12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина35

Тема: Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Цели деятельности учителя: 

1) познакомить с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»;

2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

3) формировать навык осознанного чтения;

4) познакомить с биографией В. В. Голявкина.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: открытие новых знаний 

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием.


 

I Организационное начало урока. Добрый день, уважаемые гости и ребята! Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу.

Я очень люблю уроки литературного чтения. А Вы? Почему? Что сегодня вы ждете от урока? Начните свой ответ так. Как написано на слайде. (Сегодня на уроке мне хотелось бы….)

Чтобы все у нас получилось, как задумали, что необходимо? Пусть все у нас получится.!

II Актуализация знаний.

Начинаем наш урок. (слайд 2: открылась книга)  А, начнем мы наш урок с просмотра мультфильма,

снятого по стихотворению польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык стих перевела Елена Благинина. Внимательно посмотрите, послушайте и скажите, что хотел сказать этим стихотворением автор ( мультфильм)

Ребята, о чём это стихотворение? ( надо хорошо трудиться, нельзя лениться)Ребята, ну а вам 10-11 лет, вам же не надо работать, можно и не трудиться. (надо ходить в школу, учиться, чтобы многое узнать) Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить, о труде, о том, какой ваш главный труд).

Молодцы. Попробуйте отгадать загадку:

И колючая и злая

Больно за язык кусает.

Почему она так злится

Эта горькая 

                 (Горчица)
- Какая горчица на вкус?

- Вам нравится горчица? Как связана горчица и наш мультфильм?

А сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы  не ел»

 Какие главные цели мы поставим на урок?

( 1)познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;

2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы  не ел».)

- Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 29

.  Назовите еще раз автора сказки? (Виктор Владимирович Голявкин)

- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения его  вы уже читали?

- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

Слово об авторе

 Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов.

  Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же.

отдушиной для Голявкина стала детская литература. Когда вы будете читать его рассказы, обратите внимание на игру со словами. Слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа. Поэтому произведения Голявкина для детей всегда хорошо принимаются читателями.

      Умер Виктор  Владимирович Голявкин  в Петербурге 27 июля 2001 года.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением, у которого очень интересное название. (слайд)

-Как вы думаете, почему произведение так называется?

- О ком оно? (Кто являлся героями произведений Голявкина?)

- какое выражение лица у человека, который наелся горчицы?(уберите лишнее слово) слайд

- Ел он горчицу или не ел? Какое мы можем сделать предположение? (мальчику стало грустно). А вам когда грустно? Когда весело?

Словарная работа.

 В тексте вам встретятся незнакомые слова , прочтите значение данных слов на слайде.

Как вы думаете, что означает это слово? Сейчас проверим. (1 ученик читает в словаре)

ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

-Я вам предлагаю не только выяснить, что произошло с главным героем произведения, но и отобразить это в иллюстративной форме. Результатом нашей будет схема-маршрут, главного героя. Карандашом отмечайте непонятные, неизвестные слова, а потом зададите их друг другу.

Чтение с предсказанием:

Текст читают сильные учащиеся ( к кому я дотронусь) до конца стр.30.

- Как вы думаете, о чём будут говорить дворник и мальчик?

Продолжаем читать «эстафетой» до слов: Один экскаватор остановился. ( стр.33)

- что произойдёт дальше, как вы думаете?


 

Скажите, что означает фраза «будто горчицей объелся»?

«Гляди-ка, парень как рот раскрыл.»

«Попусту не катайся.»

- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найди слова-подтверждения в тексте.( Хотелось петь, испытывал радость)

Проанализируйте и скажите - почему же скучно мальчику?  

Он везде лишним оказывается.

С ним никто не хочет общаться. Не получилось прогулять уроки и получить от этого удовольствие, замучила мальчишку совесть. Так автор одной фразой сумел передать это чувство. Хоть и пытается лентяй делать веселую физиономию, а все равно будто горчицей объелся...

Чтобы вы посоветовали мальчику, чтобы ему не было скучно ? ( Всегда ходить на уроки, общаться с одноклассниками.)

Какой он? Хитрый, глупый, остроумный? Как, на ваш взгляд, связан поступок героя с его характером?

Он был ленивый, а учеба это труд. –

Ему надоело учиться.

Он думал, что ничего не делать лучше, чем учиться, а оказалось хуже.

Подумайте и скажите, какое место в рассказе можно назвать самым напряженным и почему?

в конце рассказа, когда мальчику стало грустно.

мальчик видит, что он ничего не умеет делать, и никому он не интересен.

Чему нас учит этот рассказ?

Надо ходить в школу и не пропускать уроки.

Сейчас для нас главное - учиться, а когда вырастим - работать.

Какой жизненный урок можно извлечь из этого рассказа? (каждый человек должен заниматься полезным делом.)

Зачем нам нужно было изучать это произведение?

чтобы задуматься над своими поступками

понять, как это хорошо - учиться.

посмотреть на себя - ученика со стороны.

 

- на самом ли деле он наелся горчицы? ( нет)

- Почему же тогда ему так сказали? ( было грустное, глупое выражение лица)

- А какое лицо у детей, которые идут из школы? ( радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное)

- Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу? (прочитайте)

( кондуктор)

- С людьми каких профессий встретился мальчик? ( строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)

- Каково же название болезни мальчика? ( лень)

- Кто прежде всего может и должен помочь главному герою? ( он сам)


Физическая пауза. (слайд 13)

Я попрошу вас смоделировать содержание текста.  (на доске схема рассказа)

- Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа

- Имеются лишние элементы? ( Нет эпизода, где говорилось бы о встрече с товарищем.)

- Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей рассказа.

Дети выходят по – одному к доске и, выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности.


 

  Я предлагаю взять карточку №1 и ответить на вопрос «Верите ли вы, что…»: Проверим, как вы запомнили содержание прочитанного. Игра «верю - не верю»



 

На улице была весна, светило солнышко ( верю)

Главный герой залез на строительные леса и любовался городом. ( не верю)

Дворник разрешил взять метлу мальчику ( не верю)

На трамвае мальчик доехал до кольца ( верю)

Свой портфель герой носил с собой ( не верю)

На улице мальчик громко пел. ( верю)

Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки ( не верю)

3.1. Проверяем результаты игры «верю «не верю» (слайд 12)

Обменялись тетрадями. Ручкой другого цвета исправить ошибки в тетради соседа. Ответы на экране.

Обменялись тетрадями. У кого не было ни одной ошибки? Молодцы.


 

У ребят 3 ряда задание- нужно собрать пословицы. А 1и 2 ряд по парам ищут ошибки в цитатах из рассказа.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу 5 поставят. (выгонят). А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. 

И тут вспомнил я про горчицу, что учительница

(Кондукторша) мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. 

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять рабочих (экскаваторов) землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! 


 

Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.

(слайд 20)

Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
 
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В молодости не учился – жизнь потерял.

Без работы день годом станет.

Сделал дело- гуляй смело.

Без дела жить- только небо коптить.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Делу время -потехе час

Ребята, созвучны ли мультфильм , который смотрели вначале урока, пословицы, наш рассказ. Какая между ними связь? Что общего между героями мультфильма и рассказа? (все должны трудиться, приносить пользу государству)


 

Подведение итогов урока
— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)
- Так почему у мальчика было грустное и плохое настроение?( он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.)- Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?( Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться?)- Чему учит этот рассказ?( Нужно учиться, не прогуливать)

Рефлексия.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – открыли глаза и улыбнулись мне, кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше- поаплодировали себе.

Домашнее задание. ( по выбору)

Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.

Подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.

(Слайд 23) Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


 

Приложение

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу 5 поставят.А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. 

И тут вспомнил я про горчицу, что учительница мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. 

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять рабочих землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! 


 


 


 

Игра «Верю- не верю»

1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина, 28.06.18 в 10:15 0Ответить Пожаловаться
Презентация к уроку
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.