Математическая викторина для 10–11 классов на тему «Своя игра»
Пояснительная записка к презентации
Автор: Ботнева Мария Юрьевна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Твери
Аннотация: Внеклассное математическо-развлекательное мероприятие по математике для учащихся любого возраста. В игре принимают участие 3 команды. Правила соответствуют викторине телеканала НТВ.
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: неделя математики.
Предмет: математика
Возрастная группа (класс): 10-11 класс
Название сценария: «Своя игра»
Цель: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.
Задачи:
Стимулировать поисково-познавательную деятельность.
Повысить интерес обучающихся к предмету.
Расширить кругозор учащихся.
Подготовительный этап: формируются команды, сообщается время игры и темы для подготовки к игре.
Оформление зала, сцены, класса и др.: плакаты и газеты, посвященные математикам.
Ведущие, выступающие и помощники:
В роли ведущего – учитель.
Подсчет текущих баллов ведут три ученика.
Время реализации: 1 час
Авторский медиапродукт:
Операционная среда - Windows; Microsoft Office Power Point.
Вид медиа продукта – наглядная презентация, Microsoft Office Power Point из 52 слайдов.
Необходимое оборудование и материалы для проведения:
планшеты и маркеры;
дипломы для победителей и участников;
персональный компьютер, медиа проектор, экран
Ход сценария:
1.Организационный момент (Рассаживание по местам команд, членов жюри и счётной комиссии).
2. Вступительное слово ведущего.
Приветствуем участников викторины «Своя игра» (капитан представляет всех членов команды, класс, название).
Оценивать наших участников будет компетентное жюри в составе … (Представление членов жюри). В игре принимает участие также счётная комиссия в составе…(Представление членов счётной комиссии). Они будут вести подсчёт полученных очков.
3. Постановка цели и задач.
4. Знакомство с правилами игры.
Игра состоит из трех раундов. В первых двух раундах команды отвечают на вопросы, зарабатывая при правильном ответе и теряя очки при неправильном. Право отвечать на вопрос имеет та команда, чей капитан поднял вверх планшет первым, определять это я поручаю счетной комиссии. Внимание! Вы имеете право поднять планшет вверх раньше, чем я дочитаю вопрос.
В ходе игры вы можете выбрать вопрос-аукцион. В этом случае команда имеет право изменить стоимость вопроса, а команды-соперники могут предложить большую стоимость, исходя из имеющихся у них очков, тогда право ответа переходит к ним.
Так же в ходе игры может попасться «Кот в мешке». Этот вопрос нужно отдать для ответа соперникам.
5. Жеребьевка.
Капитаны, напишите на планшете любое число и покажите его. Право ответа у команды, написавшей среднее число.
6. Первый раунд.
Ребусы |
10 |
задача |
|
20 |
доказательство |
||
30 |
аксиома |
||
50 |
стереометрия |
||
70 |
модуль |
||
Веселые вопросы |
10 |
У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца? |
7 |
20 |
Какой цифрой заканчивается произведение всех нечётных двузначных чисел? |
5 |
|
30 |
Блокнот с оберткой стоит 11 рублей. Сам блокнот на 10 рублей дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности?(кот в мешке) |
10,5 и 0.5 |
|
50 |
Сколько будет трижды сорок и пять? |
125 |
|
70 |
По стеблю растения, высота которого 11 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 м., а ночью опускается на 2 м. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения? |
9 |
|
Старинные меры |
10 |
Длина руки от локтевого сгиба до кончиков пальцев? |
локоть |
20 |
Расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.(вопрос-аукцион) |
пядь |
|
30 |
Говорят, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Сколько это килограмм? |
16 |
|
50 |
Старинная мера длины, равная длине первой фаланги указательного пальца. |
вершок |
|
70 |
Расстояние между пальцами вытянутой левой руки и носком отставленной правой ноги |
Косая сажень |
|
С миру по нитке |
10 |
14 марта во всем мире празднуется день этого числа. |
|
20 |
На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера? |
||
30 |
Решите анаграмму “РРАТСОТНРПИ” |
||
50 |
Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый? |
||
70 |
Многие знают о памятнике числу π в Сиэтле(США). Но в России таких памятников несколько. Назовите хотя бы один город, в котором есть такой памятник. |
7. Второй раунд.
Занимательная алгебра |
20 |
Спортсмен хочет успеть на поезд, но до отхода поезда остаётся 2 минуты, а путь до вокзала 2 км. Если первый километр он будет бежать со скоростью 30 км/ч, то с какой скоростью он должен пробежать второй километр. |
Он опаздал |
40 |
Тремя двойками, не употребляя знаков действий, запишите возможно большее число. |
222 |
|
60 |
Как называется прибор, который использовали школьники для упрощения вычислений до изобретения микрокалькулятора? |
Логарифмическая линейка |
|
80 |
Как называлась счётная доска у древних греков? |
аббак |
|
100 |
Докажем, что 2 = 3. Запишем верное равенство 4 – 10 = 9 – 15. Прибавим к обеим его частям
|
Извлечение корня |
|
Мир чисел алгебра |
20 |
В древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Число шестьдесят играло у них такую же роль, как у нас десять. Например, число 137 вавилонский ученый представлял себе так: 2 шестидесятки + 17 единиц = 137. |
шестидесятеричной |
40 |
Народы Европы получили позиционную систему счета от арабов, но изобрели ее не они. Сами цифры, которыми мы пользуемся, тоже изобретение математиков этой древней страны. Какой? |
Древняя Индия |
|
60 |
Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5? |
0 |
|
80 |
На одном дереве сидело 20 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 7 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?... (кот в мешке) |
0 |
|
100 |
Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. Слово «солист» означает один. А происходит оно от латинского слова «солюс» — один. Название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т.д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. «Один» звучало как «мужчина», а «два» — как «женщина». А какими местоимениями можно называть числа 1 и 2: |
Я и мы |
|
Наглядная геометрия |
20 |
Из тел заданного объема эта фигура имеет наименьшую площадь поверхности. |
шар |
40 |
Любимая пространственная фигура египтян. |
пирамида |
|
60 |
Лист бумаги прямоугольной формы перегнули пополам шесть раз. В средней части этого сложенного листа просверлили насквозь два отверстия. Сколько отверстий можно будет насчитать на листе после его разворачивания в исходное положение? |
128 |
|
80 |
С давних пор люди пытались объемные тела изобразить на плоскости так, чтобы их можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась глубина пространства. Была разработана научная теория их изображения. На рисунках линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, имеет меньшие размеры. С этим понятием вы познакомились на уроках рисования. Что это за понятие? |
перспектива |
|
100 |
Солнечный луч составляет с поверхностью Земли угол 400. Под каким углом к горизонту следует расположить плоское зеркало, чтобы солнечный луч попал на дно глубокого вертикального колодца? |
65 |
|
Великие имена |
20 |
Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Эта теорема названа по имени французского математика, который ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений. Назовите его имя. |
Франсуа Виет. |
40 |
«Математика — царица наук, арифметика — царица математики». Назовите автора высказывания. |
Карл Гаусс |
|
60 |
(Аукцион») Именем этого французского философа названа прямоугольная система координат. |
Рене Декарт |
|
80 |
Родиной этого ученого двадцать два столетия назад стал город Сиракузы. Великий греческий ученый стал первооснователем начал математической физики и математического анализа. Он разработал особую систему для записи сколь угодно больших чисел, вычислил расстояние от Земли до Солнца и многое другое. Он был убит римским воином в то время, когда чертил на песке геометрические фигуры, пытаясь отыскать новые их свойства. Назовите его. |
Архимед |
|
100 |
Рассказывают, что однажды фараон пожелал узнать высоту пирамиды. Но никто не смог определить ее. Этот ученый справился с поставленной задачей. Он выбрал день и час, когда его собственная тень стала равной его росту. Измерив тень, которую отбрасывала пирамида, он установил ее высоту. Назовите имя этого ученого. |
Фалес Милетский. |
8.Финал.
Каждая команда убирает тему, которая нравится меньше всего и делает ставку, исходя из количества набранных баллов. Ставку сообщает счетной комиссии. На обдумывание 2 минуты.
Задача со спичками |
Переложить 2 спички так, чтобы равенство стало верным. |
|
Великий математик |
Когда ей было 8 лет, стены ее комнаты, из-за нехватки обоев, оклеили листами из учебника высшей математике. Как она потом вспоминала, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти». |
Софья Васильевна Ковалевская |
День недели |
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Назовите этот день. |
Среда |
Ох уж эта геометрия |
Помогите эрудиту найти площадь треугольника. |
Такого треугольника не существует! |
9.Заключение, награждение победителей.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
И. Гладунец, Математическая викторина «Своя игра»/ Математика. – 2010. -№12. –с.12-14.
Нестеренко, Ю.В. Задачи на смекалку/ Ю.В.Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К.Потапов. – М.:Дрофа, 2003.- 240с.
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/igry-dlja-detei-rebusy.html Блог Наталья Константиновна Клочкова
http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html Время забав
http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy Песочница.ru
http://www.igraza.ru/page-1-1-20.html IgraZa.ru учимся играя
http://festival.1september.ru/articles/630191/ Климова Т.Н, Викторина "Математические заморочки". 7–8-й класс [сайт Первое сентября] , -https://doc4web.ru/matematika/matematicheskaya-viktorina-dlya-klassa1.html - статья в интернете
Картинка на титульном слайде: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0&noreask=1&pos=1&rpt=simage&lr=9&img_url=http%3A%2F%2Fcs4463.userapi.com%2Fg16000362%2Fa_4b2c76ec.jpg
кубок: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=158&rpt=simage&lr=9&img_url=http%3A%2F%2Flestroismousquetons.free.fr%2Fimages%2Ftrophy.png
Автор начального шаблона игры: Вовденко О.Л., учитель математики МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина г. Липецк
Медведева Татьяна Петровна
Тахтаракова Валентина Анатольевна