Методическая разработка дистанционной викторины по информатике «Безопасный интернет»
Методическая разработка дистанционной викторины по информатике «Безопасный интернет»
Разработчик: Зыкина Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» медицинский колледж железнодорожного транспорта
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ студентов к информационным ресурсам сети Интернет дает
возможность пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у студентов появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:
- киберзависимости,
- заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
- нарушению нормального развития ребенка,
- неправильному формированию нравственных ценностей,
- знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Безопасность в интернете – очень важная проблема нынешнего времени. И касается она всех, от детей до пенсионеров. Она становится все актуальнее в связи с массовым приходом в интернет пользователей, почти, а то и совсем, не подготовленных к угрозам, их поджидающим. Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует в 2015-2016 учебном году включить в программы воспитания и социализации проведение мероприятий, связанных с безопасностью обучающихся в сети Интернет. В связи с этим в образовательных учреждениях возникает необходимость проводить мероприятия, направленные на формирование правильного поведения в сети Интернет.
Викторина «Безопасный интернет» по общеобразовательной дисциплине «Информатика» позволяет проверить и сформировать представление о правилах поведения в сети Интернет. Кроме того, в рамках данной викторины студенты демонстрируют применение полученных знания по общеобразовательной дисциплине «Информатика» в нестандартных ситуациях, раскрывают свои творческие способности.
Цель викторины: формирование у студентов четкого представления о правилах поведения в сети Интернет.
Задачи викторины:
Личностные: Формирование культурного пользователя Интернета. Развитие навыка постановки задачи и нахождения способа её решения. Формирование навыков критического мышления. Способствование всестороннему и гармоничному развитию каждого студента.
Метапредметные: Усвоение умений принимать решения в конкретной жизненной ситуации.
Предметные: Овладение основами безопасного пользования Интернет - сетями.
Викторина «Безопасный интернет» проводится дистанционно на базе медицинского колледжа железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО ИрГУПС.
Дистанционная викторина для студентов 1 курса
«Безопасный Интернет»
В вопросах №1-5 выберете один вариант ответа
1. Клавиатурный шпион – это:
Агент спецслужб, в служебные обязанности которого входит просмотр переписки пользователей
Сотрудник, ведущий протокол собраний и набирающий текст сразу на клавиатуре удаленно подключенной к компьютеру
Программа, отслеживающая ввод пользователем паролей и пин-кодов
Юридический термин, используемый для обозначения правонарушений, связанных с информационной безопасностью
2. Какую цель преследует такая угроза как фишинг?
Перенаправлять любые запросы пользователя в браузере на хакерский сайт о рыбалке
Довести пользователя до самоубийства путем постоянного вывода сообщения «купи рыбу!»
Организовать отправку от имени зараженного пользователя приглашения в гости тёще по электронной почте каждый раз, когда он собирается с друзьями на рыбалку
Обманным путем выудить у пользователя данные, позволяющие получить доступ к его учетным записям
3. Троянская программа опасна тем, что:
Проникает на компьютер под видом полезной программы и выполняет вредоносные действия без ведома пользователя
Ищет на диске какого-то коня, снижая производительность системы
Постоянно читает вслух «Илиаду» Гомера без выражения
Обладает всеми вышеперечисленными возможностями
4. Как определить, что ваш компьютер заражен?
Друзья получают от вас по электронной почте сообщения, которых вы не посылали
Компьютер часто зависает либо программы начинают выполняться медленнее обычного
На диске исчезают или изменяют название файлы и папки
Компьютер издает неожиданные звуки, воспроизводимые в случайном порядке
Все вышеперечисленное
5. Что нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?
Сделать несколько глубоких вдохов и принять витамины
Девушкам выпить не менее литра пива, парням – съесть не менее двух шоколадок
Вызвать милицию и скорую помощь, в особенно сложных случаях еще и пожарных
Отключить компьютер от интернета
Выключить до приезда специалистов монитор
6. Соберите пазл и дайте определение данному понятию.
В ситуациях № 7-10 опишите свои действия.
7. Тебе на электронную почту пришло письмо с интересной игрой от неизвестного пользователя. Что ты будешь делать?
8. Тебе на электронную почту стали приходить письма, содержащие оскорбления, грубости. Что ты будешь делать?
9. Новый друг, с которым ты недавно познакомился в Интернете, просит дать твой номер телефона и сказать адрес. Твои действия?
10. На занятии истории тебе задали найти изображения гербов разных стран. Ты нашел картинку в Интернете, но для того чтобы ее сохранить нужно отправить SMS на указанный номер в Интернете. Как ты поступишь?
11. Русский писатель, философ и общественный деятель 19 века в романе, написанном в 1837 году, похоже, первым предсказал появление современных блогов и Интернета: в тексте романа есть строки: «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». Разгадайте ребус и узнайте фамилию этого писателя.
Ответ: ______________________________________________________ Как назывался роман этого автора? Ответ: ______________________________________________________
12. Существует Всемирный день безопасного Интернета. Чтобы узнать, когда он отмечается, расшифруйте три слова, используя кодовую таблицу флажковой азбуки.
Ответ: ______________________________________________________ Укажите дату, когда данный день отмечался в 2016 году: __________________________
13. Чтобы прочесть правило безопасного поведения в сети Интернет, используйте таблицу со словами. Двигайтесь по ней по указанному алгоритму из выделенной ячейки.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Расшифруйте одно из важных правил безопасного поведения в сети Интернет. Запись двоичного числа соответсвует десятичному числу, которое означает место буквы в руссском алфавите.
1111 | 1010 | 1100 | 10000 | 100 | 101 | 1 |
1111 | 110 | |
10010 | 1 | 10011 | 10011 | 1100 | 1 | 1001 | 11101 | 11 | 1 | 1011 | 10100 | 110 |
10000 |
10011 | 110 | 10 | 110 |
1111 | 110 | 1001 | 1111 | 1 | 1100 | 10000 | 1110 | 11101 | 1110 | ||||||||
1101 | 100000 | 101 | 100001 | 1110 |
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
0-1 балл |
2-3 балла |
4-5 балла |
|
Дизайн |
Оформление в черно-белом варианте. |
Добавлен фон, используются разные виды шрифта. |
Присутствуют картинки, графики, таблицы, фотографии. |
Название буклета |
Оригинальное, но не соответствует теме буклета. |
Стандартное, соответствует теме буклета. |
Оригинальное, соответствует теме буклета |
Содержание |
Информация сухая, неинтересная. |
Информация интересная, но в очень большом количестве. Много лишнего. |
Информация очень интересная и редкая, взятая в дополнительных источниках. Количество информации небольшое, взято самое важное. |
Грамотность |
Допущены грубые орфографические и пунктуационные ошибки |
Допущено 2-3 орфографических и/или пунктуационных ошибок |
Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки |
15. В любой доступной тебе программе (Microsoft Word, Microsoft Publisher и др.) разработай буклет на тему «Безопасный Интернет». Оценивание буклета будет осуществлять по критерия
Максимальное количество баллов – 40.
Кордубан Елена Васильевна