12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна46870
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Цель викторины - создание условий для повышения интереса обучающихся к урокам русского языка.

Задачи:

  • познакомить с историей хорошо известных слов, в том числе школьной тематики;
  • расширить представления и знания детей о родном языке;
  • содействовать  развитию творческих возможностей обучающихся.

День второй.

Викторина для учащихся 5 – 7 классов. Этимология.

1. Из какого языка пришли к нам слова и что они обозначали ранее?

       Школа, портфель, пенал, тетрадь, экзамен, каникулы.

2. Задание: соотнесите архаизмы и современные слова.

Соотнесите архаизмы и современные слова.

                   1) лепота                   А. память

            2) пиит                      Б. очень

            3) десница                 В. весьма

            4) ланиты                  Г. парус

            5) шуйца                   Д. поэт

            6) мемория               Е. правая рука

            7) психея                  Ж. красота

            8) ветрило                З. левая рука

            9) зело                      И. щёки

            10) вельми                К. душа

3. Угадайте слово по этимологической справке.

1) франц. – де «хорошо», коро - «украшать»

2) греч. – каллос «красивый», графо - «пишу»

3) греч. – графо «пишу», эпи - «сверху»

 4) англ. – балл «мяч», баскет - «корзина»

 5) итальян. – вермис - «червяк»

6) франц. – робе «одежда», гарде - «хранение»

7) тюркск. – даш «камень», кара - «черный»

8) франц. – манус «рука», кюро - «забочусь»

 9) итальян. – капризио - «коза»

10) франц. – аппел «яблоко», Шине - «Китай»

   4. Какова история слова НЕДЕЛЯ?

      Объясните этимологию всех дней недели.

   5. Являются ли  ис­то­ри­че­ски род­ствен­ны­ми яв­ля­ют­ся слова

             НАПЁРСТОК, ПЕРСТЕНЬ, ПЕРЧАТКИ? 

Ответ поясните.

                   ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!



ОТВЕТЫ -2
DOC / 41.5 Кб

Источники:

Откуда пришли слова

https://mir-knig.com/read_177865-7

Виртуальная академия:

https://www.virtualacademy.ru/news/istoriya-slov-shkola-gimnaziya-licei/

Этимологический онлайн-словарь русского языка: https://lexicography.online/etymology/н/неделя#:~:text=Слово%20«неделя»%2C%20означающее%20«часть%20месяца%2C,и%20«дел-»%20от%20глагола%20«делати»

Всезнания:

https://www.vseznaniya.ru/history/268-week



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 13.07.22 в 17:20 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за продолжение полезного материала!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.