ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (дипломная работа) На тему: «Совершенствование системы расчетов с использованием банковских карт»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Среднее профессиональное образование
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(дипломная работа)
На тему: «Совершенствование системы расчетов с использованием банковских карт»
КОЗЛОВОЙ ОЛЬГИ СЕРГЕЕВНЫ
Студентки 3 курса группы БД-32-16
по специальности 38.02.07 Банковское дело
для присвоения квалификации: Специалист банковского дела
Форма обучения: Очная
Руководитель: ______________________/ Р.Р.Полякова/
(подпись)
«____»_______________2019 г.
Дипломник: ______________________/ О.С.Козлова /
(подпись)
«____»_______________2019 г.
К защите в ГЭК допускается
Распоряжение от «____»__________________ 2019г. № _________
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы организации операций с банковскими картами 8
1.1 Понятие, виды и особенности банковских карт 8
1.2 Организация работы коммерческого банка с картами 11
1.3 Основные операции с банковскими картами 14
Глава 2 Анализ операций с банковскими картами АО «Альфа-Банк» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Альфа-Банк» 19
2.2 Аналитическая оценка деятельности АО «Альфа-банк» на рынке банковских пластиковых карт 29
2. 3 Система безналичных расчетов с использованием банковских карт в АО «Альфа-Банк» 35
Глава 3 Совершенствование системы расчетов с использованием банковских карт 40
Вместе с наличными деньгами люди с давних времен стали применять и безналичные формы расчетов. Например, в Древнем Вавилоне использовались долговые таблички, которые были изготовлены из глины, а в средневековой Европе – векселя, выполненные на специальном материале. За три столетия своего существования бумажные деньги вытеснили золотые и серебряные монеты. Это означает, что к людям пришло понимание первостепенности не материала, из которого изготовлены деньги, а признания определенного предмета в качестве платежного средства.
Появление пластиковых карт в России изначально сопровождалось различными проблемами, в основном технического свойства, поэтому в распространении этого платежного инструмента большую роль играли психологические мотивы. К техническим проблемам можно отнести отсутствие банкоматов, магазинов, принимающих к оплате карты, и вообще инфраструктуры их приема и обслуживания.
К остальным проблемам можно отнести отсутствие определенного уровня культуры пользования пластиковыми картами. Клиенты – держатели карт не привыкли ими расплачиваться за покупки, снимая наличные средства и только после этого отправляясь в магазин.
Тем не менее, даже такие сложности не мешали банковским платежным картам становиться в России все более распространенными. А один из самых быстрых путей распространения – зарплатные проекты, которые в большом количестве заключались между банками и предприятиями. В итоге банк открывал всем сотрудникам предприятия карточные счета и выдавал карты, на которые впоследствии зачислялась зарплата. Банк получал в свое распоряжение остатки по карточным счетам, которые могли складываться в довольно крупные суммы, а предприятие – уменьшение расходов на содержание кассовых работников и инкассацию денег за счет упрощения процедуры выдачи зарплаты.
Актуальность данной темы заключается в тенденции развития и дальнейшего увеличения доли безналичных расчетов. На данный момент эта тема широко распространена в России.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы расчетов с использованием банковских карт.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить понятие, виды и особенности банковских карт;
рассмотреть организацию работы коммерческого банка с банковскими картами;
определить основные операции с банковскими картами;
проанализировать организационно-экономическую характеристику АО «Альфа-Банк»;
дать аналитическую оценку деятельности АО «Альфа-банк» на рынке банковских пластиковых карт;
рассмотреть систему безналичных расчетов с использованием банковских карт в АО «Альфа-Банк»;
предложить перспективы развития системы расчетов с использованием банковских карт.
Объектом является система расчетов с использованием банковских карт.
Предмет: характеристика банковских карт.
Методы исследования:
анализ профессиональной банковской литературы;
нормативно-правовой документации;
метод обработки данных;
аналитическая оценка показателей.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Первая глава данной работы посвящена теоретическим вопросам, проводится обзор литературы, посвященной банковским картам.
Во второй главе проводится анализ организационно-экономической характеристики исследуемого банка, представлен аналитический анализ деятельности АО «Альфа-Банк» на рынке пластиковых карт, рассмотрены три карточных продукта исследуемого банка.
В третьей главе представлены проблемы и пути совершенствования системы расчетов с использованием банковских карт.
В заключении подведены итоги исследования, представлены рекомендации.
Обычная пластиковая карточка с магнитной полосой, на которой занесены определенные данные о ее владельце и его счете, является формой доступа к этому счету. С одной стороны, вы вроде бы отдаете свои деньги взамен на кусочек пластика, а с другой, получаете возможность рассчитываться в привычном для вас магазине, не используя наличность. Вы избавляетесь от необходимости конвертировать свою валюту и рубли. Ваш банк проведет конвертацию по биржевому курсу, взяв лишь незначительные комиссионные в свою пользу. Преимущества, связанные с использованием пластиковых карт на российском рынке, очевидны. Во-первых, это уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при проведении финансовых операций, в том числе покупок с использованием различных валют, а, во-вторых, уменьшение расходов на инкассацию у предприятий торговли и сервиса, транспортировку и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателями.
Следовательно, приобретая карточку, вы избегаете необходимости носить с собой наличность, можете совершать незапланированные покупки в пределах своего карточного счета, выигрываете на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому вам производит конвертацию ваш банк. Необходимо учитывать и то, что расчеты с помощью пластиковой карточки могут позволить более строго контролировать ваш бюджет.
Именно благодаря совершенствованию системы расчетов с использованием банковских карт у населения отсутствует необходимость даже выходить из дома при оплате ЖКХ, а также есть возможность совершать покупки в интернете в любое время.
1.1 Понятие, виды и особенности банковских карт
Банковская карта — инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке. Такой счет называют специальным карточным счетом. Он открывается банком для отражения всех совершаемых клиентом операций с использованием банковской карты.
Первой платежной картой, пришедшей в Россию (тогда еще – в Советский Союз), следует считать карту международной платежной системы Diners Сlub. Именно эти карты начали приниматься в системе магазинов «Березка» в 1969 г. А спустя два десятилетия, в 1988 г., спортсменам советской Олимпийской сборной, отправляющимся для участия в Олимпийских играх в Сеуле, впервые были выданы карты другой платежной системы – Visa International [8].
Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы, которая имеет определенные геометрические параметры. На лицевую сторону платежных карт наносят логотип финансового института, торговые марки платежной системы, номер карты, имя владельца, срок действия карты.
Кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов:
Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией (эмитентом) суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией – эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).
Овердрафт бывает разрешенный и неразрешенный.
Разрешенный овердрафт – кредит в виде суммы по счету карты, предоставленный банком в пределах установленного лимита [14].
Неразрешенный овердрафт – задолженность по счету карты, возникшая в результате осуществления банком платежей при отсутствии денежных средств на счете или при превышении разрешенного овердрафта.
Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией – эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией – эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации – эмитенту по оплате товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности или выдаче наличных денежных средств. Предоплаченные карты предлагаются чаще всего кредитно-финансовым организациям.
Преимущества предоплаченной карты:
безопасность совершения расчетов через интернет, т.к. поскольку нет привязки к банковскому счету;
отсутствие необходимости открытия специального банковского счета;
для карт с лимитом до пятнадцати тысяч рублей – отсутствие необходимости предъявления документа, удостоверяющего личность.
Эмиссия – выпуск банковских карт.
Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Ранее рассматривалось, что одна из основных функций пластиковой карточки – обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы. Для этого на пластиковую карточку наносятся логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей карточку, имя держателя карточки, номер его счета, срок действия карточки и пр. Помимо всего этого, на карточке может присутствовать фотография держателя и его подпись. Такие данные как имя, номер счет могут быть эмбоссированы, т.е. нанесены рельефным шрифтом. Это дает возможность при ручной обработке принимаемых к оплате карточек быстро перенести данные на чек с помощью специального устройства, импринтера1, осуществляющего «прокатывание» карточки (в точности так же, как получается второй экземпляр при использовании копировальной бумаги) [25].
Карточки с чипом и магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными – в обращении находится свыше двух миллиардов карт подобного типа. Магнитная полоса располагается на обратной стороне карты и, согласно стандарту ISO 7811, состоит из трех дорожек. Из них первые две предназначены для хранения идентификационных данных, а на третью можно записывать информацию (например, текущее значение лимита дебетовой карточки). Однако из-за невысокой надежности многократно повторяемого процесса записи/считывания, запись на магнитную полосу, как правило, не практикуется, и такие карты используются только в режиме считывания информации.
Для повышения защищенности карточек системы VISA и MasterCard/Europay используются дополнительные графические средства защиты: голограммы и нестандартные шрифты для эмбоссирования2.
На лицевой стороне карточки обычно указывается: логотип банка-эмитента, логотип платежной системы, номер карточки (количество знаков зависит от платежной системы и банка), встроенный чип, срок действия карточки, имя держателя карточки, номер внутреннего структурного подразделения, выпустившего карту, рисунок из четырех дуг, который указывает на то, что карта является бесконтактной.
На оборотной стороне – магнитная полоса, место для подписи, код безопасности (CVV2), голографическое изображение.
Пластиковая карточка – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу, возможность безналичной оплаты товаров и/или услуги и получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация – на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Авторизация проводится, автоматически, карточка помещается в POS-терминал3 или торговый терминал (POS – Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры – секретный ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация).
При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом лимитов. Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет [18].
В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с тем лишь отличием, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством – банкоматом, который и проводит авторизацию.
Операции с банковскими карточками проводятся коммерческими банками, уполномоченными на совершение операции и имеющими необходимое оборудование для работы с карточками. Банковские карточки клиента выдаются физическим лицам, заключившим договор с банком. В соответствии с этим договором безналичные расчеты клиентом осуществляются с применением микропроцессорной банковской карточки.
В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской электронно-вычислительной машине и осуществлять наиболее распространенные операции. Ключом к банковскому автомату обычно служит банковская пластиковая карта, на специальной магнитной полосе которой записаны необходимые реквизиты владельца банковского счета, вид выполняемых операций по данному счету [24].
В банковской карточке клиента всегда ведется остаток средств карточки после совершения каждой операции, и хранятся записи об операциях совершенных с применением банковской карточки в учреждениях коммерческих банков, предприятиях торговли и сферы обслуживания. Остаток средств на микропроцессорной карточке состоит из закрытого и открытого остатка, при совершении операции с которым требуется ввод личных паролей клиента, при трехкратном введении неправильного персонального кода карточка блокируется, и операции с ней не производятся. По открытому остатку совершаются только расходные операции и ввод личных паролей клиента не требуется. На каждую карточку, выданную клиенту, открывается отдельный счет.
Удобства для клиентов:
компактность;
в любое время можно совершать операции;
при утрате карты сумма сохраняется на счете;
не декларируется при пересечении Российской Федерации;
география платежей обширна;
не требуется обмен валюты;
простота платежей и пополнения счета.
Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Особенностью продаж и выдач, наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками «в долг»: товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Именно поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки [23].
Одним из прогрессивных нововведений является внедрение в банковскую практику систем безналичных расчетов с использованием банковских карт. Такие платежные системы получили развитие как в зарубежной, так и в российской банковской практике в виде международных и внутренних платежных систем.
Безналичные расчеты – расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.
По мере совершенствования платежно-расчетных отношений менялось соотношение между наличными и безналичными сферами платежного оборота. До конца XIX в. преобладали платежи наличными денежными средствами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых странах, невелик, например, в США он составляет около 10 процентов [6].
Неодинаковая доля налично-денежного оборота и различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 года здесь возникли расчетные (клиринговые палаты) – специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки – члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке.
В литературе высказывается мнение, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам, основным из которых является Центральный Банк Российской Федерации.
Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс федеральных законов и подзаконных актов (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обуславливает необходимость использования соответствующих конвенций нормативных актов [13].
К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся:
Гражданский Кодекс Российской Федерации [2];
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ;
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1.
В Российской Федерации главным регулирующим ведомством денежного оборота является ЦБ РФ4. В соответствии с законодательством одной из главных его задач считается обеспечение эффективного и бесперобойного функционирования платежной системы. В связи с этим Центральный Банк Российской Федерации выполняет также следующие функции:
установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;
координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.
Применение безналичных расчетов с использованием банковских карт позволяет создать качественно новый, более высокий уровень обслуживания клиентов непосредственно в банках, в торговых и сервисных организациях, а также дома и на рабочем месте посредством использования компьютерных сетей.
Основные виды банковских операций с картой:
получение наличных денег со счета через кассу банка;
снятие наличных средств в банкоматах;
управление средствами в сети Интернет;
взнос наличными (пополнение наличных средств на счет) может выполняться через внутреннее структурное подразделение, терминал, банкомат;
перевод с карты на карту;
перечисление денежных средств в счет погашения кредита;
операция перечисления платежей – перевод в пользу юридического лица;
внесение вклада.
При пополнении счета путем внесения наличных в кассах банка производится только при предъявлении документа, удостоверяющего личность [17].
Если подключить услугу интернет-банкинга, то возможности пластиковой карты вырастут. Через данную услугу можно оплачивать ЖКХ услуги и разнообразные товары не выходя из дома через интернет.
Таким образом, банковские карты являются универсальным и удобным инструментом, благодаря высокоразвитой инфраструктуре.
Альфа-Банк, основанный в 1990 году, является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и т.д.
Головной офис Альфа-Банка располагается в Москве. В Альфа-Банке работает более 24 тысяч сотрудников. В 2014 году в связи с принятием Банком России решения о санации и победой на тендере, в состав Банковской Группы «Альфа-Банк» вошел ПАО «Балтийский Банк». Прямыми акционерами Альфа-Банка являются российская компания АО «АБ Холдинг», которая владеет более девяносто девяти процентов акций банка, и кипрская компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED», в распоряжении которой менее одного процента акций банка.
Банковская группа «Альфа-Банк» сохраняет позицию крупнейшего российского частного банка по размеру совокупного капитала, кредитному портфелю и средствам клиентов. Кроме этого, Альфа-Банк входит в список топ-10 системно значимых кредитных организаций, который был опубликован Центральным Банком РФ во второй половине 2015 года.
По состоянию на 30 июня 2018 года клиентская база Альфа-Банка составила более 500 000 корпоративных клиентов и 15,8 миллионов физических лиц. В 2018 году Группа продолжила свое развитие как универсальный банк по основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес, малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая потребительское кредитование, кредиты наличными и кредитные карты, накопительные счета и депозиты, дистанционные каналы обслуживания). Стратегическими приоритетами Банковской Группы «Альфа-Банк» на 2018 год являются поддержание статуса лидирующего частного банка в России с акцентом на надежность и качество активов, а также ориентированность на лучшие в отрасли качество обслуживания клиентов, технологии, эффективность и интеграцию бизнеса.
Альфа-Банк подтверждает лидирующие позиции в банковском секторе России.
Так Альфа-Банк стал лидером премии «Финансовая сфера», победив сразу в шести номинациях этой ежегодной премии инноваций и достижений финансовой отрасли: «Персона в ритейле», «Новый русский Private» «Глава по IT», «Внедрение в сфере отчетности» и «Маркетинговый ход», а в номинации «Небанк года» второе место заняла онлайн-платформа «Поток. Диджитал», основанная на принципе p2b-кредитования.
В 2017 году по итогам работы в 2016 году Альфа-Банк был удостоен наград от международной платежной системы VISA в рамках глобальной программы Visa Global Service Quality Award за высокое качество предоставляемых операционных услуг клиентам банка, держателям карт Visa. Банк в четвертый раз подряд стал победителем в номинациях Best International Risk Efficiency и Chargeback Effectiveness. Альфа-Банк стал лучшим по этим показателям среди 21 тыс. банков-членов международной платежной системы Visa5.
По данным исследования журнала Euromoney Альфа-Банк второй год подряд становится первый по оборотам на рынке Forex в Центральной и Восточной Европе. В мировом рейтинге Банк занял 23-ю строчку и оказался среди крупнейших мировых инвестиционных банков и фондов.
Альфа-Банк вошел в тройку лидеров по удобству и простоте открытия расчетных счетов для малого бизнеса. По результатам исследований аналитического агентства Markswebb Rank & Report Альфа-Банк занял второе место, показав лучший результат по времени взаимодействия с банком — для открытия счета понадобилось чуть больше 30 минут, включая встречу с клиентским менеджером. Исследование проведено в июне-августе 2017 года методом тайного покупателя.
Мобильное приложение Альфа-Директ стало лауреатом премии «Цифровые Вершины» в номинации «Лучшая система для управления финансами и финансовой отчетности». «Цифровые Вершины» — национальная премия в области IT, поощряющая лучшие отечественные решения для повышения эффективности.
Отдельно хочется отметить Альфа Private, удостоенный в 2017 году множества наград. В июне 2017 Альфа Private получил приз в номинации «Лучший банковский бренд по мнению клиентов private banking — 2017», по версии исследовательской компании Frank Research Group — ежегодного рейтинга банков, обслуживающих клиентов сегмента private banking в России, основанный на глубоком анализе основных характеристик и предложения участников рынка для состоятельных клиентов. В сентябре 2017 Альфа Private был высоко оценен и в рейтинге Forbes, заняв первое место среди банков, оказывающих услуги private banking, и третье в общем рейтинге. Стоит отметить, что банк поднялся на позицию выше по сравнению с рейтингом 2016 года. В октябре Журнал Wealth & Finance объявил победителей конкурса Wealth & Money Management Awards за 2017 год. Альфа Private Альфа-Банка, единственного из российских банков, представленного на премии, получил награду в номинации Best private banking Russia. В декабре 2017 Альфа Private Альфа-Банка получил награду клиентов SPEAR’S Russia Wealth Management Awards 2017 — единственной в России премии в индустрии private banking и wealth management как лучший российский банк, предоставляющий услуги банковского обслуживания для управления крупными состояниями, а также как лучший банк для корпоративных клиентов [30].
Банковская Группа «Альфа-Банк» является социально-ориентированной организацией. Важным направлением ее благотворительной деятельности является помощь социально незащищенным слоям населения: воспитанникам детских домов и интернатов, тяжелобольным детям, ветеранам Великой Отечественной войны. Альфа-Банк активно развивает собственную стипендиальную программу для талантливых российских студентов «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительному фонду «Линия жизни» и является членом Корпоративного клуба WWF России. С момента своего основания в 1990 г. банк известен поддержкой масштабных культурных мероприятий. При содействии Альфа-Банка Россию посетили всемирно известные зарубежные музыканты. Альфа-Банк — официальный европейский банк Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка Конфедераций FIFA 2017.
Альфа-Банк считает свою репутацию наиболее ценным активом, по этой причине он один из первых Российских компаний опубликовал Социальный отчет.
Таблица 1 - Бренд АО «Альфа-Банк»
| Элемент | Акционерное Общество «Альфа-Банк» |
1 | Name | «Альфа-Банк» |
2 | Логотип |
|
3.1 | Миссия | Мы — партнёр для активных людей и компаний. Мы создаём уверенность в успехе и каждый день делаем их жизнь лучше. |
3.2 | Ценности | Действуем как лидеры Берем ответственность и находим решение в непростых ситуациях. Достигаем поставленных целей. Вдохновляем своим примером. Не приемлем равнодушия. Ценим клиента Слушаем, слышим и стараемся понять клиента. За клиента отвечает каждый сотрудник. Знаем клиента, помогаем клиенту в достижении его целей. Долгосрочные отношения важнее моментальной выгоды. Работаем в команде Моя команда – это не только своё подразделение, а весь Банк. Сотрудничаем для достижения общего результата. Относимся к коллегам с уважением и всегда стремимся помочь. Мыслим как предприниматели Постоянно ищем новые прибыльные идеи. Проверяем их максимально быстро и корректируем шаг за шагом. Готовы идти на продуманный риск. Непримиримы к проявлениям необязательности и бездействию. Постоянно развиваемся Постоянно развиваемся сами и помогаем развиваться нашим коллегам. Помогаем развиваться клиентам, предлагаем уникальные технологии, наши знания и опыт. Открыты к новому и готовы меняться. |
Успех Альфа-Банка во многом обусловлен наличием сильной команды менеджеров, которые помимо выдающихся организаторских способностей обладают богатым опытом банковской деятельности как на международном уровне, так и внутри страны.
Таблица 2 - Акционеры АО «Альфа-Банк»
Наименование | Место нахождения | Количество обыкновенных бездокументарных именных акций | % от общего количества ценных бумаг |
Акционерное общество «АБ Холдинг» | 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27 | 59 519 919 | 99,8864 % |
Компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED» | Themistokli Dervi, 5 ELENION BUILDING, 2 nd floor P.C. 1066, Nicosia Cyprus | 67 704 | 0,1136 % |
ИТОГО: | | 59 587 623 | 100 % |
В активы банка6 могут входить денежные средства, драгоценные металлы и камни, счета в других кредитных организациях и Банке России, вложения в ценные бумаги, в уставные капиталы других компаний, кредитный портфель, имущественные активы (здания, земля, оборудование) и другое. Банк размещает средства в те или иные активы, чтобы получить доход и успешно рассчитываться по своим обязательствам, оставаясь при этом с прибылью.
Оценка качества активов наряду с анализом достаточности капитала является важнейшим показателем для определения степени надежности банка и эффективности его деятельности. Качество активов определяется тем, насколько они способствуют достижению основной цели деятельности коммерческого банка, а именно его прибыльному стабильному функционированию.
Качество активов банка определяется различными факторами:
соответствием структуры активов структуре пассивов по срокам;
ликвидностью активов;
доходностью активов;
объемом и долей рисковых, критических и неполноценных активов.
Группа показателей качества активов позволяет оценивать их по отношению к ресурсной базе банка. Доходные активы наиболее важно оценивать по отношению к платным пассивам (К2), поэтому данному коэффициенту отдано предпочтение перед традиционным показателем (К1). Поскольку доходные активы могут не обеспечить необходимого уровня доходности для выполнения обязательств по платным пассивам.
Таблица 2 – Показатели качества активов АО «Альфа-Банк»
№ | Коэффициент | Показатель | Нормативное значение | Годы | ||
2016 | 2017 | 2018 | ||||
1 | К1 | Частное доходных активов к активам | 0,75-0,85 | 0,82 | 0,82 | 0,85 |
2 | К2 | Частное доходных активов к платным пассивам | меньше или равно 1 | 1,11 | 1,13 | 1,08 |
3 | К3 | Частное банковских займов к выданным кредитам | меньше или равно 1 – банк-заемщик больше или равно 1 – банк-кредитор | 0,14 | 0,16 | 0,11 |
4 | К4 | Частное выданных кредитов к обязательствам | меньше 0,78 – агрессивная больше 0,6-0,7 – оптимальная меньше 0,53 – осторожная | 0,76 | 0,74 | 0,79 |
5 | К5 | Частное выданных кредитов к капиталу | больше или равно 8 | 6,17 | 6,56 | 6,79 |
6 | К6 | Частное просроченных кредитов к выданным кредитам | больше или равно 0,04 | 0,12 | 0,10 | 0,11 |
7 | К7 | Частное сформированных резервов к выданным кредитам | больше или равно 0,04 | 0,002 | 0,002 | 0,002 |
По данным таблицы видно, что удельный вес доходных активов (К1) в 2016-2017 годы составил 0,82 процента, а в 2018 году – 0,85 процента, это говорит о том, что банк оптимальным образом разместил свои средства.
Коэффициент К2 соответствует оптимальному значению на протяжении анализируемых годов, это показывает, что платные пассивы покрываются за счет доходных активов банка.
Коэффициент К3 определяет возможность проведения банком агрессивной или осторожной кредитной политики. К3 составляет меньше 1, что говорит о том, что банк является преимущественно кредитором.
Коэффициент К4 характеризует тип кредитной политики, проводимой банком. Рассчитанные коэффициенты показывают, что банк в 2016-2017 годы вел осторожную кредитную политику, а в 2018 году банк проводит агрессивную кредитную политику.
Коэффициент К5 характеризует степень умеренной кредитной политики. Этот коэффициент соответствует оптимальному значению и свидетельствует о достаточности капитала.
Коэффициент К6 не соответствует оптимальному значению, что говорит о высоком удельном весе просроченных кредитов в кредитном портфеле банка. Банку необходимо принять меры по более тщательной оценке кредитоспособности заемщика.
Коэффициент К7 характеризует удельный вес сформированных провизий в кредитном портфеле банка. Этот показатель за все исследуемые годы соответствует оптимальному значению.
Пассивы финансово-кредитной организации – это ее ресурсная база, то есть совокупность собственных и привлеченных из различных источников финансовых средств (вклады, депозиты, средства на текущих счетах, размещенные облигации, векселя и т.д.), которые впоследствии направляются на активные банковские операции.
Таблица 3 – Показатели качества пассивов АО «Альфа-Банк»
№ | Коэффициент | Показатель | Оптимальное значение | Годы | ||
2016 | 2017 | 2018 | ||||
1 | К1 | Частное капитала к активам | 0,08 - 0,15 | 0,11 | 0, 10 | 0,12 |
2 | К2 | Частное онкольных и срочных обязательств к активам | 0,5 - 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,8 |
3 | К3 | Частное займов к активам | 0,2 - 0,35 | 0,02 | 0,012 | 0,010 |
4 | К4 | Частное онкольных обязательств ко всем обязательствам | 0,2 - 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
5 | К5 | Частное срочных вкладов ко всем обязательствам | 0,1 - 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
6 | К6 | Займы во всех обязательствах | 0,25 - 0,40 | 0,02 | 0,01 | 0,02 |
7 | К7 | Частное прочих обязательств ко всем обязательствам | стремится к минимуму | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
8 | К8 | Частное стержневого капитала к собственному капиталу | меньше или равно 0,5 | 0,76 | 0,89 | 0,87 |
По данным таблицы рассмотрим показатели качества пассивов АО «Альфа-Банк».
Коэффициент К1 в течение исследуемого периода находится в пределах нормативных значений. Это свидетельствует о том, что банк является финансово устойчивым, собственный капитал выполняет все функции: оперативную, регулирующую, защитную. При этом банк является конкурентоспособным и в его продуктовой линейке представлен широкий спектр банковских продуктов.
Коэффициенты К2 и К3 показывают уровень срочности и надежности банка. Уровень обеспечения срочными обязательствами и обязательствами до востребования в 2016-2018 годы превышает оптимальное значение, что является показателем того, что банк не имеет достаточного уровня надежности и срочности. С позиции заемных средств К3 размер привлеченных средств недостаточен для управления ликвидностью банка, так как за анализируемые годы коэффициент не достиг оптимального уровня. И это свидетельствует о том, что произошло перераспределение структуры пассивов в сторону уменьшения собственных средств, что может негативно сказаться на финансовой устойчивости банка.
Степень минимизации риска устойчивости или затрат рассматривается с учетом трех показателей К4, К5, К6.
Коэффициент К4 отражает степень устойчивости банка и может принимать значения от 0,2 до 0,4. За исследуемый период показатель был ниже оптимального значения, что свидетельствует о низком риске устойчивости и максимальных процентных расходах.
Коэффициент К5 направлен на оценку степени минимизации риска устойчивости по отношению к срочным обязательствам банка. Этот коэффициент соответствует оптимальному значению на протяжении исследуемых годов.
Коэффициент К6 показывает долю заимствований банка в совокупной сумме обязательств. Этот показатель не достиг оптимального значения за анализируемый период.
Коэффициент К7 определяет степень пассивной устойчивости банка. Пассивная устойчивость банка отражает качество управления прочими обязательствами. Показатель К7 должен стремиться к минимуму. В 2016-2018 годы этот показатель не изменялся, был равен 0,02.
Коэффициент К8 характеризует уровень достаточности уставного капитала. Данный показатель соответствует оптимальному значению.
Акционерное общество «Альфа-Банк» является одним из системно значимых банков с широкой продуктовой линейкой, работа которого направлена как на физических лиц, так и на юридических. Успех Альфа-Банка во многом обусловлен наличием сильной команды менеджеров, которые помимо выдающихся организаторских способностей обладают богатым опытом банковской деятельности как на международном уровне, так и внутри страны.
В современном мире использование банковских карт приобретает всё больший размах. В некоторых западных странах например, в Нидерландах и Швеции, расплатиться наличными становится проблемой, трудно произвести оплату наличными в Сингапуре, Франции, Канаде, Бельгии и многих других странах мира. На протяжении 2017 г. платежный рынок России в целом продолжает демонстрировать медленный, но устойчивый рост. Повышаются объемы эмиссии и уровень проникновения карточных инструментов. Технологии бесконтактной оплаты – на пике внимания, в том числе в связи с приходом в Россию ApplePay и SamsungPay.
Россия, несмотря на быстрое развитие банковского сектора в этом вопросе пока отстает на несколько лет по оценкам специалистов. К 2019 году количество банковских пластиковых карт в России составило 279 608 тысяч (из них 237 525 расчетные и 35 083 кредитные карты).
На сегодняшний день на каждого россиянина приходится по 1,92 банковской карты. Дебетовые карты — самый популярный карточный продукт в России. Ими пользуются 63 процента населения. В целом проникновение банковских карт в нашей стране приблизилось к 80 процентам.
Несмотря на экономические особенности российского рынка и консерватизм отечественного потребителя, в нашей стране расчеты по пластиковым картам становятся все более популярными. С 2013 по апрель 2017 г. рынок пластиковых карт в России неуклонно рос: количество выпущенных карт за данный период выросло примерно на 70 процентов и составило 229,86 миллионов (199,36 миллионов дебетовых и 30,5 миллионов кредитных карт) [32].
Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, на 01.01.2019.
Рисунок 1 - Структура расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями на 01.01.2019 год
Рисунок 2 - Количество расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями на 01.01.2019 год
По данным рисунка 2 виден неуклонный рост количества карт из года в год.
Следует обратить внимание на динамику и пропорции (структуру) операций, совершенных гражданами с 2013 по 2017 г.:
снятие наличных денежных средств увеличилось с 1 663,1 миллиардов рублей (352 миллиона единиц) до 6 717,4 миллиардов рублей — в 3,9 раза в объеме и только в 2,6 раза – в количестве операций;
оплата товаров и услуг выросла с 136,5 миллиардов рублей (105,6 миллионов единиц) до 2 714,3 миллиардов рублей (1 798 миллионов единиц) — в 18,5 раз в объеме и в 25,2 раза в количестве операций;
Все эти цифры наглядно демонстрируют рост популярности банковских платежных карт в сфере безналичных расчетов и снижение их востребованности в целях получения наличных денег. Однако следует признать, что граждане за последние 5 лет хотя и стали расплачиваться картами в 17 раз чаще, все же по-прежнему чрезмерно тяготеют к банкоматам как к оборудованию для снятия наличных.
По данным Центрального банка России на 01.07.2018г. российскими банками было эмитировано 270 миллионов платежных карт. Годовой прирост составил 7,42 процента в сравнении с показателем на 01.07.2017г. (267,22 миллионов карт) и практически идентичен годовому приросту за 2016 год (6,44 процента).
Из общего объема эмиссии 218,877 миллионов карт составили дебетовые (расчетные) карты – 87,9 процента, а 30 074 карты пришлось на кредитные продукты – (12,1 процента эмиссии).
При этом доля дебетовых карт в структуре эмиссии платежных карт в Российской Федерации увеличилась на 0,9 процента, а доля кредитных карт, наоборот, сократилась на 1 процент по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период.
Следует отметить, что снижение доли кредитных карт в структуре эмиссии продолжается уже второй год (в 2015 году их доля сократилась на 2,44 процента). Это связано, прежде всего, с отзывом лицензии у ряда эмитентов кредитных карт и с ужесточением кредитной политики всех ведущих банков страны на фоне экономического спада и некоторым пресыщением рынка банковских пластиковых карт.
Необходимо отметить, что российские банки выпускают также предоплаченные карты, суммарное количество которых в обороте довольно значительно, по разным оценкам, существенно превышая количество эмитированных кредитных карт. Как свидетельствуют данные ЦБ РФ по структуре эмиссии карт, для национальной платежной системы характерно абсолютное превалирование дебетовых карточных инструментов над кредитными – 87,9 процента против 12,1 процента, причем доля кредитных карт сокращается.
Проникновение банковских карт в России также демонстрирует достаточно уверенный рост. Согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) от 2016 года, у подавляющего большинства россиян (73 процента) есть банковские карты, и примерно у трети – две и более. При этом большинство постоянно имеют при себе и регулярно пользуются только одной из них. Четверть россиян не имеют ни одной карты (24 процента): в основном это люди со средним специальным и ниже уровнем образования, а также молодежь в возрасте до 24 лет и люди старше 45 лет. Две и более карты чаще имеют опрошенные с высшим образованием, а также респонденты среднего возраста – от 25 до 44 лет (более 40 процентов в этой группе по сравнению с 30 процентами в среднем по выборке). Респондентам, сообщившим о наличии более одной банковской карты, было предложено ответить, сколько всего карт они обычно носят с собой и регулярно используют. Согласно полученным данным, более половины опрошенных носят с собой как минимум одну, и еще 19 процентов – две карты. При этом каждый пятый владелец не использует ни одну из имеющихся в распоряжении банковских карт (21 процент).
В результате продолжающейся политики Центрального банка по санации банковской системы страны общее количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию или эквайринг7 платежных карт, сокращается. Так, за год, с 1 июля 2016 года по 1 июля 2016 года, число банков, работающих с платежными картами в РФ, сократилось на 17,2 процента (с 572 до 482 кредитных организаций). Годом ранее это показатель демонстрировал 7,8 процента, в результате чего наблюдался процентный спад.
При этом на 01.04.2019 г. количество банков на территории Российской Федерации 484, из них 335 осуществляют эмиссию карт.
На сегодняшний день крупнейшими эмитентами платежных карт в Российской Федерации являются Сбербанк России, ВТБ24, Альфа-Банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, УРАЛСИБ, Росбанк, Тинькофф Банк и др. На начало 2018 года в России в обращении находилось 270 миллионов банковских карт. За прошлый год их число увеличилось на 3,4 миллиона.
Среди российских банков Сбербанк России сегодня является абсолютным лидером рынка по эмиссии как дебетовых, так и кредитных карт, так же он является крупнейшим российским универсальным коммерческим банком, который контролируется Центральным банком Российской Федерации, и которому принадлежат более 52 процента акций.
Внутреннее производство банковских карт сегодня практически полностью закрывает потребности банков-эмитентов в Российской Федерации. Картина рынка и расстановка игроков-лидеров стабильна. Среди наиболее крупных российских производителей карт выделяется тройка лидеров – «Розан», «АЛИОТ» и «НоваКард». Заметны также позиции таких производителей, как НИИМЭ и «Микрон», «Ситроникс», «Оренкарт».
Развитый рынок платежных карт выступает основой экономической безопасности, залога бесперебойности платежей, индикатором эффективности развития денежной, банковской и финансовой систем. Рынок платежных карт в России в последние годы функционирует в условиях турбулентности мировой и национальной экономик, что, несомненно, сказывается на эффективности деятельности ключевых участников и основных показателях его развития.
На современном этапе развития российского общества банковские карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг.
Для банковского сектора пластиковые карты достаточно доходное направление. Кредиторы получают многочисленные комиссии по обслуживанию, предоставлению дополнительных услуг, обналичиванию, конвертации средств. Деятельность АО «Альфа-Банк» на рынке карт занимает 4 место. Его доля на рынке составляет 10,9%.
Пластиковые банковские карты в современной жизни незаменимое средство платежа. Они сочетают в себе множество технологий, без которых мы уже не можем представить свою жизнь.
АО «Альфа-Банк» представляет широкую продуктовую линейку карт по выгодным тарифам со специальными скидками от компаний-партнеров банка. «Альфа-Банк» выпускает карты таких платежных систем как MasterCard, Visa и МИР.
Рассмотрим некоторые из них.
Kарты для частных лиц:
кредитная карта «Сто дней без процентов».
Рисунок 3 – Изображение кредитной карты «Сто дней без процентов»
Возможности:
бесконтактная оплата;
пятьдесят тысяч рублей можно снимать каждый месяц без комиссии;
пятьсот тысяч рублей максимальная величина кредита;
ноль процентов по кредиту за любые покупки в течение ста дней;
возможность подключения сервиcа Apple Pay и Google Pay;
кредит можно погасить картами любых банков онлайн или наличными без комиссии в банкоматах;
информация в мобильном банке о покупках, график платежей и чат с банком.
Таблица 4 – Условия для кредитной карты «Сто дней без процентов»
| Classic / Standart | Gold | Platinum |
Кредитный лимит | До 500 000 рублей | До 700 000 рублей | До 1 000 000 Рублей |
Выпуск карты | Бесплатно | Бесплатно | Бесплатно |
Процентная ставка | От 11, 99 % (определяется индивидуально) | От 11, 99 % (определяется индивидуально) | От 11, 99 % (определяется индивидуально) |
Стоимость годового обслуживания | От 1 190 рублей | От 2 990 рублей | От 5 490 рублей |
Выдача наличных до 50 000 руб/мес | Бесплатно | Бесплатно | Бесплатно |
Комиссия за выдачу наличных более 50 000 руб/мес (взимается с суммы разницы) | 5, 9 % (минимум 500 рублей) | 4, 9 % (минимум 400 рублей) | 3, 9% (минимум 300 рублей) |
дебетовая кобрендинговая карта «Аэрофлот World Black Edition»;
Рисунок 4 – Изображение дебетовой карты «Аэрофлот World Black Edition»
Преимущества:
авиабилеты, аренда машин, услуги партнеров в обмен на мили;
тысяча миль в подарок;
льготная конвертация валюты по биржевому курсу;
бесплатное пополнение карт любых банков в мобильном приложении «Альфа-Мобайл» или интернет-банке «Альфа-Клик»;
бесконтактная оплата с Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay;
все операции с бонусным счетов возможны онлайн на сайте «Аэрофлот»;
Расплачиваясь этой картой, вы копите мили программы «Аэрофлот Бонус», чтобы потом их использовать их:
на полеты по всему миру вместе с Аэрофлотом и девятнадцати компаниями альянса SkyTeam;
на повышение качества обслуживания;
на товары и услуги партнеров программы.
Таблица 5 – Условия дебетовой карты «Аэрофлот World Black Edition»
Траты по картам | – От 10 000 рублей – 1, 1 мили за каждые 60 рублей – От 70 000 рублей – 1, 5 мили за каждые 60 рублей – От 100 00 рублей – 2 мили за каждые 60 рублей (доступно только при оформлении пакета «Премиум») |
Выпуск карты | Бесплатно |
Обслуживание карты | Бесплатно |
Детская карта в рамках услуги «Семейный банк».
Рисунок 5 – Изображение детской карты от АО «Альфа-Банк»
Преимущества услуги «Семейный банк»:
расходы близких под вашем контролем;
четыре участника могут пользоваться одновременно;
ваши личные счета остаются личными.
Данная карта оформляется детям с семи лет.
Возможности:
выбор карты с интересным и ярким дизайном;
пять процентов возврата при оплате в кафе (максимальная сумма возврата две тысячи рублей).
специальные бонусы и акции от партнеров;
установление лимитов на категории и покупки;
отслеживание покупок ребенка он-лайн.
Детская карта научит планировать расходы. У себя в мобильном приложении ребенок сможет видеть на что он потратил деньги и сколько мог бы накопить.
Рассмотренные нами карты АО «Альфа-Банк» только подтверждают, что у банка широкая продуктовая линейка, которая направлена как на различные потребности и цели, так и возраст.
В настоящее время даже мобильный телефон давно перестал быть просто средством связи. С помощью гаджетов мы оплачиваем коммунальные платежи, переводим деньги, приобретаем билеты, бронируем гостиницы, пополняем карту метро и т. д. Все большая доступность смартфонов способствует совершенствованию безналичных расчетов с использованием банковских карт. Несмотря на то что технология NFC — функция бесконтактных платежей — существует давно, поддерживающие ее телефоны в широкой продаже появились всего год-полтора назад. Если раньше это были супердорогие модели, то теперь такой технологией стали оснащать доступные по цене смартфоны.
Одним из самых громких проектов прошлого года на платежном рынке стал запуск в России сервиса мобильных платежей двух ведущих мировых производителей мобильных устройств. Это действительно большое событие не только для платежного рынка, но для потребителей. Преимуществом платежных сервисов является то, что физически банковскую карту носить с собой не нужно, ее функции исполняет мобильный телефон. Для оплаты необходимо на телефоне активировать функцию оплаты и приложить его к терминалу.
Наравне с мобильными платежами, в основе которых лежит бесконтактный способ оплаты, среди россиян также достаточно популярны банковские карты с бесконтактным чипом. Но здесь проблема в другом: спрос со стороны пользователей есть, но на сегодняшний день немногие магазины, рестораны, салоны и другие торгово-сервисные компании оснащены необходимым оборудованием для приема таких карт. По некоторым оценкам, всего по миру бесконтактным считывателем оснащено порядка 10% терминалов, или около 4,5 миллионов штук. Что касается безопасности, для карточек существуют различные металлизированные боксы, кейсы, которые не дают возможности карте сработать, когда она там находится. Правда, от этого частично теряется ее удобство. К тому же на карточки с бесконтактным чипом, как правило, устанавливается максимальный лимит операций, которые можно совершить без введения ПИН-кода. Такой лимит может составлять, к примеру, 1 000 рублей.
Бесконтактные платежи удобны там, где существует большой поток людей и необходимо быстро, без задержек осуществить оплату. Главное удобство таких карт — быстрые микроплатежи. Транспорт — быстрый проход через турникет. Рестораны быстрого питания. Автозаправки — хотя они в меньшей степени.
Карточные технологии являются основой большинства современных безналичных способов оплаты. Поэтому банковские карты будут жить долго. Хотя бы потому, что создана огромная инфраструктура для обслуживания именно карт, заменить которую непросто, недешево и небыстро. К тому же на сегодняшний день еще нет общепринятой стандартизованной альтернативы. Сегодня идет много разговоров о биометрии, но она пока еще далека от того, чтобы рассматривать ее в качестве широко распространенного опыта во всем мире.
Банковские карты однозначно еще долго останутся востребованными.
Вопросы минимизации собственных затрат, проблемы оптимального управления денежными потоками физических лиц и необходимость снижения операционных и технологических издержек дают право банкам искать новые формы работы с физическими лицами.
Кроме того, существует ряд факторов, сдерживающих развитие банковского розничного обслуживания в России:
низкий уровень доходов населения;
неравномерное распределение дохода между различными слоями населения;
низкая плотность населения и большая территориальная протяженность.
Для преимущества и увеличения роста клиентов банка должна осуществляться следующая программа:
перемещение терминального оборудования, с торговых точек с низкими оборотами, на предприятия торговли и сервиса, пользующиеся постоянным спросом у жителей города, с большим размером разовой покупки и предоставление данными торговыми точками скидки
плановая замена старого терминального оборудования в магазинах с большими оборотами, и соответственно большими очередями в кассу, на новое оборудование, позволяющее сократить время обслуживание клиента в 2,5 раза.
Прежде всего, данные программы по совершенствованию операций с пластиковыми картами должны строиться на опыте и отталкиваться от основ обслуживания широкого круга физических лиц, для этого необходимо:
Увеличить доходы банка от сумм, зачисленных денежных средств на карточные счета клиентов. Данный вид дохода зависит от кредитового оборота движения средств по карточным счетам, т. е. от сумм зачисления денежных средств на карточные счета. В этом случае в соответствии с заключенными договорами, например, «зарплатных» проектов, в доход банка взимается процент комиссии от сумм зачисленных средств на счет банка. В зависимости от величины сумм поступлений на карточные счета клиентов увеличивается и доход, получаемый банком.
Увеличить доходы банка от оборотов сумм транзакций в торговых и сервисных организациях. Величина этого дохода полностью зависит от дебетовых оборотов по карточным счетам клиентов, которые возникают при совершении ими покупки или оплаты услуг с использованием карточек. Обороты возникают при списании денежных средств с карточных счетов в размере произведенных покупок и оплаченных услуг в торговых и сервисных организациях. От этой деятельности банк должен получать больший доход, в виде договорного процента, взимаемый с торговой или сервисной организации.
Увеличить доходы банка от выдачи наличных через сеть банкоматов, пунктов выдачи наличных, безналичных перечислений. Данный вид дохода также зависит от дебетовых оборотов клиентов, возникающих при проведении операций снятия наличных средств с карточного счета. В этом случае доход банка будет получен в размере установленного процента комиссии, взимаемого от суммы выданных наличных средств.
Таким образом, кредитовые обороты клиентов, т. е. все поступления на карточные счета, будут использоваться в трех основных дебетовых вариантах:
для оплаты товаров и услуг;
для получения наличных средств;
для безналичных перечислений.
Увеличение прочих доходов банка от операций с пластиковыми картами. Сюда включаются прочие доходы банка от функционирования системы пластиковых карт, которые не вошли в предыдущие три, а именно платежи от процессинговых компаний, оплата услуг за конвертацию валюты, за безналичные перечисления, положительная разница между себестоимостью карты и стоимостью обслуживания карточного счета, штрафы, пени, полученные и другие платежи в пользу банка.
Однако необходимо не только увеличить поступления от операций с пластиковыми картами, но и оптимизировать затраты, связанные с имитированием и обслуживанием пластиковых карт.
Несомненно, увеличение доходности для банка является основополагающим, но нельзя забывать и об имидживой стороне.
Быстрое распространение банковских кредитных карт, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.
На рынке представлено множество типов карт. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими.
В качестве одной из мер, способной сделать карты привлекательными для населения – это возможность получения денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карт, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.
На российском рынке продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот (осуществление неофициальной деятельности, не отражение операций в регистрах бухгалтерского учета).
Современный мир уже невозможно представить без системы безналичных расчетов, она присутствует в каждой сфере жизни и на всех социальных уровнях. Система безналичных расчетов обеспечивает простоту и доступность всех банковских операций, повышает качество жизни населения и ускоряет течение всех бизнес процессов.
Банки играют огромную роль в экономической жизни общества, их часто называют кровеносной системой экономики. Благодаря своей специфической роли, со времени своего появления они всегда притягивали преступников. К 90-м годам XX века банки перешли к компьютерной обработке информации, что значительно повысило производительность труда, ускорило расчеты и привело к появлению новых услуг. Однако компьютерные системы, без которых в настоящее время не может обойтись ни один банк, являются также источником совершенно новых угроз, неизвестных ранее. Большинство из них обусловлены новыми информационными технологиями и не являются специфическими исключительно для банков.
Существуют два аспекта, выделяющих банки из круга остальных коммерческих систем:
информация в банковских системах представляет собой «живые деньги», которые можно получить, передать, истратить, вложить;
она затрагивает интересы большого количества организаций и отдельных лиц.
Поэтому информационная безопасность банка — критически важное условие его существования.
В силу этих обстоятельств, к банковским системам предъявляются повышенные требования относительно безопасности хранения и обработки информации. Отечественные банки также не смогут избежать участи тотальной автоматизации по следующим причинам:
усиления конкуренции между банками;
необходимости сокращения времени на производство расчетов;
необходимости улучшать сервис.
В США, странах Западной Европы и многих других, столкнувшихся с этой проблемой довольно давно, в настоящее время создана целая индустрия защиты экономической информации, включающая разработку и производство безопасного аппаратного и программного обеспечения, периферийных устройств, научные изыскания и др.
Сфера информационной безопасности — наиболее динамичная область развития индустрии безопасности в целом. Если обеспечение физической безопасности имеет давнюю традицию и устоявшиеся подходы, то информационная безопасность постоянно требует новых решений, т.к. компьютерные и телекоммуникационные технологии постоянно обновляются, на компьютерные системы возлагается все большая ответственность.
Статистика показывает, что подавляющее большинство крупных организаций имеют план с правилами доступа к информации, а также план восстановления после аварий.
Безопасность электронных банковских систем зависит от большого количества факторов, которые необходимо учитывать еще на этапе проектирования этой системы.
При этом для каждого отдельного вида банковских операций и электронных платежей или других способов обмена конфиденциальной информацией существуют свои специфические особенности защиты. Таким образом, организация защиты банковских систем есть целый комплекс мер, которые должны учитывать, как общие концепции, но и специфические особенности.
Основной вывод, который можно сделать из анализа развития банковской отрасли, заключается в том, что автоматизация и компьютеризация банковской деятельности (и денежного обращения в целом) продолжает возрастать. Основные изменения в банковской индустрии за последние десятилетия связаны именно с развитием информационных технологий. Можно прогнозировать дальнейшее снижение оборота наличных денег и постепенный переход на безналичные расчеты с использованием пластиковых карт, сети Интернет и удаленных терминалов управления счетом юридических лиц.
Банковская карта — инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке. Такой счет называют специальным карточным счетом. Он открывается банком для отражения всех совершаемых клиентом операций с использованием банковской карты.
Развитый рынок платежных карт выступает основой экономической безопасности, залога бесперебойности платежей, индикатором эффективности развития денежной, банковской и финансовой систем. Рынок платежных карт в России в последние годы функционирует в условиях турбулентности мировой и национальной экономик, что, несомненно, сказывается на эффективности деятельности ключевых участников и основных показателях его развития.
Но, тем не менее, рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций.
Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.
Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий:
механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств;
пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Развитие пластиковых карт в России не такое бурное, как в мире, однако и российские пластиковые карты сегодня имеют большое распространение и перспективы. Практически каждый банк выпускает такие карты и придает им совершенно разные возможности и преимущества. Каждый будущий держатель карты может выбирать карту соответствии со своими пожеланиями и возможностями, что только еще раз подчеркивает широкие перспективы развития рынка пластиковых карт.
В настоящее время развитие рынка банковских пластиковых карт в России стремительно набирает обороты, поскольку российские банки стремятся как можно активнее развивать бизнес в отношении обслуживании банковских карт. И стоит отметить, что банками России уже накоплен достаточный опыт производства как иностранных карт по лицензии крупных финансовых компаний, так и своих валютных и рублевых карточек. Но все равно, масштабы и количество используемых платежных карточек в России значительно меньше, чем в странах Западной Европы, да и во всем мире.
На современном этапе развития российского общества банковские карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг.
В связи с этим следует ожидать дальнейшее динамичное развитие средств информационной безопасности банков, поскольку их значение постоянно возрастает.
Конечно же, данные программы по совершенствованию операций с пластиковыми картами должны строиться на опыте и отталкиваться от основ обслуживания широкого круга физических лиц.
На сегодняшний день на каждого россиянина приходится по 1,92 банковской карты. Одной из самых распространённых операций по пластиковой банковской карте в России является снятие наличных денег, она составляет 56 процентов от всех остальных операций. Использовать банковскую карту как средство безналичного платежа предпочитают всего 18 процентов россиян.
Именно благодаря совершенствованию системы расчетов с использованием банковских карт у населения отсутствует необходимость даже выходить из дома при оплате ЖКХ, а также есть возможность совершать покупки в интернете в любое время.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 октября 1994 года).
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 № 395-1 (последняя редакция 27.12.2018).
Положение Банка России № 266-П " Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (ред. от 14.01.2015).
Письмо ЦБР от 2 октября 2009 г. N 120-Т "О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт".
Авакова Ю.М., Быстров Л.В., Воронин А.С. и др. Бизнес-энциклопедия «Платежные карты». – М.: Издательство «Маркет ДС Корпорейшн», 2017. – 324 с.
Алексанов А.К., Демчев И.А., Доронин А.М. и др. - Безопасность карточного бизнеса. М.: - ЦИПСиР, 2017. – 400 с.
Астрелина, В. В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке: учеб. пособие / В. В. Астрелина, П. К. Бондарчук, П. С. Шальнов. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2017. – 350 с.
Банковские риски: учебник / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018. – 370 с.
Банковское дело: учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. – М.: Юрайт, 2017. – 390 с.
Банковское дело: учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. – М.: Юрайт, 2017. – 325 с.
Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2018. – 350 с.
Белотелова Н. П. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К⁰», 2017. – 400 с.
Бизнес-энциклопедия "Платежные карты" (ред.-сост. А.С. Воронин) ("Кнорус", "ЦИПСиР", 2014) – 400 с.
Букин С. Безопасность банковской деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2016. – 340 с.
Василенко В. Пластиковые деньги. Хозяйство и право – 2015. – 360 с.
Голдавский И. Заметки о подходах к созданию в России национальной платежной системы // ПЛАС Информационно-аналитический журнал № 1 (153), 2018. – 320 с.
Голдовский И. М. Реальная безопасность микропроцессорных карт. Материалы семинара «Реальная безопасность микропроцессорных EMV-карт», 2015. – 400 с.
Голенищев А. А. Обзор современных видов мошенничества в России и за рубежом, Материалы семинара «Стратегия защиты пластиковых карт от мошенничества. Анализ рисков в электронном обращении с картами». 2015. – 300 с.
Евтюхина Е. Как избежать “пластиковых” преступлений? Банковское обозрение – 2017. – 320 с.
Квателадзе И. Мировая карточная статистика // МИР КАРТОЧЕК Информационно-аналитический журнал № 6 (138), 2018. – 360 с.
Киреев, В. Л. Банковское дело: учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2017. – 400 с.
Киреев, В. Л. Банковское дело: учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2017. – 400 с.
Костерина, Т. М. Банковское дело: учеб. для бакалавров / Т. М. Костерина; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 378 с.
Курбатов А.Я. Банковское право России: учебник для магистров. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.
Машин С. Пластиковая карта - мишень для мошенников. Аферы, подделки, криминал – 2015.– 359 с.
Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2017. – 400 с.
Третьяк В. Безопасность системы обслуживания пластиковых карточек. Банковские системы и оборудование – 2015. – 390 с.
Эмм М. Мошенничество с пластиковыми картами. Информационная безопасность – 2016. – 350 с.
Официальный сайт АО «Альфа-Банк» – URL: https://alfabank.ru/.
Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации – URL: http://www.cbr.ru/statistics/.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
| Физические лица и юридические лица | |||
Всего операций (включая операции за рубежом) | в том числе: | |||
по получению наличных денег | по оплате товаров и услуг | переводы "с карты на карту, на благотворительные цели т.д. | ||
количество, млн. ед. | количество, млн. ед. | коли-чество, млн. ед. | количество, млн. ед. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2018 год | 32 325,4 | 3 195,5 | 24 642,7 | 4 487,3 |
2017 год | 24 005,7 | 3 327,4 | 17 939,2 | 2 739,9 |
2016 года | 17 871,6 | 3 458,0 | 13 012,6 | 1 401,0 |
Приложение 4
1 Импринтер — механическое устройство, предназначенное для переноса оттиска рельефных реквизитов платежной карты на документ, составленный на бумажном носителе.
2 Эмбоссирование (эмбоссинг) – нанесение информации на банковскую карту путем выдавливания.
3 POS-терминал — аппаратно-программный комплекс, позволяющий осуществлять торговые операции, как это делает обычный кассовый аппарат.
4 ЦБ РФ – Центральный Банк Российской Федерации.
5 Официальный сайт АО «Альфа-Банк».
6 Активы банка – различные объекты, в которые тот размещает собственные и заемные ресурсы.
7 Эквайринг – банковская услуга, позволяющая потребителям оплачивать покупку при использовании пластиковой карты.
57