Исследовательская работа «Влияние организационно-управленческих условий на тенденцию снижения уровня профессиональной деформации учителей»
Результаты констатирующего эксперимента
При определении уровня профессиональной деформации личности педагога в школе были использованы следующие методики:
- диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- диагностика профессионального выгорания (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой);
- опросник «Определение психического выгорания» (А.А.Рукавишников).
Диаг.1 Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко.
• 9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
• 10-15 баллов — складывающийся симптом,
• 16 и более — сложившийся.
Диаг.2 Диагностика профессионального выгорания(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Диаг.3 Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и 9 и ниже 10-20 21-39 40-49 50 и выше
Диаг.4 Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и ниже 10-16 17-31 32-40 41 и выше
Диаг.5 Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
7 и ниже 8-12 13-24 25-31 32 и выше
Диаг.6 Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
31 31 и ниже 32-51 52-92 93-112 113 и выше
В исследовании принимали участие 30 педагогов с различным педагогическим стажем:
1 группа (до 3-х лет) – 3 человека,
2 группа (4 – 10 лет) – 5 человек,
3 группа (свыше 10 лет) – 22 человека.
Вывод:
Полученные данные были обработаны методом математической статистики: описательная статистика. Для обработки данных использовалась программа Microsoft Office Excel.
В процессе обработки результатов, а также на основе полученных данных, я сделал вывод, что профессиональная деформация личности педагогов является неотъемлемой частью в образовательной деятельности. Согласно данным, представленным в диаграмме 1, с увеличением педагогического стажа работника образовательного учреждения повышаются показатели профессиональной деформации личности педагога.
Также, по данным диаграмм 3,4, мы наблюдаем, что такие показатели, как «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» также выше относительно первой группы. С увеличением педагогического стажа (согласно диаграмме 5) проявляется снижение профессиональной мотивации.
Данные, полученные мною по первой и второй группе, считаю недостоверными, т.к. количество человек, участвующих в исследовании крайне мало. Так во второй и третьей группе встретились исследуемые, которые показали крайне высокие результаты, и, если в третьей группе общее значение изменилось незаметно, то во второй группе средние показатели превысили значения третьей группы.
Обобщив полученные данные и объединив все группы, определим средние показатели.
Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко. – 10.54 балла, что соответствует уровню складывающегося симптома.
Компонент «психоэмоциональное истощение» – 19.32 баллов, соответствует низкому значению.
Компонент «личностное отдаление» – 18 баллов, соответствует средним значениям
Компонент «профессиональная мотивация» – 30,38 баллов, соответствует высоким показателям
Индекс психического «выгорания» – 68 баллов ,соответствует средним значениям
Компонент «профессиональная мотивация» наиболее высок у начинающих педагогов, поэтому наша программа по профилактике и коррекции профессиональной деформации личности педагога будет направлена на снижение показателей компонента «личностное отдаление»
Результаты формирующего эксперимента
Диаг.1 Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко.
• 9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
• 10-15 баллов — складывающийся симптом,
• 16 и более — сложившийся.
Диаг.2 Диагностика профессионального выгорания(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Диаг.3 Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и 9 и ниже 10-20 21-39 40-49 50 и выше
Диаг.4 Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и ниже 10-16 17-31 32-40 41 и выше
Диаг.5 Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
7 и ниже 8-12 13-24 25-31 32 и выше
Диаг.6 Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
31 31 и ниже 32-51 52-92 93-112 113 и выше
Вывод:
Полученные данные были обработаны методом математической статистики: описательная статистика. Для обработки данных использовалась программа Microsoft Office Excel.
После апробации программы в процессе формирующего эксперимента были получены следующие результаты:
Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко. – 10.1 балла.
Компонент «психоэмоциональное истощение» – 18.95 баллов.
Компонент «личностное отдаление» – 16,24 баллов.
Компонент «профессиональная мотивация» – 30,38 баллов.
Индекс психического «выгорания» – 65.88 баллов.
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что уровень эмоционального выгорания, согласно диагностике В.В.Бойко снизился на 0,44 балла, компонент «психоэмоциональное истощение» на 0.37, компонент «личностное отдаление» на 1.76, Компонент «профессиональная мотивация» остался на прежнем уровне, индекс психического «выгорания» снизился на 2.12 балла.
Стоит обратить внимание на то, что уровень психоэмоционального истощения у педагогов со стажем работы до 3-х лет увеличился на более 11,8% от результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, а уровень профессиональной мотивации остался на прежнем уровне.
В целом, отмечается снижение уровня профессиональной деформации личности педагога в школе, что соответствует выдвинутой гипотезе исследования.
Предварительные выводы по исследованию:
В процессе нашего исследования мы приходим к выводу, что профессиональной деформации подвержены представители всех профессий, но наиболее уязвимыми являются работники сферы образования, вследствие того, что профессиональная деятельность относится к социономической сфере.
Наша гипотеза находит свое подтверждение: у педагогов под воздействием специфики профессиональной деятельности, может развиваться профессиональная деформация. Профилактика профессиональных деформаций педагогов может быть эффективной при условии разработки и апробации специализированной программы.
План проведения формирующего этапа эксперимента
Цель формирующего этапа эксперимента:
профилактика и коррекция профессиональных деформаций педагогов.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
развитие критичности личности как важнейшего свойства субъекта деятельности и поведения;
снижение уровня ригидности, авторитарности личности;
повышение степени удовлетворенности профессиональной деятельности и удовлетворенности собой;
обучение педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
снижение уровня тревоги, эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности личности;
развитие системы профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.
Форма проведения занятий:
Семинар-практикум, треннинг
Обоснование выбора формы проведения занятий:
Данные формы проведения способствуют отвлечению от педагогической деятельности
Характеристика контингента (для кого предназначена программа):
педагоги образовательного учреждения
Используемое оборудование:
просторное помещение, стулья и столы из расчета на группу, компьютер, проектор, бумага, фломастеры, шариковые ручки и цветные карандаши.
Календарный план и содержание занятий
Блок Номер занятия Содержание занятий Продолжитель ность
проведения
1. Вводный Занятие 1
Семинар-практикум с элементами тренинга «Профессиональное «выгорание» учителя: причины, коррекция, профилактика» 1. Приветствие собравшихся.
• Упражнение «Баланс реальный и желательный»; • Упражнение для педагогов: «Мозговой штурм».
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть • Упражнение «8 ассоциаций»; • Упражнение «Я работаю преподавателем»; • Профилактика профессионального выгорания?
.
45 мин
2. Основной Занятие 2
Тренинг «Самооценка и уровень притязаний» 1. Введение. 3. 4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями. 45 мин
2. Лекция на тему
3 Практическая часть: • Упражнение «Кто я?»; • Упражнение «Личный герб и девиз»; • Упражнение «Напиши обо мне».
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями
5. Домашнее задание – выполнить методики.
Занятие 3
Тренинг «Коммуникативная компетентность учителя» 1.Введение..
45 мин
2.Мини-лекция на тему
3.Практическая часть: • Упражнение «Молчанка»; • Упражнение «Слепое слушание»; • Упражнение «Гвалп»; • Упражнение «Активное слушание»; • Техники ведения беседы.
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
Занятие 4
Тренинг «Конструктивное поведение в конфликтных ситуация х»
1. . Введение Мини-лекция на тему: «Конфликты». 45 мин
. 2. Мозговой штурм на тему «Конфликт — это...».
3. Практическая часть: • Самодиагностика. Методика Томаса «Стратегии поведения в конфликте»; • Упражнение «Письмо»; • Упражнение «Сказка о тройке»; • Упражнение «Невидимая связь».
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями
Занятие 5
Тренинг «Целеполагание» 1. Введение... 45 мин
2. Мини-лекция на тему: «Целеполагание как метод профилактики СЭВ»
3. Практическая часть. • Упражнение «Анкета»; • Упражнение «Карта моей жизни»; • Упражнение «Шесть шагов к достижению цели».
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями
Занятие 6
Тренинг «Тайм-менеджмент» 1. Введение. 45 мин
2. Мини-лекция на тему: «Тайм-менеджмент».
. 3. Практическая часть. • Упражнение «Смятая бумага»; • Упражнение «Поглотители и ловушки времени»; • Упражнение «Матрица управления временем»
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями
Занятие 7
Тренинговое занятие «Просто поверь в себя» 1. Введение: • Упражнение «Приветствие»; • Опрос самочувствия. Процедура «Эмоциональная диагностика»; • Разминка. Упражнение «Я сильный – Я слабый» 45 мин
2. Основная часть. • Упражнение «Рисунок Я»; • Упражнение «Дополнительное рисование»; • Упражнение «Я – звезда».
3. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями. • Опрос самочувствия. Упражнение «Пожелания по кругу»; • Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты по кругу».
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
3. Заключительный Занятие 8
Тренинг для учителей «Люби себя» 1. Введение 45 мин
2. Мини-лекция о профессиональном выгорании.
3. Практическая часть. • Упражнение «Лимон»; • Упражнение «Ластик»; • Упражнение «Моечная машина»; • Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»; • Упражнение «Пять добрых слов»; • Повторное тестирование по методикам.
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями. • Притча о колодце; • Упражнение обратная связь «Мишень»