12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина16











I.Введение

Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции - все имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости», мы не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способным выразить их цветом.

Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.

Порой цвет стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Цвет воздействует на аппетит, на давление. Обычно мы не замечаем влияние цвета. Но, например, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение сразу начинает ухудшаться. Таким образом, множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.

Цель: определить особенности взаимодействия человеческого организма с цветом, влияние различных цветов на физическое и эмоциональное состояние учащихся.

Задачи

1. Изучить теоретические источники по вопросу влияния цвета на организм человека.

2. Провести опрос и практическое исследование для изучения эмоционального состояния, настроения школьника в зависимости от окружающей цветовой гаммы.

3. Провести анализ данных полученных в ходе опроса, практического эксперимента и сделать вывод о влиянии цвета на физическое и эмоциональное состояние школьников.

4. Сформировать рекомендации по подбору цветовой гаммы помещении школы.

Актуальность

Цвет – это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма.

Специалисты выдвинули теорию о том, что цвет через эмоциональное состояние влияет на общее состояние человека, в том числе на мышление и внимание.

Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Соответственно, современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их физическое и эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же является залогом успешного обучения.

Для успешной учебы необходима рабочая, творческая атмосфера в школе. Один из способов это сделать: правильно оформить интерьер учебных помещений. Поэтому итогом моих исследований будет брошюра с рекомендациями по оформлению помещений здания школы.

Гипотеза:

Цветовой дизайн школьных помещений может оказывать влияние на физическое и эмоциональное состояние школьников, следовательно, на их работоспособность.

Объекты исследования: цвет, его характеристики, свойства.

Предмет исследования:

физическое и эмоциональное состояние учащихся 2, 3, 8-х классов.

II.Влияние цвета на организм человека Цвет и его свойства. Классификация цветов.

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. 

Говоря простым языком цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании в глаз световых лучей.

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют.

Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые.

Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.

Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут без примесей).

Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.

История возникновения психологии цвета

Возникновение цветовой символики и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.

Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле — желтый; огню — красный; воздуху — белый. Аристотель, желая установить «истинный» цвет стихий использовал экспериментальный метод. По Аристотелю, «основных» цветов три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния.

В эпоху Возрождения возникают первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные — с весельем и радостью.

Постепенно цвет начинает становиться символом человеческих чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

В XVIII веке возникает наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета — физиологическая оптика. Ж. Бюффон вводит понятие «субъективных цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.

XVIII можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете — психологии цвета - области знаний, для которой вопросы «нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает» могут считаться основными. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Основоположником психологии цвета является великий поэт Гете, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов». Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями.

Особого же внимания требует научно-исследовательская деятельность Макса Люшера - швейцарского психолога, разработавшего в конце 1940-х годов основы функциональной психологии цветовосприятия и создавшего на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям.

На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.

Влияние цвета на физическое состояние человека

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового - для пассивной интроверсии и импульсов, обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.





Влияние цвета на человека Таблица 1


Цвет/Действие

Возбуждающее

Угнетающее

Успокаивающее

Красный

+



Оранжевый

+



Жёлтый

+



Зелёный



+

Голубой



+

Синий


+


Фиолетовый


+



Влияние цвета на эмоциональное состояние человека

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.

Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому, с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась

Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и, прежде всего, — мышление.

Наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может либо препятствовать, либо способствовать решению задачи.

Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками.
В исследованиях Н.А. Густякова (1986; 1988) изучалась динамика цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.

Влияние цвета на самочувствие обучающихся Таблица 2

Цвет

Влияние на человека

Красный

У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения – максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение, истощение.


Оранжевый

Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.

Жёлтый

Благотворно влияет на нервную систему, оказывает тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не вызывает истощения и утомления. Благоприятен для умственной работы.

Зелёный

Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному.

Голубой

Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа – голубой цвет вам поможет.

Синий

Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

Фиолетовый

Производит угнетающее воздействие на нервную систему.



Выводы по главе

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать следующие выводы:

Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное и физическое состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние, или успокаиваю­щие, есть цвета отвергаемые нами.

Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка.

Наиболее приемлемые тона для дизайна школы - желтый, оранжевый, зеленый, голубой.

III.Практическая часть Результаты исследования

Данная работа посвящена изучению влияния цвета на физическое и эмоциональное состояние учащихся. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:

Диагностический этап

Задачи:

Выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.

Определить, какие цвета, с какими эмоциями ассоциируются.

Определить влияние цвета на самочувствие учащихся.

Выяснить предпочтения учащихся по оформлению интерьера школы.

Аналитический этап цель данного этапа: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по оформлению интерьера школы.

В исследовании приняли участие учащиеся 2, 3, 8-х классов в количестве 100 человек.

В результате тестирования было определено, что наибольшее предпочтение учащиеся отдают красному, чёрному, зелёному и жёлтому цветам; наименьшее: фиолетовому и коричневому (таблица 3).

Цветовые предпочтения обучающихся Таблица 3

Цвет

Кол-во выбравших

Красный

22

Чёрный

19

Зелёный

13

Жёлтый

13

Голубой

9

Синий

6

Розовый

6

Белый

6

Фиолетовый

5

Коричневый

0

Следуя задаче нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее», учащиеся 2, 3, 8-х классов чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Цветовое решение «приятного» у детей всех классов сходно: цвета в большинстве случаев теплые. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других классов, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «доброе», а где «плохое» (таблица 4).

Выражение эмоций цветом Таблица 4

Красивое, приятное, доброе

Скучное, страшное, плохое

Жёлтый

Синий

Оранжевый

Чёрный

Красный

Фиолетовый

Так же, благодаря тестированию, было выявлено: какой цвет, с какой эмоцией ассоциируется (таблицы 5,6).







Таблица 5

Цвет

Интерес

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Страх

Утомление


25

33

8

1

6

14

13


26

5

27

5

10

12

15


31

15

14

9

10

9

12


16

29

2

33

3

15

2


27

29

1

9

12

15

7


14

20

12

15

16

7

16


16

8

20

6

17

3

30


10

2

20

14

13

31

10

Результаты тестирования «Предпочтения в интерьере школы»

1.Цвет стен кабинета

Цвет

Дети, %

Родители, %

Зеленый

40

36

Желтый

27

22

Оранжевый

23

34

Другие цвета

10

8


2.Цвет парт

Цвет

Дети, %

Родители, %

Под дерево

51

55

Белый

22

13

Зеленый

20

21

Другие цвета

7

11


3.Цвет классной доски

Цвет

Дети, %

Родители, %

Зеленый

65

47

Белый

17

22

Синий

10

7

Коричневый

8

24


4.Цвет стен коридора

Цвет

Дети, %

Родители, %

Голубой

36

26

Зеленый

24

13

Бежевый

20

34

Оранжевый

15

22

Другие цвета

5

5


5. Анализируя ответы на вопрос, как должен выглядеть спортивный зал, мы пришли к выводу, что большинство ребят устраивает нынешний бежевый цвет стен. Только 12% опрошенных указали, что спортивный зал должен быть окрашен в более яркие цвета: желтый, оранжевый.


Выводы по главе

Проанализировав данные анкеты и результаты эксперимента, можно сделать следующие выводы:

1) учащиеся интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты;

2) большинство ответов на анкету совпадают с рекомендациями психологов по цветовому дизайну школьных помещений. Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние школьников.





IV.Заключение

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта, возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Нами установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность. Цвета существенно влияют на состояние человека:

вызывают какую-либо реакцию;

подчеркивают качество, настроение, чувство;

создают теплую или холодную среду;

имеют физиологические последствия, как положительные, так и отрицательные.

Правильно подобранные цвета в интерьере учебных помещений способствуют активной работе учащихся в течение дня.

Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное и физическое состояние школьников.

На основе анализа литературы и полученных данных нами разработаны «Рекомендации по оформлению интерьера учебного помещения школы».
















Источники

1. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.
2. Васякина О.Е. Сдвиги цветовых предпочтений в состоянии дискомфорта (курсовая работа). //Вестник МГУ. М., 1983. Серия 14. «Психология». N4. с. 60.
3. Веккер Л.М. Психические процессы. т. 2. Л., 1981. 325 с.
4. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. //Вопросы психологии. 1980. N3. с. 121-124.4. 

5. Вундт В. Основы физиологической психологии. М., 1880. 589 с.
6. Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. //Психические заболевания. Л., 1970. с. 319-326.
7. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.
8. Кравков С.В. О взаимодействии органов чувств. //Исследования по психологии восприятия. Л., 1948. с. 23-42.
9. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.
10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 240 с.
11. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. //Вестник МГУ. 1988. серия 14. «Психология». N 3. с. 70-82.
12. Руденко В.Е. Цвет-эмоции-личность. //Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 107-115.
13. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.
14. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М., 1973.
15. Шварц Л.А. Изменения цветоощущения в эмоциональных состояниях. //Проблемы физиологической оптики. М, 1948. т. 6. с. 314-320.

«Рекомендации по оформлению интерьера учебного помещения школы»



t1579164772aa.jpg



Составил:

Ученик 11 «А» класса

Галеев Роман


14


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.