Эссе «Отечественная скрипичная исполнительская школа второй половины XX – начала XXI века в контексте современных тенденций развития»
Панькин Владимир Иванович,
преподаватель Тульского колледжа искусств
Отечественная скрипичная исполнительская школа второй половины
XX – начала XXI века в контексте современных тенденций развития
(учебно-методический материал)
Практическая значимость данного материала связана с применением его в процессе преподавания курса истории и методики скрипичного исполнительства на оркестровом отделении колледжа искусств. Объектом рассмотрения является отечественная скрипичная школа второй половины ХХ - начала XXI века в контексте общих творческих тенденций в исполнительском искусстве. Учебную-методическую ценность для студентов, по мнению разработчика, могут иметь материалы, помогающие познанию современной научной терминологии и формированию исследовательского мышления молодых музыкантов.
Исполнительские тенденции и пути развития отечественной скрипичной школы второй половины ХХ - начала XXI века в контексте периодизации этапов её развития, обобщения творческих тенденций и ключевых проблем начиная со второй половины XX века по настоящее временя рассмотрены на основе изданий исследователей современной отечественной скрипичной школы и отечественных учёных: Б. Асафьева, Б. Теплова, Л. Выготского, Е. Назайкинского, В. Медушевского, Л. Ауэра, М. Берлянчика, В. Григорьева, Л. Гинзбурга, Л. Баренбойма, В. Руденко, А. Глазунова, А. Соколова, А. Вермайера, А. Аракеловой, А. Кравченко, Н. Мятиевой, Е. Сафоновой, Д., а также в диссертация «Отечественная скрипичная школа второй половины XX - начала XXI веков: пути развития в контексте исполнительских традиций» кандидата наук Лежневой И.В. (2018 г.).
Отечественная скрипичная школа в период второй половины ХХ - начала XXI века получила ряд особенностей развития:
- если в 1929-1953 годы в отечественном скрипичном исполнительстве развивается обобщенная неоромантическая тенденция с уклоном в техницизм, то в 1950-60-х годах на новом уровне утверждает себя интерпретаторский путь развития школы: актуализируется подход к интерпретации, основывающийся на применении инструментальных средств, характерных для исполнительских традиций, соответствующих историческим стилям мировой музыкальной культуры. Формируется новый тип исполнителя - исполнителя-исследователя;
- в 1970-80-х годах в школе развивается тенденция объективизации исполнительского творчества, на ее основе формируется явление «стилевых специализаций», поддерживается преемственность традиций и новые тенденции в регионах страны;
- 1990-х годах наблюдается утрата коммуникативности на разных уровнях музыкально-образовательной среды: между исполнительской, педагогической и научной составляющими, между столичными и региональными скрипичными школами, среди звеньев образовательной цепи школа-училище-консерватория;
- с 1990-х годов по настоящее время отечественное скрипичное исполнительство развивает традиции интерпретации, опирающиеся на стилевую универсальность, делаются шаги в сторону восстановления коммуникативности, что происходит в том числе с помощью зарубежных образовательных практик: выявлены аспекты влияния на отечественную скрипичную школу начала XXI века зарубежных образовательных практик;
Рассмотрим современную трактовку таких понятий, как: скрипичная школа, музыкально-исполнительский стиль, музыкальная традиция и исполнительская интерпретация.
Так, российским исследователем Е. Сафоновой сформулирован термин скрипичной школы: «Скрипичная школа - комплексное понятие, в котором обобщены взгляды на скрипичное искусство, а также черты исполнительского, педагогического и научного стилей». Данное определение включает также понимание национальных, региональных, школ учебных заведений, школ выдающихся мастеров искусства.
В историческом контексте исследователи разделяют отечественную скрипичную школу на русскую (до 1917 года XX века), советскую (с 1917 до 1991 года) и современную - постсоветскую (с 1991 года до настоящего времени).
Термин музыкальный стиль как понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств, имеет также значение как стиль музыки определенного исторического периода и исполнительский стиль, включающий в себя индивидуальную исполнительскую манеру скрипача и интерпретацию.
По аналогии с фортепианным творчеством, в скрипичном исполнительстве второй половины ХХ века можно выделить неидиоматический, неоромантический и аутентичный исполнительские стили:
- неидиоматический исполнительский стиль характеризуется тем, что его принципы базируются на эстетике музыкального авангарда ХХ века, где поиск новых форм выражения, как правило, противопоставлен традиционным;
- неоромантический исполнительский стиль в его современном понимании характеризуется далеким от своего исторического прототипа: уход из исполнительского искусства нового времени обязательных стилевых характеристик, определявших облик исполнителя-романтика как такового (вдохновенная исполнительская импровизационность, не скованная текстовыми рамками «чужого» произведения, его поэтическое наитие и абсолютная непосредственность «автобиографического» музицирования) – всё это вытесняется знанием, исторически накопленным опытом, так называемой «школой» чувствований»;
- аутентичный исполнительский стиль - направление в музыкальном исполнительстве XX-XXI веков, ставящее своей задачей максимально точное воспроизведение музыки прошлого, так же как она изначально звучала в оригинале. Аутентичный исполнительский стиль имеет своей целью реконструкцию музыкально-выразительной идиоматики, свойственной исторически отдаленным стилям и предромантическим традициям музицирования. Термин аутентичное исполнительство характеризует исполнительский опыт отечественных скрипачей с 1960-х до 2000-х годов, связанный с исторической реконструкцией сочинений доклассического периода.
Ведущей тенденцией российского скрипичного исполнительства начала XXI века стала стилевая универсальность.
Термин «музыкальная традиция» сформулирован современным отечественным исследователем Е.Сафоновой на основании Толкового словаря В.Даля, как передаваемый из поколения в поколение творческий опыт, включающий художественно-эстетические установки, оценочные критерии, основы артистического и инструментального мастерства, особенности прочтения различных стилей и воплощения образно-драматургических концепций произведений, укоренившихся и сохраняющихся в течение длительного времени в концертном и педагогическом репертуаре. Музыкально-исполнительские традиции сохраняют и передают следующим поколениям сведения, выражающие достижения мировой музыкальной культуры.
Исполнительская традиция отечественной скрипичной школы выполняет следующие функции:
- преемственность культуры - передача от педагога ученику в процессе совместного музицирования на концертах, обучения на уроках, мастер-классах, с помощью слухового и зрительного восприятия;
- хранение и передача информации от поколения к поколению с помощью аудио - и видеозаписей концертов и конкурсов скрипачей;
- социализация в творческой среде отечественных скрипачей, чей творческий путь проходил со второй половины XX века до настоящего времени;
- селективная функция, включающая в себя принципы формирования и развития исполнительских традиций, выбор инструментальных средств, определение репертуара и трактовку понятия интерпретации в разные периоды развития отечественной скрипичной школы.
Исполнительская традиция понимается и используется в контексте обобщения инструментальных принципов исполнения на скрипке, соответствующих отечественным и европейским исполнительским традициям.
Исполнительская интерпретация как процесс звуковой реализации нотного текста является аспектом музыкальной практики, связанным с художественным истолкованием музыкального произведения в ходе исполнительской деятельности и раскрытием идейно-образного содержания музыки.
В современном исполнительстве выделен ряд обязательных условий для существования исполнительской интерпретации, которые включают в себя наличие:
- триады (композитор, исполнитель, слушатель);
- музыкального произведения;
- письменной, графической фиксации произведения;
- таланта, вкуса, возможности и замысла исполнителя; содержательности музыкального произведения.
Понимание термина интерпретация в отечественной скрипичной школе связано с понятием «зона исполнительской компетенции», современные отечественные исследователи (в частности, Н.Мятиева) выделяют следующие параметры, входящие в зону исполнительской компетенции:
- мелизматика, динамика, каденция, тип артикуляции, звуковедения, характер штриха, аппликатура;
- репертуар;
- талант, вкус, возможности и замысел исполнителя;
- индивидуальный подход к интерпретации.
Один из современных терминов: «инструментальные принципы». Он основывается на понятии «зона исполнительской компетенции», введённом Н. Мятиевой, и подразумевает отдельно взятые технические приемы и средства музыкальной выразительности, применяемые музыкантом при исполнении произведений, созданных в том или ином историческом стиле мировой музыкальной культуры.
Зоны исполнительской компетенции являются неотъемлемой частью традиций того или иного стиля, школы.
В данном контексте следует также упомянуть и такие понятия, как «перформативность» и «объективизация исполнительского творчества».
Перформативность и перформативные формы стали неотъемлемыми составляющими современного музыкального искусства и способствовали обновлению его академических жанров: в современной музыкальной культуре перформативные формы стали платформой, объединяющей академическую и неакадемическую традиции, что ярко демонстрирует, например, праздничная культура, где синтетические перформативные формы, вбирая черты исторических празднеств и ритуалов, продуцируют новые идеи.
«Объективизация исполнительского творчества» как одна из определяющих тенденций в исполнительстве ХХ столетия характеризуется композитором А.Глазуновым как увеличение интереса музыкантов к изучению оригинальных авторских текстов: «Сочинения старых мастеров были «очищены» от многочисленных редакторских наслоений, накопленных за многие годы, возник своего рода культ текста».