Математическая викторина для 10–11 классов на тему «Своя игра»

16
2
Материал опубликован 26 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Автор: Ботнева Мария Юрьевна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Твери

Аннотация: Внеклассное математическо-развлекательное мероприятие по математике для учащихся любого возраста. В игре принимают участие 3 команды. Правила соответствуют викторине телеканала НТВ.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: неделя математики.

Предмет: математика

Возрастная группа (класс): 10-11 класс

Название сценария: «Своя игра»

Цель: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи:

Стимулировать поисково-познавательную деятельность.

Повысить интерес обучающихся к предмету.

Расширить кругозор учащихся.

Подготовительный этап: формируются команды, сообщается время игры и темы для подготовки к игре.

Оформление зала, сцены, класса и др.: плакаты и газеты, посвященные математикам.

 Ведущие, выступающие и помощники:

В роли ведущего – учитель.

Подсчет текущих баллов ведут три ученика.

Время реализации: 1 час

Авторский медиапродукт:

Операционная среда - Windows; Microsoft Office Power Point.

Вид медиа продуктанаглядная презентация, Microsoft Office Power Point из 52 слайдов.

Необходимое оборудование и материалы для проведения:

планшеты и маркеры;

дипломы для победителей и участников;

персональный компьютер, медиа проектор, экран

Ход сценария:

1.Организационный момент (Рассаживание по местам команд, членов жюри и счётной комиссии).

2. Вступительное слово ведущего.

Приветствуем участников викторины «Своя игра» (капитан представляет всех членов команды, класс, название).

Оценивать наших участников будет компетентное жюри в составе … (Представление членов жюри). В игре принимает участие также счётная комиссия в составе…(Представление членов счётной комиссии). Они будут вести подсчёт полученных очков.

3. Постановка цели и задач.

4. Знакомство с правилами игры.

Игра состоит из трех раундов. В первых двух раундах команды отвечают на вопросы, зарабатывая при правильном ответе и теряя очки при неправильном. Право отвечать на вопрос имеет та команда, чей капитан поднял вверх планшет первым, определять это я поручаю счетной комиссии. Внимание! Вы имеете право поднять планшет вверх раньше, чем я дочитаю вопрос.

В ходе игры вы можете выбрать вопрос-аукцион. В этом случае команда имеет право изменить стоимость вопроса, а команды-соперники могут предложить большую стоимость, исходя из имеющихся у них очков, тогда право ответа переходит к ним.

Так же в ходе игры может попасться «Кот в мешке». Этот вопрос нужно отдать для ответа соперникам.

5. Жеребьевка.

Капитаны, напишите на планшете любое число и покажите его. Право ответа у команды, написавшей среднее число.

6. Первый раунд.

Ребусы

10

задача

20

доказательство

30

аксиома

50

стереометрия

70

модуль

Веселые вопросы

10

У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

7

20

Какой цифрой заканчивается произведение всех нечётных двузначных чисел?

5

30

Блокнот с оберткой стоит 11 рублей. Сам блокнот на 10 рублей дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности?(кот в мешке)

10,5 и 0.5

50

Сколько будет трижды сорок и пять?

125

70

По стеблю растения, высота которого 11 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 м., а ночью опускается на 2 м. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?

9

Старинные меры

10

Длина руки от локтевого сгиба до кончиков пальцев?

локоть

20

Расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.(вопрос-аукцион)

пядь

30

Говорят, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Сколько это килограмм?

16

50

Старинная мера длины, равная длине первой фаланги указательного пальца.

вершок

70

Расстояние между пальцами вытянутой левой руки и носком отставленной правой ноги

Косая сажень

С миру по нитке

10

14 марта во всем мире празднуется день этого числа.

 

20

На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера?

 

30

Решите анаграмму

РРАТСОТНРПИ”

 

50

Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый?

 

70

Многие знают о памятнике числу π в Сиэтле(США). Но в России таких памятников несколько. Назовите хотя бы один город, в котором есть такой памятник.

 

7. Второй раунд.

Занимательная алгебра

20

Спортсмен хочет успеть на поезд, но до отхода поезда остаётся 2 минуты, а путь до вокзала 2 км. Если первый километр он будет бежать со скоростью 30 км/ч, то с какой скоростью он должен пробежать второй километр.

Он опаздал

40

Тремя двойками, не употребляя знаков действий, запишите возможно большее число.

222

60

Как называется прибор,

который использовали школьники

для упрощения вычислений до

изобретения микрокалькулятора?

Логарифмическая линейка

80

Как называлась счётная доска

у древних греков?

аббак

100

Докажем, что 2 = 3.

Запишем верное равенство 4 – 10 = 9 – 15.

Прибавим к обеим его частям 


Где ошибка?

Извлечение корня

Мир чисел алгебра

20

В древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Число шестьдесят играло у них такую же роль, как у нас десять. Например, число 137 вавилонский ученый представлял себе так: 2 шестидесятки + 17 единиц = 137.
Как называлась вавилонская система счисления?

шестидесятеричной

40

Народы Европы получили позиционную систему счета от арабов, но изобрели ее не они. Сами цифры, которыми мы пользуемся, тоже изобретение математиков этой древней страны. Какой?

Древняя Индия

60

Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5?

0

80

На одном дереве сидело 20 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 7 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?... (кот в мешке)

0

100

Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. Слово «солист» означает один. А происходит оно от латинского слова «солюс» — один. Название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т.д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. «Один» звучало как «мужчина», а «два» — как «женщина». А какими местоимениями можно называть числа 1 и 2:

Я и мы

Наглядная геометрия

20

Из тел заданного объема эта фигура имеет наименьшую площадь поверхности.

шар

40

Любимая пространственная фигура египтян.

пирамида

60

Лист бумаги прямоугольной формы перегнули пополам шесть раз. В средней части этого сложенного листа просверлили насквозь два отверстия. Сколько отверстий можно будет насчитать на листе после его разворачивания в исходное положение?

128

80

С давних пор люди пытались объемные тела изобразить на плоскости так, чтобы их можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась глубина пространства. Была разработана научная теория их изображения. На рисунках линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, имеет меньшие размеры. С этим понятием вы познакомились на уроках рисования. Что это за понятие?

перспектива

100

Солнечный луч составляет с поверхностью Земли угол 400. Под каким углом к горизонту следует расположить плоское зеркало, чтобы солнечный луч попал на дно глубокого вертикального колодца?

65

Великие имена

20

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Эта теорема названа по имени французского математика, который ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений. Назовите его имя.

Франсуа Виет.

40

«Математика — царица наук, арифметика — царица математики». Назовите автора высказывания.

Карл Гаусс

60

(Аукцион») Именем этого французского философа названа прямоугольная система координат.

Рене Декарт

80

Родиной этого ученого двадцать два столетия назад стал город Сиракузы. Великий греческий ученый стал первооснователем начал математической физики и математического анализа. Он разработал особую систему для записи сколь угодно больших чисел, вычислил расстояние от Земли до Солнца и многое другое. Он был убит римским воином в то время, когда чертил на песке геометрические фигуры, пытаясь отыскать новые их свойства. Назовите его.

Архимед

100

Рассказывают, что однажды фараон пожелал узнать высоту пирамиды. Но никто не смог определить ее. Этот ученый справился с поставленной задачей. Он выбрал день и час, когда его собственная тень стала равной его росту. Измерив тень, которую отбрасывала пирамида, он установил ее высоту. Назовите имя этого ученого.

Фалес Милетский.

8.Финал.

Каждая команда убирает тему, которая нравится меньше всего и делает ставку, исходя из количества набранных баллов. Ставку сообщает счетной комиссии. На обдумывание 2 минуты.

Задача со спичками

Переложить 2 спички так, чтобы равенство стало верным.

Великий математик

Когда ей было 8 лет, стены ее комнаты, из-за нехватки обоев, оклеили листами из учебника высшей математике. Как она потом вспоминала, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти».

Софья Васильевна Ковалевская

День недели

Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Назовите этот день.

Среда

Ох уж эта геометрия

Помогите эрудиту найти площадь треугольника.

Такого треугольника не существует!


 

 9.Заключение, награждение победителей.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

И. Гладунец, Математическая викторина «Своя игра»/ Математика. – 2010. -№12. –с.12-14.

Нестеренко, Ю.В. Задачи на смекалку/ Ю.В.Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К.Потапов. – М.:Дрофа, 2003.- 240с.

http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/igry-dlja-detei-rebusy.html Блог Наталья Константиновна Клочкова

http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html Время забав

http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy Песочница.ru

http://www.igraza.ru/page-1-1-20.html IgraZa.ru учимся играя

http://festival.1september.ru/articles/630191/ Климова Т.Н, Викторина "Математические заморочки". 7–8-й класс [сайт Первое сентября] , -https://doc4web.ru/matematika/matematicheskaya-viktorina-dlya-klassa1.html - статья в интернете

Картинка на титульном слайде: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0&noreask=1&pos=1&rpt=simage&lr=9&img_url=http%3A%2F%2Fcs4463.userapi.com%2Fg16000362%2Fa_4b2c76ec.jpg

кубок: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=158&rpt=simage&lr=9&img_url=http%3A%2F%2Flestroismousquetons.free.fr%2Fimages%2Ftrophy.png

Автор начального шаблона игры: Вовденко О.Л., учитель математики МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина г. Липецк

Викторина "Своя игра"
PPT / 2.77 Мб

Предварительный просмотр презентации

Автор игры: учитель математики МОУ СОШ № 7 г.Твери Ботнева М.Ю.

1 раунд тема вопросы 1.Ребусы 10 20 30 50 70 2.Веселые вопросы 10 20 30 50 70 3.Старинные меры 10 20 30 50 70 4.С миру по нитке 10 20 30 50 70

1. 10 баллов. Вопрос: Ответ: задача

1. 20 баллов. Вопрос: Ответ: доказательство

1. 30 баллов. Вопрос: Ответ: аксиома

1. 50 баллов. Вопрос: Ответ: стереометрия

1. 70 баллов. Вопрос: Ответ: модуль

2. 10 баллов. Вопрос: У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца? Ответ: 7

2. 20 баллов. Вопрос: Какой цифрой заканчивается произведение всех нечётных двузначных чисел? Ответ: 5

2. 30 баллов. Вопрос:  Блокнот с оберткой стоит 11 рублей. Сам блокнот на 10 рублей дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности? Ответ: 10,5 рублей и 0,5 рублей.

2. 50 баллов. Вопрос: Сколько будет трижды сорок и пять? Ответ: 125

2. 70 баллов. Вопрос: По стеблю растения, высота которого 11 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 м., а ночью опускается на 2 м. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения? Ответ: 9

3. 10 баллов. Вопрос: Длина руки от локтевого сгиба до кончиков пальцев? Ответ: локоть

3. 20 баллов. Вопрос: Расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами. Ответ: пядь

3. 30 баллов. Вопрос: Говорят, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Сколько это килограмм? Ответ: 16 кг.

3. 50 баллов. Вопрос: Старинная мера длины, равная длине первой фаланги указательного пальца. Ответ: вершок

3. 70 баллов. Вопрос: Расстояние между пальцами вытянутой левой руки и носком отставленной правой ноги Ответ: Косая сажень 

4. 10 баллов. Вопрос: 14 марта во всем мире празднуется день этого числа. Ответ: π

4. 20 баллов Вопрос: На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера? Ответ: 19

4. 30 баллов. Вопрос: Решите анаграмму “РРАТСОТНРПИ” Ответ: транспортир

4. 50 баллов. Вопрос: Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый? Ответ: 12 секунд.

4. 70 баллов. Вопрос: Многие знают о памятнике числу π в Сиэтле(США). Но в России таких памятников несколько. Назовите хотя бы один город, в котором есть такой памятник. Ответ: Озерск, Волгоград, Тольятти.

2 раунд тема вопросы 1.Занимательная алгебра 20 40 60 80 100 2.Мир чисел 20 40 60 80 100 3.Наглядная геометрия 20 40 60 80 100 4.Великие имена 20 40 60 80 100

1. 20 баллов. Вопрос: Спортсмен хочет успеть на поезд ,но до отхода поезда остаётся 2 минуты, а путь до вокзала 2 км. Если первый километр он будет бежать со скоростью 30 км/ч ,то с какой скоростью он должен пробежать второй километр. Ответ: Не важно, он опоздал.

1. 40 баллов. Вопрос: Тремя двойками, не употребляя знаков действий, запишите возможно большее число. Ответ: 222

1. 60 баллов. Вопрос: Как называется прибор, который использовали школьники для упрощения вычислений до изобретения микрокалькулятора? Ответ: Логарифмическая линейка

1. 80 баллов. Вопрос: Как называлась счётная доска у древних греков? Ответ: абак

1. 100 баллов. Вопрос: Ответ: В извлечении корня Докажем, что 2 = 3. Запишем верное равенство 4 – 10 = 9 – 15. Прибавим к обеим его частям  Где ошибка?

2. 20 баллов. Вопрос: В древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Число шестьдесят играло у них такую же роль, как у нас десять. Например, число 137 вавилонский ученый представлял себе так: 2 шестидесятки + 17 единиц = 137. Как называлась вавилонская система счисления? Ответ: Шестидесятеричной

2. 40 баллов. Вопрос: Народы Европы получили позиционную систему счета от арабов, но изобрели ее не они. Сами цифры, которыми мы пользуемся, тоже изобретение математиков этой древней страны. Какой? Ответ: Индия

2. 60 баллов. Вопрос: Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5? Ответ: 0

2. 80 баллов. Вопрос: На одном дереве сидело 20 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 7 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?...  Ответ: 0

2. 100 баллов. Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. Слово «солист» означает один. А происходит оно от латинского слова «солюс» — один. Название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т.д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. «Один» звучало как «мужчина», а «два» — как «женщина». А какими местоимениями можно называть числа 1 и 2: Ответ: Я и мы.

3. 20 баллов. Вопрос: Из тел заданного объема эта фигура имеет наименьшую площадь поверхности. Ответ: шар

3. 40 баллов. Вопрос: Любимая пространственная фигура египтян. Ответ: пирамида

3. 60 баллов. Вопрос:  Лист бумаги прямоугольной формы перегнули пополам шесть раз. В средней части этого сложенного листа просверлили насквозь два отверстия. Сколько отверстий можно будет насчитать на листе после его разворачивания в исходное положение? Ответ: 128

3. 80 баллов. С давних пор люди пытались объемные тела изобразить на плоскости так, чтобы их можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась глубина пространства. Была разработана научная теория их изображения. На рисунках линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, имеет меньшие размеры. С этим понятием вы познакомились на уроках рисования. Что это за понятие? Ответ: Перспектива

3. 100 баллов Вопрос: Солнечный луч составляет с поверхностью Земли угол 400. Под каким углом к горизонту следует расположить плоское зеркало, чтобы солнечный луч попал на дно глубокого вертикального колодца? Ответ: 65

4. 20 баллов. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противопо-ложным знаком, а произведение корней равно сво-бодному члену. Эта теорема названа по имени французского математика, который ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений. Назовите его имя. Ответ: Франсуа Виет.

4. 40 баллов. Вопрос: «Математика — царица наук, арифметика — царица математики». Назовите автора высказывания. Ответ: Карл Гаусс.

4. 60 баллов. Вопрос:  «Аукцион». Именем этого французского философа названа прямоугольная система координат. Ответ: Рене Декарт

4. 80 баллов. Родиной этого ученого двадцать два столетия назад стал город Сиракузы. Великий греческий ученый стал первооснователем начал математической физики и математического анализа. Он разработал особую систему для записи сколь угодно больших чисел, вычислил расстояние от Земли до Солнца и многое другое. Он был убит римским воином в то время, когда чертил на песке геометрические фигуры, пытаясь отыскать новые их свойства. Назовите его. Ответ: Архимед

4. 100 баллов. Вопрос:  Рассказывают, что однажды фараон пожелал узнать высоту пирамиды. Но никто не смог определить ее. Этот ученый справился с поставленной задачей. Он выбрал день и час, когда его собственная тень стала равной его росту. Измерив тень, которую отбрасывала пирамида, он установил ее высоту. Назовите имя этого ученого. Ответ: Фалес Милетский.

3 раунд Темы раунда: Задача со спичками День недели Ох уж эта геометрия Великий математик

Вопрос Переложить 2 спички, чтобы равенство стало верным ответ

Вопрос Когда ей было 8 лет, стены ее комнаты, из-за нехватки обоев, оклеили листами из учебника высшей математике. Как она потом вспоминала, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти». Ответ Софья Васильевна Ковалевская

Вопрос Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Назовите этот день. Ответ среда

Вопрос Помогите эрудиту найти площадь треугольника. Ответ Такого треугольника со сторонами 15, 33 и 18 не существует! Поэтому площадь для такого треугольника найти невозможно!

Подведение итогов викторины

Список литературы: 1.И. Гладунец, Математическая викторина «Своя игра»/ Математика. – 2010. -№12. –с.12-14. 2.Нестеренко, Ю.В. Задачи на смекалку/ Ю.В.Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К.Потапов. – М.:Дрофа, 2003.- 240с.

Использованные интернет-ресурсы: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/igry-dlja-detei-rebusy.html Блог Наталья Константиновна Клочкова http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html Время забав http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy Песочница.ru http://www.igraza.ru/page-1-1-20.html IgraZa.ru учимся играя http://festival.1september.ru/articles/630191/ Климова Т.Н, Викторина "Математические заморочки". 7–8-й класс [сайт Первое сентября] , -https://doc4web.ru/matematika/matematicheskaya-viktorina-dlya-klassa1.html - статья в интернете

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

В избранное. Замечательная игра.

23 August 2018