12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Латышева Надежда Леонидовна10889
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Математическая мозаика»

 ГБПОУ ВО «Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

ВИКТОРИНА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

КАЛЕЙДОСКОП»

Жизнь коротка, наука бесконечна…

Гиппократ

Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного.

Аристотель

Если ясное и очевидное само себя объясняет, то загадка будит творческую мысль.

Цвейг

Цели проведения мероприятия:

Развивающие:

развивать интерес к математике;

развивать интерес к получению дополнительной информации;

развивать аналитическое мышление студентов;

развивать коммуникативные способности студентов;

побудить студентов творчески, оригинально подходить к решению поставленных задач;

развивать навыки творческой работы в группе.

Образовательные:

закрепить знания и умения по дисциплине Математика;

обучить самостоятельному поиску информации в периодической печати, дополнительной литературе;

способствовать расширению кругозора студентов.

Воспитательные:

раскрыть творческие способности студентов;

формировать чувство ответственности, умение создать в коллективе атмосферу взаимного доверия и сотрудничества, сплотить группу.

Задачи мероприятия:

повторение и закрепление знаний по алгебре и геометрии;

расширение и углубление знаний об истории математики;

закрепление теоретических знаний в игровой форме, с использованием занимательного материала;

закрепление знаний в процессе решения нестандартных задач, анализа ситуаций.

Подготовительный этап.

  • Работа над сценарием.

    Отбор студентов и создание двух команд.

    Выбор капитанов, разработка студентами названия, символики и девиза команд.

    Сбор материалов.

    Подготовка компьютерной презентации и раздаточного материала.

    Подготовка музыкального оформления.

    Выбор жюри.

    Подготовка грамот и подарков за участие.

    Оформление кабинета.

Оформление и оборудование.

ПК, проектор, экран.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, картинки и т.д.

Бумага, ручки.

СЦЕНАРИЙ

Конкурс 1: Разминка.

Командам предлагается по очереди называть слова, относящиеся к теме «Функция».

Проигрывает команда, затрудняющаяся назвать очередное слово более 10 секунд.

Команда-победитель получает 1 балл.

Конкурс 2: Назови слово (блиц-викторина)

1-ая команда:

Что есть у каждого растения, слова и уравнения? (Корень)

Как называется единица с шестью нулями? (Миллион)

Запись какого-нибудь правила с помощью букв. (ФОРМУЛА).

Ученый, обессмертивший предмет своей одежды. (Пифагор).

Наименьшее простое число (2)

Этим словом можно заменить 100 кг. (ЦЕНТНЕР).

Какому числу не должно равняться основание логарифма? (1)

Утверждение, которое не доказывается. (АКСИОМА).

Какой буквой обозначается ось аппликат? (z)

Число, стоящее перед буквой. (КОЭФФИЦИЕНТ).

2-ая команда:

Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. (МАСШТАБ).

Какое число всегда делится без остатка и в результате ничего не даёт? (НУЛЬ).

Замена числа ближайшим к нему натуральным числом или нулём. (ОКРУГЛЕНИЕ).

Чему равен sin 30° ? (1/2)

В этом числе содержится 100 десятков. (ТЫСЯЧА).

Сколько точек пересечения имеют скрещивающиеся прямые? (Ни одной)

Старинная мера длины, равная 25 мм. (ДЮЙМ).

Нужен ли для вычисления площади сферы радиус? (Да)

Как называют симметрию относительно точки? (Центральная)

Геометрическая форма бублика. (тор).

За правильный ответ – 1 балл с правом перехода вопроса к другой команде.

Конкурс 3: Назови пословицу

Командам предлагается вспомнить и записать в течение 3-4 минут как можно больше пословиц, поговорок, фразеологизмов с использованием единиц измерения длины, веса, денежных единиц.

Команды зачитывают пословицы по очереди, не повторяясь.

За каждую пословицу присваивается 1 балл.

Конкурс 4: Составь ребус

Командам необходимо придумать и нарисовать ребус, содержащий число.

За каждый ребус присваивается 1 балл.

Конкурс 5: Покажи без слов

Из каждой команды приглашается 1 человек, который тянет карточку, содержащую какое-либо математическое понятие. Задание: без слов, только жестами показать его своей команде.

площадь

объем

транспортир

прогрессия

функция

переменная

уравнение

биссектриса

координата

гипотенуза

Остальные члены команды отгадывают этот термин.

За верно угаданное слово команде присваивается 3 балла.

Конкурс 6. Цитаты

Командам необходимо вставить в цитаты пропущенные слова.

1. «Решение трудной математической проблемы можно сравнить …»

Н. Виленкин

А) с покорением вершины

Б) с взятием крепости
В) с открытием истины

2. «Тот, кто склонен …, не способен изучить то, что нужно»

Демокрит

А) лениться
Б) мечтать

В) противоречить и много болтать

3. «Великое искусство научиться многому – это браться сразу за …»

Джон Локк

А) немногое
Б) многое
В) всё

4. «Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем …»

А.Д. Александров

А) религия

Б) искусство
В) музыка

5. «В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике - …»

Р. Бэкон

А) красоту
Б) здравомыслие

В) проницательность

За каждый правильный ответ – 1 балл

Конкурс 7: Реши задачу

Команда обсуждает ситуацию и представляет ответ в письменном виде.

 

За вторую половину XX века благодаря научно-техническому прогрессу цены на компьютеры снизились в 52 раза. Это означает, что стоимость компьютеров за данный период сократилась (укажите наиболее близкий ответ):

а) на 5200% г) на 48%

б) на 5100% д) на 98%

в) на 2%

 

 

За правильный ответ – 3 балла.

Верный ответ: д).

Конкурс 8: Примени логику

Задача

В олимпиаде по математике для абитуриентов приняло участие 40 учащихся, им было предложено решить одну задачу по алгебре, одну по геометрии и одну по тригонометрии. По алгебре решили задачу 20 человек, по геометрии – 18 человек, по тригонометрии – 18 человек.

По алгебре и геометрии решили 7 человек, по алгебре и тригонометрии – 9 человек. Ни одной задачи не решили 3 человека.

Сколько учащихся решили все задачи?

Сколько учащихся решили только две задачи?

Сколько учащихся решили только одну задачу?

Ответ:

5 учеников решили три задачи;

9 учеников решили только по две задачи;

23 ученика решили только по одной задаче.

За правильный ответ – 3 балла.

Конкурс 9:Советская головоломка

За правильное решение этой головоломки, абитуриенты некоторых ВУЗов в СССР зачислялись, минуя экзамены. Даже в наше время эта загадка считается одним из лучших способов тестирования внимания и логичность мышления.

Ответы:

1. Сколько туристов живет в этом лагере?

Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки.

2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина. И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой «К»)

3. На чем они сюда приехали?

На лодке. Возле дерева стоят вёсла. Это советская загадка, а в то время машин не было в столь большом количестве.

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко.

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?

На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче — на северной. А теперь можно посмотреть на пламя костра — оно «тянется» на север. Следовательно ветер южный.

6. Какое сейчас время дня?

Утро, так как тень подает на запад => солнце светит с востока.

7. Куда ушел Шура?

Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку.

8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)

Итак, Шура ушёл за бабочками, Коля сидит возле рюкзака с буквой "К". Ещё один мальчик — фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой «В», в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву «В» — Вася. Методом исключения — сегодня дежурит Петя. Значит вчера дежурил Коля.

9. Какое сегодня число какого месяца?

Сегодня дежурит Петя 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и не опавшая листва

Уровень IQ:

1. Решили все загадки 130 и больше

2. Не решили одну ~ 120

3. Не решили 2 загадки ~ 110

4. Не решили 3 загадки ~ 100

5. Не решили 4 загадки ~ 95

6. Не решили 5 загадок ~ 90

7. Не решили 6 и более - меньше 85

Опубликовано в группе «Математическая мозаика»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Латышева Надежда Леонидовна, 15.03.17 в 16:34 5 Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам понравилось!
Лукьянченко Светлана Викторовна, 26.03.17 в 10:11 5 Ответить Пожаловаться
Надежда Леонидовна. спасибо Вам за отличный калейдоскоп.
Латышева Надежда Леонидовна, 26.03.17 в 18:20 4 Ответить Пожаловаться
Пожалуйста! Пользуйтесь с удовольствием!
Радченкова Тамара Ивановна, 01.04.17 в 09:32 4 Ответить Пожаловаться
Очень интерсно.особенно понравилась советская гловоломка.решала сама, а потом сверялась с вашими ответами. Класс!
Латышева Надежда Леонидовна, 01.04.17 в 15:05 4 Ответить Пожаловаться
Моим студентам тоже очень нравится советская головоломка!
Латышева Надежда Леонидовна
Комментарий был удалён пользователем 01 апр 2017 в 15:05
Радченкова Тамара Ивановна, 01.04.17 в 15:08 4 Ответить Пожаловаться
Я с с большим удовольствием е разгадывала.Очень познавательно Учит внимательности, развивает логику.
Латышева Надежда Леонидовна, 01.04.17 в 15:31 4 Ответить Пожаловаться
Между прочим, мне ее муж нашел. Он всегда очень точно угадывает, что понравится моим ученикам!
Медведева Татьяна Петровна, 06.04.17 в 20:59 5 Ответить Пожаловаться
Мне дочь тоже подсовывала её и очень удивилась, когда я её разгадала
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.