихся старших классов с целью выявить их способности и потребности, обозначить ряд профессий, находящихся в сфере их профессиональных склонностей и интересов (Приложение 2). Также для учащихся проводятся дни открытых дверей в ВУЗах и СУЗах города.
На классных часах и внеурочное время учащимся предлагается серия видео-уроков «ПроеКТОриЯ», где известные специалисты рассказывают о различных профессиях, проводятся онлайн-конференции для учащихся и педагогов в рамках регионального образовательного модуля «Старт в профессию», дистанционные конкурсы «Ярмарка идей», «Идея-prof» и т.д., тем более современный цифровой формат очень удобен в условиях пандемии, когда очные занятия и встречи с представителями различных профессий невозможен. Такой формат позволяет детям и педагогам взаимодействовать не только с представителями своего города, но и со специалистами из других городов и даже стран.
Таким образом, одним из перспективных направлений деятельности школьных психологов на сегодняшний момент является профориентация старшеклассников в условиях цифрового пространства – молодых людей, планирующих поступать в высшие учебные заведения. Своевременно и грамотно проведенная профориентационная работа поможет будущим выпускникам школ принять одно из главных решений в жизни – выбрать профессию, соответствующую их интересам и возможностям, будет способствовать успешному становлению личности и дальнейшему профессиональному развитию. К тому же, современный формат проведения профориентационного тестирования и ознакомления с различными профессиями дает возможность в более сжатое время дать больше возможностей для ознакомления и выбора своего жизненного пути.
Список литературы
1. Андронов В. П. Значение прогностических способностей для профессионального самоопределения старшеклассников / В. П. Андронов, М. С. Ионова. Саранск : Интеграция образования, 2015. Т. 19. №1 (78). С. 118 123.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 398 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Гаудеамус, 2005. – 336 с.
4. Ионова М. С. Профориентационное направление в деятельности психологической службы ВУЗа / М. С. Ионова. Саранск : Вестник Мордовского университета, 2011. №2. С. 20 22.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
6. Платонов К. К. Профессиональная ориентация молодежи / К. К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1978. – 271 с.
7. Потапова М. Г. Развитие прогностических способностей как условие профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. Г. Потапова. – Ставрополь, 2006. – 21 с.
8. Практическая психодиагностика. Методика и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – 672 с.
9. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. – М. : МГППИ, 1999. – 67 с.
10. Регуш Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
Приложение 1
Фотоотчет об участии старшеклассников в школьном, городском и республиканском этапах профориентационного мероприятия «Город мастеров»
Приложение 2
Фотоотчет о проведении профориентационного компьютерного тестирования старшеклассников специалистами ЦЗ «Саранский»