Пояснительная записка к презентации
Викторина по русскому языку для учащихся класса.
Составила: Короткова Евгения Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 29
г. Сургут
2018-2019 учебный год
Викторина разработана для проведения внеклассного мероприятия в рамках недели русского языка, а также даёт возможность использовать отдельные фрагменты при изучении определённых тем по курсу «Русский язык»
Цель: формирование умения пользоваться словарями-справочниками для решения разных языковых заданий; пробуждение интереса к изучению русского языка; повышение речевой культуры школьников.
Задачи: повышение интереса к работе со словарями, обогащение активного и пассивного словарных запасов.
Предполагаемые результаты: формирование устойчивых умений и навыков при работе со словарями, развитие регулятивных и личностных УУД.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация-интерактивная игра (в соответствии с нормами СанПин), карточки с заданиями,словари ( толковый, орфографический, этимологический и т.д)
Приложения : Карточки с заданиями ( см.конец документа), презентация.
Сценарий
-Добрый день, дорогие участники нашей викторины «Найди нужные слова»!
21 февраля отмечается международный день слова
-Сегодня мы поиграем в слова. У каждой команды на столах есть помощники. --Что это ? ( ответы детей )
-Зачем нам нужны словари? (ответы детей)
- Словарь-это вся Вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь-это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него! (Анатоль Франс) слайд 1
-Начинаем игру! слайд 2
-Вам будут предложены 5 конкурсов ,в каждом определенное количество заданий. У всех есть лист подсчёта баллов и карточки с заданиями.
Будьте внимательны при выполнении заданий ! Я желаю успеха каждой команде!
-Итак, начинаем! слайд 3, задание 1,2,3,4,5,
(определяются названия команд ,выбираются капитаны )
Задание 1
1 команда
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик». (Воробей)
2 команда
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (Сорока)
3 команда
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает . (Ворона )
Задание 2 «Кто первый?» ( оценивается в 3,2,1 балл)
1.Что объединяет все эти слова с точки зрения русского языка ?
(Орфограмма)
2.Что значит слово орфограмма?
(«орфо-»-грамотно «графо-»- пишу .Правильное написание.)
3.Как называется словарь, в котором можно узнать правильное написание слов?
(Орфографический)
Задание 3 ( Выполняется сначала на карточках, потом проверяется, выставляются баллы. За каждый правильный ответ -1 балл )
Карточка № 1
1.Шарада : Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее
найдёте без труда. ___________________________
2.Найдите значение слова в толковом словаре.
____________________________________________________________________
3.Из какого языка к нам пришло это слово?
____________________________________________________________________
4.Запишите
Викторина "Найди нужные слова"
PPTX / 2.74 Мб
однокоренные слова ________________________________________
5.Когда так говорят?
Как картинка -__________________________________________
Задание 4
Карточка № 2
Узнайте слово по его значению ,проверьте себя по словарю, запишите это слово.
1. Определённая ступень общеобразовательной школы, соответствующая какому-либо году обучения.
Группа учеников одного и того же года обучения.
Комната для занятий в школе. __________________
2. Домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, к которому также относятся волк, лисица и др._____
3. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
(Переносное значение) Так говорят о неуклюжем грузном человеке _________________________
4. Крестьянское селение. Сельская местность, а также сельское население, крестьянство._________________________
5. Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, углём, красками…_______________________________________
Задание № 5
Конкурс капитанов.
Капитан от каждой команды выбирает карточку с пословицей .
Прочитав ее, он должен за 30 секунд мимикой и жестами донести ее до остальных членов команды. В случае правильного ответа команда получает 10 баллов.
1.Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Не рой яму другому :сам в неё попадёшь.
3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Подведение итогов викторины:
- Подсчитайте количество баллов на специальном листе , отметьте с помощью смайликов понравившиеся задания.
Награждение . ( Грамоты, дипломы, сертификаты )
Выводы: Любой язык невозможно изучить без словарей, так как только словари могут дать полноценные сведения о словах, помочь овладеть основами грамотной устной и письменной речью, свойственной культурному человеку.
Используемые материалы:
Интернет: загадки, картинки,
В. П. Канакина «Работа с трудными словами в начальной школе». Москва, «Просвещение», 2007.
Л. П. Николаева, И. В. Иванова «Работа со словарными словами». Москва, «Экзамен», ребусы.2008
http://festival.1september.ru/articles/594175/
№ задания |
ответ команды |
правильный ответ ( + или - ) |
количество баллов |
оценка задания |
1 |
||||
2 |
1. 2. 3. |
|||
3 |
Выполняется на карточке |
1. 2. 3. 4. 5. |
|
|
4 |
Выполняется на карточке |
1. 2. 3. 4. 5.А) Б) |
|
|
5 |
Запишите отгаданную пословицу ______________________ ______________________ |
Карточка № 1 1.Шарада : Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда. ___________________________ 2.Найдите значение слова в толковом словаре. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Из какого языка к нам пришло это слово? ________________________________________________________________________________________________________ 4.Запишите однокоренные слова___________________________________________________________________________________________________ 5.Когда так говорят? Как картинка -__________________________________________ |
Карточка № 2 Узнайте слово по его значению проверьте себя по словарю, запишите это слово. 1. Определённая ступень общеобразовательной школы, соответствующая какому-либо году обучения. Группа учеников одного и того же года обучения. Комната для занятий в школе. __________________ 2. Домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, к которому также относятся волк, лисица и др._____ 3. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. (Переносное значение) Так говорят о неуклюжем грузном человеке _________________________ 4. Крестьянское селение. Сельская местность, а также сельское население, крестьянство._________________________ 5. Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, углём, красками…_______________________________________ |
Конкурс капитанов. Капитан от каждой команды выбирает карточку с пословицей . Прочитав ее, он должен за 30 секунд мимикой и жестами донести ее до остальных членов команды. В случае правильного ответа команда получает 10 баллов. 1.Яблоко от яблони недалеко падает. 2. Не рой яму другому :сам в неё попадёшь. 3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |