Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Лекция на тему:
«Развитие речи детей»
Подготовила:
учитель – логопед Первомайского района Тамбовской области
Порошина Ольга Анатольевна
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Сухомлинский В.А
Ребенок появляется на свет, не умеющим говорить. Для психического развития малыша процесс общения с окружающими его взрослыми людьми имеет решающее значение. Ребенок осваивает язык, учится пользоваться устной и письменной речью. Процесс осваивания речи является сложным для малыша, поскольку ему в течение нескольких лет необходимо усвоить огромное богатство языка, которое создавалось народом тысячелетиями.
Очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей правильно произносилась, была грамматически правильно оформлена, выразительна и содержательна.
Уровень общения ребенка с окружающими прямо зависит от воспитательного воздействия. Развитию речевого общения ребенка со сверстниками способствуют совместные игры. Также важно уделять внимание активизации речи детей в самостоятельных играх, что будет способствовать быстрому налаживанию речевого общения, а игровой процесс обогащаться новым содержанием.
В различных видах деятельности у детей накапливается опыт взаимодействия с предметами, формируются различные умения. Этот опыт в дальнейшем реализуется и закрепляется в общении. Так, постепенно, речевое общение входит в жизнь ребенка, меняется его поведение, развиваются познавательные процессы.
Упражнения по логоритмике
Дудочка и колокольчик
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик. Дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Педагог показывает детям инструменты, дети изображают, как они звучат. Через повторение сочетаний «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
«Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит» Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку-зверушку, дети изображают, как она «кричит»:
— Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок)?
Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряду игрушек:
— Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря)?
«Кто топает?»
В этой игре дети сначала рассматривают большого Мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем воспитатель предлагает детям громко произнести: «ТОП-ТОП-ТОП!». Так топает взрослый медведь. А если произнести тихонько: «Топ-топ-топ», значит, топает Мишутка. Сначала педагог произносит слова с разной громкостью и высотой голоса, а дети отгадывают, «кто идет». Затем можно предложить детям (по очереди) «загадать» Мишку или Мишутку. По этому принципу можно придумать много похожих игр. Например, педагог прячет игрушки за ширму, произносит за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает. У Г.А. Тумаковой есть много игр и упражнений, которые показывают детям, что слова бывают разные, короткие и длинные, звучат они все по-разному и произносить их можно громко-тихо-шепотом, быстро-умеренно— медленно. Такие упражнения можно проводить со звукоподражаниями (кап-кап, топ-топ) и с любыми звуковыми сочетаниями.
Упражнения на развитие слухового внимания
и интонационной выразительности
На барабане — барабанят, на дудочке — гудят
Рассматривая музыкальные инструменты, дети называют, что на барабане — барабанят, на дудочке — дудят. Затем дети закрывают глаза, а педагог ударяет по барабану барабанными палочками:
— Что зайчик делает?
— Барабанит.
— Как он барабанит?
— Громко (тихо).
После того, как дети научились определять на слух звучание разных музыкальных игрушек и инструментов, педагог организовывает игры на определение местонахождения звучащего предмета (далеко, близко). Новые вопросы: «Что зайчик делал с барабаном?», «Что можно делать с дудочкой?» — заставляют детей находить разные грамматические формы прошедшего времени (барабанил), инфинитива (в дудочку можно дудеть). Параллельно даются задания на выработку правильной интонации. Педагог предлагает
ребенку: «Спроси у Димы, умеет ли он играть на гармошке?». Если ребенок передает вопросительную интонацию («Дима, ты играешь на гармошке?»), ему задается новый вопрос, а он находит интонацию ответа. Такие задания побуждают ребенка искать как необходимую грамматическую форму, так и интонацию.
Упражнения на отработку дикции
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала.
Э т о ш у т к и - ч и с т о г о в о р к и ( « Б ы - б ы - б ы — и д е т д ы м и з
трубы») , потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани
едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).Игры и упражнения на произношение шипящих звуков мож-
но тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата», взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками Ш и Ж:
«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»;
«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»;
«Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»;
«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»;
«Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»;
«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».
Такие упражнения можно сопровождать действиями с игрушками. Они помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Игры и упражнения для решения нескольких речевых задач
Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.
Потанцуй нам, кукла!
Дети должны предложить Мишке (кукле, зайцу) потанцевать (побарабанить, попеть, подудеть и т.д.). Задание направлено на употребление повелительной формы глагола. (Часто маленькие дети вместо правильного «потанцуй» говорят «потанцевай!».)
Чей это голос?
Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор игрушек вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к совместной деятельности.
В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.
— Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.)
— А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.)
— У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.)
— А кто у нее детеныш? (Теленок.)
— Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)
— Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит, корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.)
— А кто квакает тоненько? (Лягушонок.)
— Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Можно предложить детям правильно позвать игрушку, тогда с ними можно поиграть («Лягушонок, иди к нам». «Утенок, поиграй со мной».)
Составление связного рассказа
Игры нужно выстраивать в такой последовательности, чтобы в них сначала уточнялись действия персонажей (заяц барабанит, Мишка дудит, кукла танцует), одновременно с этим осознавались такие элементы звуковой культуры речи, как сила звучания (тихо — громко), темп речи (быстро — медленно), интонация (спроси — ответь). А в конце дети вместе с педагогом составляют связный рассказ по освоенной теме: «Собрались друзья (поиграть). Заяц взял (барабан) и стал (барабанить). Мишке понравилась (дудочка). Он начал (дудеть) и сказал кукле: («Потанцуй!»). Кукла пошла (танцевать). Всем было (весело)».
Затем вместо уже названных персонажей называются другие, и рассказ составляется снова. В совместном рассказывании уточняются представления ребенка о структуре высказывания и о способах связи между его частями.
Принципы работы с детьми предшкольного возраста
Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:
1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах — звук — слог — слово — предложение — текст.
3. Различение звуков по их качественной характеристике — гласные и согласные (звонкие и глухие; твердые и мягкие).
4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих. Развитие звуковой стороны речи дошкольников.
5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры — называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
У детей седьмого года жизни особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито,
жалобно, радостно, грустно).
Формирование звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение), ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развиваются как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.
В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей ребенка, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым:
Где ты, заинька, гулял? — Под кусточком ночевал!
Ты, лисичка, с кем играла? — Я избушку подметала.
Где ты, Катенька, была? — Я с друзьями в лес ушла.
Наш зеленый крокодил... — …шляпу новую купил.
Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную выразительность ребенка, но и готовят его к восприятию поэтической речи.
Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие у ребенка ориентировки на смысловую, грамматическую и звуковую стороны слова — параллельно. Название речевой игры может относиться к одной из перечисляемых целей. Первое занятие для детей старшего дошкольного возраста предполагает выяснение имеющихся у детей знаний и представлений о том, что такое звук, слог, слово, предложение, рассказ (описание, повествование, рассуждение).
Приведем примеры упражнений.
«Что такое звук, слово, предложение?»
Педагог спрашивает детей: «Какие звуки вы знаете? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово стол? (Предмет мебели.).
— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?»
Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
— Как мы различаем друг друга?
— По именам.
— Назовите имена своих родителей, родных и близких.
— У кого в доме есть кошка? собака?
— Как их зовут?
— У людей имена, а у животных... (клички).
— У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
Игра «Почему так называют»
Педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются.
Упражнение «Имя буквы»
«У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится). Из букв мы складываем слоги
и слова.
— Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласный звук [а] (Аня, Андрей, Антон, Алеша).
— А с какого звука начинаются имена — Ира, Игорь, Инна?
— Подойдите ко мне дети, у которых имя начинается на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя).
— На мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба).
Упражнение «Один — много»
Для этого упражнения необходимы соответствующие картинки или предметы.
— Это... шар, а это... (шары).
— Здесь много... (шаров).
— Какие шары? (Красные, синие, зеленые.)
— Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?
(Разноцветные.)
— Это... мак, а это... (маки).
— В букете много... (маков).
— Какие они? (красные).
— Что еще бывает красным?
— Как вы понимаете выражение «красная девица»?
— Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... лук.
— Лук какой? (Желтый, сочный, горький, полезный.)
— В корзине много чего? (Лука.)
— Подбери слова, сходные по звучанию со словами:
шар (пар, дар),
мак (лак, рак),
лук (жук, бук).
— С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? ([ш], [м], [л].)
— Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог.) Задание ко всем названным словам:
1. Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
2. Подбери слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла); мишка (мышка, шишка); ложка (ножка, кошка).
А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек).
Упражнение «Найди звук»
— Назови слова с одним слогом. С двумя слогами.
— Сколько слогов в слове цыпленок? (Слово жук состоит из одного слога, шуба, шапка, жаба, забор, цапля — из двух, цыпленок — из трех.)
— Придумай слова, которые начинаются с одинакового звука. Что это за звук?
(Слова шапка и шуба начинаются со звука [ш], слова жук и жаба — со звука [ж], слова забор, замок — со звука [з], слова цыпленок, цапля — со звука [ц].)
— Назови овощи, фрукты и ягоды, в которых есть звук [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [р'] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [л'] (малина, лимон, апельсин, слива).
— Опиши нам ягоду, фрукт или овощ, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем, что это за фрукт. («Он круглый, красный, сочный, вкусный. Это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых. Это мой любимый фрукт... гранат».)
Упражнение «Картина — корзина»
Дети рассматривают картинки с изображением картины, ракеты, лягушки.Если таких картинок в группе нет, воспитатель просто называет слова.
— Сколько слогов в словах картина, лягушка, рак ета? (Три.)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина), лягушка (подушка, кадушка), ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), береза (мимоза).
— Что делает лягушка? (Прыгает, плавает.) Что делает ракета? (Летит, мчится.) Что делает картина? (Висит.)Дети произносят все слова и говорят, что у каждого из этих
слов по три слога.
Упражнение «Едем, летим, плывем»
Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок с изображением транспортных средств: вертолета, самолета, автобуса, троллейбуса, теплохода, трамвая.
— Как назвать все, что изображено на картинках, одним словом? (Транспорт.)
— Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамвай, три слога).
— Какой звук встречается во всех этих словах в начале, середине, конце слова? (Звук т встречается в начале слов троллейбус, теплоход, трамвай, в середине слов вертолет, автобус, в конце слов вертолет, самолет.)
— Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.)
— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.)
— Скажи, что ездит? (Автобус, троллейбус, трамвай.)
— Скажи, что плывет? (Теплоход.)
— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т-С (троллейбус), А-С (автобус), С-Т (самолет), В-Т (вертолет) М-О (метро), Т-И (такси).
Упражнение «Коза — стрекоза»
Дети рассматривают рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.
— Подберите пары слов, похожих по звучанию. (Чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, пар — самовар, шина — машина.)
— Назовите слова, в которых один слог, два и три слога.
(В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка,стрекоза, лукошко, машина — по три слога.)
Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, шина — машина, пар — самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары.
— Закончите фразу, чтобы получилось складно: Я поехал на машине — (у меня порвалась шина); побежал за стрекозой... (тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку... (и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук... (а под ним сидел барсук); под столом лежала кошка... (рядом с ней стоит лукошко).
Упражнение «Игла — пила»
— В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар — по одному слогу; а сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
— Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.)
— Чем все иглы похожи? (Все иглы острые.)
— У елки иглы какие? (Еловые.)
— А у сосны какие? (Сосновые.)
— Чем отличаются иглы елки от игл сосны? Отвечай поскорей, какие из них длинней? (Сосновые.)
— А чем отличаются иглы елки и лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные мягкие.)
— А еще какие иглы вы знаете? (Швейные.)
— Как можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.)
— Что делают швейной иглой? (Ею шьют.)
— Что шьют швейной иглой? (Одежду.)
— А еще что можно делать швейной иглой? (Шить, вышивать, зашивать, подшивать, штопать.)
— Од н а — и г л а , а м н о г о — . . . ? П р о д о лж и ф р а з у : у н а с
много … .
Обучение правильному употреблению формы слова
У детей младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова.
Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши).
В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа.
Игра «Чего не стало?»
Детям предлагается закончить предложение.
1. — Были утята. Не стало … (утят).
— Были ребята. Не стало … (ребят).
— Были котята. Не стало … (котят).
(Они убежали смотреть на котят.)
2. — Были игрушки. Не стало … (игрушек).
— Были подушки. Не стало … (подушек).
— Были лягушки. Не стало … (лягушек).(В соседнем пруду отыскали подружек.)
Игра «Чего нет у куклы?»
Детям предлагается коротко ответить на вопрос.
— Есть ли у нашей куклы тапочки?
— Нет тапочек.
— Есть ли у нашей куклы шапочка?
— Нет шапочки.
— Есть ли у нашей куклы бантик?
— Нет бантика.
— Есть ли у нашей куклы зонтик?
— Нет зонтика.
Игры с матрешкой
Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).
Сначала взрослый предлагает детям рассмотреть игрушки:
— Что это?
— Матрешка.
— Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Она меньше или больше первой?
— Меньше.
— Теперь посмотрите на пирамидки, какие они? Одна большая другая... (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
Запомните, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас вы закроете глаза, а я буду прятать игрушки, затем вы скажете, каких игрушек не стало (матрешек, пирамидок, ленточек). «Кого не стало?» (лошадок, утят, цыплят).
В конце убираются все игрушки, детей спрашивают: «Чего не стало?» (игрушек).
Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит ребенка к употреблению правильных падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).
Игра «Где игрушка?»
Игра помогает освоить принципы употребления пространственных предлогов. Педагог помещает игрушку рядом с ящичком (в ящичке, за ящичком, на ящичке и т.п.; в шкатулке, за шкатулкой, около шкатулки, над шкатулкой и т.п.) и спрашивает:
— Где игрушка?
Дети должны сказать, где находится игрушка по отношению к заданному предмету. Отвечая на вопрос, нужно правильно употребить предлог.
Игра «Прятки»
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (дети дают ей имя, например, Света). Здесь ее комната. Назовите все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель). К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на... (диван), зайчата спрятались за… (шкаф).
Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помогите Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата? А если бы кто-то из вас стал прятаться, куда бы вы залезли, чтобы вас долго не находили? Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называют сами дети. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
— Давайте расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они...(играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата
прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).
Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим); образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; один умылся — другой умывается, один оделся — другой одевается). Для этого проводятся разнообразные игры.
Игра «Летает — не летает»
Детям предлагается закончить предложение.
— Птичка… (летает).
— Рыбка… (не летает).
— Самолет… (летает).
— Машина… (не летает).
— Вертолет… (летает).
— Поезд… (не летает).
— Муха… (летает).И т.д.
Игра «Я, ты, он, она»
Педагог называет местоимение. Дети должны правильно подобрать глагольную форму.
— Я сижу.
— Ты… (сидишь).
— Он… (сидит).
— Мы… (сидим) И т.д.
Игра «Поручения»
В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: мышка, мишка.
— Хочешь, чтобы мишка покатал мышку. Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, помахала лапкой, покружилась (Мышка, помаши лапкой! Мишка, спой).
Можно давать мышке и мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и.т.п. Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница).
Игра «У кошки — котенок»
Детям предлагается закончить предложение. У кошки — котенок.
У лисы — … .
У зайца — … .
У волка — … .И т.д.
Отрабатывая суффиксальный способ образования слов, не нужно использовать пары с разными корнями. Например, «собаки — щенок», «корова — теленок». Их лучше оставить для другой игры.
Игра «Чаепитие»
Воспитатель говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости своих друзей — мышонка и зайчонка. Сначала они поиграли , а затем Мишутка пригласил всех к столу — попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки, сухари, да всё перепутал: конфеты положил на блюдце, салфетки — в чашку, а сахар и сухари — прямо на стол. Мышка сразу заметила, что не всё в порядке на столе, да сама точно не знала, куда что надо положить. Давайте поможем друзьям! Сахар кладут в сахарницу, конфеты... (в конфетницу), сухари... (в сухарницу), а салфетки... (в салфетницу). Пошли гости руки мыть. Сначала открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и потекла из крана какая вода? (теплая, прохладная). Помыли малыши руки, а Миша их приглашает: «Садитесь, пожалуйста, за стол, будем чай пить!» Взял Миша в руки блюдце, поставил на него чашку, стали малыши пить чай. Когда попили, Мышка сказала медвежонку «спасибо» тоненьким голосочком: «Пи-пи-пи, спасибо тебе, Миша!» Зайчонок тоже поблагодарил его.
Игра «Что? Где? Когда?»
В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете в группе? В зале? Дома?»«Где вы играете? Спите? Умываетесь?»«Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?» Такие упражнения можно проводить на улице, спрашивать о
временах года, о знакомом ребенку окружении. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и
упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши).
При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка кормит куклу, на другой — моет посуду. Дети не только называют действия (кормит, моет), но и могут рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).
Игра «Закончи предложение»
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался
прочь). Ира обиделась и… (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
Детей знакомят также со способами образования звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик — чирикает, утка кря-кря — крякает, лягушка ква-ква — квакает).
На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов: на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют. Такие вопросы,
как: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?», подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах — это действие и оно имеет свое название.
Игра «Оркестр»
Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки. К детям в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Э.Мошковской «Какие бывают подарки»:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная,
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее? (Гармонь.)
Что звоночки делают? (Звенят.)
Что погремушки делают? (Гремят.)
Что барабан делает? (Барабанит.)
Что дудочки делают? (Дудят.)
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение.
Игра «Что умеет делать Гена?»
Взрослый начинает: «Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.
Игра «Кто что умеет делать?»
Детям показывают картинки животных. Нужно сказать, что животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.У этой игры много разных вариантов: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
Игра «Кто назовет больше действий?»
Воспитатель спрашивает о самых разных предметах и явлениях, а дети называют действия.
1. — Что можно делать с цветами?
— Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.
2. — Что делает дворник?
— Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.
3. — Что делает самолет?
— Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.
4. Что можно делать с куклой?
— Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.
Игра «Где что можно делать?»
1. — Что можно делать в лесу?
— Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.
2. — Что можно делать на реке?
— Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.
После этих упражнений предлагается сюжет: собрались в лес — отдыхали — собирали грибы, ягоды — пошли на речку — купались — загорали — весело отдохнули.
Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения. В работе над синтаксисом на первый план выступает задача обучению построению разных типов.
Формирование грамматического строя речи
у детей среднего дошкольного возраста
Формирование грамматического строя речи у детей пятого года жизни происходит на основе расширения круга грамматических явлений, подлежащих усвоению (и без наглядного материала).Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между,
около).В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования слов разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но масленка и солонка).Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов: «Почему у грибов такие названия: подберезовик,подосиновик, лисичка, мухомор?»; «Почему такую шапку называют ушанкой?»; «Почему этот цветок назвали подснежником?».Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам.
Так, следя за действием игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов: лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов: ворона кричит «Карр-карр!» — каркает; петух кричит «Кукареку!» — кукарекает; поросенок говорит: «Хрю-хрю» — хрюкает. Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов: мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также учитель — учит, строитель — строит, но врач лечит, портной шьет. Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Детям предлагают составлять с глаголами словосочетания и предложения, подводят их к построению связного высказыва-
ния. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение: Зачем тебе нужны...?»).В средней группе можно вводить «ситуацию письменной речи»: взрослый записывает то, что ребенок диктует. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и является важным условием развития связной речи. Кроме того, усложняются объекты, предлагаемые для описания и повествования. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры. Особую роль при этом играет правильное построение разных типов предложений, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, употребление глаголов:
1. Название предмета (Что это? Кто это? Как называется?).
От начального предложения, его построения во многом зависит дальнейшее изложение описания.
2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Чем интересен? Что может делать? Что с ним можно делать?).
3. Отношение к предмету или его оценка (Понравился? Чем?).
Игра «Кто у кого»Ребенок рассматривает рисунки, на которых изображены животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант —
лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь) какая? Цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок) какой?Упражнение «Лесник»Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения
в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая).
Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).
— Это тропинка. В лесу много… тропинок.
Игровое упражнение «Белка на ветке»
— Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается. (Белка.)
— Шубка у белки (какая?) … ; на ушках у белки (что?) ... ; хвостик у нее (какой?) …; она умеет (что делать?) ...; и очень любит (что?) ... .Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит с помощью игрушек или плоскостных кукол, показывает детям, как белка прыгает по ветке, а дети называют дейс т в и е : п рыг а е т, с п рыг и в а е т, п е р е п рыг и в а е т, з а п рыг и в а е т, выпрыгивает.
Игровое упражнение «Кто это ползет?»
— Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?». (Улитка.)
— Вот еще одна загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине». Кто это? Тоже улитка.
Дети рассматривают улитку, обращают внимание на ее домик-раковину и рожки.
— Что служит улитке домиком? В каких еще домиках могут жить животные?
Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом».
Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
— Кто из вас запомнил, где живет воробей? Мышь? Лягушка?
— А сейчас улитка загадает вам лесные загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка?»;«Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»
Упражнение «Кто заблудился?»
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения.Если зайчик потерялся, ... (мы поможем ему найти свой дом).
Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим зайчика, утешим его).
Игра «Какие бывают иголки»
Эта игра дает детям представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
— Отгадай, что за слово
Есть у каждого портного?
Вместо шубы это слово
Ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой
В Новый год придет ко мне. (Игла)
— Какие иглы бывают? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем? (Швейной.)
— Что делают швейной иглой? (Зашивают одежду, вышивают, подшивают.)
— Закончите предложения.
Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась).
У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? (Иглы сосновые длиннее, иглы еловые короче).
Формирование грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста
При формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста их необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).При этом надо давать ребенку ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Дети обучаются выбирать из ряда слов словообразовательную пару. Это умение необходимо развивать.
Пример задания Выбери из ряда слов те, которые имеют общую часть:
учит, книга, ручка, учитель;
рассказ, интересный, рассказывать;
цветок, горошек, цветочный, лейка;
игра, машинка, игрушка, гараж.
Точно так же можно предлагать детям образовать слово по образцу:
1. веселый — весело;
быстрый — ... (быстро):
громкий — ... (громко);
звонкий — … (звонко);
шумный — … (шумно).
2. веселый — веселье;
грустный — … (грусть);
заботливый — … (забота);
добрый — … (доброта);
злой — … (злость).
3. веселый — веселиться;
грустный — … (грустить);
заботливый — … (заботиться);
злой — … (злиться)
4. дом — домок;
зуб — … (зубок);
нос — … (носок);
рот — … (роток);
глаз — … (глазок);
кот — … (коток);
ком — … (комок);
город — … (городок).
5. кот — котик;
нос — … (носик);
рот — … (ротик);
дом — … (домик);
зуб — … (зубик) и т.д.
Дети должны учиться находить однокоренные слова, разбросанные в тексте, и наоборот — учиться образовывать однокоренные слова, исходя из смысла текста.
Пример задания
Педагог читает текст, в котором некоторые слова «пропущены». Дети должны сказать, что это за слова, произнести их в нужный момент. «Сейчас я буду читать вам рассказ. Но в нем не хватает некоторых слов. Вы будете мне помогать — придумывать слова, подходящие по смыслу, в которых есть общая часть со словом «желтый». «В саду растут желтые цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)». «На лугу появилась зеленая трава. И листья на деревьях тоже начинают… (зеленеть). Кругом все покрывается свежей… (зеленью)».
«Сегодня на празднике дети веселились. Кругом царило такое… (веселье)! И мальчик Петя сегодня был очень… (веселым)».У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова (Почему шапку называют ушанкой?).Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи» (ребенок диктует — взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.
В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова — из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание
говорить правильно.
Упражнение «Один — много»
С помощью этого упражнения дети осваивают образование множественного числа и правильное употребление слов в родительном падеже; подбирают к словам определения и действия; находят в словах первый звук, определяют количество слогов,
подбирают слова, сходные по звучанию.
— Это... шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Шары какие? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Шары разноцветные.)
— Это... мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Маки какие? (Красные.) Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук.) Лук какой? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: иглы, пилы, мишки, мышки, шишки, ложки, кошки.
— Закончите предложение. «Это… .«На картинке нарисовано много… (игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек).Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется смысл слова. Эти упражнения тесно связывают между собой лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте.
Упражнение «Скажи правильно»
Учит детей различать, правильно или неправильно объединены между собой слова по смыслу.
— Подумайте, можно ли так сказать: «полный человек»? Что это значит? (Значит, это человек толстый.)
— А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно нужно сказать о дереве? (Большое дерево. Толстое дерево.)
— Бумага может быть «полной»? Можно так сказать: полная бумага? (Нет.) Как надо сказать? (Плотная бумага.)
— Что может быть полным? Про что мы скажем «полный»? (Колодец, карман, кошелек, стакан). Полная? (Чаша, тетя, тарелка.) Полное? (Ведро.) Полные? (Дяди, тети, карманы, кошельки.)
— Жаркий день. Как можно сказать об этом по-другому? (Теплый день.)
— Жаркий спор. Как можно сказать об этом по-другому? (Горячий спор.)
— Можно ли сказать: «горячий день»? «Жаркий суп»? Как сказать правильно?
Упражнение «Брат — братец — братик»
Учит различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом и прилагательных, образованных суффиксальным способом.
— Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются:
мама — мамочка — мамуля; брат — братец — братик; дерево — деревце; заяц — заинька — зайчишка — зайчище; дом — домик — домище.(Многие слова звучат ласково.)
— Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заинька, зайчишка во многих сказках о животных.)
— Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку.
Упражнение «Сказать — рассказать — пересказать»
— Сейчас я назову несколько слов, у которых есть общая часть. Чем они между собой отличаются?
Бежать — подбежать — выбежать;
писать — переписать — подписать;
играть — выиграть — проиграть;
смеяться — засмеяться — высмеять;
шел — отошел — вошел.(Они означают разные действия.)
Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали. Например: «Мы играли в домино: Вова выиграл, а я проиграл». (Мы много смеялись: сначала рассмеялась моя сестра, а потом и я засмеялся.)
Упражнение «Высокий — высоченный»
Учит детей определять один и тот же признак в разной степени.
— Я назову вам пары слов. Чем слова в парах отличаются друг от друга?
Старый — старейший;
умный — умнейший;
злой — злющий;
толстый — толстенный;
полный — полноватый;
широкий — широченный;
глубокий — глубочайший.
(Эти слова выражают признак в разной степени: одни — в большей, другие — в меньшей).
Упражнение «Бежать — мчаться»Учит детей объяснять оттенки значения глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.
— Как вы понимаете слова? Чем они отличаются?
Засмеялись — захихикали;
бежать — мчаться;
пришли — приплелись;
плакать — рыдать;
разговаривать — болтать;
думать — размышлять;
открыть — отворить;
отыскать — найти;
зябнуть — мерзнуть;
поразить — удивить;
шалить — баловаться;
забавлять — развлекать;
прощать — извинять;
звать — приглашать;
вертеться — кружиться;
греметь — грохотать;
опасаться — бояться;
бросать — кидать;
вертеть — крутить.
— Придумайте предложения с любой парой слов.
Упражнение «Кто хитрее?»
Учит детей подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилагательных, образовывать новые слова (прилагательные) с помощью суффиксов — еньк — оньк; оват — еват; ущ — ющ; енн — ейш.
— Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая.)
— А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная.)
— Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался еще... (хитрее) или… (хитрющий). Лиса умная, а журавль… (еще умнее, умнейший).
— Волк злой, а волчище ... (еще злее, злющий).
— Заяц труслив, а зайчишка... (еще трусливее, трусоватый).
— Этот человек худой, а этот... (худющий).
— Один человек полный, а другой не совсем полный, а...(полноватый).
— Этот человек толстый, а тот еще... (толще, толстенный).
— Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а... (синеватый). Этот лист зеленый, а этот... (еще зеленее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка... (зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а... (красноватое).
— Бабушка старая. А как сказать ласково? (старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (умненький). Рисунок плохой или... (плохонький, плоховатый).
Формирование грамматического строя речи
у детей предшкольного возраста
Формирование грамматического строя речи у детей седьмого года жизни (задачи из области морфологии, словообразования и синтаксиса) направлены на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений. Продолжается работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются и даются они в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот». Даются сочетания с несклоняемы-
ми существительными: «пошел в новом пальто», «играл на пианино»; предлагается образовать степень прилагательного (умный —умне е ; добрый — добре е ; тихий — тише ) ; да е т ся з адание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый).Уточняется правильное употребление «трудных» глаголов, например: одеть — надеть (одеть куклу, малыша; надеть шляпу, пальто, куртку). При этом нужно обращать внимание детей на то, что к словам одеть — надеть подбираются разные антонимы: одеть — раздеть, а надеть — снять. (Одеть куклу — раздеть куклу; надеть пальто — снять пальто). Усложняются задания и на образование глаголов с помощью
приставок и суффиксов: бежал — перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый — веселится; грустный — грустит.Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях: у лисы — лисенок, у лошади —
жеребенок, а у жирафа кто? А у носорога? Точно так же внимание детей обращают на различное словообразование предметов посуды: для сахара — сахарница, для сухарей — сухарница, для супа — супница, но для соли — солонка (а не «солонница»).Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конструировать производные слова в соответствии со смыслом текста.
Пример упражнения
Педагог читает предложение, употребляя вместо глагола имя существительное. Дети должны догадаться, как образовать от имени существительного нужную форму глагола или подобрать к нему однокоренной глагол.
«В нашем лесу есть птицы, которые здесь… (зима)».
«Дрова надо... (пила)».
«Траву надо… (коса)».
«Волосы надо… (расческа)».
«Ногти надо… (стрижка)».
«Зимой птиц надо… (корм)».
Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивает самоконтроль, использование синони-мических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Горбачёва Марина Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна