Вклад науки химии в Великую Победу
Вклад науки химии в Великую Победу
(сценарий внеклассного мероприятия)
Цель: Способствовать воспитанию в детях уважительного отношения к истории своей страны, чувство гордости за героизм и мужество проявленные нашим народом в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- используя химические эксперименты, расширять знания учащихся о роли науки химии в Великой Победе;
- разучить песни, стихотворения, написанными в годы Великой Отечественной войны;
- донести ныне живущим атмосферу военной жизни и изготовить солдатские письма-треугольники своими руками.
Форма проведения: внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов.
Оформление кабинета: На стенде портреты детей – партизан, на столах учащихся портреты их родственников воевавших на фронтах ВОВ, листочки.
Оборудование:
* компьютер, мультимедийный проектор, экран;
* музыкальное сопровождение слайдов;
* видеоматериалы;
Звучит довоенный вальс. Несколько пар детей беззаботно и весело кружатся в вальсе. Вдруг музыка вальса прекращается, слышится сигнал воздушной тревоги и взрыв снарядов. Дети в недоумении замирают.
Учитель: На рассвете 22 июня 1941, война неожиданно ворвалась в жизнь миллионов людей, разрушая их мечты и надежды.
1-й ученик. Под 7-ю симфонию Д. Шостаковича звучит стихотворение С.Щипачева «22 июня 1941 года».
«Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось».
Учитель: Четыре долгих года шла жестокая война. За эти годы промышленность дала армии:
- миллионы винтовок
-миллионы пулемётов
-сотни тысяч танков и самоходных орудий, самолётов.
МИЛЛИОНЫ, МИЛЛИОНЫ, МИЛЛИОНЫ…
За этими цифрами тяжелейших труд женщин, стариков и детей.
2-й ученик. Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны.
Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.
Учитель: Ребята, к нам в руки попали архивные документы, но так как со дня Победы прошло … Сколько лет?
Учащиеся: 75
Учитель: Верно. Документы немного испортились, и наша с вами задача восстановить потерянную информацию. (учащиеся вклеивают ленточки с текстом «1941 г. Немецкие танки рвутся к Москве. Не хватает обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватает противотанковых средств.»
Учитель: Верно. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств.
3-й ученик. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок с горючей смесью- КС (Качурина–Солодовникова). Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945г. в Берлине.
Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
(В качестве фона звучит приглушенная стрельба, слышатся взрывы бомб).
Демонстрационный опыт. Действие H2SO4 на смесь KClO3 и сахарной пудры. (выполняет учитель)1 г мелкокристаллического KСlO3 осторожно перемешивают с 1 г сахарной пудры. Высыпают смесь на крышку от тигля и смачивают ее 2–3 каплями концентрированной H2SO4. Смесь вспыхивает.
4-й ученик. Многие наши сверстники, во время бомбёжек, дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. За время блокады на Ленинград было сброшено 107 158 бомб и 148 478 тяжелых снарядов, вызвавших в общей сложности 13 455 пожаров. Начинкой таких бомб была смесь порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть.
5-й ученик. Из воспоминаний блокадницы Лидии Александровны Николаевой 1926 годр рождения:«Все мы, подростки, дежурила в дружине. Я жила на Васильевском острове. Первое, что мы сделали — привели в порядок чердаки домов, которые нам были поручены. Вытащили оттуда все лишнее, что может загореться. И сделали главное, что помогло спасти Ленинград от выгорания: покрыли деревянные перекрытия суперфосфатом. На Невском химкомбинате осталось много суперфосфата, его раствором мы и побелили все деревянные части на чердаках, и они не сразу загорались от бомб. Поэтому, когда мы специальными клещами или баграми сбрасывали «зажигалки» с чердака во двор, то пожара не возникало. а внизу старики, девушки и, конечно, вездесущие пацаны засыпали их песком.
Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой: Mg + 2Н2O = Mg(ОН)2 + Н2.
Демонстрационный опыт: «Взаимодействие раскаленного магния с водой»
(выполняет учитель) Плоскодонная колба заполняется до половины водой и небольшим количеством кислорода и ставится на предметный столик. Ложку для сжигания с порошком магния вносят в пламя горелки. Как только магний загорится, горелку убирают. Когда горение магния уменьшится, ему дают несколько охладиться и погружают ложку в колбу с холодной водой. Происходит бурная реакция раскаленного магния с водой. Выделяющийся при этом водород загорается на поверхности воды.
6-й ученик. Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину были брошены тысячи самолетов, пилоты которых уже имели опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для защиты городов использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий небо над городами защищали наполненные водородом шары, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Во время ночных налетов пилотов ослепляли специально выбрасываемыми составами, содержащими соли стронция и кальция. Ионы кальция окрашивали пламя в кирпично-красный цвет, ионы стронция – в малиновый.
Демонстрационный опыт: Окрашивание пламени солями стронция и кальция. (опыт показывает ученик). Полоски фильтровальной бумаги смачивают в концентрированных растворах нитратов кальция и стронция. Высушенные полоски укрепляют на металлическом стержне. При поджигании полосок они горят, окрашивая пламя в кирпично-красный (катион Са2+) и малиновый (катион Sr2+) цвет.
7-й ученик. Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.
Демонстрационный опыт. Горение магниевой ленты (опыт показывает ученик). Магниевую ленту дети готовят заранее. Для этого на полоску фильтровальной бумаги наносим приготовленный клейстер и посыпаем порошком магния. После высыхания магниевая лента готова.
8-й ученик. В начале войны, когда от торпед и бомб, привязанных к специально обученным акулам, тонуло немало кораблей, возникла необходимость в надежном средстве защиты от акул. В решении этой проблемы приняли участие многие охотники на акул и ученые. Эрнест Хемингуэй помог этим исследованиям – он показал места, где сам не раз охотился на морских хищниц. Оказалось, что акулы просто не переносят сульфата меди(II). Акулы за версту обходили приманки, обработанные этим веществом, и с жадностью хватали приманки без сульфата меди.
9-й ученик. Было бы несправедливо не вспомнить сегодня о порохе. Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже черный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%) и серы (10%). Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служил бездымный порох.
10-й ученик. Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов. Эти завесы создавались при помощи дымообразующих веществ. Прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, широкое применение дымовых завес в берлинской операции – это далеко не полный перечень использования их в годы Великой Отечественной войны. Одним из первых дымообразующих веществ был белый фосфор. Дымовая завеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов фосфора и капель фосфорной кислоты.
Демонстрационный опыт «Дым без огня». (Проводит ученик с помощью учителя).
В цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, на стекло капают несколько капель 25%-го раствора аммиака. Цилиндр накрывают стеклом. Образуется белый дым.
11-ученик: Мы – нынешнее поколение никогда не видели войны, рядом с нами не рвались снаряды. Мы не испытывали чувства постоянного голода, в наши семьи не приходили похоронки с фронта. Для тех, кому сейчас семьдесят, восемьдесят лет – это печальное воспоминание детства. Страшное воспоминание.
Ученики: “Я никогда не видела войны” (читают 5 учеников, каждый по одному четверостишью)
Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Страшнее слова нету, чем “война”,
Которая уносит всё святое.
Когда зловеще давит тишина,
Когда не возвратился друг из боя.
Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!
Учитель: Великая Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить мир на Земле, и поэтому память о годах войны вечна, как сама жизнь! Время - это река, где наши жизни – только молекулы воды. И сколько бы времени не прошло с начала Великой Отечественной войны мы должны помнить, сколько отцов, сыновей и дочерей не вернулось домой.
Ниточка, связывающая наше поколение с далекими годами войны 1941-1945 гг. являются фронтовые письма. Их писали в зной и стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя и не подвластны времени.
12-ученик:
Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!
Учитель: Именно такие письма приходили с фронта. Они были написаны простым карандашом и чернилами. Каждому солдату давали небольшой кусочек карандаша, чтобы умещался в шапку – ушанку или пилотку. Ну а бумага, какая уж придётся. Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком – небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено их автору. Истрепавшиеся по краям, порвавшиеся на сгибах, склеенные из кусочков, свернутые треугольником, со штампами полевой почты и военной цензуры… Именно в письмах домой можно найти то сокровенное, что связывало между собой различные поколения людей, помогало им выжить в трудных условиях
Учитель: Предлагаю вам сделать фронтовой треугольник написать письмо в 1945 год. Для этого возмём обычный лист тетради, который сначала загибаем справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставим внутрь треугольника.
В этом письме обратимся к павшему воину: родственнику, неизвестному солдату – с благодарностью за подвиг.
При написании писем тихо звучит военная песня «Бьётся в тесной печурке огонь»
Чтения письма вслух (дети по желанию)
Дорогие фронтовики! Сегодня, в канун Победы, мы обращаемся к вам со словами благодарности: “Спасибо вам за то, что 75 лет назад вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, и обеспечили нам, потомкам, мирную и счастливую жизнь. Низкий вам поклон!
Учитель: Завершить занятие хочу символическим салютом в честь тех, кто сделал все возможное и невозможное для приближения победы над фашизмом.
Демонстрационный опыт. “Снопа” искр из тигля”(выполняет учитель)
На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить (опыт эффективнее проводить в затемненном помещении).
Учитель:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Уважаемые гости! Спасибо, что Вы сегодня были с нами. Богата талантами земля наша, произрастают те семена, ради которых фронтовики проливали кровь. Низкий ВАМ поклон!Склоним головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны. (МИНУТА МОЛЧАНИЯ)