Эссе-рассуждение: Телевидение и подросток

1
0
Материал опубликован 3 February 2016

Телевидение и подросток

(проектная работа)

В самой маленькой книжной лавке

вы найдете больше стоящих мыслей,

чем их было высказано по всем каналам ТВ

за всю историю его существования.

Падди Чаевски

 

Введение.

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет или прогноз погоды на день, неделю, месяц.

Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.

Средства массовой информации имеют конкретные социальные функции.

Во-первых, хотим этого или не хотим, СМИ остаются основным источником информации. Во – вторых, они формируют общественное мнение, поэтому очень важно, чтобы распространяемая информация была достоверной. Современные СМИ создают определенный эмоциональный и психологический настрой и поэтому в состоянии организовать то или иное поведение людей, спровоцировать их на совершение каких либо действий.
Актуальность данной темы заключается в том, что жестокость молодёжи и подростков, которую мы часто наблюдаем в жизни и о которой периодически сообщается в средствах массовой информации, во многом формируется, в детском сознании при просмотре западных фильмов и затем реализуется в жизни на улице. Эти же средства массовой информации формируют и так называемую молодёжную псевдокультуру.

Работая над данным проектом, мы стремились показать масштабы воздействия СМИ на все стороны жизни подростков. К СМИ относятся все периодические издания, телевидение, радио, Интернет. В настоящее время, по итогам опроса более чем 130 респондентов в возрасте от 14 до 60 лет, проведенного в ходе работы над данным проектом, лидирующая роль принадлежит телевидению.

Поэтому, своей работе в качестве примера мы рассматриваем влияние на подростков современного ТВ.

Место телевидения в семье.

Телевизор сегодня во многих домах – увы – вместо иконы (или алтаря), в красном углу дома.

Учащимся в возрасте от 14 до 17 лет была предложена следующая ситуация: семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?


Подавляющее большинство респондентов (более 100 из 119) дали утвердительный ответ на этот вопрос. И действительно, «ящик» или «панель» фактически заменили людям домашний очаг. Пришли с работы, из школы, с холодной улицы, включили - огонёк загорелся. Для многих становиться уютнее. Телевизор – друг и родственник, выручает при стрессах. А для некоторых людей – просто таблетка от одиночества, возможность «общения с миром».


 

Из диаграммы, составленной по результатам опроса, только 27% опрошенных могут представить свою жизнь без телевидения. Для многих подростков телевидение не только заменило книги, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, но даже и общение со сверстниками.

Один из известных критиков сравнил телевидение с религией потому, что в него ВЕРЯТ! По данным нашего опроса подавляющее количество респондентов доверяют тому, что было сказано с экрана. Сомнения, конечно же, присутствуют. Ну а какая же религия без сомнений!


 

Телевидение это сила, объединяющая миллионы людей, причём разных мировоззрений, в огромную армию фанатов, излечить которых не способен нынче ни один специалист.

Константин Ковалев - Случевский так определяет сегодня значение телевидения: «Власть «серых кардиналов телевидения» сегодня настолько сильна, что даже на глазах у изумлённой публики можно сделать из мухи слона, и миллионы в это поверят». (Напечатано: Литературная газета, № 50 (6304) 8-15 декабря 2010 г.)

В средствах массовой информации проявляется очень много материалов, которые оказывают негативное влияние на современное общество. На наш вопрос: что на ваш взгляд пропагандирует современное телевидение: праздный образ жизни, агрессию, жестокость, насилие, наркоманию, проституцию, суицидальное настрое?

Мы получили следующий результат. От 40 до 65% опрошенных считаю, что современное телевидение пропагандирует в первую очередь: праздный образ жизни, жестокость и агрессию. 25% опрошенных считают, что передачи ТВ пропагандируют насилие в обществе, менее 20% опрошенных считают, что телевидение в ответе за пропаганду суицидальных настроений, наркомании и проституции.

Самое удобное время в эфире ТВ часто отводится шоу-программам, которые демонстрируют ироничное отношение к слабым, образцы выживания за счет другого,

пропаганду нездорового образа жизни, высмеивают представителей других национальностей.

На вопрос: какие чувства у вас вызывают большинство программ на ТВ: тревожности паники, безысходности, радости, оптимизма, уверенности в завтрашнем дне?

Большинство учащихся выбрали положительные варианты ответов. От 38 до 50 % опрошенных считают, что большинство ТВ программ способны вызвать радость и оптимизм. Однако, только 18% опрашиваемых считают, что передачи, транслируемые по ТВ могут внушить уверенность в завтрашнем дне, более 20% опрашиваемых после просмотра ТВ передач испытывают чувство тревожности, примерно у 5% учащихся ТВ программы вызывают чувства паники, безысходности. Среди опрошенных есть и такие, у которых ТВ передачи не вызывают никаких эмоций.

XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век телевидения. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы.

Учащимся предложили расставить приоритеты в вопросе: на что вы тратите ваше время: просмотр телевизора, общение с друзьями, чтение книг, занятие спором, учеба?

Результаты выглядят следующим образом: лидируют чтение книг и учеба, общение с друзьями и просмотр ТВ на второе место поставили одинаковое количество респондентов, на последнем месте - занятие спортом. Анализируя полученный результат, можно предположить, что учащиеся под чтением книг так же понимают и чтение учебников.

Чтобы понять, как глубоко в нашу жизнь вошло ТВ и как далеко распространяется его влияние, важно определить какие передачи смотрит современная молодежь.

Ответ на вопрос: какие телепередачи тебя больше всего интересуют: политические обзоры, спортивные программы, музыкальные, телесериалы, кинофильмы, телеигры, ток-шоу, познавательные и общеобразовательные, юмористические? - нарисовал следующую картину, отобразившую предпочтения и вкусы учащихся.


 


 

Лидерами по количеству просмотров являются музыкальные передачи и кинофильмы, несколько уступают им просмотры юмористических передач и спортивных программ. К сожалению, по частоте просмотров познавательные и общеобразовательные передачи учащиеся прировняли к ток – шоу и телесериалам, политические обзоры и новостные передачи оказались еще менее популярными.


 

Из 330 официально зарегистрированных каналов на современном ТВ самыми просматриваемыми учащимися нашей школы являются 13 каналов. Из диаграммы видно, что предпочтения подростков распределились следующим образом:

на первом месте ТВ канал - ТНТ;

на втором месте – СТС;

третье место поделили МТV и НТВ.

В ходе исследования выяснилось, что учащиеся смотрят ТВ передачи на протяжении всего дня начиная с самого раннего утра и заканчивая поздним вечером.


 

Исследования показали, что примерно 7% опрошенных смотрят передачи перед занятиями в школе, но пик просмотров (более 45%) приходится на время после занятий. По мнению медиков – это время самых сильных эмоциональных и физических нагрузок. Просмотр телевидения в это время учащимся противопоказан, т.к. еще больше усугубляет общее самочувствие подростка. Негативное влияние на молодой организм оказывает и просмотр ТВ во время еды (35%). Большинство программ не рекомендуют медики смотреть и перед сном (около 40%), т.к. способны возбудить нервную систему, вызвать нездоровый сон или бессонницу.

Поражает тот факт, что 60% опрошенных перед тем, как включить телевизор никогда не просматривают программу телепередач.
 


 

И только 12% учащихся включали телевизор для просмотра конкретной передачи. Этот факт говорит о случайном просмотре подростками большинства передач.

Об этом говорит и тот факт, что подростки, в большинстве своем, не смотрят детские передачи (более 60%).


 

А те, которые смотрят, не соответствуют их возрасту.
 

На диаграмме видно, что самой популярной детской передачей у подростков в возрасте от 14 до 17 лет является «Спокойной ночи, малыши» (60% опрошенных). Остальные передачи так же рассчитаны на детей в возрасте от 3-х максимум до 10 лет. Исключение составляет передача «Самый умный», но ее, к сожалению, знает только 1% респондентов.

Мы предполагаем, что на самом деле результаты опроса искажены в виду того, что опрашиваемые назвали не самую просматриваемую детскую передачу, а самую узнаваемую, ту, которая у всех на слуху

Газета «Московский комсомолец» опубликовала данные, что, по оценкам специалистов, средний интеллектуальный уровень зрелища, которое телевидение поставляет в дома россиян, «соответствует примерно уровню развития десятилетнего ребенка, страдающего к тому же извращенной психикой».

Предлагаем результаты опроса респондентов в возрасте от 21 до 60 лет, которым предлагалось охарактеризовать телепередачи, транслируемые на каналах ТВ в целом:

Характеристики телепередач

Оценка

в %

Источником получения полезной информации для детей

78,9%

Интересными и запоминающимися

52,6%

Тематически разнообразными

42%

Высокохудожественными и профессиональными

21%

Легкими для детского восприятия и понимания

63%

Развлекательными и жизнерадостными

89,5%

Высококачественными телевизионными продуктами

10,5%

Добрыми и душевными по сути

21%

Высоконравственными и морально поучительными

15,6%

Всего опрошен 21 респондент.

Данные, полученные в результате опроса несколько противоречивы. С одной стороны взрослые респонденты считают ТВ передачи в целом развлекательными, жизнерадостными, интересными, запоминающимися, источником полезной информации для детей, с другой стороны – не считают их высоконравственными и морально поучительными, не достаточно добрыми и душевными по сути. И самое главное, что отметили взрослые респонденты, передачи, транслируемые на каналах ТВ, не являются высококачественными телевизионными продуктами.

Обратимся к книге Райнера Пацлафа: «По прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио, были забыты…, а вот вызванные масс-медиа эмоциональные переживания остались в первозданном виде».

В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство подростков при просмотре ТВ передач не считаются с возрастными ограничениями.

Председатель Комиссии по правам человека при Президенте Лукин, отметил, что от некоторых телепередач даже у взрослых «стынет кровь в жилах».

На вопрос, что вы чаще всего видите с экранов телевидения, ответы распределились следующим образом:

на первом месте все таки – положительный пример для подражания;

на втором – секс;

третье место разделили сквернословие и насилие;

к сожалению, на последнем месте патриотические передачи.

Сравнение программ передач от 28 декабря 1972г и 21 января 2011 года дали следующие результаты:

критерии

1972г

2011г

Всего ТВ каналов

2

9

Всего передач

19

154

Количество детских передач

10

10

Количество передач со сценами насилия и антисоциального образа жизни

-

54

За 40 лет телевещания при увеличении ТВ каналов в 4,5 при 8-ми кратном увеличении количества телевизионных передач, число детских передач осталось неизменным. Треть передач, транслируемых с голубых экранов, содержат в той или иной мере сцены криминального характера и антисоциального образа жизни, в их число включены передачи связанные с катастрофами планетарного масштаба и «концом света».

Частым показом проявлений насилия и жестокости ТВ способствует, на наш взгляд, формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи . 100% опрошенных хотя бы раз в своей жизни подвергались агрессии.


 

Чаще всего, как считают подростки, это была вербальная агрессия, т.е. выражение негативных чувств к ним посредством ссор, крика, угроз, ругани т. д.
 

Результаты опроса оптимистичны. Число подростков, применявших агрессию в жизни, не увеличивается. Опрошенные меньше применяют физическую агрессию, прямую и скрытую по отношению к своим сверстникам.

Настораживают следующие данные исследования. В интернете была помещена информация о социально-психологической экспертизе двух программ нижегородского телеканала «Сети НН» общей продолжительностью 136 минут. Авторы экспертизы на основании психологического и статистического анализа пришли к выводу, что эти программы стимулируют отрицательные эмоции и установки. Опасным для психического здоровья телезрителей экспертами были признаны: подчеркивание негативной реальности, демонстрация социально-патологических форм поведения, эксплуатация шоковых, эмоционально воздействующих подробностей криминальных событий (показ тяжких телесных повреждений, деталей трупа и т.п.). Эксперты пришли к заключению, что отрицательным последствием такого рода передач могут быть депрессивные расстройства или очерствление, притупление эмоциональных и нравственных качеств личности. На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью.

По данным исследования большинство таких передач вызывают в первую очередь сострадание. С другой стороны возникают такие чувства как страх, тревога за себя и своих близких, снижается общий эмоциональный настрой. К сожалению, опрос показал, что к страданиям и гибели людей кто- то остается равнодушным.

Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления, по мнению психолога, могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию неврозов. Таким образом, телевидение становится источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, т.к. повторяются в течение дня неоднократно.

Более 4-х часовой просмотр телевидения однозначно приводит к нарушению здоровья. 03

0

Так постоянный просмотр боевиков выводит из равновесия нашу печень. Фильмы ужасов нарушают работу почек, надпочечников. Трагедии – воздействуют на дыхательную систему. Мелодрамы – на пищеварительную систему, а постоянный просмотр комедий нарушает работу сердечно-сосудистой системы. И так, вроде бы, что ни смотри, все оказывает отрицательное воздействие. Но это только справедливо при длительном просмотре одних и тех же фильмов, например боевиков. Короткие, разнообразные и правильно подобранные просмотры различных программ только тонизируют наши эмоции. К сожалению, наше телевидение, да и сами телезрители незнакомы с законами традиционной медицины, которая давно научилась управлять нашими эмоциями. Разберем это на примере китайской традиционной медицины. Так как наиболее популярными на телевидении, на сегодняшний день, являются художественные фильмы различных жанров, на их примере мы разберем возможности “нейтрализации” вредного воздействия от практически любого художественного фильма. Посмотрим на схему изображенную внизу.

Кружками обведены жанры фильмов, а стрелки между кружками указывают на воздействие одних жанров на другие. Так, например Вы посмотрели хороший боевик. Он возбудил ваши эмоции гнева и вывел из равновесия вашу печень (это вредно для холериков). Для того чтобы печень привести к норме достаточно после боевика посмотреть хорошую трагедию (это может быть фильм или спектакль). Она нейтрализует отрицательное действие боевика на печень (см. по стрелке между кружками “трагедия” подавляет “боевик”). Еще пример, вы посмотрели трагедию. Ваша дыхательная система находится в состоянии угнетения. Чтобы нейтрализовать отрицательное воздействие трагедии достаточно просмотреть хорошую, веселую комедию или юмористическую программу (“комедия” подавляет “трагедию”, см. по стрелке между этими кружками). Фильм ужасов (вреден для меланхоликов) можно подавить просмотром мелодрамы и т.д. Таким образом, умело комбинируя сочетание фильмов и программ можно успешно поддерживать свое здоровье на оптимальном уровне (по Ю.В. Хмелевский. Здоровье-МЭИ 2000г)

Нашему телевидению, так же не мешало бы при подборе программ учитывать эти закономерности и таким образом подбирать последовательность подачи фильмов и программ, чтобы они наименьшим образом наносили ущерб здоровью телезрителей.

Влияние ТВ на культуру речи довольно выражено среди подростков.

Самые популярные выражения молодежи: «пипец», «я в тапочках», «ништяк», «ваще», «я в шоке», «капец», «блин» и др. были взаимствованы из ТВ передач. К сожалению, до 30% опрошенных в качестве самого популярного выражения, услышанного с экранов ТВ привели пример ненорматированной лексики. С удовлетворением отмечаем, что опрошенные сделали это весьма тактично, написав в опросных листах следующее «говорить вслух нельзя».

Заключение.

Проанализировав результаты опросов , попытаемся дать ответ на вопрос, который был поставлен в начале исследования: какое влияние имеет ТВ на современных подростков?

Как на этот вопрос отвечают учащиеся 8 – 11 классов.


 

48% школьников считают, что, не смотря ни на что, ТВ оказывает положительное влияние, 12% однозначны в своем ответе – отрицательное; 40% считают, что ТВ не оказывает никакого влияния на своих зрителей. Однако, на вопрос: какие практические советы или ценные уроки из жизни вы получили из просмотра ТВ передач?- были получены следующие ответы.


 

Как видно из диаграммы, каждый из опрошенных нашел на ТВ что – то для себя, как он считает, полезное. Кроме этого, 35% учащиеся показали, что первые азы полового воспитания, они получили именно с экранов ТВ, чуть меньше учащихся такие знания получили в школе, на спец. предметах, еще меньше – от родителей.


 

Примерно 28 – 30% подростков имеют на ТВ кумиров, на которых хотят быть похожими. Самые популярные среди них: Жириновский, Бритни Спирс, Джим Керри, Дарья Сагалова, Ольга Бузова, Ю. Тимошенко, Анастасия Заворотнюк, Маша Малиновская, Виктория Боня и др.

Свобода слова, как и всякая свобода человека, должна сочетаться с ответственностью и этической взвешенностью с тем, чтобы не нанести ущерб другим людям.

Например, в Великобритании организован специальный Совет по жалобам на телевидение, который, по словам экспертов, работает весьма успешно за счет своего авторитета. Подобные советы существуют также во Франции, Германии, Италии, Японии и других странах. В России такого органа по контролю над нравственностью на телевидении пока нет. Инициатива создания Общественного совета по нравственности на телевидении исходит от Клуба православных журналистов. Однако пока воплотить ее в жизнь не удалось.

Мнение взрослых респондентов на содержание современного ТВ выглядит следующим образом:

мнение

 
 

Результаты опроса.

Увеличить количество детских передач по истории России и ее памятниках

 

100%

Показывать больше передач о жизни детей в других странах и российских регионах

 

37%

Показывать больше передач о правах, свободах и обязанностях детей и подростков

 

26,3%

Увеличить количество детских передач по вопросам религии и о культурах народов мира

 

63,2%

Показывать больше передач, направленных на повышение безопасности детей

 

84%

Больше познавательных передач типа «Умники и умницы».

 

42%

Надо закупать больше научно-познавательных программ «Би-Би-Си»

 

21%

Увеличить количество программ, воспитывающих патриотизм у детей и подростков

 

100%

Усилить пропаганду на ТВ здорового образа жизни, интереса к спорту

100%

Нужно больше передач о половом воспитании подростков и детей

21%

Нужно больше передач о техническом творчестве детей и подростков

47,45

Нужны передачи, формирующие уважение к людям других национальностей

100%

Нужны передачи, помогающие выбрать будущую профессию

68%

Нужны передачи, формирующие социальные и психологические качества личности

79%

Всего опрошены 21 респондент в возрасте от 23 до 60 лет.

Постоянное увеличение доли свободного времени, которое проводится детьми и подростками перед экраном телевизора, ни к чему хорошему не приведет, считают взрослые. «Телевизор и Интернет не просто отнимают у детей их драгоценное время, когда их мозг еще достаточно гибкий для того, чтобы впитывать информацию, а память гораздо лучше, чем в более старшем возрасте. Происходит настоящая дезадаптация подростков к реальной жизни. Они начинают меньше и хуже общаться со сверстниками, отвыкают думать сами, так как визуальный канал информации – самый простой и не требует больших умственных усилий для ее восприятия», – считает руководитель Психологического центра на Волхонке Анна Карташова. В итоге подростки фактически не получают новых знаний, а пережевывают бесконечную «жвачку для ума», которая преподносится им на большей части российских телеканалов.

С одной стороны, свобода слова и мысли является неотъемлемой чертой демократического государства. С другой – свобода слова имеет ограничения.

Поэтому не случайно, что 65% опрошенных говорят о необходимости введения на ТВ информационного контроля.


 

Нельзя однозначно сказать , что ТВ вносит только негативные элементы в нашу жизнь. Телевидение наиболее полно информирует нас о событиях в стране и мире, немало интересных, познавательных передач. Есть ТВ каналы, воспитывающие хороший вкус, рассказывающие о традициях, культуре народов, населяющих нашу планету. Только нужно выбрать эти передачи. А помочь нам сделать это должны взрослые.

Комментарии
Комментариев пока нет.