Выступление «Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, как одна из форм работы по повышению родительской компетенции»

3
0
Материал опубликован 12 November 2023

«Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, как одна из форм работы по повышению родительской компетенции»

 

Александр Рувимович Маллер, Доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», отмечает: «Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

 

Родители ребёнка с ТНР, попадают в нестандартную жизненную ситуацию. Некоторые из них растеряны, другие жалуются или отрицают состояние ребёнка с нарушением речи, но и есть семьи которые ищут пути решения проблемы.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников достигаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Для этого мы стремимся достичь осознанного включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс.

Работу мы строим по трём направлениям:

I этап

Информационно – аналитический (подготовительный)

Выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах особенностей развития ребенка с ТНР анкетирование)

Подбор методических материалов.

Сбор данных об особенностях развития каждого ребенка.

Анализ особенностей семьи, выявление характерных черт семейного воспитания и выработка индивидуального подхода к каждому.

Подбор методов и наглядного материала для работы с учетом индивидуального психофизического развития детей.

Установление единых требований к ребенку воспитателя и родителей.

 

II этап

Основной (практический)

Разработка и внедрение системы методических мероприятий по вопросам коррекции развития.

Оформление консультаций для родителей.

Закрепление и автоматизация материала, полученного в ходе проведённых мероприятий.

Формы работы с родителями

Родительские собрания, открытые занятия, праздники, консультации.

Наиболее эффективной формой работы с родителями, с практической точки зрения, мы считаем мастер-классы. В ходе мастер-классов мы организовываем взаимодействие с родителями, с целью отработки практических навыков по различным вопросам коррекционной работы, тем самым повышая их компетенцию в работе с детьми с ТНР.

 

Примеры мастер-классов: «Весёлый язычок», «Пальчиками играем-речь развиваем», «Волшебный ветерок», «Лего-конструктор»

 

Ещё одна из эффективных форм взаимодействия с родителями -проектная деятельность.

Проект «Говорящие буквы». Реализация проекта осуществляется в ходе совместной работы учителя-логопеда, воспитанников и родителей, предусматривает их тесное взаимодействие.

Недостаточное количество свободного времени у родителей для занятий с детьми дома объясняет актуальность выбора нами дистанционного варианта взаимодействия с родителями через официальный сайт нашего учреждения.

На сайте нашего детского сада оформлена «Гостиная логопеда» Изначально этот раздел был предназначен для родителей часто болеющих детей и тех, кто по каким-либо причинам не может посещать детский сад. Такая форма взаимодействия позволила родителям и детям непрерывно быть погруженными в образовательный процесс и быть в курсе последних событий. Но со временем к данной форме работы присоединились абсолютно все участники образовательного процесса.

 

III этап

Заключительный (контрольно–диагностический)

Сравнительный анализ компетентности в вопросах развития детей в начале периода обучения и в конце периода обучения.


 

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

 

Литература:

Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня/ О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 128 с. – (Учебно-методический комплекс «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование/ авт.-сост. Э.Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.​​​​​​​

Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2011. – 160 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации