Викторина по окружающему миру «Знатоки природа»

2
1
Материал опубликован 6 February 2022

Викторина по окружающему миру

«Знатоки природы» для 3 – 4 классов.


Цели: Образовательная: расширение кругозора детей их знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы;

Воспитательная: воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботится о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Коррекционно – развивающая: развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности; совершенствовать мыслительные операции; развивать психические процессы: память ,мышление , воображение , внимание ,эмоции , речь.

Ход занятия:

Организационный момент. (слайд).


Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.


Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

За активное участие в викторине я буду вам давать жетоны. В конце занятия мы определим победителя по количеству жетонов.


Первая станция. «Царство растений». (слайд).

Нашу землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч. (слайд).

Итак в путь.

Внимательно слушайте и смотрите. (слайд)

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Какие растения называют вечнозелёными? (Ель, сосна). Почему?

Какие деревья с белой корой? (Берёза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, чёрной? (Смородина) .

На этом цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка).

Это самый первый цветок, появляющийся из – под снега (Подснежник).

Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён).

У каких деревьев листья осенью красные (Клён, рябина).

Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Молодцы ребята.

Следующее задание на этой станции. Кто больше составит слов – существительных из слова природа. (слайд).

(у каждой команды лист и карандаш)

Затем проверяем: род, пир, ода, дар, ар, пора, и т.д. По одному спрашиваю. За правильный ответ фишка.

«Игра» «Четвёртый лишний». (слайд). Время на выполнение.

Вычеркни лишне слово. Объясни почему? У каждого карточка затем все вместе проверяем у доски.


Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как….

Берёза. Дуб, шиповник, тополь. Так как…

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как..

Осина, липа, дуб, ель….Так как…

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как ….

Груша, слива, тополь, яблоня. Так как…

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как….

Молодцы! А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, чтобы точно знать, что вы хорошо знаете растения нашей Родины.




Загадки. (Слайд).


Русская красавица,

Всем нам очень нравиться.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Берёза)


Прямо в небо рвутся ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не берёзы, не осинки

Нет ни листочков, есть хвоинки. (Ели).


Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошёл – и деревцем

Маленьким он стал. (Жёлудь)


Ветви над рекой склонила,

В реку смориться уныло. (Ива).


Осень тихая настанет,

Дивным дерево не станет;

Листья – звёзды яркие,

Золотые, жаркие. (Клён).


Летом знойным зацветёт –

Сразу пчёл к себе зовёт.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар

Кто – то дерево узнал? (Липа).

Что за дерево такое?

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней (Рябина)

Вторая станция. «Царство животных». (слайд).

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. На нашей планете много животных, но некоторые занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем нашу игру.


«Лесные загадки». (Слайды)

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (звери).

Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки)

Какая нить в природе самая тонкая? (паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (сорока).

Есть на речках лесорубы

В серебристо – бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (бобры).

Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка (Лягушка).

Над рекою он в полёте,

Этот чудо самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка (стрекоза).

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному (Черепаха).

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея).


Молодцы! Вы знаете всех животных.


Ребята, а если понаблюдать за животными, то можно увидеть очень много забавного и интересного. Сейчас я предлагаю вам ребята изобразить зверей для наших гостей, а гости узнать, что мы изобразили.


«Игра» «Кто это?».(слайд). У того учащегося у кого будет отгадано животное получает жетон.

Лев, Лиса, ворона, медведь, лягушка, обезьяна.


«Игра» Характер наш и братьев наших меньших».

Ребята у каждого из нас с вами есть свой характер, кто то весёлый, кто то серьёзный, а кто то задумчивый. У братьев наших меньших тоже есть свой характер. Сейчас узнаем.


(Слайд.) Картинками.

Смелый как…….(лев)

Коварная, как ……(змея).

Трусливый, как …..(заяц).

Хитрый, как ….(лиса).

Злой как….(собака).

Голодный как……(волк).

Трудолюбивый как ………..(муравей).

Верный как …..(пёс).

Упрямый как….(осёл).

Бестолковый как…….(баран)

Тихий как ……..(мышь).

Вольный как …….(птица).



Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке (слайд).

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).


3 станция. «Царство грибов». (Слайд).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.


А сейчас и мы с вами отправимся за грибами

- Вы любите собирать грибы?


Но прежде чем начать собирать грибы давайте вспомним правила сбора грибов.

Сначала говорят дети, а потом демонстрация слайда.

(слайд).

Никогда не срывайте незнакомые грибы! Это опасно.

Не срывайте и не сбивайте грибы зря: ими питаются многие животные.

Грибами лечатся звери и птицы.

- Ребята а скажите мне пожалуйста на какие две группы можно разделить все грибы?

- На съедобные и несъедобные.

Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. (слайд).

Название какого гриба спряталось в кроссворде под цифрой 1.

Послушайте загадку.

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки
. (Мухомор).

Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые … (Лисички).

Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

Этот гриб совсем не красен, 
Но, поверьте, он опасен -
Не похож на мухомор,
Но на всех наводит мор.
Мор наводит на зверей,
Ядовит и для людей.
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке.
(Бледная поганка)

Царь грибов живёт в дубраве,

Для жаркого нужен маме. (Белый гриб).


Показ картинок грибов (слайд).

На две группы съедобные и несъедобные.

(мухомор, лисички, подосиновик, поганка, белый, груздь, опёнок, рыжик).


- ребята а сейчас я вам раздам конвертики. Вам нужно составить пословицу о грибах.

Но смотрите слова в пословице слились в одно. Разрежьте их ножницами. А мы затем проверим правильно ли вы сделали.


Пословица (слайд).

Демонстрация гостям.

По снегу грибы не ищи.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко. (всем).


4.Станция «Экологическая»

Ребята наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.

- Ребята какой вред наносят люди, если они ведут себя неправильно в лесу?

Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».

Я буду вам говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе «нет». (слайд).

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет).

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет).

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (Да).

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю (да).

Если разведу костёр,

А тушить не буду (нет).

Если сильно насорю

И убрать забуду (да)

Если мусор уберу,

Банку закопаю (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да).


Молодцы! Ребята вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы.

Вы очень хорошо работали, отвечали на вопросы, играли. Вы очень хорошо знаете природу нашей Родины нашего дома.

(награждение участников урока).

А в завершении нашего занятия я хочу показать вам небольшой клип о нашей родине России.

Спасибо за урок.
































Анализ урока.

Викторина «Знатоки природы» проведена с учащимися 3 – х, 4 – х классов.

Цели занятия соответствуют теме и содержанию занятия. Образовательная: расширение кругозора детей их знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы;

Воспитательная: воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботится о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Коррекционно – развивающая: развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности; совершенствовать мыслительные операции; развивать психические процессы: память ,мышление , воображение , внимание ,эмоции , речь.

При подготовке к учебному занятию мною учитывались следующие основные составляющие:

        готовность учащихся

        готовность используемых технических средств и наличие необходимого программного обеспечения.

В процессе проведения занятия мною учитывались образовательные возможности учащихся, умение перестраиваться с одного вид деятельности на другой, личностная самоорганизация учащихся.

Методы, приёмы и средства обучения, применяемые мною на занятии соответствуют содержанию учебного материала, поставленным целям занятия, каждому этапу урока, а также активизации познавательной деятельности учащихся.

Особое внимание на уроке уделялось личностно – ориентированному подходу. Применение компьютерной технологии на занятии способствовало эффективному расширению зоны индивидуальной активности учащихся закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Чужая разработка, полюбившаяся многим и гуляющая по интернету. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/20/viktorina-po-okruzhayushchemu-miru-eto-nazyvaetsya

6 February 2022