12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Бойко Светлана Владимировна896
Я - инструктор по физической культуре МБДОУ «Раздольненский детский сад №5 «Сказка» Раздольненского района Республики Крым. Я уверена - физическая культура обладает великой силой!
Россия, Крым респ., п. Раздольное
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»
19

Доклад «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста»

Занятия физической культурой  - это, прежде  всего  воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная  цель воспитателя и для этого он должен  использовать  все  возможные  средства  и методы  воспитания.  Одним  из  таких  методов  работы  с  детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла  к  себе  внимание  миллионов  людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что  ритмы  аэробики  так  же стремительны  и  неуловимы,  как  дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении,  которое  им  так необходимо.

 Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались  такие  учёные как Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше  время  это  Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.

 Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение  можно рассматривать как движение на развитие координации. А так  как  возраст  4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру  генетического  развития двигательной  функции  является благоприятным для  становления   многих двигательных проявлений, в том числе  и  координационных, именно в этот период работу  по  формированию  координационных  движений  нужно  проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но  и занимательны, иначе желаемого результата  можно и  не  достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по  ритмической гимнастике.

 

История развития ритмической гимнастики.

 Мало кто знает, что  корни ритмической гимнастики берут свое  начало  в глубокой древности. Чтобы выжить в борьбе с природой, первобытному человеку нужны были ловкость,  сила,  выносливость.  Такие  качества  он  развивал в начале во время охоты, рыбной  ловли.  Позже, занимаясь земледелием, скотоводством, человек использовал с этой  целью  определенные,  многократно повторяемые движения - физические упражнения.

При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору  урожая,  другим важным  событиям  отмечалась  различными  ритуалами,  включавшими  ритмичные имитационные движения. Во время совместного выполнения их членами  рода  или племени  развивалась  согласованность  коллективных  действии.  Одновременно совершенствовались  жизненно   важные   навыки,  воспитывались   физические качества.

По мере классового расслоения общества и развития государств  возникала необходимость военной подготовки. Физические  упражнения  стали  приобретать военно-прикладную  направленность.  Ритмизированные, т.  е. выполняемые  в ритме определенной мелодии, движения военных, трудовых и  других  ритуальных танцев были одновременно и зрелищем, и средством физической  подготовки.  Со временем они приобретали все  большую  зрелищную  направленность.  При  этом дальнейшее   развитие   получали   эстетически    выразительные,    ритмично выполняемые движения. Особой выразительности ритмизированные танцы  достигли в Древней Индии. Обучение им проходило  в  специальных  закрытых  школах.  В античной Греции ритмичные движения входили в  ритуальные  танцы  орхестрики. Танцующий должен был с  помощью  ритмичных  движений  выразить  определенную мысль, идею, а для этого ему надо  было  обладать  высоким  чувством  ритма, быть физически подготовленным, владеть своим  телом.  Кроме этого,  танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки  и  искусства того времени.

Высоко ценили ритмичные движения эллинские философы.  Например,  Лукиан считал, что телесный ритм  захватывает  сознание,  как  исполнителей,  так  и зрителей и  раскрывает  соотношение  между  красотой  телесной  и  духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека.

Военизированные ритмические  танцы  включались  в  спартанскую  систему подготовки  молодых  воинов  и  были  довольно сложными.   Так, Танцующий имитировал  метание  копья или   поединок с противником. Одновременно манипулировал щитом, защищаясь  от  реальной  угрозы  -летящих  в  него камней,  которыми  пытались  поразить  его  взрослые  зрители.  Такие  танцы развивали ловкость,  выносливость,  быстроту  движений  и  другие  качества, необходимые воину.

С переходом к  феодальным  общественным  отношениям  античная  культура постепенно приходила в упадок.  Церковь  насаждала  аскетизм,  проповедовала отречение от жизненных благ, в том числе  и  от  физической  культуры. Даже детские игры, танцы рассматривались как  греховные.  Изменения  коснулись и военного дела. Теперь тяжело вооруженному, закованному в  латы  воину  нужны были  сила  и  устойчивость.  Такие  качества,  как  ловкость,  быстрота   и выносливость, которые вырабатывались с помощью  ритмизированных  физических упражнений  без лат  и  не в  седле, потеряли  свою   ценность.  Поэтому ритмизированные движения сохранялись лишь в танцах.

В  эпоху  Возрождения  физическая  культура  переживает  новый  подъем. Получают распространение игры с мячом, верховая  езда,  фехтование,  гребля, устраиваются  различные  состязания.  Ритмизированные  движения   продолжают развиваться в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид  искусства. На рубеже Х1У-ХУ веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает  трактат  "Об искусстве танцевать и водить хоры", в котором на основе  народного  танца  и греческих  традиций Закладывает основы балетной хореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. Искусство танца и  в этот  период  используется  как  средство  обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения, развлечения. Так  одна  из  разновидностей  ритмической  гимнастики –  орхестриха была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

 

Во  второй  половине  XIX  века  французский  физиолог  Жорж  Демели создал своеобразную  систему  гимнастических  упражнений,   основанную   на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась  ритмичным  напряжением и  расслаблением  мышц.  Автор  считал,  что  непрерывные   движения   менее утомительны,  поэтому  нужно  менять  упражнения  без  остановки.  Так  было положено начало принципу поточности  движений.  В  работу  включалось  сразу несколько суставов и  сегментов  тела  в  течении  3-10  минут,  после  чего следовала пауза отдыха длительности 1-3 минуты.  Продолжительность  урока  – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.

Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения был оперный  певец  Ф.Дельсарт.  В  1883  году  он  открыл  в  Париже  курсы сценической  выразительности.  Система  его  упражнений  была  основана   на слитности  включения  в  действие  многих  суставов,  связи   эмоционального состояния человека с телодвижением.

Профессор Женевской консерватории Жак-Далькроз (1865-1950) – композитори музыкант создал гимнастику,  которая  способствовала  развитию  слуха  и мышечного  чувства  ритма.  Один  из  основных  принципов  его системы – подчинения движения  музыкальному  ритму  и  передача  звуковых  периодов  в длительностях пластического движения.  Каждое  упражнение  усложнялось  лишь после того, как было доведено до автоматизма.

В отношении к этой гимнастике  было  не  мало  и  скептиков,  писавших, например: “Ритмическая гимнастика – дрессированный  пляс.  Эта  гимнастика умерщвляет в душе человека  волю  к  свободному  самоопределению.  ”  Однако негативные  отзывы  не  помешали  бурному  росту  её  популярности.  Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей,  которые модифицировали и дополняли их  в соответствии  со  всеми  взглядами. Особую чувствительность  среди  них  приобрела  американская  танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бегом,  лёгкого естественного прыжка, движений головы  и  рук.  Дункан  прониклась  античным

культом тела.

Различные ритмопластические системы движений имели большую популярность  в  России.  Так,  в  1910  г,  в  Петербурге  открылись  курсы ритмической  гимнастики  по  системе  Ж.  Далъкроза.  50  выпускниц  курсов преподавали потом  ритмику в женских  пансионатах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики. Возникшие в России  студи  пластики,  свободного танца, ритмики  и  т.  п. Разными  путями  стремились  к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.

Одну из этих студий, а именно «Московские классы  пластики»,  закончила Л. Н. Алексеева — создательница системы гармонической гимнастики. Ее  первая студия так  и  называлась  «Студия  гармонической  гимнастики  и  танца». Главное  в  Алексеевской  гимнастики  - подбор упражнений, гармонически развивающих тело; естественность движения; особая обработка гимнастического  материала. Даже  самые небольшие учебные упражнения оформлялась как  маленькие  «этюды  движения»  со своей  гимнастической  и эмоциональной задачей. Движение в них  органически  сливается с  музыкой, соответствуют духу музыкального произведения. Между движением и музыкой должна быть, как  говорила  Алексеева,  «ритмическая  гармония»,  исполнение разнообразных  художественно - гимнастических  этюдов под  классическую музыку доставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для  детей особо привлекательная игровая форма занятий. Первая  большая  работа  Л.  Н. Алексеевой «Мрак», «Порыв» и «Марсельеза».

Как  видим,  современная  ритмическая  гимнастика  не  возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранее существование  систем  физического воспитания. Естественно, на, новом, современном уровне.

Сейчас за  рубежом  очень  популярна  система  гимнастики  американской киноактрисы   Джейн Фонды. На советских экранах   шло  несколько фильмов с ее  участием. Она разработала  систему  упражнений  для  женщин, которую называют  по-разному:   аэробические танцы, музыкальная  аэробика, женская ритмическая гимнастика.

Занимаясь дома физическими  упражнениями  для  поддержки    формы,  Дж. Фонда   попробовала  объединить  движения   музыкой.   Однажды   во   время киносъемок  она показала это актерам, и всем понравилось.

Первый опыт занятий ритмической гимнастикой  относится к 20-ым годам. В обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля) опубликованном в “Известиях Всероссийского центрального комитета” указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших факторов физического развития детей. В 1923 году по  распоряжению наркома  просвещения  А. В. Луначарского была   организована “студия пластического  движения”,  руководимая  З. Д. Вербовой, где готовили преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. Как видим, современная ритмическая гимнастика не возникла  вдруг, а объединила в себе элементы  ранее  существовавших  систем физического воспитания.

Большой вклад в разработку и развитие  ритмической  гимнастики  в дошкольных учреждениях и начальных школах в 80 годы внесла Л. В. Карманова. Она разработала рекомендации к проведению ритмической гимнастики, где сформулировала требования к составлению комплексов ритмической гимнастики; особенности методики проведения с детьми дошкольного  и  младшего  школьного возраста.

 Задачи ритмической гимнастики

для детей дошкольного возраста

 

Ритмическая гимнастика получила широкое распространение во всем мире. Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную  радость, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность.  Положительные эмоции вызывают  стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их  воздействие  на  организм. Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающих  упражнений, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца. Ритмическая  гимнастика  определена в физическом воспитании как часть более широкого понятия – аэробика. К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении  которых организм потребляет большое количество кислорода.  Происходит это за счет стимуляции сердечной  и дыхательной  деятельности,  с  помощью  циклических движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как  известно,  –  необходимый элемент существования живой материи.  Детям  же  кислород,  в  силу  роста, нужнее, чем взрослым.

Физиологические особенности дошкольников  подтверждают это положение. Интенсивность окислительных  процессов в организме  ребенка  выше,  чем  у взрослого, а поэтому потребность ребенка  в  кислороде  больше.  Дыхательный аппарат шестилеток еще несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное  и учащенное, не обеспечивающее  должного  потребления  кислорода.  Ритмическая гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему и  обеспечивает  организм ребенка необходимым количеством кислорода.

Ритмическая  гимнастика  – одна  из   разновидностей   оздоровительно- развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию  и используемым средствам ритмическая гимнастика – своеобразный синтез  гимнастики  и  йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако  при  любом отношении используемых средств гимнастика является основной  и  доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается  многоплановый  эффект оздоровительного и развивающего воздействия  занятия.  Большое разнообразие движений, выполняемых  в различных  плоскостях  пространства,  способствует совершенствованию  двигательной  памяти  и координационных способностей. Отличительные признаки ритмической  гимнастики  заключаются  в  танцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому  переходу  организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему  на  рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача,  но вполне  осуществимая,  если  в  своей  работе  с  детьми педагог будет учитывать следующие  принципы:  комплексное  решение  основных задач физического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.

На шестом году  жизни  ребёнок физически  крепнет, становиться  более подвижным,  успешно  овладевает  основными  движениями, у  него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются  процессы нервной  высшей деятельности: развивается способность  анализировать, обобщать,  делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная  память. Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь  на  имеющийся опыт, без показа выполнить  некоторые  музыкально-ритмические задания.

Ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим  телом, координировать движения. К концу года, 6 лет имеют  большой  запас  основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт  благоприятную  почву  для последующей работы педагога в старшей  группе.

Главными задачами  физического  воспитания  детей  является  укрепление организма, развитие  и  совершенствование  движений.  Выполнение  физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у  детей правильного  понимания  характера   движений. Для  дошкольного   возраста упражнения, выполненные с  музыкальным  сопровождением,  являются  основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так  как  они  способствуют формированию правильной осанки, красивой  походки,  развитию  ритмичности  и музыкальности, координации движений.

По исследованиям Мануйловой Т.П. дети даже в раннем возрасте  стремятся ритмично двигаться под  музыку.  Это  связано  с  естественной  потребностью детей в движениях. Любые движения малыши выполняют непринужденно,  если  они сочетаются с музыкой и элементами игр.  Ритмическая  гимнастика  вызывает у детей  радостные  чувства,  способствует   эстетическому   воспитанию.   Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже детям 3-4  лет,  а дети 5-6 лет способны четко,  красиво,  естественно,  качественно  выполнять упражнения, меняя  характер  движений  в  соответствии  с  темпом  и  ритмом музыки.

 

Особенности  проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение.

 

 

В настоящее время ритмическая гимнастика —  одна  из  самых  популярных форм занятий массовой физической культурой.  Положительное  влияние  занятий ритмической гимнастики на  организм  подтверждается  рядом  отечественных  и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу  организма  от сна к бодрствованию, настраивает  центральную  нервную  систему  на  рабочий ритм,  подготавливает  организм  к  предстоящей   активной   деятельности. Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие  упражнения, поэтому допустимо ее проведение  с  детьми  дошкольного  возраста.  Однако следует  помнить  о  возрастных  особенностях  детей,  двигательном  режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений. Все движения  ритмической  гимнастики  условно  можно  классифицировать таким образом:

·         упражнения для рук и плечевого пояса

·         упражнения для мышц шеи и туловища

·         упражнения для ног и мышц всего тела

С  учетом  этого  в  содержание  занятий  ритмической  гимнастикой  для дошкольников  следует  включать  знакомые  им   упражнения:   бег,   прыжки, различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с  полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие  волнообразные движения  туловищем  дополняют  упражнения,  превращая  их  в своеобразный спортивный  танец.  Общеразвивающие  упражнения  в  ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений:  стоя,  сидя  на  полу, лежа  на животе, спине, боку,  в различных упорах.

В  работе  с  детьми  дошкольного возраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах:

1.      В форме физических  занятий  оздоровительно-тренирующего  характера (комплекс  ритмической  гимнастики  предлагается   детям   старшего дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).

2.      В виде «ритмических блоков», используемых как  часть  физкультурных занятий  (этот вариант возможен в  среднем   и  старшем   дошкольном возрасте, продолжается 10-30 минут).

3.      При проведении утренней  гигиенической  гимнастики,  что  усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

4.      В  показательных  выступлениях  детей  на  спортивных   праздниках (элементы).

Проводят  ритмическую  гимнастику  в зале, в котором  предварительно делаются  влажная  уборка  и  проветривание.  Занятия   осуществляются   при открытых  окнах  или  фрамугах,  что  обеспечивает  широкий  доступ  свежего воздуха. Одежда  детей  — облегченная,  на  ногах  матерчатые  тапочки  или махровые,  шерстяные  носки,  гетры,  чтобы  ноги  ребенка  не  охлаждались. Воспитатель одет в спортивную форму -  так  удобнее  показывать  упражнения, особенно из исходных положений сидя и лежа.

Каждый комплекс  ритмической  гимнастики  используется  в  течение  2—3 месяцев. Упражнения следует разучивать  во  время  утренней  гимнастики,  на физкультурных занятиях,   отдельные  элементы  —  на  музыкальных  занятиях, на прогулках, во время подвижных игр («Делай, как я», «Зеркало»).

Комплексы ритмической гимнастики включают  в  себя  3  части:  вводную, основную и заключительную. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно  воздействующие  на  весь  организм ребенка. Это  движения динамического  характера:  ходьба,  бег, прыжки. Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и  бега. Таких вариантов может быть не более четырех. Затем  следуют  общеразвивающие упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики — тренировка  крупных мышечных групп,  совершенствование  координации  движений,  умение  четко  и ритмично выполнять упражнения под музыку.

В начале  основной  части  следует   серия упражнений   разминочного характера: поднимание  рук  вверх,  в  стороны;  упражнения  для  мышц  шеи: различные  наклоны  головы,  сопровождающиеся  пружинистым  приседанием  или ходьбой на месте без отрыва носков ног от пола.  Некоторые упражнения  могут иметь  несколько  вариантов,  в  которых  движения  постепенно  усложняются. Выполняются эти упражнения из одного и того же исходного положения.

Следующая серия упражнений — нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны,  раскачивания  туловища,  выпады, приседания. Например, упражнения “Шмель” ,  “Бабочка”,   “Журавлик”  и т. д.   Эта  серия  упражнений  проходит  в  быстром  темпе.  При выполнении детьми упражнений особое внимание обращается на осанку.

Затем следует партерная серия упражнений из исходных положений  сидя  и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного  пресса,  развития  мышц  ног. Здесь можно применить такие упражнения как “Неваляшка”, “Ветерок”, “Люлька”, “Лягушка”,  “Корзиночка”  и т. д.

Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так  как  они требуют наибольшей затраты энергии.

Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном  темпе,  одно  упражнение  быстро  сменяется  другим. Можно использовать различные виды бега  и  прыжков,  приведенные  в  разделе “Музыкально-ритмические  движения”  “Программы  воспитания  и   обучения   в детском саду” и программе “Пролеска”. Особое  внимание  воспитателю  следует обращать на дыхание детей. Завершается ритмическая  гимнастика  упражнениями на расслабление, цель  которых  —  обеспечить  максимальный  отдых  детей  в короткий  промежуток  времени.  Это  могут  быть  упражнения   из   исходных положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, используются такие упражнения,  как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения  руками  и ногами из исходных положений  лежа на спине, на животе, стоя  на  коленях  и т. д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда  с  закрытыми глазами.

Фантазия  и  творчество  воспитателей  при  составлении  комплексов  не ограничивается. Желательно упражнениям давать свое  название.  Это  помогает детям правильно осмыслить характер  их  выполнения.  Кроме  того,  комплексы можно связать единым содержанием или связать с сезонами года («Кошкин  дом», «В осеннем парке», «На катке» и др.). С учетом  индивидуальных  способностей детей группы, условий детского сада  в  комплексы  можно  вносить  различные изменения. В нарастании нагрузки важно соблюдать постепенность.

Для  определения  уровня  физической  подготовки   занимающихся   можно провести тестирование, и на основе этого составить 3  комплекса  ритмической гимнастики для детей с хорошим,  средним  и  удовлетворительным   физическим развитием. Один комплекс можно выполнять в течение  2-3  месяцев,  некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизмениться, усложниться.  Некоторые комплексы могут быть использованы при  проведении  спортивных  праздников  и развлечений, дней здоровья, праздничных утренников и др.

Правильный подбор  музыкального  сопровождения  не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность,  поэтому  музыка, сопровождающая  ритмическую  гимнастику,  должна  положительно   влиять   на эмоциональное  состояние  детей,  развитие  координации   движений,   слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка. Вопрос  о  взаимодействии  музыки  и движения  неоднократно   раскрывался педагогической и психологической  литературе.  Говоря   о  большом  значении музыки в развитии движений,  известный  педагог  Н.  А.  Ветлугина  отмечает ”…между   музыкой   и   движением  при  одновременном их  исполнении устанавливаются  очень  тесные  взаимосвязи.  Их  объединяет  одно  и   тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет  музыка,  развитие ее образов. Движения, сопутствующие  музыке,  выражают  именно  ее  образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия  ребенком  музыки, когда  он  движется,  и  движений,  которыми  он   стремиться   выразить   ее содержание”. Музыка  должна положительно влиять на  эмоциональное  состояние детей, развитие координации движений, слух,  музыкальную  память.  Она,  как известно, сама по  себе  поднимает настроение и даже  способна  оказывать целебное  воздействие.  Музыка  задает  ритм.  Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей.

Для того, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение,  следует руководствоваться требованиями:  небольшое  и  простое  произведение  должно обладать художественными достоинствами, развивающими  как слуховое восприятие, так  и  художественно-музыкальный  вкус. Следует обратить внимание на задержание  музыкального  произведения – ту  идею,  мысль  или чувство, которое композитор передает звуками музыки.

Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные  произведения.  Естественно,  что их исполнение  должно быть грамотным. Ведь элементы музыки – это  не  только  ритм,  но  и  темп,  метр динамика, характер звукопроизношения. Эти элементы определяют выразительность содержания  музыкального, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений.

В практике иногда встречается  бездумное импровизирование маршеобразной и танцевальной музыки, к которой  дети,  к  сожалению,  привыкают  из-за  ее ритмичности и кажущегося удобства  для ходьбы, бега, исполнения  плясок.  На самом же деле, воспринимается лишь отдельный ритм, а  не  ритм  музыки,  как результат определенного, организованного распределение звуков,  состоящих  в тесной связи с характером и свойствами этих  звуков.  Искаженное  исполнение музыки особенно вредно для маленьких  исполнителей, т. к.  именно в этом возрасте происходит  знакомство  ребенка  с  миром  музыкального  искусства. Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения  под  музыку становятся осмысленны, эмоционально окрашены.

Составляя музыкальную фонограмму для комплекса необходимо заботиться  о стилевом единстве и  общности  содержания  музыки.  Ни  в  каком  случае  не следует смешивать в одном комплексе  музыку  различных  направлений.  Вообще при подборе музыкальной  композиции  для  занятий  нужно   учитывать  многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого упражнения, уровень подготовленности детей.  Можно  использовать  музыку  из любимых мультфильмов,  некоторые  народные  произведения, отдельные  части эстрадных  песен,  понятных  детям,  а  также  произведения. Рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду», программой «Пролеска» и др. программами.

Особое внимание следует обратить на народную музыку. Она обладает исключительным  богатством  жанров,  художественных  образов,  выразительных средств. Здесь есть  и  медленные  мелодии,  плавные  мелодии,  танцевальные мелодии средних темпов,  зажигательные  плясовые  мелодии.  Народная  музыка создает необходимый эмоциональный подъем у занимающихся  и  имеет  большое воспитательное значение.

Значительное место в музыкальных фонограммах, сопровождающих занятие по ритмической гимнастике, отводится эстрадной  музыке. Такая  музыка  типично танцевальная, развлекательная, для нее характерен четкий  пульсирующий  ритм и широкое использование электронных эффектов и  синтезаторов. Музыка этого направления можно для занятия ритмической гимнастикой. Слушая  музыку,  дети могут восстановить в памяти последовательность  движений  в  соответствии  с формой музыкального произведения, т. е. фразами,  предложениями,  периодами, частями.

В подготовительной части задается темп, под который можно  выполнять движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют чёткий отсчет на 2 или 4 четверти. В основной части занятия музыка используется  умеренных  или медленных темпов, причем не только на 2, но и 4 четверти.  На  прыжковой  и беговой  серии  упражнений темп аккомпанемента убыстряется. Этот момент является кульминационным на занятии, что необходимо подчеркнуть и музыкой – выбрать для него самые интересные, занимательные мелодии. В  заключительной части, в  которой  упражнения  направлены преимущественно на расслабление  мышц, либо на чередования напряжения с расслаблением и выполняются лежа  или сидя музыка должна быть плавной, выразительной.

Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать  нагрузку, а затем привести его в норму. Важно, чтобы занимающиеся  ушли из  зала  в приподнятом  настроении.  Этому  во  многом  будет  способствовать  музыка, звучащая после заключительной части. Она должна  быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать  и  заканчивать  занятие  ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно  веселым  и  интересным  музыкальным произведением.

Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться следующей справкой:

 

1.      Медленный темп - 40-60 движений в  минуту  (дыхательные  упражнения, упражнения на расслабление).

2.      Умеренный темп  - 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками,  махи ногами).

3.      Средний темп – 80-90 движений  в  минуту  (большинство  танцевальных движений).

4.      Быстрый темп – 100-15- движений в минуту (махи, бег)

5.      Очень быстрый темп – 160 и более движений  в  минуту  (бег,  быстрые танцы).

 

Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития  и  эстетического  воспитания  ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на  все  системы  организма  (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и  снимает  психическое  напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность,  улучшает  самочувствие. А так как структура ритмической  гимнастики  достаточно  гибкая,  то  широко применяется в  детских  дошкольных  учреждениях.  Музыка,  используемая  на гимнастике, повышает  не  только  интерес и  желание заниматься, не способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.

 

Определение  координации  движений  у  детей  старшего дошкольного возраста

 

1. Развитие координации у детей дошкольного возраста

 Координация — умение  согласовывать  движения  различных  частей  тела. Отдельные элементы движения  соединяются  в  единое  двигательное  действие,  которое производится  экономно, ненапряженно,  пластично,  четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях  по  отношению  к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения  рук  и  ног  по  отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения  совпадают  по направлению (например, направо отводится правая рука и нога);  разноименными —  выполняются  в разных  направлениях (например, во  время   поскоков поднимаются правая рука и левая  нога  и  наоборот). Движения,  выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки  подняты вверх),  разнонаправленными  (например, одна рука поднята  вверх,  другая отведена в сторону).

 

Движения ног и рук могут быть: одновременными (например,  лежа  на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными  (например,  стоя,  руки на  поясе,  сначала  выставляется  на  носок  одна  нога,  затем другая); последовательными  —  движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды  (например,  стоя,  вращательные  движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу,  она  как бы догоняют друг друга).  Легче всего  согласовывать  движения,  если  они одновременные и  однонаправленные;  более  трудны  дошкольникам  поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного  возрастат разноименные  и  разнонаправленные  движения.  Для  развития  координации  в упражнениях для рук и ног  следует  учитывать  нарастание  сложности.  Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы  изолированно тренируются руки, или ноги, или  туловище,  а  затем постепенно  вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из  двух звеньев (например, поднять руки и подняться  на  носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки  вверх  наклонить туловище, отводя руки  в  стороны  и  выставляя  вперед  ногу)  и,  наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит  смена  направлений  движения частей тела (например, правая рука в сторону, вверх, в  сторону, вниз;  то  же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону,  правая  — вверх, левая—вверх и т.п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие  движений  и  ускорение темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной  ориентировки,  она  является  необходимым компонентом любого двигательного  действия.  В  общеразвивающих  упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то  же  время упражнения сопровождаются пояснениями,  указаниями,  командами  воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы  в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

На первом этапе овладения  пространственными  ориентировками  изменение  положения отдельных частей тела должно проходить под  контролем  зрения.  На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений,  но все это по отношению к частям тела самого  ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам,  к  другим людям.  Появляются  представления о  направлении  движения  по словесному описанию до его выполнения. Таким  образом,  для  развития  пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

 1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные  варианты  упражнений  с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

 2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением  в суставах  —  в  каком-либо одном направлении).

 3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

 4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

 5. Движения разных частей тела  по  направлению  к  каким-либо  конкретным  предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).

 6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

 7. Движения любой части тела с  постепенно  повышающимися  требованиями  к точности направления,  амплитуды  и  быстроте  ориентировки  (например, развести руки в стороны, немного выше  уровня  плеч,  выставить  прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же —  в  другую  сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет  на развитие временных ориентировок,  так  как  они  проводятся  в  определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

 1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова  воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сторону»; «прямо» и т.д.).

 2. Упражнения в сопровождении музыки.

 3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под  счет с четким ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или  такие движения, в которых части ритмически неравномерны  («раз,  два,  три  — присели», «четыре — выпрямились»).

 4. Хорошо известные упражнения выполнять  самостоятельно,  команда  дается для начала упражнения.

Развитие  ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется  умением  быстро  перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся  обстановкой.  В  этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться  быстро, неожиданно.

Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на  развитие  ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

 1. В которых есть быстрая  смена  позы  (например,  из  положения  сидя  с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться  вокруг  себя  в одну сторону, в другую, опять сесть).

 2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей  (например, упражнения в парах, сидя друг против друга,  упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне —  при передаче мяча и т. д.).

 3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на  ловкость зависят  от  наличия  двигательного  опыта,  от  уровня  координации  в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений.

Поэтому в работе с  малышами  используются  лишь  некоторые  упражнения (например, упражнения с мячами).  Быстрые  темпы  развития моторики  у детей позволяют применять эти упражнения в среднем  и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением  центра  тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от  площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит  и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если  далее  следует  статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить  равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1.           Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.

2.           Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги  с  опорой на другую ногу (поочередно).

3.           Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу;  то  же  —  с  закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.

4.           Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него;  стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же  — повернуться два раза и т.д.).

5.           На уменьшенной площади опоры (стоя на  кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали  внимание исследователей.  Чрезвычайная  биомеханическая сложность этих  движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность  двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений человека.  Поэтому  в  нейрофизиологическом  плане лучше   всего изучена координация  в простейшем  звене  -  суставе; обладающим  одной  степенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

Большой интерес вызывает вопрос о том, в какой  мере  выявленные  у животных закономерности   координации мышц-антагоциотов применимы к координации естественных движений  человека. В ряде  сравнительно  ранних электромиографических   исследований активности   мышц-антагониотов  при движениях (Альтенбургер, 1937; Хоббара, 1939 и пр.) было  установлено,  что активность мышц при движениях имеет переменный характер  возбуждение  одной мышцы происходит  на  фоне  торможения  ее  антагониста. Это подтверждало существование механизма реципрокной иннервации в естественных движениях человека. В ряде случаев,  правда,  исследователи наблюдали  одновременную активность антагонистов, преимущественно  при очень быстрых ритмических движениях, а также в неудобных позах и непривычных движениях.

Более поздние данные свидетельствуют не в пользу мнения о преобладающем значении  реципрокной  иннервации в  координации  естественных  движений.

Отношения  между  мышцами-антагоннстами,  несмотря  на  наличие  врожденной реципрокной иннервации, оказываются столь же многообразными и гибкими,  как и отношения между любыми другими мышцами. В этой связи очень важно выяснить взаимоотношения мышц-антагониотов при выработке двигательного навыка, ибо это дает возможность  сопоставить  относительную  роль в их координации врожденных и приобретенных механизмов. Действительно,  вопрос о  роли реципрокной иннервации является по существу  частью более общей проблемы взаимоотношений врожденных и  приобретенных  механизмов при  осуществлении двигательного акта.

Наибольший интерес для педагогов представляют данные о соотношении  в работе симметричных мышц  контралатеральных  конечностей, чем, в конечном счете, определяются многие естественные движения и спортивные упражнения.  В этой   области   разносторонние и  интересные исследования проведены В.С.Фарфелем и его сотрудниками.

При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден  ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является  более  элементарной,  автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали дошкольного возраста, которым предлагалось  делать  прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что  это происходило тем раньше, чем меньше  был  возраст детей. Так, дети трех- четырех лет  с большим трудом  совершали  последовательные  прыжки  двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти  без ошибок.

Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л.Ряузова (1962) показано, что при круговых движениях рук все испытуемая  действовали обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по  часовой  стрелке, то левая  - против часовой. Это  означает,  что  в  работе  одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом.  Движения  были недостаточно синхронными, а  при  увеличений,  скорости  они  переходили  в

 симметричные. По-видимому, различия между координациями  верхних  и  нижних конечностей сформировались в  процессе  антропогенеза;  верхние  конечности человека утратили свою локомоторную функцию и  вместе  с  ней  перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и  беге  для  сохранения равновесия тела.

А.В.Коробков  (1961)  в  результате экспериментальных  физиологических исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет  происходит становление координационных механизмов и налаживание  их  взаимодействия  с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов. По  данным М. М.Кольцовой, к семилетнему возрасту у детей  отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное, но  быстро  проходящее  влияние на процессы возбуждения. все  виды внутреннего  торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более  стойкими. В старшем  дошкольном возрасте  дети  в  состоянии  подчинить  свои действия заранее данной инструкции, предвидеть  акцептор  действия. К этому возрасту отмечается способность  детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Развитие регуляторных функций двигательной системы  ребенка  во  многом объясняют исследования возрастных особенностей реципрокной иннервации мышц; интенсивное развитие реципрокной  регуляции мышц происходит  в  период  от пяти до семи лет и в подростковом возрасте. По данным B.С. Фарфеля, процесс управления координированными действиями приостанавливается у девочек в 12- 13 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Реципрокные отношения,  как  известно,  не являются единственной формой управления мышечным аппаратом. В.  С.Фарвель и его  сотрудники  показали,  что у детей на разных  этапах онтогенеза наблюдались более или менее предпочтительные сочетания совместных движений верхних и нижних конечностей. Дети только к семи-восьми годам способны  к управлению симметричными прыжковыми движениями, т.е. к  синхронной  работе двух ног.

Для детей более  предпочтительными  сочетаниями  являются  симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти  координационные соотношения выполняются детьми без  специального обучения и более  точно  и координировано,  чем  перекрестная координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте,  и  полученный навык отличается прочностью. Обучение детей произвольному  выполнению координированных действий повышает возможность  регулировать и  соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка peгyлировать и  соразмерять свои движения, выполнять  их с наибольшей  экономией  сил, является  средством  познания  возможностей своего двигательного аппарата.

Обсуждая явления переноса навыков и двигательных качеств, В. С. Фарфелъ приходит  к  заключению,  что  особую  ценность  должны  приобретать   такие педагогические  действия,  которые  ставят задачу не  только привития конкретных умений, но и развития определенных обязанностей, имеющих генерализованное значение. К таким способностям он относит  выносливость, быстроту, чувство времени, пространственные ощущения координированность.  По данным В.П.Назарова, А.И.Козлова координация в одних движениях  может быть повышена  развитием  координированности  в других, сходных по степени координационной  сложности.  Определив контрольными упражнениями, уровень координационных способностей В.П.Назаров и А.И.Козлов специальными упражнениями развивали эти способности. После соответствующего периода  дети выполняли задание  на координацию на резко возросшем уровне.

  

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у

детей старшего дошкольного возраста

 Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным  развитием   координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим  развитием  систем  и  функций его организма. Наиболее  активно формируются  двигательные  координационные навыки в возрасте 4-7  лет. Поэтому, работу по их  формированию  следует проводить именно  в  этот  период.  Как  известно,  работа по  формированию координационных движений  достаточно  сложна  по  своему составу, как для детей, так и для воспитателя, так как требует особой сосредоточенности, концентрированности и внимательности. И  зачастую дети  выполняют их  без особого интереса и желания, потому что  движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы  повысить уровень координационных способностей у детей старшего дошкольного  возраста, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, а  именно  разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика – это особая  форма занятий, которая не только  благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься  физкультурой в целом. А усилия,  которые затрачиваются на занятиях,  компенсируются  веселой,  заводной  и  ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим  удовольствием  и  усердием,  и  различные движения выполняют более качественно.

Упражнения на координацию движений дети учат на физкультурных занятиях, во  время  прогулок,  на  утренней  гимнастике, поэтому смысл  и   принцип выполнения малыши усваивают, а вот  качество  выполнения  отрабатывается  во время занятий ритмической гимнастикой. А сформированные  умения  и  навыки сохраняются и используются детьми  в самостоятельной  деятельности в повседневной жизни.

Обучение идет по принципу  от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий  не  встречает.  Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения  своего тела.  Упражнения  по  своей  структуре  необычны,  поэтому детям  нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки  движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально–ритмические  движения помогают ребенку научиться  владеть  своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями  других  детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные  виды  движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Из всего выше сказанного следует, что развитие координационных движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с  младших  групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей - процесс  сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются, упражнения, зависит и степень нагрузки,  на  какую либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего  организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных  движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по  своей сути не будет отвлекать малышей от работы.  К  занятиям  такого  рода  и относится ритмическая гимнастика.

 

Список используемых источников:

1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М.: Просвещение, 1984г.

2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 1984г.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г.

4. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.

5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 1993г. № 2,3,9; 1996г. №11

6. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. - М.: Советский спорт, 1989г.

7. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1977г.

8. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1984г.

9. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.

10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. - Мн.: Полымя, 1987г.

11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.

12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978г.

13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвщение, 1991г.

14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989г.

 

 Приложение 1

 Комплекс ритмической гимнастики  №1 для старшей группы

 Построение   в  шеренгу.   Маршем  дети  идут  по кругу,

перестраиваясь затем через центр по 4 человека в 4 колонны.

1. “Наклоны головы  в сторону”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову  вправо,

2 - И.п., 3 –наклонить голову влево, 4 - И.п.

 

2.“Наклонны головы вперед и назад”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.  1 – наклонить голову вперёд,

2 – И.п., 3 – наклонить голову назад, 4 – И.п.

3.”Поднимание плеч”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять  плечё, 2  –

опустить, 3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого  плеча,

затем с левого.

4. “Плечи вперед и назад”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.  1-2  –  поднять  оба  плеча,

перевести их вперед,  3-4 – И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их

назад, 7-8 – И.п.

5.”Поднимание стопы на носок”

И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять  правую  ногу  на  носок,

согнув её в колене, при этом делая плавные  движения  руками  перед собой,

2 – тоже с левой ноги, 3-4 – повторить. Тоже на обеих ногах.

6.“Хлопни”

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести руки в стороны,

2 – подняться на носочки, хлопнуть над головой  прямыми  руками,

3  – И.п., 4 – согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.

 

7.“Повернись”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в  стороны.  1  –  повернуться  вправо,

присесть, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 

4 – И.п.

8.”Часики”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые  в  замочке  над  головой.

1  – наклониться вправо, сказать “Тик”, 2 – И.п., 3 – наклониться влево,

сказать “Так”, 4 – И.п.

9.”Спрятались-показались”.

И.п.: о. с.  1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И.п.

10. “Хлопни под ногой”.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу,  согнутую  в

колене, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И.п.

  11. “Попрыгаем”.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

“Крестик” – прыжки, скрещивая ноги.

“Из стороны в сторону”

12.”Бег на месте, захлест назад”

13.”Марш на месте”.

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять

обе руки вверх, сделать вдох, 3-4  -  маршируя  на  месте  опустить

руки, сделать выдох.

Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.

14.“Спрячем ножки”.

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть в

колене правую ногу, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже  2

ноги вместе.

15.”Наклонись пониже”.

И.п.: сидя на полу, ноги  врозь,  руки  на  поясе.  1-4  –  наклониться

вперёд, делая  шагающие  движения  руками,  5-8  –  возвратиться  в

исходное положение.  Затем делать наклоны к правой и левой ноге.

16.”Потянемся”.

И.п.: сидя на коленях, руки внизу.1  –  подняться  на  колени,  сделать

хлопок над головой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног  справа,

3  -  подняться  на  колени,  сделать  хлопок  над  головой,  4   -

опуститься, коснуться носочков ног слева.

17.”Повернём ноги”.

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1  –  обе

ноги положить вправо, 2 – И.п., 2 – тоже влево, 4 – И.п.

18.”Брёвнышко”.

И.п.: лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой.

1-2 -  перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук  и  ног,  3-4  –

И.п.

19.”Корзиночка”.

И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки  вдоль  туловища.  1-4  –  ноги

согнуть  в  коленях,  взяться  руками  за   щиколотки,   погнуться,

удерживая такое положение, 5-8 – И.п.

20.”Отдыхаем”.

И.п.: лёжа на спине в любом удобном положении.

Марш, перестроение из колонн в круг, уход из зала.

  

Приложение 2

 Комплекс ритмической гимнастики  №2 для старшей группы

 Построение в шеренгу. Маршем дети  идут  по  кругу.  Перестроение  в  3

звена.

1. “Наклоны головы”

И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс.1-  повернуть  голову  направо,

поднять правое плечо, 2-И.п., 3-то же в другую сторону, 4- И.п.

2. “Круг головой”

И.п.: стоя, ноги врозь, руки  на  пояс.1-8  –  повернуть  голову  на

право, сделать круг головой , 9-16 – то же в другую сторону.

3.  “Поднимем плечи”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.  1  –  поднять

оба плеча, подняться на носки, 2 – И.п.

4. “Будь внимательным”

И.п.: о.с. 1 – правая рука на пояс, 2 – левая то же, 3  –  правая  к

плечу, 4 – левая то же, 5 – правая вверх. 6 - левая то же, 7-8 – хлопки  над

головой, 9-18 – действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.

5.“Спрятались-показались”

И.п.: о.с. 1 – полуприсесть, руки к плечам, 2 – левая рука вправо  с

поворотом туловища вправо, 3 - полуприсесть, руки к плечам, 4 – правая  рука

влево с поворотом туловища влево.

6.“Наклоны вперёд”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль  туловища.  1  –  наклон

вперёд с отведением правой прямой руки вперед,  2  –  И.п.,  3  -  –  наклон

вперёд с отведением левой прямой руки вперед, 4 – И.п.

7.“Каблучок”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.  1  –  наклониться  в

правую сторону, поднимая левую руку через верх вправо, поставить правую  ногу

на каблук, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.

8.“Присядь”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 –  повернуться  на

право, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 – И.п., 3  –  то

же в другую сторону, 4 – И.п.

9.“Крестик”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки  прямые  в  стороны.  1  -  согнуть,

поворачиваясь немного вправо,  левую  ногу,  локтём  правой  руки  коснуться

колена левой ноги, 2 – И.п., 3 – то же с поворотом влево, 4 – И.п.

10. “Скакалка”

И п.: стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки

в такт музыке на двух ногах, затем на правой,  на  левой,  потом  переменный

бег, руками имитируются движения скакалкой.

 11.“Марш на месте”.

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять

обе руки вверх, сделать  вдох,  3-4  -  маршируя  на  месте  опустить  руки,

сделать выдох.

12. “Хлопни”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – волнообразные

движения правой рукой перед собой,  4  –  хлопок,  5-7  –  то  же  в  другую

сторону, 8 – хлопок.

13. “Ногу выше”

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, вытянуты, руки упор сзади.  1  –

поднять правую ногу, 2 – согнуть ногу в колене, поставить за левой ногой,  3

– поднять правую ногу вверх, 4 – И.п., 5-8 – повторить с левой ноги.

14. “Шлепаем по лужам”

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, согнуты  в  коленях,  руки  упор

сзади.1 – поднять правую ногу,  выпрямить  её  в  колене,  наклонить  голову

вправо, 2 – опустить правую ногу, поднять левую, голова налево.

15. “Ползём”

И.п.: сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1-

8 – продвижение вперёд поочередно то с правой, то с левой ноги,  9-16  –  то

же назад.

16. “Ветерок”

И.п.: стойка на коленях, руки вверх. 1-2 – наклон  вправо,  3-4  –

наклон влево, 5-6 – наклон вперёд, руки назад, 7-8 – И.п.

17.“ Кошечка”

И.п.: упор на коленях. 1 – низко  опустить  голову,  прогнуть  спину

вверх, 2 – поднять голову, прогнуть спину вниз.

18. “Лягушка”

И.п.: упор, лежа на бедрах, ноги врозь.  1-4  –  прогнуться,  согнуть

ноги в коленях, головой коснуться стоп, 5-6 – удержать  принятое  положение,

7-8 – И.п.

19.”Отдыхаем”

И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком, локти в стороны.  1-2  –

согнуть правую (левую) ногу, отводя колено в сторону, 3-4 – И.п.

Маршем дети перестраиваются из звеньев в круг, хлопки в  такт  музыке,

уход из зала.

Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста.

Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Движение- это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной. Нервной. Движение – фундамент настоящего и двигательного здоровья детей. Врач и педагог В. В. Гориневский  в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу. Что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. По мнению Е. А. Аркина интеллект, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а так же совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают значительных результатов в выполнении движений под музыку, способны совершать их в различном темпе и амплитуде. Ребята этого возраста овладевают различными движениями и упражняются осознанно.

 Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров (магнитофонные записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).

При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач – это укрепление здоровья дошкольников.

Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься ребенка физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С  помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большую часть крови. Чем нетренированное. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия. Глубокий вдох надо выполнять в той фазе упражнения, годе грудная клетка расправлена, а выдох, когда грудная клетка сжимается.

 Характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Возрастной период от 5 до 6 лет называют периодом первого вытяжения, когда за год ребенок может вырасти на 7-10см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связный аппарат, мускулатура) ребенка к 6 годам еще не завершена. Позвоночный  столб  ребенка 5-6 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. В этом возрасте наблюдается незавершенность строения стопы, но хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей; по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кисти рук.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивости равновесия. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы. К 5 годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с плодом новорожденного увеличиваются в 4 раза). Интенсивно формируется и сердечно-сосудистая деятельность. Но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства. Средняя частота к 6,7 годам составляет 92, 95 ударов в минуту. Жизненная емкость легких в среднем 1100 –1200 см. куб, но она зависит от многих факторов: длины тела, темпа дыхания. Число дыханий в минуту в среднем 25 раз. Потребность в двигательной активности настолько велика. Что врачи называют период от5 до 6 лет возрастом двигательной расточительности. Развитие ЦНС характеризуется ускоренным формированием морфологических признаков. В этом возрасте совершенствуются основные процессы торможения и возбуждения, и легче формируются виды условного торможения. Выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. В этом возрасте динамические стереотипы составляющие биологическую основу навыков формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточности подвижных нервных процессов. К 6 годам у ребенка достаточно сформулирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего повышается способность к внушаемости.

  

Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.

  Упражнения ритмической гимнастике  по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят обще развивающие упражнения, бег прыжки, элементы народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение. Музыкальный репертуар соответствует возрасту детей, сюда можно отнести детские песенки, популярную эстрадную музыку, народную и классическую.

Одним из самых важных моментов при занятии ритмической гимнастики является определение уровня физического развития занимающихся. В связи с этим на первых занятиях проводится тестирование и на основе данных составляется два комплекса ритмической гимнастики для детей с хорошим и средним физическим развитием. Детей делят на две подгруппы и дети с хорошим развитием выполняют комплекс с усложнением.

На занятиях дети выполняют нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально подвижные игры. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой сюда можно отнести: строевые упражнения, подвижные игры малой интенсивности; игротанцы – танцевальные шаги, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Основная часть урока длится от 70 до 80 общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражняются, выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов. Хорошо используются танцевальные связки, самое главное, чтобы интенсивность была на много выше подготовительной части. После 1,2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лежа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, координации, ловкости, выносливости и др.

Каждый комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Можно использовать игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Все упражнения выполняются в медленном темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ НА НОВЫЙ ЛАД»

Программа

сюжетно-ролевых музыкально-ритмических физкультурных занятий

для дошкольников 3-4 лет

 

Композиция 2. Предостережение мамы-козы

Куплет 1

1)1-2- полуприсед, руки вперёд ладонями вверх;

   3-4 - выпрямляясь, руки на пояс, наклоны головы вправо -
влево;

   5-8 - наклоны в стороны (4 раза);

   1-8-повторить.

2) 1-4-погрозить пальцем;

   5-6 - палец к губам («тихо»);

   7-8 - глубокий присед;

   1-8-повторить.

Припев

 Танцевальные движения типа «твист».

Куплет 2

Куплет 1 (повтор)

Припев

Повторить и добавить махи руками над головой.

 

Композиция 4. Волк стучится к козлятам

Ария Волка

Дети выходят в круг, оставляя мячи в обручах, и изображают страшного волка.

1)   И. п. - стойка ноги врозь, руки к плечам; пружинные полуприседы, выпрямляя поочерёдно руки вперёд (8 раз).

2) присед и подъём с движением «твист».

Ария козлят

1)         1-2-руки вверх;

• 3-4 -руки к голове («рожки»), наклон вперёд;

2)        5-8 - повторить.

Ария Волка.

1)   И. п. - стойка ноги врозь, руки к плечам; пружинные полуприседы, выпрямляя поочерёдно руки вперёд (8 раз);

2) присед и подъём с движением «твист».

Ария козлят (повтор)

Ария Волка

1)   И. п. - основная стойка; шаги на месте с высоким подъёмом бедра, выпрямляя поочерёдно руки вперёд («волк лезет в окно»);

2)   присед и подъём с движением «твист».

Ария козлят (повтор)

«Волк расстроен»: дети машут руками и приседают.

 

Композиция 9. Мама ищет козлят

1.  И. п. - сед, руки на пояс:

1-3 — 3 пружинных наклона вперёд, руками достать носочки;

4 - и. п.;

5-8 - 4 наклона в стороны (повторить всё 2-4 раза).

2. И. п. - сед, руки в упоре сзади:

1-4 - прогнуться;

5—8 - сгруппироваться, обхватив руками колени (2-4 раза).

3. И. п. - упор на предплечьях сзади:

1-16-«велосипед».

4. И. п. - сед «по-турецки», руками обхватить голову, покачивания в стороны (6-8 раз).

  Комплекс аэробики «Буратино»

Исполняется под музыку из кинофильма Буратино.

1-й куплет:

1. Бег на месте, руки согнутые в локтях, с широко рас­ставленными пальцами (в процессе всего танца, пальцы широко расставлены!), работают перед собой вперед-вверх (фото I).

 1. И. п. — стойка ноги шире плеч, носки смотрит впе­ред; руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, паль­цы широко расставлены. Полуприсед, правая рука вверх, вернуться в И. п., повтор с левой руки (2 по 2 раза) (фото 2).

 3.    И. п. — то же. Полуприсед, выпрямить правую руку в сторону, вернуться в и. п., повтор с левой руки (2 по 2 раза) (фото 3).

4.     И. п. — то же.

Полуприсед на левой ноге, правую поднять коленом в сторону и наклониться к ней правым локтем. Вер­нуться в и. п., повтор в левую сторону (2 по 2 раза) (фото 4).

Припев:

И. п. — стойка ноги шире плеч слегка полусогнуты, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, смотрят вперед, пальцы широко расставлены.

«БУ» — подпрыгнуть, одновременно поднимая руки вверх — в стороны. Приземление на полупальцы (фото 5).

 Проигрыш — руки остаются вверху, выполняется по­качивание бедрами с небольшим наклоном туловища в стороны: наклон навстречу бедру (фото 6).

 «РА» - «ТИ» - «НО» — см. «БУ» (фото 5).

«БУ-РА-ТИ-НО» — И. п. — стойка ноги шире плеч слегка полусогнуты, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, смотрят вперед. Правая нога разворачивает­ся в сторону на пятку, колено выпрямить; одновременно наклон туловища к правой ноге, правую руку выпрямить. Опорная нога полусогнута. Выполнить то же в левую сто­рону (фото 7).

 2-й куплет:

Проигрыш — бег на месте, руки согнутые в локтях, с широко расставленными пальцами, работают перед со­бой вперед — вверх (фото 1).

1.  Поднять правое колено навстречу левому локтю, опорная нога полусогнута. Повторить с другой носи (2 по 3 раза) (фото 8).

2.  И. п. — стойка ноги шире плеч и слегка полусогнуты, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, смотрят вперед, пальцы широко расставлены. Наклоны туловища вперед — влево, вперед — вправо (фото 9).

 3.  Наклоны туловища вперед — влево, вперед - вправо, ладони перед носом: большой палец правой руки на носу, а мизинец соединяется с большим пальцем левой руки; выполнять сгибание-разгибание пальцев (фот 10»

 

Припев: (см. выше) (фото 5-7).

 3- й куплет:

1. И. п. - стойка ноги шире плеч, слегка полусогнуты, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, смотрят вперед. Одновременно свести - развести локти и колени перед собой (фото 11).

2.  И. п. то же. Правая нога вперед на пятку, наклон туловища к ноге, левая рука согнута перед собой, а правая - выпрямляется назад. Повтор с другой ноги (фото 12).

 

3 И п. — о. с., руки в стороны. Полуприсед, руки сгибаются в локтях вниз, вернуться в и. п. (фото 13).

 

Припев: (см. выше) (фото 5-7).

Интернет ресурс:  http://mirznanii.com/a/222726 /

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (4)

Мастина Ольга Валерьевна, 12.02.19 в 21:11 3 Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Со спартанцами просто удивили.
Бойко Светлана Владимировна, 12.02.19 в 21:19 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное за внимание к работам.
Трефилова Раиса Поликарповна, 14.02.19 в 23:14 6 Ответить Пожаловаться
Спасибо за представление опыта работы, Светлана Владимировна!
Бойко Светлана Владимировна, 15.02.19 в 18:34 5 Ответить Пожаловаться
Рада, что понравилось!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.