С днем учителя!

Внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс музыкального образования в России

1
0
Материал опубликован 27 September 2023

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

С.В. Штокало, методист

ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербург

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, методика преподавания музыки, компьютерное обеспечение

В статье дан краткий обзор музыкально-компьютерных технологий , часть из которых автор рекомендует к использованию на уроках в детской музыкальной школе

“Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире” (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 2009 год).

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Задачи, поставленные перед музыкальной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе, призывают более широко применять активные формы и методы обучения, технические средства, повышать эффективность и качество музыкального образования.

Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требований современности. Созданные в последнем десятилетии новые формы, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне. “Надо уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве. Сохраняя традиции, богатое, очень богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Ведь следует помнить: то, что сегодня именуется классикой, создавалось зачастую вопреки канону, через отказ от привычных форм, разрыв с традицией. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2009 год).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования.

“…"никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети". Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2010).

Музыкально-компьютерные технологии – новый взгляд на классическое музыкальное образование. Это перспективное, современное и востребованное направление. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень – информационное музыкальное образование.

ВУЗы открывают направления и факультеты, связанные с музыкально-компьютерными технологиями: “Музыкально-компьютерные технологии” Санкт-Петербургский Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена; “Режиссуры мультимедиа” – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; “Музыкально-компьютерные технологии” негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Институт декоративно-прикладного искусства” и др. Однако специалисты-преподаватели озабочены отсутствием вертикали образования в данном направлении: школа – училище – ВУЗ.

При грамотном подходе компьютер возможно использовать в школе как фонотеку (хранение гигантского объёма информации и молниеносный поиск), информационный центр, студию звукозаписи (возможности для записи собственного пения и игры на инструменте), издательскую систему (набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украшать рисунками и другими элементами графического дизайна).

Программное компьютерное обеспечение помогает диагностировать диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.д. При разучивании песен на уроках в ДМШ так называемые “минусовки” намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу способствует лучшему освоению материала, позволяет ученикам выявлять и развивать свои творческие способности: дети создают компьютерные нотные тетради, сочиняют мелодии, пишут ноты, строят музыкальные графики, используют игры, караоке, различные музыкальные упражнения. Применение информационных технологий повышает активность, насыщенность и результативность урока. Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Это также источник библиографических и энциклопедических сведений. Компьютерные программы применимы в композиторской деятельности, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста.

“Именно индивидуальные творческие способности человека, обучающегося искусству мультимедиа, наиболее ярко выявленные в период обучения, дают возможность специализироваться в крайне востребованной конкретной художественной направленности, познавая и усваивая именно основы режиссуры в сочетании с глубокими знаниями информационных компьютерных технологий”. (В.Д. Сошников, заведующий кафедрой режиссуры мультимедиа Санкт-петербургского гуманитарного университета профсоюзов, профессор, режиссер высшей категории, член Международной ассоциации журналистов, лауреат многочисленных международных и отечественных телевизионных фестивалей и конкурсов).

“Без освоения новой технологии, которая нам дана в руки, мы не добьемся нового качества, прежде всего эмоционального. Всегда было, что некий огромный творческий дух вырывается и открывает нечто совершенно новое, но если мы ведем речь о движении музыки в целом, то сегодня прорыв духа надо поддержать мощью технологических достижений” (Э. Артемьев, композитор, народный артист России).

Результатом внедрения в процесс обучения комплекса предметов музыкально-компьютерного цикла и освоения передовых технологий в музыкальном образовании должно стать повышение интереса к обучению в музыкальной школе, стимулирование развития творческого потенциала у учащихся, профессиональная ориентация обучающихся. Повышение эффективности и качества музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. И одна из них – развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения.

Применение компьютерных обучающих программ в системе музыкального образования реально может стать основой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Наблюдения показали, что занятия с использованием музыкально-компьютерных технологий проходили с большим оживлением и неподдельным интересом со стороны детей. Работа с электронными энциклопедиями активизируют творческую изыскательную деятельность учащихся. Рефераты с компьютерной презентацией перестают быть просто “сухими” фактами (например, из жизни композитора). Компьютер на уроке становится неотъемлемым методическим пособием. Применение обучающих и игровых программ в ходе занятия ускоряет процесс усвоения материала, активизирует деятельность учащихся. Доступные виртуальные клавиатуры привлекают внимание своим игровым началом. Кроме того, учащиеся психологически намного спокойнее реагируют на комментарий компьютера о невыполненном задании или на “виртуальную” оценку.

В идеале компьютер становится самостоятельным музыкальным инструментом с огромным потенциалом. Изучение специальных профессиональных музыкально-компьютерных программ (Вand-In-A-Box, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Pinnacle Studio, Adobe Audition, Sound Forge, Magic Score, Finale, Sibelius, Ableton Live) даст возможность более полно раскрыть и реализовать индивидуальные творческие способности учащихся.

Создание новых методических информационных комплексов будет способствовать качественному изменению педагогических методик, позволит улучшить результат развития и обучения и добиться поставленной цели – повышению интереса к музыкальному образованию.

“Надо целенаправленно заняться возрождением культуры. Это может быть одним из главных факторов модернизации России. Нужно поддерживать и традиционные школы, и новые проекты во всех областях искусства. Особое внимание уделить обновлению инфраструктуры сферы культуры, использованию современных технологий” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2011 год).



ЛИТЕРАТУРА

Белов Г.Г. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Г.Г. Белов, И.Б. Горбунов, А.В. Горельченко. – СПб: СМИО Пресс, 2006. – С. 13-16.

Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ. // Библиофонд. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467393 (дата обращения: 17.06.2013).

Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. №9. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda (дата обращения: 15.06.2013).

Королев А.А. Музыкальный компьютер. – СПб.: Композитор, 2006. – С.19-26.

Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук (13.00.02) / Красильников Игорь Михайлович; Москва, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.06.2013).

Петелин Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 1. О чем поведали сайты министерств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.petelin.ru/vsmag/learn/learn1.htm (дата обращения: 10.06.2013).

Петелин Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 2. Глядя из Интернета. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.petelin.ru/vsmag/learn/learn2.htm (дата обращения: 10.06.2013).

Польгуева Н. Музыкальные компьютерные программы. Экспериментальная программа предмета для учащихся старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. – СПб: Союз художников, 2012. – С.5-8.

Проект ИРМУС: [сайт]. URL: http://irmus.rostcons.ru (дата обращения: 17.06.2013).

Пучков С., Светлов М. Музыкальные компьютерные технологии. Современный инструментарий творчества. / С.-Петербургск. гум. ун.-т профсоюзов. – СПб.: СПбГУП, 2005.- С.28-29.

Сраджев В. Музыкальная педагогика на современном этапе. // Музыка и электроника. – 2013. – № 2. – С. 18–19.

Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007.- С.3-7.

Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007. – С. 39-41.

Титова С.С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий. // Актуальные вопросы современной педагогики (II): Материалы международной заочной научной конференции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2518/ (дата обращения: 15.06.2013).




4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации