Влияние шума на организм человека

0
0
Материал опубликован 3 April

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Калининград

Индивидуальный проект





«Влияние шума на организм человека на примере обучающихся МАОУ СОШ №24»







Выполнили:

Левонюк Ольга Евгеньевна

Учитель биологии и экологии

Кузьмина Екатерина Александровна

Обучающаяся 11А класса



Содержание

Введение 2

Теоретическая часть. 4

1.1 Что такое шум? 4

1.2 Классификация шумов. 4

1.3 Что такое «шумовое загрязнение»? Санитарные нормы шума для образовательных учреждений. 6

1.4 Влияние шума на различные системы 7

2. Методы и методики. 9

3. Практическая часть. 9

3.1 Эксперимент№1.Определение уровня шума на территории школы. 9

3.2 Анкетирование «Влияние шума на учащихся» 12

3.3 Эксперимент №2 «Влияние шума на работоспособность обучающихся». 16

Заключение 17

Список литературы 18

20

Приложение 2 20













Введение

«Шум и суета погубят этот мир.»

Г.Шендлинг


Человек всегда жил в мире звуков и шума. Сегодня весьма актуальна проблема влияния шума на здоровье, эмоции и деятельность человека. Даже в спокойной среде всегда присутствует какой-либо фоновый шум. Обычно мы не обращаем на него внимания и замечаем лишь тогда, когда он прекращается. Абсолютная тишина пугает и угнетает человека.

Более 100 лет назад, немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остроактуальными только в последние десятилетия.

Моя работа над данным проектом вызвана желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, а также изучить множество других тонкостей этой темы.

Актуальность темы: Как известно науке, человек становится менее внимательным и сконцентрированным, когда его что-то отвлекает. Это может быть все, что угодно, даже шепот соседа по парте. Мы знаем, что внимательность очень важна ученикам в школе, ведь если ученик не внимателен, то его работоспособность падает, а значит тема, изучаемая на уроке будет плохо усвоена. Помимо этого, шум сильно сказывается на здоровье человека и приводит к серьезным последствиям.

Цель работы: изучение влияния шума на работоспособность человека и исследование шумового загрязнения в школе.

Объект исследования: территория школы

Предмет исследования: уровень шумового загрязнения школы, его влияние на работоспособность и состояние учащихся и учителей.

Задачи:

1.Проанализировать научную литературу по проблеме исследования
2.Изучить влияние шума на здоровье человека.
3.Провести практические исследования уровня шума в школе.
4. Разработать рекомендации по снижению шума и его вредного воздействия.

Гипотеза: предположим, что в школе уровень шумового загрязнения превышает допустимые нормы и оказывает влияние на работоспособность учеников.

Методы исследования: Изучение и обобщение; анкетирование; эксперимент; сравнение; анализ.


Теоретическая часть. 1.1 Что такое шум?

Под термином «шум» понимают всякий неприятный или нежелательный звук, либо совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих работоспособность.

Определение шума, взятое из Советского Энциклопедического Словаря: «Шум - беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.»

Наш слух воспринимает около 130 дБ, но безопасным считается шум в 40-60дБ.

1.2 Классификация шумов.



Шум является абиотическим фактором. Абиотические факторы-условия неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы.

Один и тот же звук, в зависимости от ситуации, может оказаться как шумом, так и важным информационным сигналом или даже приятнейшей музыкой. Так, внезапно сработавшая ночью автомобильная сигнализация для владельца – полезная информация, но для остальных – шум. Громкий детский смех для родителей услада для ушей, но не для людей, живущих по соседству.

Шумы бывают: производственные и непроизводственные. К непроизводственным шумам относят шум на дорогах, в метро, шум от мобильных телефонов, телевизоров, плееров. К производственным шумам относится шум на рабочих местах, на участках предприятий, который возникает во время производственного процесса.

Есть и благоприятные шумы: это шум прибоя, журчание родников, щебет птиц и шелест листвы.


1.По частоте различают шум:

Низкочастотный ( до 350 Гц)

Среднечастотные (300—800 Гц)

Высокочастотные (более 800 Гц)

Наиболее опасными являются высокочастотные звуки.

2.По временным характеристикам шум бывает:

Постоянный

Непостоянный

3. По характеру спектра различают:

Широкополосный- шум, который имеет непрерывный спектр шириной более одной октавы.

Тональный шум- характеризуется неравномерным распределением распределением звуковой энергии с преобладанием большей ее части в области одной-двух октав.

1.3 Что такое «шумовое загрязнение»? Санитарные нормы шума для образовательных учреждений.

Шумовым (акустическим) загрязнением воздуха принято считать превышение естественного уровня шумового фона или резкое колебание и изменение таких шумовых характеристик, как периодичность звуковой волны и силы звукового потока. Чаще всего шумовым загрязнением называют раздражающий шум антропогенного характера.

Прежде чем перейти к выполнению практической части, мы изучили санитарные нормы шума. В нашей стране действует ряд документов, нормирующих допустимые уровни шума. Однако основным документом являются Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Согласно санитарным нормам в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах, аудиториях школ и других учебных заведений, конференцзалах, читальных залах, библиотеках максимальный уровень звука составляет 55 дБ.

     Территории, непосредственно прилегающие к зданиям детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек – 70дБ

     Площадки отдыха на территории дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений -60дБ.

     Согласно  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление  от 29 декабря 2010 г. № 189, в разделе  II «Требования к размещению общеобразовательных учреждений», записано: 3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

1.4 Влияние шума на различные системы

На сегодняшний день многие ученые ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье. Каждый человек воспринимает шум по-своему. Многое зависит от характера, возраста и окружающих условий. Наиболее чувствительны к действию шума пожилые люди. Это связано с возрастными особенностями и состоянием нервной системы.

Постепенное воздействие сильного шума может отрицательно повлиять на слух и помимо этого, вызвать другие последствия: повышение усталости, ослабление концентрации внимания, звон в ушах, головные боли и головокружения.

Если потерю слуха может вызвать шум с уровнем звука выше 76 дБ, то нарушения в функциях сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем начинают проявляться при шумовом воздействии с уровнем звука 40 дБ и выше.

Воздействие шума на нервную систему:

Воздействие шума на организм, особенно на нервную систему, во многом определяется его интенсивностью. В зависимости от интенсивности шума и характера вызываемых нарушений функций нервной системы различают три звуковые ступени.

Для I звуковой ступени (30–65 фон) характерны преимущественно расстройства высшей нервной деятельности в виде рассеянности, апатии, нарушения памяти, а также головной боли, изменений кожной чувствительности.

При II звуковой ступени (66–90 фон), соответствующей шумам больших городов, промышленных предприятий, машинных цехов, наблюдаются более выраженные вегетативные реакции в виде изменения кровообращения в различных органах, расстройства сердечной деятельности, секреции желез, функции органов чувств и т.д.

Шум III звуковой ступени превышает 90 фон. Развитие современного ракетостроения с турбореактивными двигателями показало, что при очень высоких ступенях шумового воздействия в организме могут возникнуть особенно тяжелые состояния: нарушения движений, головокружения, психозы.

Воздействие шума на сердечно-сосудистую систему:

Изменения сердечно-сосудистой системы на начальных стадиях воздействия шума носят функциональный характер: неприятные ощущения в области сердца в виде покалываний, сердцебиения, возникающие при нервно-эмоциональном напряжении, выраженная неустойчивость пульса и артериального давления, особенно в период пребывания в условиях шума. Функциональные сдвиги, возникающие в системе кровообращения под влиянием интенсивного шума, со временем могут привести к стойким изменениям сосудистого тонуса, способствующим развитию артериальной гипертензии.

Сильный непрерывный шум способен вызвать сужение периферических кровеносных сосудов, а также перераспределение крови, увеличение ее поступления к мышцам, мозгу и другим органам, играющим важную роль. Под влиянием шума возможно увеличение выделения адреналина и норадреналина из мозгового вещества надпочечника. Адреналин влияет на работу сердца, способствует выделению свободных жирных кислот в кровь. Чтобы вызвать подобный эффект у человека, достаточно подвергать его в течение коротких промежутков времени воздействию шума интенсивностью 60-70 дБ.

Воздействие шума на сон:

Шум в значительной мере нарушает сон. Внезапно возникающий во время сна шум не редко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и детей. Пороговой интенсивностью шума, вызывающей пробуждение детей является 50 дБ, взрослых 30 дБ, а пожилых на еще меньшую величину. Под влиянием шума в 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, а после пробуждения люди чувствуют усталость и головную боль. Сокращение стадии глубокого сна приводит к гормональным и психическим нарушениям, депрессии.

Отсутствие нормального отдыха приводит к тому, что утомление после рабочего дня не исчезает, а переходит в хроническое переутомление, способствующее развитию ряда заболеваний нервной системы.

2. Методы и методики.

Для написания проектной работы были использованы следующие методы:

Обработка и анализ источников информации.

Анкетирование.

Эксперимент.

Измерение шума с помощью программы Шумомер, установленная на телефоне.

3. Практическая часть.

3.1 Эксперимент№1.Определение уровня шума на территории школы.

На протяжении рабочей недели я измеряла уровень шума в коридорах на перемене, и в кабинетах на занятиях 10А класса. Для измерений использовала приложение на телефоне, которое называется «Шумомер». Результаты эксперимента представлены в таблицах.

Таблица 1.Уровень шума на переменах в Дб

перемены

1 этаж

2 этаж

3 этаж

4 этаж

Столовая

Учебный кабинет 408

1 перемена

79

63

67

63

64

1 урок-48

2 перемена

90

75

79

72

83

2 урок-52

3 перемена

87

84

81

74

80

3 урок-58

4 перемена

88

68

78

75

86

4 урок-58

5 перемена

83

72

77

74

82

5 урок-54

6 перемена

86

70

74

76

85

6 урок-51

Среднее арифметическое

86

72

76

72

80

54


Таблица 2. Сравнение шума в школе с санитарными нормами

Место измерения

Эквивалентный

уровень звука, в дБ

По санитарным нормам, дБ

Превышение, дБ

Сравнительные характеристики

Учебные кабинеты во время урока (10А)

54

55

0

Разговор средней громкости

Коридор на перемене (1 этаж)

86

60

26

Близко идущий поезд

Коридор на перемене (2 этаж)

72

60

12

Громкая речь, разговор на повышенных тонах

Коридор на перемене (3 этаж)

76

60

16

Шум как у пылесоса

Коридор на перемене (4 этаж)

72

60

12

Громкая речь, разговор на повышенных тонах

Столовая во время перемены

80

60

20

Уличный транспорт


В ходе исследования было установлено, что уровень шума на территории школы превышает допустимые нормы (в столовой – среднее значение 80 дБ, в коридорах школы –76,5 дБ). Согласно Санитарным нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) - площадки отдыха на территории дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений – уровень шума составляет 60дБ. Таким образом, уровень шума в столовой превышает на 20 дБ в коридорах – 16,5 дБ.

Также я измерила уровень шума в классах среднего звена для того, чтобы понять превышает ли он допустимые нормы.

Таблица 3. Уровень шума в различных классах среднего звена

Класс

Уровень звука, дБ

По санитарным нормам, дБ

Превышение, дБ

63

55

8

87

55

32

72

55

17

85

55

30

61

55

6


По собранным данным можно сделать вывод, что на уроках среднего звена шумно. Это может влиять на восприятие информации и успеваемость учеников, более уязвимых к шумовым воздействиям. По результатам заметно, что наименьшие показатели в «А» классах. Возможно, что успеваемость учеников «А» классов лучше из-за уровня шума.

3.2 Анкетирование «Влияние шума на учащихся»

1t1743709399aa.png 4-28 апреля 2024 года был проведен опрос с целью узнать беспокоит ли шум учащихся нашей школы и влияет ли он на самочувствие. В анкетировании с помощью Гугл формы приняли участие 104 ученика 7-11 классов. Результаты представлены в диаграммах и таблице.


t1743709399ab.gifБольше половины учащихся ответили, что шум мешает им сосредоточиться на уроке (45,2%-да; 9,6% ответили, что шум их очень отвлекает). 17,3% шум не мешает сосредоточиться, а 27,9% вовсе не обращает внимания на отвлекающие звуки.

Большинство не обращает внимания на шум во время перемен (48%), 34% очень раздражает шум, а 18% считают, что на переменах не так уж и шумно.

t1743709399ac.png

Больше половины опрошенных считают: для того чтобы на уроках не было шумно в классе должно быть 10-15 человек. (51,9%)

t1743709399ad.pngУ 26% учеников посторонний шум вызывает раздражение. 65,4% посторонний шум раздражает иногда, для 8,7% шум не является раздражителем.

37,5% ответили- редко, 33,7% приходится громко разговаривать. Для 13,5% громкий разговор- привычное дело. 15,4% не приходится разговаривать громко.t1743709399ae.png


Таблица 4. Анкетирование обучающихся


Вопрос

Да

Нет

Иногда

4. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

33,7%

22,1%

44,2%

5.Раздражает ли вас посторонний шум?

25,2%

8,7%

66%

6.Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

64,4%

6,7%

28,8%

8.Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

64,4%

15,4%

20,2%

10.Является ли шум причиной вашей усталости?

44,23%

38,46%

17,31%

11.Верите ли вы, что шум может стать причиной болезни?

49,04%

50,96%

-

t1743709399af.gif

Большинство опрошенных ответили, что после долгого нахождения в шумной обстановке чувствуют себя нехорошо (уставшим, подавленным,

появляются головные боли, рассеянное внимание и тд. , 78%), 19% чувствуют себя нормально, 3%- привыкли к долгому нахождению в шумной обстановке.

Проанализировав ответы, были сделаны следующие выводы:

1. Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека.

2. Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние звуки и не всегда может проснуться под звук будильника.

3. Шум является причиной усталости для большинства учащихся.

4. Количество обучающихся в классе главная причина шума на уроке.

5. Большинство школьников слушают музыку при выполнении домашнего задания, отчего качество умственной работы снижается.

6. Половина из опрошенных учащихся не знает о том, что шум может привести к серьезным заболеваниям.

7. Большинство школьников преследует плохое самочувствие после нахождения в шумной обстановке.

3.3 Эксперимент №2 «Влияние шума на работоспособность обучающихся».

В середине апреля 2024 года было проведено исследование, с целью выявить влияние шума на работоспособность при решении примеров по математике. Совместно с руководителем моего проекта мы провели эксперимент: учащимся 10К класса было предложено решить примеры при различных условиях:

В эксперименте приняли участие 19 учеников. Уровень шума составлял 87дБ.

Методика выполнения работы:

Эксперимент проводился по средам (17 и 24 апреля 2024 года), третьим уроком. Ребятам давали задание – решить 5 примеров по математике, в первом случае в тишине, во втором случае в условиях искусственного шума (музыка, крики, топот)

При выполнении работы в условиях шума многие говорили: «Я не могу сосредоточиться», «Тут слишком шумно».

Анализируя данные, был сделан вывод о том, что в режиме рабочей обстановки, большинство учащихся допускают 1-2 ошибки. В шумной обстановке 4-6. Разница составляет 3-4 ошибки.


















Заключение

В заключение своей исследовательской работы я бы хотела подвести итоги. Наша гипотеза о том, что в школе уровень шумового загрязнения превышает допустимые нормы, оказывает влияние на работоспособность и самочувствие учеников подтвердилась. Также я считаю, что цель и задачи, поставленные мой вначале исследования, достигнуты. В ходе проведенных измерений было установлено, что уровень шума на территории школы во многих местах превышает допустимые нормы. Проведенное анкетирование среди учащихся выявило, что шум отрицательно сказывается на их самочувствии, а также половина из опрошенных не знает о вреде шумового загрязнения. Для того, чтобы осведомить состав школы о возможных последствиях шума, уменьшить его уровень и риск для здоровья, я разработала памятку с рекомендациями. (Приложение 2)
















Список литературы

Советская энциклопедия, А. М. Прохоров; Москва 1969-1978гг.

Носова Л.В.Шум и здоровье человека.// журнал «Биология в школе» №2, 1999.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Марий Эл»

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

https://rg.ru/documents/2011/03/16/sanpin-dok.html

5.https://zdrav65.sakhalin.gov.ru/ysgds/wp-content/uploads/sites/7/2022/07/Федеральный-закон-от-30.03.1999-N-52-ФЗ-ред.-от-13.07.2020-О-санитарно-эпидемиологическом-благополучии-населения.pdf


Интернет-ресурсы:

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC

7. https://rosuchebnik.ru/material/vliyanie-akusticheskikh-yavleniy-na-zdorove-cheloveka-7408/

8. https://23.rospotrebnadzor.ru/content/325/14474/











Пt1743709399ag.png риложение 1










Рис 1. Проверочная работа сделанная в условиях шума

t1743709399ah.jpg











Рис 2. Проверочная работа сделанная в нормальных условиях


Приложение 2

Памятка

«Возможные последствия шума; как уменьшить уровень шума и снизить риски для здоровья»

Шум отрицательно сказывается на здоровье человека, вызывает головную боль, головокружения, ослабление концентрации внимания. Также может привести к серьезным заболеваниям нервной, пищеварительной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.

Как обезопасить себя от шумовых воздействий?

1. Чаще гуляйте на свежем воздухе (благоприятные шумы обеспечивают вашим ушам необходимый отдых)

2. Не злоупотребляйте слушанием громкой музыки.

3. Не оставляйте для фона включенными телевизор, музыкальный центр, когда их никто не слушает.

4. При выполнении шумной работы, через каждый час-полтора делайте 10-минутный перерыв.

5. Не увеличивайте громкость звука в наушниках плеера, пытаясь заглушить внешний шум.

6. Проходите регулярное медицинское обследование.

Рекомендации по снижению шума.

1. Ознакомить учащихся с данными о вреде шумового загрязнения для живых организмов (классный час).

2. Увеличить количество комнатных растений в кабинетах и школьных коридорах, так как растения являются эффективными поглотителями шума.

3. Следить за разговорной речью: не кричать и не повышать голос в общественных помещениях.

4. Устраивать «минутки тишины» в игровой форме для учеников начального звена.

5. Соблюдать дисциплину на уроках и переменах.

6. На уроке не мешать своими разговорами учителю и одноклассникам.

7. На территории школы не включать громко музыку, видео на телефоне.






























22




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #483397 был удален 5 April 2025