Проектно-исследовательская работа «Влияние образовательной системы на формирование гармонично развитой личности» (На примере Царскосельского Лицея)
Образовательное частное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Лидер»
Направление: педагогика, история
Исследовательская работа на тему
«Влияние образовательной системы на формирование гармонично развитой личности» (на примере Царскосельского Лицея).
Выполнила:
учитель русского языка и литературы языка
ОЧУ СОШ «Лидер»
Лыткина Татьяна Алексеевна
Москва, 2023
Аннотация
Тема работы - «Влияние образовательной системы на формирование гармонично развитой личности» (на примере Царскосельского Лицея).
Актуальность данной работы заключается в том, что в наши дни главной целью образовательной системы является создание оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития учащихся, соответствующих требованиям современного общества. Достижению этой цели, на мой взгляд, может способствовать, в том числе, и изучение опыта образовательных систем лучших учебных заведений нашей страны. Примером такого учебного заведения, по нашему мнению, может служить Царскосельский Лицей.
Цель работы - исследование того влияния, которое оказывает образовательная среда на формирование таких черт личности, которые позволяют достичь успеха в той или иной сфере.
В этом году мы отмечаем 201 год со дня открытия Царскосельского Лицея - образовательного учреждения, целью которого впервые в России выдвигалась идея создания условий для развития личности.
День 19 октября стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.
Изучая на уроках литературы творчество Александра Сергеевича Пушкина, мы знакомим учащихся с историей создания Царскосельского императорского Лицея, об условиях жизни воспитанников и о том, что из стен Царскосельского Лицея вышло много известных людей, принесших не только пользу российскому государству, но и славу. Из различных источников мы узнаём, что сами Лицеисты признавали определяющим влияние образовательной системы Лицея в формировании их мировоззрения и дальнейших успехах. И меня, как педагога, заинтересовало, какие факторы способствовали созданию той необычной атмосферы - дружбы, доверия, взаимосотрудничества не только между воспитанниками, но и между преподавателями и воспитанниками. Ведь многие из выпускников и по прошествии многих лет встречались, дружили, поддерживали друг друга.
Этот интересный факт и послужил основанием для поиска ответа на вопрос: «Что же послужило причиной возникновения таких отношений, что повлияло на формирование личности каждого из воспитанников?»
История создания Царскосельского лицея
Появления Лицея ждали. С самого начала нового столетия все общество не расставалось с надеждами на скорые перемены. Дух свободы, вера в торжество справедливости, упования на скорое возрождение отечества рождали в сердцах многих людей мечты о том недалеком времени, когда миру предстанет новая Россия, свободная от рабства, невежества и тирании. И, наконец, в кратчайший срок, преодолев все бюрократические препоны, явил России учебное заведение нового образца. Имя нового учебного заведения - Лицей - произошло от слова Lykeion. Это название одной из частей древнего города Афины, где располагался знаменитый храм Аполлона, солнечного божества, проводника принципов красоты и гармонии, покровителя поэтов и художников. Прекрасный сад возле храма облюбовали для своих бесед афинские философы, а Аристотель под сенью ликейских дерев создал свои знаменитые «гимнасии», где щедро делился знаниями с учениками. И вот многие столетия спустя в великолепном парке Царскосельского дворца родилось новое учебное заведение, призванное стать храмом мудрости, воспринявшим педагогические традиции античных философов.
А «Царское Село» - на самом деле Сарское - происходит от финского названия находившейся на этом месте деревни Саари Мойс, «Верхняя Мыза». Царскосельский Лицей создавался как особое учебное заведение нового типа. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). Основное его назначение - воспитание юношества, «особо предназначенного к частям службы государственной». Проект программы лицейского образования был составлен М.М. Сперанским, который видел задачу Лицея в образовании и воспитании будущих государственных деятелей, призванных реализовывать реформы александровского времени. М.М. Сперанскому принадлежат «Предварительные рассуждения о просвещении в России вообще», записка «Об усовершенствовании общего народного воспитания» и ряд других документов, составивших основу продуманного им плана коренного преобразования страны. Он выступил и одним из инициаторов учреждения нового типа учебных заведений - особой школы, в которой за более короткий срок учащиеся получали бы образование, приравненное к университетскому. Школа нового типа, «соединяющая в себе несравненно более видов, чем все университеты», получила название Лицей.
Цель Лицея - развитие личности гражданина своего Отечества. Обращение к истории пушкинского периода Царскосельского Лицея, названного золотым веком этого учебного заведения, не только способствует выявлению лучших достижений русского воспитательного и образовательного опыта предшествующих поколений, но и проясняет современную духовную ситуацию. В Лицее стремились сформировать «государственный» тип личности - участника и творца исторических событий, личности, обогащенной общеевропейскими культурными достижениями, способствовавшей просвещению и укреплению России. На общем фоне существующих учебных заведений России того времени Императорский Царскосельский Лицей заметно выделялся не только необычностью цели, которой было подчинено воспитание и образование юношества, но и своей независимостью, сохранением особенного, присущего только ему характера, который в первую очередь определял педагогический состав.
Лицейские наставники
К преподавателям в Лицее предъявлялись высочайшие требования. В.Ф. Малиновский, вступая в должность, специальным пунктом оговорил свое право набирать и утверждать профессоров. Имена таких преподавателей, как Н.Ф. Кошанский, А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Я.И. Карцов, позднее А.И. Галич и других - свидетельствуют о стремлении обеспечить Лицей лучшими представителями науки того времени. Свою основную задачу лицейские наставники видели в помощи внутреннему процессу развития воспитанников. И, конечно, в деле воспитания огромное значение имеет весь строй школы, с ее особым законодательством, особенно нравственная личность самих воспитателей. И Малиновский, и сменивший его на этом посту Е.А. Энгельгардт всеми силами стремились добиться, чтобы лицейские преподаватели не просто проповедовали истины с высоты своей кафедры, а стали каждому лицеисту настоящим другом, стремились учить детей собственным примером. Секрет популярности многих преподавателей кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории». Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватели всячески поощряли творческое свободомыслие, совместное отыскание истины в спорах и диспутах. Такие понятия, как «идея», «слово», «поступок» в лицейской педагогике были связаны неразрывной нитью. Наставники не допускали у своих учеников пустословия, ведь «Постановление о Лицее» требовало «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без всяких идей». Точно так же любому поступку должно было предшествовать тщательное обдумывание последствий и понимание смысла совершаемого действия. И наоборот, любая мечта, любая мысль требовала своего конкретного воплощения.
Вообще, обучение в Лицее отличалось конкретностью и практичностью. Каждый педагог ставил целью не просто сообщить необходимый ученику запас знаний по предмету, а непременно добиться ощутимых практических результатов. Преподаватель «российской словесности» Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему. Такие «пробы пера» не прошли даром - обилие рукописных литературных журналов, издаваемых лицеистами: «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник», - говорит само за себя. Лицейское начальство не жалело денег на приобретение самых современных научных приборов для физического кабинета. Специальная машина для демонстрации законов магнетизма и электричества обошлась Лицею в огромную по тем временам сумму в 1750 рублей. А учитель рисования С.Г. Чириков устраивал у себя на квартире литературные собрания для воспитанников, всячески побуждая их к творчеству. Он научил рисовать каждого своего питомца независимо от способностей. Иллюстрации Пушкина (кстати, не самого выдающегося его ученика) к собственным произведениям - лучший тому пример. «Главное правило состоит в том, чтобы воспитанники никогда не были праздны» - гласит «Постановление о Лицее». Каждую минуту пребывания детей в стенах заведения наставники стремились сделать интересной и полезной. Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский самолично подбирал отрывки из книг для упражнения лицеистов в чтении и переводе таким образом, чтобы давать урок, например, «к неустрашимости и твердости духа». А прогулки между занятиями, по его мысли, должны были стать примером того, «как отдых после труда приятен». В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере. Но, как отмечали многие, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».
Отсутствие телесных наказаний, уважительные отношения между наставниками и воспитанниками, чтение книг классических и новых авторов - все это рождало ощущение безмятежного «расцветания» в садах Лицея.
Директор Царскосельского лицея
А сейчас мы хотели бы сказать несколько слов о личности первого директора Царскосельского Лицея, при котором проходило воспитание и образование пушкинского курса. Первый директор Лицея - Владимир Фёдорович Малиновский происходил из старинного дворянского рода. Окончив Московский университет, он мечтал «сделать что-нибудь полезное», и Лицей для него стал возможностью реализовать свои просветительские проекты и замыслы.
С первых минут назначения на новую должность В.Ф. Малиновскому пришлось решать множество проблем, самая главная из которых - подбор наставников. Его идеал — нравственно-совершенная, свободная, счастливая личность. Цель педагогической деятельности В.Ф. Малиновского — воспитание добродетельного человека, гражданина, способного «составить блаженство многих людей», быть полезным Отечеству. Педагогическая деятельность В.Ф. Малиновского (1765-1814), дипломата, философа, писателя, первого директора Царскосельского Лицея продолжалась чуть больше двух лет. В.Ф. Малиновский в каждом лицеисте, независимо от его возраста, видел и уважал личность, поощрял в воспитанниках инициативу, творческое отношение к жизни, демократизм. Предоставленная им свобода позволяла развивать задатки учеников, их ум и характер. «Между собою жить мирно и дружелюбно, ни словом, ни делом не обижать другого... Все воспитанники равны, и потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было... запрещается доносить на другого ложно...». Для В.Ф. Малиновского воспитанники - прежде всего юные друзья, с которыми он находил темы для общения, его воспитание сводилось к разъяснению, строилось на доверии и взаимном уважении, и его влияние на первых лицеистов было огромным. Доброжелательность, полное отсутствие назидательности, простоту, доступность директора приняли все без исключения лицеисты первого пушкинского курса.
Образовательные задачи Лицея
Обучение было рассчитано на шесть лет - начальный и окончательный курс, по три года каждый. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.
Общее образование считалось фундаментом всякой специальной подготовки.
Изучение родного и иностранных языков начиналось с раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.
Особое внимание уделялось курсу истории. Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов. Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.
Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично - 1, хорошо - 2...худо - 0). Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.
В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно, над заданиями, составленными педагогами. Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д. Час учения сменялся отдыхом, научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой. Большое внимание в Лицее уделялось физическому воспитанию детей. Кроме обязательных по программе гимнастических упражнений, подвижных игр, танцев, верховой езды, фехтования и плавания, ежедневно несколько часов лицеисты гуляли в парке, причем прогулки проходили при любой погоде. И дело тут не только в закаливании. Преодоление лицеистами трудностей такого спартанского воспитания, должно было служить целям их нравственного совершенствования и способствовать развитию цельного независимого характера. Наставники хорошо понимали тонкую связь между успехами физического воспитания и формированием таких качеств личности, как воля, самообладание, смелость, достоинство. Неслучайно, быть может, лицеист Пушкин более всего преуспел в словесности и фехтовании, ведь обе эти дисциплины требуют от человека одного: легкости, изящества и точности. А в качестве учителей танцев в Лицей был приглашены знаменитые Гюар и Эбергардт, учившие «по старинке», то есть подолгу державшие учеников на менуэте - танце внешне неброском, но учившем человека грациозности, благородству и гармонии.
Расписание жизни лицеистов
Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован и тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках.
Обратимся к воспоминаниям Ивана Пущина:
«Вставали мы по звонку в шесть часов — Одевались — шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди«. От 7 до 9 часов - класс. В 9 - чай; прогулка - до 10. От 10 до 12 - класс. От 12 до часу - прогулка. В час обед. От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье. От 3 до 5 - класс. В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам — танцеванье или фехтованье. Каждую субботу — баня. В половине 9 часа — звонок к ужину. После ужина до 10 часов - рекреация. В 10- вечерняя молитва — сон»
Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал «избранным сынам дворянства», как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: «Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом». В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.
Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.
Атмосфера Царскосельского Лицея
В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»).
Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем. Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», - вспоминал Модест Корф.
Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до Лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...».
Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в Лицей я не видел ни одного писателя - но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданную тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Свободное общение воспитанников и преподавателей было основным правилом взаимоотношений в Лицее. Вместе лицеисты и наставники составляли как бы одну семью: встречались на уроках, разыгрывали спектакли, собирались на чаепитие в квартире преподавателей, вместе прогуливались по окрестностям Царского Села. Излюбленным местом общения лицеистов между собой и с наставниками был великолепный парк Царского Села, вход в который был открыт для всех желающих. И, несмотря на свободный доступ, парк был удивительно ухоженным и чистым: здесь было много цветов, стволы деревьев скоблились и мылись, дорожки очищались от листьев и травы.
У каждого воспитанника Лицея был свой укромный уголок, где можно было уединиться и помечтать. Вот как писал об этом В.К. Кюхельбекер:
«Да что же и не примечательно для меня в Царском Селе? В манеже мы учились ездить верхом; в саду мы прогуливались; в директорском доме, против самого Лицея, привыкали несколько к светскому обращению и обществу дам. Словом сказать, тут нет места, нет почти камня, ни дерева, с которым не было сопряжено какое-нибудь воспитание, драгоценное для сердца всякого бывшего воспитанника Лицея...».
Внимательность педагогов даже к малейшему проявлению творчества воспитанников оказала благотворное воспитывающее влияние: обучаясь писать стихи, лицеисты, по сути дела, обучались умению любую задачу, как учебную, так и творческую, решать инициативно и творчески. По этому поводу об одном из выдающихся лицейских преподавателей словесности Николае Федоровиче Кошанском журнал «Северная пчела» писал: «Блистательные успехи многих учеников его на поприще литературы свидетельствуют о заслугах и дарованиях наставника».
Выпускники-лицеисты
Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи, становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев - это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811-1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства - и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. Попечителями Лицея были император Александр I, великие русские поэты Державин и Жуковский, выдающийся русский историк Карамзин, М.М. Сперанский, министр народного просвещения А.К. Разумовский, директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов. Выпускники Лицея - это личности, обогащённые общеевропейскими культурными достижениями, способствующими просвещению и укреплению России
Заключение
Итак, подводя итоги, можно назвать ключевые факторы, которые, на мой взгляд, способствовали эффективности образовательной системы Царскосельского Лицея:
Первый фактор - искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника. Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся.
Второй фактор – индивидуальный подход к каждому воспитаннику, позволяющий выявить и развить его талант, при этом максимально сгладить, откорректировать возможные негативные качества лицеиста.
Третий фактор - разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики - интеллектуальная, физическая, сенсорная, художественно-эстетическая. Программа Лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество лицеистов.
Четвёртый фактор - целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости лицеистов. Преподавание истории Отечества, словесности и литературы, беседы с офицерами, вернувшимися из военных походов, определяли жизненные стратегии лицеистов, безграничную любовь к своему Отечеству.
Пятый фактор - профессионализм преподавателей. В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Их знания и увлеченность предметом передавалась ученикам, развивая любознательность и творческие поиски.
Список источников и использованной литературы:
1. Кобеко Д.М. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843 гг. М. : Кучково поле, 2008 г.
2. Михайлова Л.Б. Повседневная жизнь Царскосельского лицея. 1811-1843. – СПб.: Владимир Даль, 2021.
3.З.И. Равкин. «Педагогика Царскосельского лицея Пушкинской поры (1811-1817 )», Москва, 1999
Приложение 1
В.Ф. Малиновский— первый директор Царскосельского лицея (1811 - 1814).
Корф М. А.
И.Е.Репин. А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года
Иван Пущин
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846)
Антон Антонович Дельвиг. 1798
Федор Матюшкин
Ты простирал из-за моря нам руку, Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: "На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!"
4