Доклад «Повышение уровня профессиональной компетентности учителя в условиях малокомплектной школы»

4
0
Материал опубликован 2 June 2017

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокоосельская основная школа» Спасский район

Нижегородской области

Доклад «Повышение педагогической компетентности в условия малокомплектной школы»

Подготовила:учитель начальных классов

Щепеткова Елена Львовна

2016год

Приходит в школу ученик

Пока ещё ребёнок.

Весь мир открылся в этот миг

Перед смышленым взором

Пока боится он всего

И многого не знает

Но чтоб сложился путь его

Уже в душе мечтает.

Как научить его всему

Учитель точно знает!

Он в школе ждет его давно

И с радостью встречает.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем немного осталось до начала учебного года и по традиции мы каждый год встречаемся с Вами на августовской конференции, чтобы обсудить актуальные вопросы, подвести итоги. И вот сегодня хочу поделиться опытом своей работы по теме «Повышение педагогической компетентности в условия малокомплектной школы» Быстро меняющаяся действительность вызвала к жизни новые цели, содержание, методики и технологии образования. Это повлекло за собой иные требования к педагогу. Сегодня учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника ,воспитателя ,но и исследователя ,который открывает в своей деятельности новые принципы ,способы обучения и воспитания, объединяет традиции с нововведениями, строгие правила и алгоритмы с творческим поиском, использует новые информационно-коммуникативные технологии. Эти изменения делают необходимостью повышения квалификации и профессионализма учителя, то есть повышения его профессиональной компетентности.

Слайд 2

Так распорядилась судьба, что с 1991 года я работаю учителем начальных классов в малокомплектной школе. Работать учителем в классе-комплекте, несомненно, труднее, чем в обычной школе. Приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста. Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, где учителю нужно:

— 4—5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе;

— распределять время между классами так, чтобы дос­тичь усвоения главного на уроке;

— действовать, чтобы не нарушить логику познаватель­ного процесса;

— стимулировать восприятие новых знаний, их пони­мание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различно­го уровня подготовленности;

— одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;

— формировать базисные компоненты образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т. д.

При имеющихся трудностях мне приходиться находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса , рационально использовать их в своей деятельности. Умело использовать специфические особенности малокомплектной школы , является моей главной педагогической задачей.

Слайд .3

Для решения этой задачи и соответствия современным требованиям к профессиональному стандарту учителю, я для себя определила основные пути развития своей профессиональной компетентности.

Слайд 4

-работа в методических объединениях, творческих группах;

Главной целью своей методической работы вижу – непрерывное совершенствовании в области методики преподавания, корректировки учебно-воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания. Являюсь активным членом рабочей группы по составлению программ начального и основного общего образования . Являюсь одним из разработчиков школьной программы развития школы ,принимаю активное участие в различных районных и областных конкурсах методических разработок.

Слайд.5

-исследовательская, экспериментальная деятельность;

. В 2015-2016 году впервые попробовали вместе с детьми заняться исследовательской деятельностью, результатом стал проект «Вакуум». Данная работа участвовала, как на районной научной конференции среди учащихся начальной школы, так и во всероссийской дистанционной олимпиаде, где стали победителями.

Слайд.6

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

В своей педагогической деятельности я стараюсь применять многие педагогические инновации. Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий. Использование например технологии проектного обучения на своих уроках и внеурочной деятельности помогает развивать у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Особое внимание уделяю социальным проектам. Я являюсь автором и организатором социальных проектов : «Моя семья – пример для всех», «Тепло души», «Жемчужина родного края», «Наш край» и другие. О них я рассказываю на страничках сайта, в интернет –сообществах, в районной газете.

Слайд 7

-различные формы педагогической поддержки;

Каждый год в класс приходят новые ученики и чтобы процесс адаптации прошел быстрее и безболезненно работу в этом направлении начинаю еще, когда дети посещают детский сад. Во время каникул по разработанному плану я провожу тематические занятия с дошкольниками. Вместе с ребятами приглашаем их на школьные праздники, участвуем вместе в различных акциях. Продолжается работа уже и в период адаптации учащихся в начале учебного года . Как правило, постепенно наращиваю интенсивность деятельности, вырабатываю щадящий режим, использую этот период для установления контактов с детьми, развития у них навыков общения. В это время провожу обмен летними впечатлениями, использую игровые и разнообразные творче­ские формы работы. Даю детям больше двигаться, рисовать, придумывать истории. Ведется диагностика и мониторинг адаптации учащихся. Проводится индивидуальная работа, как со слабоуспевающими дети так с детьми одаренными.

В моей практике получила распространение такая форма, как проведение открытых занятий для родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения учащихся, которые желательно знать родителям при оказании помощи детям в учебе; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны.

Заметила ,что многие родители осознает важность и необходимость взаимодействия со школой. В то же время их реальное участие в обучении и воспитании ребенка существенно зависит от моих профессиональных и личностных качеств ,от моего желания и стремления взаимодействовать с ними.

Слайд 8

-курсы повышения квалификации самого разного содержания, объема часов, направленности;

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Разнообразие форм, специфики курсов, позволяет учителю сделать удобный выбор для себя. Для себя в 2015 году я выбрала и прослушала модульные квалификационные курсы, благодаря которым получила знания по трем блокам, которые вызвали у меня профессиональный интерес. Участвовала в вебинарах на базе НИРО и слежу за вебинарами на педагогических сайтах.

Слайд 9

-участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, фестивалях ;

Важным в развитии компетентности учителя являются и конкурсы профессионального мастерства, что дает возможность учителю повысить личностную и профессиональную самооценку, получить новые знания, приобретать признание среди коллег .

Слайд 10

- самообразование;

Особую роль я отвожу самообразованию. Каждый год с этой целью пишу план работы, в конце года подвожу итоги работы, отмечая, что получилось, а что не удалось. Если возникает проблема ,то именно это и является темой моей дальнейшей работы.

           В процессе работы я заметила: что компьютер в учебном процессе стал надежным помощником, который всё знает , всё помнит и экономит время .  

 В своей педагогической деятельности выделяю четыре направления использования ИКТ:

1. Первое направление использования ИКТ это оформление основной документации .

А также сюда же я бы отнесла и подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ, а также наглядных средств обучения.

В настоящее время активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика.

2. Сеть Интернет в процессе обучения использую:

Как  огромный информационный ресурс, который ежедневно пополняется.

Интернет несет функцию почты. Для общения и обмена информации этот аспект использую в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Интернет даёт мне возможность находиться в  профессиональной среде. Сейчас в Интернете есть образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Мной создан личный сайт, а также открыты личные странички во многих образовательных интернет-сообществах.

Интернет-это база для самообразования и саморазвития.

Не так давно в сети Интернет появились новые формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют мне и моим ученикам не замыкаться на уровне школы или района, а выходить далеко за его рамки.

Я использую возможность участвовать дистанционно в профессиональных конкурсах различного уровня .

3. В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Одной из задач повседневного моего труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не удобны в классе-комплекте. Для этого я применяю различные формы тестов . При тестировании использую как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершению теста. С целью повышения своего уровня компьютерной грамотности, мною были освоена программа:   My Test . К созданию тестов я привлекаю учеников. Данная работа развивает у детей информационные компетенции: формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Такая форма обучения и контроля у учащихся вызывает интерес .

4. Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе считаю необходимым. При проведении внеклассных мероприятий , соревнований, классных часов, праздников используя презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал. С помощью программы создания презентаций, слайд-шоу, видео оформляю мультимедийный альбом класса, где размещаю фотографии с различных мероприятий . С некоторыми из них можно познакомиться на моем сайте. На память о школьной жизни в начальной школе ,каждый выпускник получает диск с видеофильмом .

Слайд 11.

- обобщения собственного педагогического опыта;

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудных и сложных направлений в работе . Но обобщение педагогического опыта - это форма самореализации и самовыражения учителя. Анализ своей творческой деятельности, формирует чувство собственной значимости, повышает самооценку. В течении всего года работаю над пополнением своего портфолио ,где собираются ,обобщаются результаты профессиональной деятельности, создавая мотивационную основу для деятельности и развития профессиональной компетентности . Качество образования в моих классах, участие и победы детей во многих районных, региональных, всероссийских конкурсах различной тематики, говорят о уровни моей педагогической компетентности . Всё это помогло мне стать призёром в НПО


Презентация к докладу
PPT / 6.7 Мб

 в 2015-2016 учебном году.

Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи.

Слайд 12

Спасибо за внимание ! Поздравляю с началом учебного года , желаю творческих побед ,семейного благополучия и чтобы каждый из нас сумел решить все свои педагогические задачи.

Предварительный просмотр презентации

перестраиваться на работу с отдельным классом,; перестраиваться на работу с отдельным классом,; распределение времени между классами; действовать не нарушая логику познавательного процесса; стимулировать восприятие,понимание,запоминание новых знаний ; одновременно вести воспитательный процесс; формировать базисные компоненты образования .

•работа в методических объединениях, творческих группах; •работа в методических объединениях, творческих группах; •исследовательская ,экспериментальная деятельность ; •инновационная деятельность ,освоение новых педагогических технологий; •различные формы педагогической поддержки; •курсы повышения квалификации ; •участие в педагогических конкурсах ,мастер-классах, фестивалях ; • самообразование; • обобщения собственного педагогического опыта.

Работа в методических объединениях, творческих группах

Исследовательская ,экспериментальная деятельность

Инновационная деятельность ,освоение новых педагогических технологий

Различные формы педагогической поддержки

Курсы повышения квалификации «…то ,что мы знаем –ограничено, а то ,что не знаем бесконечно» П.Лаплас Кафедральные курсы повышения квалификации Дистанционные курсы, вебинары Модули по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Межкафедральные курсы повышения квалификации Метапредметные модули

Участие в педагогических конкурсах, мастер –классах ,фестивалях

Самообразование Направления использования ИКТ 1.Ведение документации в электронном виде 2.Использование Интернет-ресурсов 3.Создание собственных мультимедийных материалов 4.Использование во внеурочной деятельности

Обобщения собственного педагогического опыта -качество образования -личный рост учащихся -результаты педагогической деятельности

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации