Выпускная квалификационная работа по теме: «Организация инклюзивного образования в соответствии с ФГОС»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Педагогический университет
«Первое сентября»
Синюгина Татьяна Анатольевна
(МКОУ Базарносызганская средняя школа №1, р.п. Базарный Сызган)
Итоговая работа
«Организация инклюзивного образования в соответствии с ФГОС»
2016 год
Содержание
Введение...................................................................................................2
Глава 1. Инклюзивное образование. Основные понятия. Нормативно-правовое обеспечение
1.1. Понятия инклюзивное образование и интегрированное образование……..3
1.2. Нормативно-правовая основа интегративного/инклюзивного образования.3
Глава 2. Бинарный урок в классе, реализующем инклюзивную практику
2.1. Понятие «Бинарный урок» …………………………………………………….4
2.2. Основные модели бинарных уроков…………………………………………..4
2.3.Инновации бинарного урока в инклюзивном классе…………………………5
2.4. Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык»…….5
Заключение .......................................................................................................10
Список использованной литературы...............................................................11
Введение
Одной из самых важных, самых ценных, и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включённым, открытым для всех.
И не просто открытым, а специальным образом, настроенным на каждого. Инклюзивное образование – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребёнка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа - для детей, какими бы они ни были, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.
Инклюзивное образование стремиться развивать методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Глава 1. Инклюзивное образование. Основные понятия. Нормативно-правовое обеспечение
Понятия инклюзивное образование и интегрированное образование.
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками, у которых таких особенностей нет.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Интегрированное образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.
Ребёнок с особыми образовательными потребностями при интегрированном образовании должен приспособиться к системе обучения в данной школе.
Нормативно-правовая основа интегративного/инклюзивного образования.
Международные документы
1. Всеобщая декларация прав человека (1948)
2. Конвенция о правах ребёнка (1989)
3. Саламанская декларация (1994)
4. Конвенция о правах инвалидов (2006)
Глава 2. Бинарный урок в классе, реализующем инклюзивную практику
2.1. Понятие «Бинарный урок»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология – это синтез достижений педагогической науки практики, сочетание традиционных элементов прошлого и современного педагогического опыта.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Бинарные уроки предполагают использование сплава из различных педагогических технологий.
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока, который ведут два или несколько педагогов – предметников.
Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средний продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения учебных универсальных достижений.
Основные критерии бинарного урока: чёткость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность подачи материала.
2.2. Основные модели бинарных уроков
Модели бинарного урока в соответствии с поставленными учебными целями представлены в таблице.
По составу участников |
По интеграции образовательных программ |
По сочетанию форм работы |
Педагог - специалист |
Учебная программа-программа дополнительного образования |
Урок-проект |
Педагог - педагог |
Учебная программа-программа коррекционно - развавающей работы |
Урок-открытие новых знаний |
Педагог - тьютор |
Учебная программа начального образования- учебная программа старшей школы (преемственность) |
Урок лаборатория |
Педагог - родитель |
Учебная программа – программа курсов или элективов и т.д. |
Урок – введение в профессию, урок-тренинг, урок-игра и т.д. |
2.3.Инновации бинарного урока в инклюзивном классе
1. Совместное проектирование урока организаторами с учётом включения детей с ОВЗ на каждом этапе урока.
2. Разработка цели урока в соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения, учёт интересов высокомотивированных обучающихся и обучающихся с ОВЗ.
3. Обзор программ для проведения урока, сочетание форм и методов для достижения учебной цели.
4. Возможности использования новых информационных технологий и контрольно- измерительных материалов с учётом индивидуальных возможностей.
5. Разработка технологической карты урока и подготовка дидактического материала в соответствии с поставленными учебными задачами.
6. Итоговая рефлексия, учитывающая индивидуальные достижения обучающихся.
2.4. Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык».
Модель: «Учитель - Специалист», 5 (коррекционный) класс, учитель Синюгина Татьяна Анатольевна МКОУ Базарносызганская средняя школа №1, учитель – логопед Апарина Светлана Юрьевна МКОУ Базарносызганская средняя школа №1
Тема «Местоимения»
Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность - 45 минут
Формы работы обучающихся: коллективная, парная, самостоятельная, групповая работа.
Материалы: презентация, дифференцированные по трудности заданий и объёму карточки.
В классе находятся 12 обучающихся: 11 обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости, 1 по программе умеренной степени умственной, отсталости
Планируемые результаты:
Личностные: осознание строения русского языка как основного средства общения между людьми; наличие адекватной, позитивной самооценки, самоуважения, самовосприятия, самоанализа, смыслообразования (учебно- познавательный интерес к умению использовать в речевой практике новый материал и повторение ранее изученного фонетического строения слова как строительной единицы).
Метапредметные:
- ориентироваться в учебной книге, умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения; выделять необходимую информацию с опорой на иллюстрации учебника; осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый, итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
- коммуникация как сотрудничество, работать в паре, в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Предметные: активно использовать новый материал в фонетическом строении слова, уметь строить новые слова, находить местоимения в тексте.
Цель: апробация организации проведения бинарного урока с участием учителя – логопеда. Формирование у учащихся представления о личных местоимениях; формирование учебно-познавательного интереса учащихся к умению склонять местоимения, находить в тексте в косвенных падежах и правильно употреблть в речи. Анализировать информацию для овладения навыками склонения местоимений в ходе индивидуальной, парной, групповой, коллективной и самостоятельной работы учащихся под руководством учителя – предметника и учителя-логопеда.
Оборудование: учебник, книга для учителя, мультимедийная презентация в Power Point, проектор, карточки для самопроверки. Логопедический конструктор для построения слов.
Этап урока/учебная ситуация |
Результаты этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Действия педагога и учащихся |
Действия учителя-логопеда и учащихся |
|||
1.Самоопределение к деятельности. мотивация |
Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке. Оценка готовности. |
Приветствие учащихся. Проведение фонетической и речевой зарядки. Создание ситуации готовности к уроку, успеха на предстоящем уроке |
1.Приветствие учащихся. Психологический настрой.
А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, всё ль в порядке, книжка, ручка и тетрадка? - Хорошо. Начинаем работать. Проверим осанку. Сегодня у нас на уроке не просто гость, а равноправный участник урока учитель –логопед Светлана Юрьевна. Сегодня я подготовила интересную загадку:
Он прекрасный и чудесный. В этот день он для тебя Праздник – «праздь» - «свобола» (не занятый работой день) - слав. Образуйте родственные слова: праздничный, празднично. Самоорганизация (запись числа и классной работы в тетрадь). Минутка чистописания. Праздник. Занесём это слово в словарь. Зрительный диктант. На улице во всём чувствовалось приближение праздника. Диалог учителей - постановка проблемы Мозговой штурм.
Что такое праздник? Подбор синонимов к слову праздник (торжество, карнавал, гуляние, юбилей). |
Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что у нас сегодня есть возможность поработать вместе. В моём царстве Логопедии больные звуки – лечатся и помогают нам правильно писать и говорить. Поднимите руки, кто иногда допускает ошибки в произношении безударной гласной. Попробуем сделать так, чтобы вы правильно произносили безударные гласные. Перед началом урока, я предлагаю сделать фонетическую зарядку. Она поможет нам прислушаться к тому, как звучат слова, и не делать в их написании ошибок. Аш,аш,аш – вот шалаш. Аш,аш,аш – мы построили шалаш. Ыш,ыш,ыш-плачет малыш. Ыш,ыш,ыш – не плач малыш. Показывается положение губ и зыка при произнесении. Проводится в игровой форме. Темп увеличивается. Гимнастику для языка для ребёнка с умеренной степенью умственной отсталости проводит логопед индивидуально, привлекая детей, имеющих проблемы и посещающих индивидуальные занятия. ( 4 человека) Дети включаются в общую работу. На минутке чистописания отрабатывается навык ребёнка с умеренной степенью умственной отсталости в произнесении звука при написании.Логопед подбирает слово-действие из предложения. Дети фиксируют его в тетради (добавляя вопрос). Давайте запишем слово: праздник. Запомним, что слово пришется с буквой д. А кто сколько глаголов заполнит? Работа в группах. Работа со словосочетаниями. Праздничный день, праздничный ужин, праздничное платье, праздничная причёска (обозначается буква д). Запись синонимов на доске. |
2.Актуализация знаний, фиксирование затруднения |
Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Организация ситуации в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания (мотивация на изучение темы). Определение границ знания и незнания |
Организация ситуации, включающей обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания. К какой части речи относятся слова: солнце, месяц и луна? А какая часть речи используется в тексте вместо имён существительных?, «вместо имени»? (Местоимение) - Правильно! Значит, местоимения не называют предметы, а только указывают на них. Вот почему местоимения так называются. - Какие местоимения вы знаеете? |
Упражнение с элементами занимательности «Ответим вместе на вопрос» (устно). Утром- Так заведено- Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО розовой жар-птицей… А стемнеет – ОН придёт: тоненький, смущённый, ОН на цыпочках войдёт долькую лимонной. Срок прошёл- плывёт ОНА в пелене тумана. Круглолица и грустна, точно Несмеяна… Кто же здесь ОН, ОНА, ОНО? Дети отвечают хором: «Солнце, месяц и луна». |
3.Постановка учебной задачи |
Сформулированная цель и тема урока. Предположение учеников о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся |
Формирование и развитие умения определять формулировать проблему, цель и тему для изучения |
Организация ситуации решения учебной задачи. Работа с учебником |
Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. Он Она Оно Они Я Мы Ты Вы |
4. Решение учебной задачи. Первичное закрепление. |
Применение новой лексики для составления нужных фраз. |
Формирование умений применять новую лексику в решении учебных задач. Реализация плана достижения цели. |
Организация ситуации решения учебной задачи. Работа с учебником. |
Выполнение упражнения в учебнике на с.101 упр. 235. Редактирование текста. Дети должны проч предотвратить повтор местоимений, объяснить понятие «речевая ошибка» и «повтор». Дети должны прочитать текст, найти неоправданные повторы, устранить их, заменив местоимением. Записать текст в отредактированном виде. Отрабатываются: умение распределять работу в команде; умение выслушать друг друга; участвовать в работе должны все участники группы. Группы выходят к доске и презентует свою работу. Выполняют взаимоконтроль. |
5. Работа по самостоятельному применению новых знаний |
Умение применять полученные знания на практике вместе с ранее полученными знаниями |
Формирование и развитие умения применять полученные знания на практике |
Подайте сигнал те пары, которые после взаимопроверки остались довольны своей работой. Если одна из сильных пар справилась раньше, прошу их быть экспертами для другой пары и оценить её. Отработка навыка предотвращение повтора местоимений (мультимедийная игра) |
Учащиеся работают самостоятельно, затем делают взаимопроверку и самопроверку. Подают сигналы. Оценивают их работу. |
6. Оценка |
Умение определять уровень владения учебным материалом |
Формирование развития умения к самооценке и умения употреблять новые слова в речи |
- Оцените свою работу на уроке по цветной шкале. -Объясните свой выбор оценки. - Кто оценил себя зелёным цветом? Почему? (заслушиваю 1-2 ребят). Кто оценил себя также? Кто иначе? Высказываю согласие – несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор. |
Домашнее задание на карточках. Объяснение домашнего задания. Найдите и подчеркните местоимения |
7. Итог урока. Рефлексия |
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения |
Организация диалога, позволяющего ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой? Как вы считаете, достигли ли цели? Почему? Стало ли полезным знание новых слов? |
Заключение
Таким образом, в процессе инклюзивного обучения у учащихся будут сформированы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),различать способ и результат действия; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно воспринимать и передавать информацию, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Список использованной литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.
Полушкина И.П. Формирование информационной компетентности при использовании бинарных уроков. Электронный курс. http://vio/uchim.info/Vio_83/cd_site/articles/art_3_4.htm
Зотова Ж.А. Командное взаимодействие педагогического коллектива как условие эффективного развития инклюзивной практики в школе. Электронный курс. http://io.nios.ru/articles2/61/2/komandnoe-vzaimodeystvie-pedagogicheskogo-kollektiva-kak-uslovie-effektivnogo