12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Вылекжанина64

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

среднего образования

Серовский профессиональный техникум

структурное подразделение Кадетская школа-интернат















Викторина по литературе в честь 125-летия Сергея Есенина

для учащихся 10-11 классов









Составила: Вылекжанина Ольга Яковлевна

Учитель русского языка и литературы











г. Серов

2021 год



Урок-викторина «Что? Где? Когда?»,

посвящённая 125-й годовщине со дня рождения С. А. Есенина

Цель: Популяризировать творчество С. А. Есенина.

Задачи: 1. Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве Сергея Есенина и привносить им новые знания.

2. Развивать у учащихся познавательный интерес к творчеству авторов, посвятивших свою жизнь воспеванию России, её природы и народа, населяющего любимую ими землю.

3. Формировать осознание необходимости связи человека с родной страной и умение видеть великое в малом.

Оборудование: игровой стол, волчок, номера вопросов, талисман совы, гонг, проектор, на котором демонстрируются слайды с портретами великих людей и записи песен на стихи Сергея Есенина.

Условия

1. Все участники делятся на 3 команды по 5 учеников.

2. Выбирают капитанов команд, им вручается талисман в виде совы – символа мудрости.

3. Команды занимают место за игровым столиком согласно жеребьёвке.

4. Каждая команда имеет возможность ответить на 5 вопросов, но если играющая команда не даёт правильный ответ, то отвечать могут игроки другой команды.

5. На размышление команде отводится 1 минута. По сигналу гонга обсуждение прекращается. Капитан говорит «ответ готов» и один из участников команды даёт полный ответ на вопрос.

6. Если ответ готов сразу, то минута сохраняется за командой и ею можно воспользоваться при обсуждении следующего вопроса.

7. Если стрелка указывает на скрипичный ключ, значит будет музыкальная пауза.

8. Две другие команды могут обсуждать вопросы, но право первого ответа сохраняется за играющей командой.



Вступление учителя: «Я думаю: как прекрасна Земля и на ней человек», - так писал в своём стихотворении Сергей Есенин. Какое точное умозаключение. Нельзя любить землю вообще. Человека – вообще. Только любя свою родину, свой народ, можно стать великим гуманистом, художником близким, доступным, понятн6ым людям разных стран и наций. Национальное и интернациональное всегда в творчестве настоящего художника находится в нерасторжимом единстве. Вероятно, поэтому поэзия Есенина удивительно земная и вместе с тем вселенская.

Затем оглашаются условия викторины.

«Желаю всем успехов!»

Викторина

1. Сергей Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он любил повторять сказку о трёх братьях в «Коньке-Горбунке». Кого он считал старшим братом, средним и кто был младшим братом?

2. Всё творчество Сергея Есенина посвящено одной главной теме – теме Родины, и в то же время в его стихах возникают конкретные черты русской деревни – какой?

3. В ранних стихотворениях Есенина создаётся один центральный всеобъемлющий образ – Голубая Русь. Подтвердите конкретными строчками из стихов это утверждение.

4. Какие тропы использует поэт в этих строчках:

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер.

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

5. В некоторых произведениях Сергея Есенина лирический герой прямо признаётся в любви к родному краю. Приведите 3-4 примера.

6. Каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает себе своего Мастера. Кого выбрал Есенин, чтобы отнести на суд свои стихи и почему?

7. Как вы понимаете смысл строчек С. Есенина «Нежным даётся грусть»?

8. За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение:

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди…

А кому Есенин посвятил похожие строки:

До свиданья, пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

9. Из какого произведения Есенина эти строки и чей образ вспоминает его герой?

10. Какой основной вопрос волновал Сергея Есенина?

11. О ком из поэтов С. Есенин так выразился:

Такой прекрасный

И такой далёкий,

Но всё же близкий,

Как цветущий сад.

12. Какие географические названия упоминаются в «Персидских мотивах»? Назовите хотя бы 3 из них.

13. Какие имена великих людей упоминаются в «Персидских мотивах»? Назовите хотя бы 3 из них.

14. Какой народный музыкальный инструмент часто упоминается в стихах Есенина?

15. Назовите лексические значения слов из стихотворений Сергея Есенина: за корогодом, в купырях, сутемень, в дёжке, потом пропахшая выть.









Ответы на вопросы викторины

1. Сергей Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он любил повторять сказку о трёх братьях в «Коньке-Горбунке». Кого он считал старшим братом, средним и кто был младшим братом?

(Старший – это А. В. Кольцов (1809 – 1842), средний – Н. А. Клюев (1884 – 1937), младший – он сам).

2. Всё творчество Сергея Есенина посвящено одной главной теме – теме Родины, и в то же время в его стихах возникают конкретные черты русской деревни – какой? (село Константиново Рязанской губернии).

3. В ранних стихотворениях Есенина создаётся один центральный всеобъемлющий образ – Голубая Русь. Подтвердите конкретными строчками из стихов это утверждение. («Топи да болота, синий плат небес…», «На небесном синем блюде жёлтых туч медовый дым…», «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку, - люблю до радости и боли твою озёрную тоску…»

4. Какие тропы использует поэт в этих строчках:

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер.

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

(Эпитеты: златая Русь, неуёмный ветер, пастушескую грусть; риторическое обращение: Звени, звени, златая Русь).

5. В некоторых произведениях Сергея Есенина лирический герой прямо признаётся в любви к родному краю. Приведите 3-4 примера. («Край любимый, сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…», «Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу…», «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу!», «Холодной скорби не измерить, ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – я научиться не могу».

6. Каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает себе своего Мастера. Кого выбрал Есенин, чтобы отнести на суд свои стихи и почему?

(В 1925 году поэт выбрал А. Блока и отнёс ему свои стихи в дом на Пряжке. Этих поэтов сблизила Россия. «Главная моя тема – это Россия,- утверждал А. Блок. – Ей я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», - так писал С. Есенин.)

7. Как вы понимаете смысл строчек С. Есенина «Нежным даётся грусть»?

(Главный смысл этих строчек заключается в том, что «нежным» людям, то есть людям, умеющим чувствовать состояние другого человека и относиться к ним с пониманием, конечно, становится грустно, потому что в мире люди несовершенны. От сознания несовпадения идеальной личности и конкретного человека становится грустно и печально «нежным» людям.)

8. За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение:

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди…

А кому Есенин посвятил похожие строки:

До свиданья, пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

(«В Хороссане есть такие двери…», 1925; Есенин обращается к Шаганэ Тертерян (Тальян)

9. Из какого произведения Есенина эти строки и чей образ вспоминает его герой? (Образ Анны Снегиной из одноимённой поэмы Сергея Есенина)

10. Какой основной вопрос волновал Сергея Есенина? («Куда несёт нас рок событий?»)

11. О ком из поэтов С. Есенин так выразился:

Такой прекрасный

И такой далёкий,

Но всё же близкий,

Как цветущий сад.

(Эти слова об А. С. Пушкине как символе вечной жизни)

12. Какие географические названия упоминаются в «Персидских мотивах»? Назовите хотя бы 3 из них. (Россия, Тегеран (столица Ирана), Хороссан (историческая область Большого Ирана), Евфрат, Босфор, Багдад (столица Ирака), Шираз (город на юге Ирана), Персия (Иран).

13. Какие имена великих людей упоминаются в «Персидских мотивах»? Назовите хотя бы 3 из них. (Саади (персидский поэт, мыслитель), Хаям (Омар Хайям - персидский философ, математик, астроном, автор цикла философских рубаи), Гассан (Изеттдин Гасан-оглу - персидский поэт азербайджанского происхождения конца XIII – нач. XIV вв.), Фирдуси (Хаки́м Абулькаси́м Фирдоуси́ Туси́ — персидский поэт, классик персидской литературы, автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»).

14. Какой народный музыкальный инструмент часто упоминается в стихах Есенина? (Тальянка — это однорядная ручная гармоника, которая в XIX веке была особенно популярна на севере России и в Поволжье.)

15. Назовите лексические значения слов из стихотворений Сергея Есенина: за корогодом, в купырях, сутемень, в дёжке, потом пропахшая выть. (За корогодом - хороводом, в купырях – травянистые растения из семейства зонтичных, сутемень - полумрак, в дёжке - хлебное тесто, а также деревянная кадушка (иногда дуплянка) для его приготовления, потом пропахшая выть – в селе Константиново "вытью" называли 50—60 дворов, которым выделялись общие участки земли для пахоты и покоса.)







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.