Предварительный просмотр презентации
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Выполнила: Расчесова Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ № 15» г. Смоленска
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - активная самостоятельная деятельность обучающихся под руководством учителя по разрешению проблемных вопросов, которая постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления, в результате чего происходит творческое овладение знаниями. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - активная самостоятельная деятельность обучающихся под руководством учителя по разрешению проблемных вопросов, которая постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления, в результате чего происходит творческое овладение знаниями.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ: ПОИСК СПОСОБОВ РЕШЕН ПОСТАНОВКА И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ ПРОВЕРКА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ГИПОТЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩИЙ ВЫВОД РЕФЛЕКСИЯ
Ведущими методами на таких уроках становятся: - Диалогический метод (обучающиеся решают с помощью учителя поставленную учителем проблему); - Эвристический метод (обучающиеся сами решают проблему, поставленную учителем); - Исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему).
Не последнюю роль играет и правильный подбор методических приемов, используемых учителем на проблемных уроках. Приём проблемного изложения – на лекционных уроках учитель ставит перед учениками ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции. Так, излагая в 10 классе в лекционной форме тему «Переход к НЭПу», ставлю по ходу работы перед учащимися следующие познавательные (проблемные) задания: В чём сущность НЭПа? В чём сила и в чём слабость НЭПа? Каковы были перспективы существования НЭПа?
Прием нахождения аналогии – формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности и т. п. как в Отечественной истории, так и во Всемирной. Примером аналогии для третьеиюньской политической системы в России является политика Наполеона Бонапарта. Результатом использования данного приема является осознанное восприятие изучаемого материала, что способствует повышению уровня его усвоения.
Приём обнаружения противоречий – активизирует способность анализировать, выделять главное. Так, например, при изучении темы «Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX века» даю задание учащимся в ходе изучения выписать основные противоречия, существовавшие в этот период. Результатом использования данного приёма является активное участие ребят на следующем уроке в выявлении основных проблем, которые предстояло решать нашей стране в начале XX века. Таким образом, формируется умение постановки проблемы.
Приём альтернативной ситуации – предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории. Проблемный вопрос в данной ситуации начинается со слов: Что было бы, если бы … - Временное правительство провело необходимые преобразования? - Новая экономическая политика не была свёрнута большевиками? - Корниловский мятеж завершился победой? Применение сослагательного наклонения в преподавании истории достаточно спорно, у него есть как сторонники, так и противники. Как бы то ни было, анализ несостоявшихся вариантов исторического развития помогает осознать, что история предоставляет возможность выбора.
Основные приемы изложения материала: Сознательный выбор эффекта бумеранга. Придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала пример … Сальвадор Дали -….. «… неповторимый, величайший гений сюрреализма XX века» «… его судьба и творчество – не более чем бездарный траги-фарс длиною в жизнь…»
Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения. Например, на уроке истории в 10 классе по теме «Столыпинская реформа» решаем задание: «Ниже приведены две точки зрения на аграрные преобразования П.А.Столыпина. Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревни. Преобразования П.А. Столыпина только усугубили социальные проблемы в России. Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения». Тема – «Внешняя политика России. Русско-японская война» 10 класс Обосновать или опровергнуть следующие утверждения: -Портсмутский договор был национальным позором России. -Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии Учащиеся должны: -выбрать убедительную для себя версию; -привести факты и аргументы вы пользу своего выбора.
Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: -Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки: -Как ни мечи, а лучше на печи. -От безделья и то рукоделье. -Кто много лежит, у того и бок болит. -От работы не будешь богат, а будешь горбат. -Труд человека кормит, а лень портит».
Рассматривание явления с различных позиций. Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании противоречий. Берётся важное историческое положение. Осуществляется поиск альтернативного ему положения ( факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым. На основе обоих положений формулируется проблемная задача. (большевики знали, что проиграют выборы в Учредительное собрание, но, тем не менее, приняли в них участие. Почему?)
Примеры проблемных вопросов по истории: 1. «В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли в атаку на фронтах Первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку». 2. «Хрущев Н.С.: черное и белое». 3. «Сталин реформатор или деспот». 4. «Судьбы реформаторов в России». 5. «Плюсы и минусы монголо-татарского протектората».
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ обществознание «Они (молодые люди) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они жадно глотают еду и изводят учителей…» - Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи? «Молодежь в современном обществе»
Всегда ли обучающийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода: -Учитель сам ставит и решает проблему; -Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения; -обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя; -обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода
ПРИТЧА Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно