Доклад на тему «Развитие познавательного интереса»

2
0
Материал опубликован 12 July 2020

Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

 

Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда,

когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В.А. Сухомлинский

 

Процесс модернизации современного начального общего образования ориентирован на изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция. Поэтому для нас важно не столько дать ребенку как можно больше предметных знаний, сколько вооружить ребенка способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Одной из задач современной школы, занимающей первое место, считается формирование у обучающихся потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самосовершенствованию. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.

Формирование познавательной активности младших школьников в обучении происходит по двум основным направлениям, с одной стороны – содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определения организации познавательной деятельности учащихся. Что же такое познавательный интерес и как его формировать на начальном этапе обучения? Рассмотрим.

Познавательный интерес - избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент, возникающая при включении школьников в лично значимую для них деятельность.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений, проб и ошибок и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Интерес у школьников вызывает такой учебный материал, который является для них новым, неизвестным, заставляет удивляться, развивает воображение. Удивляясь, обучающиеся стремятся заглянуть вперед. Они находятся в состоянии ожидания чего-то нового. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Я стараюсь переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

 

Благодаря такой работе мои ученики на уроках и во внеурочной деятельности учатся сами:

отстаивать свое мнение,

принимать участие в дискуссиях, обсуждениях,

ставить вопросы своим товарищам и учителю,

оценивать ответы и письменные работы товарищей,

объяснять более слабым учащимся непонятные места,

самостоятельно выбирать посильное задание,

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы),

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

 

Русский язык является для школьников одним из самых трудных предметов, но он же и основа всех знаний. Поэтому необходимо уже с уроков обучения грамоте сделать их увлекательными.

Занимательность задавалась неожиданной для обучающихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации на уроке, необычной формой урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, уроки - сказки, викторины, КВН). Например, урок – сказка. Ребята, пришедшие в первый класс очень любят слушать сказки, сочинять их, а также сочувствовать и сопереживать с героями.

Очень часто используем на уроках такой приём, как скрайбинг. Учащиеся по ходу чтения рисуют то, что возникло в их воображении, а также делаем скрайбинг по заготовкам (аппликации). Использую в работе сервис Learning.Apps.com. Красочные задания в игровой форме увлекают ребят.

Для младших школьников важны для игры. В своей работе использую:

путешествия;

загадки;

ребусы;

кроссворды;

чистоговорки и т.д.

 

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика.

Важно на каждом уроке гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков ребёнка. Это сочетание невозможно без использования игровой деятельности, в том числе и различного занимательного материала, который не должен носить случайный характер.

В своей работе практикую интегрированные уроки. Используя известные методы обучения, отдаю предпочтение проблемному, частично-поисковому и исследовательскому методам. Включение в урок разных типов и видов самостоятельных работ, работ творческого характера обеспечили эффективность образовательного процесса.

Познавательная деятельность представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.


 

Список литературы:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001.

Круглова Н. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – СПб; Питер, 2004.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации