Выпускная работа «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Слушатель группы:
1.9.5.
«Психологическое сопровождение творческой одаренности в дошкольной образовательной организации»
Кошелева Наталья Николаевна
Педагог – психолог ДОУ №4 «Теремок»
Руководитель выпускной работы:
Галкина Елена Васильевна
2018.
Аннотация
Методическая разработка посвящена процессу использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. В ней раскрываются вопросы о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.
Основной целью курсовой работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми.
Исходя из вышеизложенного, в ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть основные понятия сказкотерапии;
- дать оценку применения сказкотерапии в работе психолога.
Научная значимость: в работе представлено обоснование возможности развития восприятия и эмоциональной сферы дошкольника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы.
Содержание:
Введение……………………………………………………………….4
Глава 1 Основные понятия сказкотерапии………………………….6
Определение понятия сказкотерапии...............................…….……6
Этапы развития сказкотерапии…………………………………….....9
Направления сказкотерапии, формы работы со сказками………..10 Глава 2 Применение сказкотерапии в работе психолога………...13 Направление сказкотерапии в работе с детьми……………………. 13 Организация исследования детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………….18 Заключение……………………………………………………………20 Список использованной литературы……………………………….22 Приложения…………………………………………………………..23Введение.
На протяжении многих и многих столетий сказки и занимательные истории люди рассказывали детям. Из поколения в поколения дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действующих там героев хорошее от плохого. Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и сильными героями и свирепыми чудовищами. Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни.
Одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Задачи сказкотерапии:
1. Научиться тому, как учить;
2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;
3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;
4. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.
Глава 1 Основные понятие сказкотерапии
1.1 Определение понятия сказкотерапии
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Сказкотерапия - это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия - это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально - поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка - это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
В наше время существуют следующие проблемы:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционное - это значит, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребёнка действиях. Также невозможно описать все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа - не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия. Ведь сказка - это место свободное от условностей.
В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посещает специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия - это лечение сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия - это процесс образования связи сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия - это и процесс объективизации проблемных ситуации.
Сказкотерапия - процесс активизации потенциала личности.
Сказкотерапия - процесс всестороннего образования и воспитания.
Сказка - волшебство, а волшебство - это еще и превращение.
Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны…
1.2 Этапы развития сказкотерапии
Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается, по сей день. (Приложение 1)
Второй этап - собирание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др. (приложение 2)
Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
1.3 Направления сказкотерапии, формы работы со сказкамиПоявление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. В рамках сказкотерапии через сказку осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска и многое другое.
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:
художественные,
дидактические,
медитативные,
психотерапевтические,
психокоррекционные.
1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
4. Психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие:
* Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
* Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
* Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
* Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
* Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
*Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
* Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие конфликта и злых героев. Медитативные - позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там "энергитический фундаментличности", компенсируя дефицит эмоционального тепла.
В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.
Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития).
Глава2 Применение сказкотерапии в работе психолога 2.1 Направление сказкатерапии в работе с детьмиОсновные этапы работы с детьми дошкольного возраста посредствам сказкотерапии:
Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Изготовление с воспитанниками кукол.
Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» нужно провести родительское собрание, на котором дать информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и воспитателя работа будет наиболее успешной. Договорится о изготовлении кукол.
Изготовление кукол — полезно для общего развития воспитанников. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление.
Играя с куклой, ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Воспитанник, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким — либо причинам он не может или не позволяет себе проявить.
Пальчиковые игры.
На этом этапе работы большое внимание уделяется мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных и птиц, в свободной деятельности играли в различные пальчиковые игры.
Сказкотерапевтическое рисование.
На этом этапе можно нарисовать ребенку любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, так как в задании используютя метафора и идея превращения .
В сказкотерапевтическом рисовании используются:
проективное диагностическое рисование;
спонтанное рисование.
Детские рисунки — это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека... В своих работах дошкольники находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.
Решение сказочных задач.
Решение сказочных задач — это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения . Например, «Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?
Маша: Можно перепрыгнуть!
Психолог: А у тебя хватит сил и смелости? Лес то огромный, деревья высокие!
Маша: Нет, но я могу перелететь его на метле!»
Как сказочные задачи, так и ответы детей могут быть разнообразные. При решении сказочных задач воспитанники оказываются в ситуации выбора, в котором важен опыт ребенка, его мировозрение, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт воспитанника: чем больше он будет слышать ответы других детей, тем более адаптированным он будет в жизни.
Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Работа со страхами дошкольников.
В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам дошкольников. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждается в группе после прочитывания, иногда дать возможность ребенку побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок можно решить проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов .
Психодинамические медитации и танцы.
Психодинамические медитации — это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Например, находясь в сказочном лесу, воспитанники изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя... Этот прием был также использован во время проведения утренней гимнастики или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие моменты более свободными, уверенными.
Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им. Например, психолог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».
Психолог включает музыку и дает детям различные задания:
— Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
— А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
— А теперь мы на что—то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
— Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно...
Наблюдая за тем, как воспитанники танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что—то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать...
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Погружение в различные стихии.
Например, психолог говорит детям: «Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам.» Или: «Мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее...»
Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, воспитанники приобретают умения необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.
Самостоятельное сочинение сказок и историй.
Составляя творческий рассказ или сказку, дошкольнику нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
При обучение детей рассказыванию использовалось несколько приемов.
Рассказывание новой или известной сказки от 3—го или 1—го лица.
Например, когда дети оказались на Волшебной поляне, психолог говорит: «Дорогие мои сказочные ребята, сегодня вы попали на Поляну сказок. И я (называет имя сказочного героя, в которое психолог превратился) расскажу вам одну удивительную историю. Затем спрашивает, кто хочет рассказать историю, которая приключилась с ним.
В последующем дети не только рассказывают придуманные ими сказки, но и стараются описать те чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации.
Групповое рассказывание сказок.
Каждый участник группы рассказывает по очереди небольшой кусочек знакомой сказки. Например, психолог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рассказии. Ее король (воспитатель берет куклу —мартиничку) очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок...» Дети садятся в кружок и рассказывают сказку по их желанию. Каждый из воспитанников говорит 2 – 3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или воспитатель, в зависимости от ситуации.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.
В работе можно использовать такой прием, как придумывание и рассказывание дошкольниками нарисованной сказки. Например : «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем волшебную страну. Закройте глаза и представьте себе ту волшебную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».
Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить. Иногда можно предложить любую игрушку и попросить придумать сказку о том, что с ней приключилось в сказочной стране.
Читая сказки, рассказывая, придумывая их, мы объясняли детям, что каждая сказка нас чему—то учит. Показывали воспитанникам, что, даже читая знакомые уже много лет сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», можно многому научиться для жизни .
Я считаю, что работа по сказкотерапии может дать хорошие результаты. Дошкольники учатся думать, уважать мнение сверстников и прислушиваться к нему, учатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Воспитанники становятся более раскованные, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Дети учатся фантазировать, сами организовывают игры со сказками, их речь становиться образной, выразительной.
-
Организация исследования детей старшего дошкольного возраста
Важное место в работе занимала исследовательская деятельность. Для определения влияния самооценки и уровня тревожности были проведены исследования в начале и конце учебного года. Результаты исследования приложены к работе в разделе Приложение.
Целью данного исследования явилось изучение позитивного влияния сказкотерапии на дошкольников.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Выявлены уровень самооценки детей и состояние тревожности в начале и конце учебного года.
Уточнены особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей.
Выявлено отношение ребенка к семье (рисуночный тест).
Произведен анализ результатов.
Произведено сравнение результатов с гипотезой.
Исследование проводилось в старшей группе « Фантазеры». Для этого были созданы комфортные условия: помещение было просторно, проветрено, хорошо освещено. Исследование было индивидуальным, всего в нем приняли участие 14 детей.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
Исследование самооценки по методу Дембо—Рубинштейна.
Тест тревожности для дошкольников, разработанный Р.Телом, М.Дорки и В.Аменом.
Остановимся на каждой методике поподробнее.
Методика исследования самооценки по методу Дембо—Рубинштейна.
Настоящий метод прост, для его реализации необходимы лист бумаги и карандаши или фломастеры. На листе бумаги психолог рисует вертикальную линию и сообщает ребенку, что на верхнем полюсе находятся самые счастливые люди, а ниже — самые несчастные.
Ребенка просят обозначить карандашом свое место на линии. В беседе с ним уточняются особенности его самооценки, имеющие проблемы, выясняются представления о счастье несчастье .
Методика определения тревожности у детей дошкольного возраста , разработанная Р.Телом, М.Дорки и В.Аменом.
Для проведения исследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Рисунки выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Рисунок представляет модель ситуации, типичного для жизни ребенка .
Рисунки представляются воспитаннику в строго указанном порядке. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Все высказывания ребенка заносятся в протокол .
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально—негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявляемых рисунков . ИТ = количество эмоционально—негативных выборов.
Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта дошкольника в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной и отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление отрицательного эмоционального опыта в той или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально—позитивный или эмоционально—негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений воспитанника со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация сказкотерапевтических задач дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей, тем самым, создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту. Наш опыт показал, что через анализ и сочинение сказок можно получить такие сведения, которые целесообразно использовать в психодиагностической практике.
Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Сказка так эффективна при работе с детьми, потому что:
1) восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
2) у ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и прослушивание сказок. Сказки являются наиболее близкими и понятными детям, поэтому метод сказкотерапии является одни из наиболее эффективных и доступных для коррекции различных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В результате теоретического анализа научной литературы мы выяснили, что сказкотерапия — это естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений, это необходимое средство в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказка оказывает психотерапевтическое воздействие на детей, т.к. язык сказки доступен ребенку. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
Список использованной литературы:
1. Закон « Об образовании» ДНР ( постановление Народного Совета ДНР№1-23311-НСот19.06.2015).
2. Типовая образовательная программа дошкольного образования МОН ДНР «От рождения до школы» под редакцией Арутюнян Л.Н, Донецк 2015 г.
3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 ( приказ МОН ДНР от 17.07.2015 год № 326)
4. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию / И.В. Вачков. - М.: Генезис, 2011. - 288 c.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2000. - 310 c.
6. Капская, А. Ю. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. - М.: Речь, 2006. - 543 c.
7. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О.И. Каяшева. - М.: Бахрах-М, 2012. - 304 c.
8. Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2012. - 160 c.
9. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 224 c.
10. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. СПб.: Академический проект, 2000.
11. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001
13. Пономарева В.И. Там, на неведомых дорожках.. Из практики сказкотерапии. - М.: Академический Проект; Альма Матер. - 2008.
14. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб.: Речь, 2000
Приложение
Таблица1
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что после применения методики у воспитанников значительно Самооценка детей до и после работы по методу сказкотерапии
Имя ребенка |
Возраст ребенка |
Шкала самооценки |
Изменение самооценки |
|
Начало года |
Конец года |
|||
Настя К. |
6 лет |
2 |
1 |
1 |
Максим П. |
6 лет |
2 |
1 |
1 |
София М. |
6 лет |
1 |
1 |
0 |
Саша Щ. |
6 лет |
3 |
1 |
2 |
Никита П. |
5 лет |
1 |
1 |
0 |
София Г. |
5 лет |
2 |
1 |
1 |
Лера К. |
5 лет |
3 |
1 |
2 |
Костя Л. |
5 лет |
2 |
1 |
1 |
Ярослав Т . |
5 лет |
2 |
1 |
1 |
Ева П. |
5 лет |
2 |
1 |
1 |
Тимур Я. |
5 лет |
1 |
1 |
0 |
Катя Т. |
6 лет |
1 |
1 |
0 |
София Ган. |
5 лет |
1 |
1 |
0 |
Дорошенко Я. |
6 лет |
1 |
1 |
0 |
Самооценка детей до применения методики и после нее приведены в таблице 1. На основании этих данных построены круговые диаграммы (Рисунок 1—2), отражающие динамику изменения самооценки за исследуемый период. Круговые диаграммы дают представление о распределении самооценки дошкольников в процентном отношении до работы по методике сказкотерапии и после нее.
повысилась самооценка, что наглядно показывают представленные диаграммы.
Рисунок 1 — Самооценка детей на начало учебного года
Рисунок 2 — Самооценка детей на конец учебного года
Для того чтобы определить, влияет ли данная работа на уровень тревожности дошкольников, были проведены исследования в начале и конце учебного года. Как было сказано, ИТ равен количеству эмоционально—негативных выборов. По индексу тревожности дети условно разделены на 3 группы:
0—20% — низкий уровень тревожности, он соответствует цифре 1;
20—50% — средний уровень тревожности, который соответствует цифре 2;
свыше 50% — высокий уровень тревожности, который соответствует цифре 3.
В таблице 2 представлены данные по тревожности дошкольников до и после работы по методике сказкотерапии. Распределение уровня тревожности на начало и конец учебного года в процентном отношении показано на круговых диаграммах (Рисунок 3—4).
Таблица 2
Тревожность детей до и после работы по методу сказкотерапии
Имя ребенка |
Индекс тревожности, % |
Уровень тревожности, % |
Изменение уровня тревожности |
||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Настя К |
43 |
43 |
2 |
2 |
0 |
Максим П. |
51 |
21 |
2 |
1 |
1 |
София М. |
71 |
50 |
3 |
2 |
1 |
Саша Щ. |
57 |
50 |
2 |
1 |
1 |
Никита П. |
79 |
57 |
3 |
2 |
1 |
София Г. |
50 |
64 |
2 |
3 |
-1 |
Лера К. |
64 |
43 |
3 |
2 |
1 |
Костя Л. |
71 |
57 |
3 |
2 |
1 |
Ярослав Т. |
43 |
64 |
2 |
3 |
-1 |
Ева П. |
64 |
64 |
3 |
3 |
0 |
Тимур Я. |
64 |
64 |
3 |
3 |
0 |
Катя Т. |
50 |
64 |
3 |
3 |
0 |
Света Г. |
64 |
43 |
3 |
2 |
1 |
Дорошенко Я. |
93 |
86 |
3 |
3 |
0 |
Рисунок 3 — Уровень тревожности детей на начало учебного года
Рисунок 4 — Уровень тревожности детей на конец учебного года
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие дошкольника.