Цель викторины - создание условий для повышения интереса обучающихся к урокам русского языка.
Задачи:
- познакомить с историей хорошо известных слов, в том числе школьной тематики;
- расширить представления и знания детей о родном языке;
- содействовать развитию творческих возможностей обучающихся.
День второй.
Викторина для учащихся 5 – 7 классов. Этимология.
1. Из какого языка пришли к нам слова и что они обозначали ранее?
Школа, портфель, пенал, тетрадь, экзамен, каникулы.
2. Задание: соотнесите архаизмы и современные слова.
Соотнесите архаизмы и современные слова.
1) лепота А. память
2) пиит Б. очень
3) десница В. весьма
4) ланиты Г. парус
5) шуйца Д. поэт
6) мемория Е. правая рука
7) психея Ж. красота
8) ветрило З. левая рука
9) зело И. щёки
10) вельми К. душа
3. Угадайте слово по этимологической справке.
1) франц. – де «хорошо», коро - «украшать»
2) греч. – каллос «красивый», графо - «пишу»
3) греч. – графо «пишу», эпи - «сверху»
4) англ. – балл «мяч», баскет - «корзина»
5) итальян. – вермис - «червяк»
6) франц. – робе «одежда», гарде - «хранение»
7) тюркск. – даш «камень», кара - «черный»
8) франц. – манус «рука», кюро - «забочусь»
9) итальян. – капризио - «коза»
10) франц. – аппел «яблоко», Шине - «Китай»
4. Какова история слова НЕДЕЛЯ?
Объясните этимологию всех дней недели.
5. Являются ли исторически родственными являются слова
НАПЁРСТОК, ПЕРСТЕНЬ, ПЕРЧАТКИ?
Ответ поясните.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
Источники:
Откуда пришли слова:
https://mir-knig.com/read_177865-7
Виртуальная академия:
https://www.virtualacademy.ru/news/istoriya-slov-shkola-gimnaziya-licei/
Этимологический онлайн-словарь русского языка: https://lexicography.online/etymology/н/неделя#:~:text=Слово%20«неделя»%2C%20означающее%20«часть%20месяца%2C,и%20«дел-»%20от%20глагола%20«делати»
Всезнания:
https://www.vseznaniya.ru/history/268-week
Горбачёва Марина Юрьевна