Доклад на тему «Развитие познавательных процессов»
«Образование должно быть истинным,
полным, ясным и прочным»
Я.А. Каменский
Зачастую современная школа по-прежнему еще остается ориентированной на простое развитие знаний умений и навыков, методы обучения во многом репродуктивны. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения.
В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у воспитанников. Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная деятельность».
Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности воспитанника, чем учение.
Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:
Познание: 1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.
2. Совокупность знаний в какой-либо области.
Познавательный интерес — несет в себе все функции интереса. Объектом его является область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.
База познавательного интереса — потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира; духовная потребность в познании.
Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются содержание обучения и процесс деятельности, а индикаторами уровня развития познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между интересом и склонностями.
В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность детей — один из видов индивидуальной или групповой работы, которая используется для расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности как на занятиях, так и дома. (При ее планировании педагог должен учитывать интересы, потребности, способности, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников).
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т. д.
Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности.
Четкая постановка познавательных задач занятия, доказательное объяснение материала, четкая структура занятия, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Воспитанники при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса.
Развитие познавательных способностей - длительный процесс. Исследования позволили выделить приёмы, которые содействуют активизации познавательной деятельности обучающихся, в которых воспитанник должен:
защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
делиться своими знаниями с другими;
помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения;
побуждать воспитанников находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;
создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позиции членов коллектива.
Чаще всего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводит к моделированию образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.
ЗУНовская технология
Если внимательно рассмотреть последовательность реализации этапов урока, то можно очень быстро сделать вывод о том, что данная образовательная технология представляет собой репродуктивный подход к обучению: учитель задает цели, мотивирует, предъявляет содержание и для сохранения знаний обеспечивает их закрепление. Таким образом, педагогом определяется маршрут и этапы познания, а ученик принимает все предлагаемое учителем.
Его познавательная активность минимальна и проявляется на этапе воспроизводства предложенных знаний и в обратной связи.
Несмотря на то, что следует отказываться от доминирования такой технологии, ее преимуществом является существенная экономия времени и сравнительная простота в подготовке и реализации.
В ходе реализации данной технологии воспитанники вынуждены самостоятельно согласовывать и даже подчинять свои индивидуальные способы познания способам построения образовательного процесса, задаваемого учителем. Это может происходить сравнительно безболезненно, если они имеют большую мотивацию к получению знаний и высокий уровень обучаемости. Но она не может составлять более 40% от всего учебного времени.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации создаются на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды.
Признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций,
2) обучение учащихся в процессе решения проблем,
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса или задачи.
В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного вопроса (задачи):
Сложность, выступающая в форме противоречия.
Ёмкое содержание.
Увлекательная форма.
Доступный для воспитанника уровень сложности
Для создания проблемных ситуаций педагогом применяются следующие методические приемы:
приведение воспитанников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
рассмотрение воспитанниками явления с различных позиций;
побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
формулирование конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
предложение воспитанникам решение проблемных задач (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем на решение).
Образовательный процесс строится вокруг обучающегося, вся работа организуется в малых группах. Роль педагога сводится к наблюдению, поддержке - не более. Эти проблемы будят любознательность детей, способствуют тому, что воспитанники самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний.
Проблемы ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала, воспитанники достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой.
Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.
Интерактивная технология
МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивной технологии. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. На занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”, «ролевая и деловая игра», круглый стол и другие.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что они знают и думают. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Модернизация современного образования невозможна без четких ответов на ключевые вопросы его построения: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.