Внеклассное мероприятие «Не помнить нельзя, забыть не возможно»

8
2
Материал опубликован 23 March 2016

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Историко - литературная композиция « Не помнить нельзя, забыть не возможно».

Слайд 1.

Автор сценария: Конева Алена Владимировна

Цель: развитие патриотических чувств у обучающихся.

Задачи:

  • познакомить с историей Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участникам войны;
  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению материалов ВОВ и достойной встрече 70-летия Победы;
  • развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову;
  • способствовать проявлению положительных эмоций, способность воспринимать неравнодушно литературное и художественное слово.

Форма проведения: час общения.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к изучению материалов о ВОВ.
  • Воспитание чувства гордости за подвиги защитников Отечества.
  • Воспитание истинных патриотов, достойных граждан своей Родины.
  • Вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность.

Необходимое оборудование:

Стенды с репродукциями и рисунками детей на тему Великой Отечественной войны.

Слайды на военную тематику.

Фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение. (песни исполняются учащимися или используется фонограмма)

Компьютер, проектор, экран, компьютерная поддержка часа общения.

Ход мероприятия

Слайд 2

Ведущий: У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах.

9 мая 2015 г… В 70-й раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа.

Слайд 3 Год 1941… Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу землю.

Слайд 4

Учащийся: Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Учащийся: Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Слайд 5 Звучит фонограмма песни « С чего начинается Родина», на ее фоне ведущие читают стихотворение.

Ведущий: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Ведущий: Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Пока звучит музыка, несколько пар танцуют вальс, вдруг музыка обрывается, танцующие застывают на месте.

Слайд 6 Звучит запись Левитана о начале войны.

Слайд 7

Ведущий: На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.

Звучит запись песни «Священная война» муз. А.Александров, сл. В.Лебедев-Кумач.

Слайд 8

Ведущий: Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.

Слайд 9.

Учащийся: Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачевые звезды

На полотнах знамен унося.

Слайд 10.

Учащийся: Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,


На пороге едва по маячили
И ушли за солдатом - солдат...
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад. ( Булат Окуджава )

Слайд 11.

Ведущий: В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций. Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.

Слайд 12.

Учащийся: ВЕТЕР ВОЙНЫ

Как было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый, война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

Порой слышны, на поле боя,

Через десятки мирных лет:

«Прикрой меня! - прикрою Коля!»

И вспыхнет вдруг ракеты свет.

А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.

Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.

Мы помним, помним это горе.

Осталась в памяти война,

И Русское, родное, поле

Приносит ветром имена. Степан Кадашников

Слайд 13.

Ведущий: С началом обстрела Бреста на рассвете 22 июня находившиеся в городе подразделения были подняты по тревоге. В 7 часов противник ворвался в город. Началась героическая оборона Бреста, которая продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских патриотов.

Слайд 14

Учащийся: Брестская крепость

Разбитая крепость над Бугом стоит,

В ней камни, омытые кровью.

Но мы не сдаемся, стоим как гранит!

Под стать легендарным героям.

Расскажут лишь камни об этих боях,

Как насмерть герои стояли.

Здесь русский, бурят, армянин и казах

За Родину жизнь отдавали.

Прощайте, товарищи, Родина – мать,

Прощайте, друзья и невесты…

Мы с верой в победу идем умирать

В последнем сраженье под Брестом. Федор Герасименко

Слайд 15.

Ведущий: В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.

Слайд 16.

Ведущий: Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Москвичи с замиранием сердца открывали газеты, читая заголовки: «Враг наступает», «Немец подошел к Москве», «Поднимемся все на защиту родного города!» Свой план захвата гитлеровцы назвали “Тайфун” Но этим планам не суждено было осуществиться.

Учащийся: В атаку стальными рядами

Мы поступью твердой идем,

Родная столица за нами,

За нами - родительский дом. (А.Сурков)

Слайд 17.

Учащийся: Я помню ночи под Москвою

И гнев разбуженных лесов,

Родное небо огневое

Над фронтовою полосой,

Солдат решительные лица

У стен великого Кремля,

Ты все смогла, Москва – столица,

Непокоренная моя!

Ведущий: За проявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”.

Трое учащиеся в руках держат медали своих дедов, учащиеся одеты в гимнастерку военных лет.

Слайд18

Учащийся: Есть в этой бронзовой медали

Синь затемневших фонарей,

И отраженный в грозной дали

Огонь тяжелых батарей.

Учащийся: И ярость та, что клокотала

В атаках русских штыковых,

Упрямый, чистый звон металла –

Как перестук сердец живых.

Учащийся: Она свидетельствует миру

О нашей доблести в бою…

Солдаты, дети, командиры –

В крови, у смерти на краю, –

Учащийся: Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву, –

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву! (Павел Шубин)

Слайд 19.

Ведущий. В Москве у Кремлёвской стены есть могила Неизвестного солдата. Горит вечный огонь. На каменной плите слова: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен".

Слайд 20.

Ведущий: В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие

поражений лучшие части вермахта. Мир затаил дыхание. Ленинградцам силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом удалось остановить врага у стен города. 8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.

Учащийся: Над Ленинградом – смертельная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Свистят снаряды, свирепеет стужа…

Товарищи, мы в огненном кольце…

(О. Берггольц. “Февральский дневник”)

Слайд 21

Учащийся: Враг силой не мог нас осилить –

Нас голодом хочет он взять.

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого вовеки не будет

На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу! (Н. Тихонов. )

Ведущий: Смерть входила во все дома, люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Звучит метроном, под его удары читается стихотворение.

Слайд 22.

Учащийся: Только были взрывы:
Помни!
Только встали грозы:
Помни!
Только в двери мира:
Помни!
Вдруг рванулись слёзы:
Помни!
Сердце Ленинграда:
Помни!
Страшная блокада:
Помни!
Голод. Холод. Пламя:
Помни!
Савичева Таня
Пишет девочка - не стихи.
Пишет, в небо боясь смотреть,
На листах, как глаза, сухих:
И рукой её водит смерть.
Женя:
Дядя:
Бабушка:
Ох, как он выдержать это смог -
Небольшой тетрадный листок?..
Жизни тоненький лучик глох:
Те листы,
Те листы,
Те листы -
Над могилой её цветы.

Слайд 23. Звучит запись песни "Ленинградские мальчишки".

Слайд 24.

Ведущий: В память о погибших детях блокадного Ленинграда создан памятник "Цветок жизни". На лепестках каменной ромашки лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни "Пусть всегда будет солнце". На плите высечена надпись: "Во имя жизни и против войны. Детям - юным героям Ленинграда 1941-1944 годов".

Учащийся: Я - каменный цветок
Над шумной автострадой,
Я - замерший итог 
Извергшегося ада.

Я мог бы стать мечтой,
И смехом, и росою.
Я , каменный цветок,
Сегодня - ваша совесть.
Оборван мой листок,
Когда-то зеленевший.
Я - каменный цветок,
Я - крик окаменевший.

Как шар земной дрожит,
Под чёрным грузом гнётся:
Спасите эту жизнь
Для всех, кто в ней проснётся!

Слайд 25.

Ведущий: Смоленское сражение - самое большое и упорное сражение первых месяцев войны. Противник имел двойное превосходство в людях, артиллерии и самолётах, почти четырёхкратное в танках. Но советские войска не только оборонялись, но и нанесли мощный ответный удар. Именно в Смоленске было применено новое оружие - реактивные установки БМ-13, знаменитые "катюши". Впервые во Второй мировой войне германская армия была поставлена перед необходимостью обороняться на главном направлении своего наступления, которое было задержано на 2 месяца.

Слайд 26.

Ведущий: Одна из достопримечательностей Смоленска - памятник поэту Твардовскому и его литературному герою Василию Тёркину. Герой поэмы Твардовского заслужил эту честь по праву. Вместе с ним это памятник и миллионам тех, кто так или иначе походил на Василия Тёркина, кто любил свою страну и не жалел жизни ради победы, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые будни. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Тёркину будет памятником и всем им.

Театральная постановка - инсценировка фрагмента поэмы А.Т.Твардовского "Василий Тёркин

Автор

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
А боец зовёт куда-то.
Далеко, легко ведёт

Тёркин

Ах, какой вы все ребята,
Молодой ещё народ.
Я не то ещё сказал бы,-
Про себя поберегу.
Я не так ещё сыграл бы,
Жаль, что лучше не могу.

Автор

И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
И как будто бы трёхрядку
Повернул другим концом.
Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.
И пошёл, пошёл работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя.
Словно в праздник на вечёрке
Половицы гнёт в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе.

 

Автор

А гармонь зовёт куда-то.
Далеко, легко ведёт

Тёркин

Нет, какой вы все ребята,
Удивительный народ.
Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.
Всё, что может быть на свете,
Хоть бы что- гудит гармонь.

Автор

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
А боец зовёт куда-то.
Далеко, легко ведёт

Тёркин

Ах, какой вы все ребята,
Молодой ещё народ.
Я не то ещё сказал бы,-
Про себя поберегу.
Я не так ещё сыграл бы,
Жаль, что лучше не могу.

Автор

И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
И как будто бы трёхрядку
Повернул другим концом.
Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.
И пошёл, пошёл работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя.
Словно в праздник на вечёрке
Половицы гнёт в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе.

 

Автор

А гармонь зовёт куда-то.
Далеко, легко ведёт

Тёркин

Нет, какой вы все ребята,
Удивительный народ.
Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.
Всё, что может быть на свете,
Хоть бы что- гудит гармонь.

Слайд 27.

Ведущий: Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв ВОВ. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж целых 200 дней, и они победили.

Слайд 28.

Ведущий: В результате битвы на Курской дуге стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии. 50 дней шли ожесточённые бои на земле и в воздухе. 12 июля под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории второй мировой войны танковое сражение, которое закончилось победой советских танкистов.

Слайд 29.

Ведущий: Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
Тысячи людей самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, обеспечивая защитников вооружением и продуктами. К станкам и машинам встали женщины, старики и подростки. Учёные создавали образцы вооружения и боевой техники, которая превосходила технику врага.

Слайд 30.

Учащийся: Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу. С. Я. Маршак

Слайд 31.

Ведущий: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Всё для фронта, всё для победы!». Страна превратилась в единый грозный военный лагерь. Собирали посылки, писали душевные письма, поздравляли с праздниками. Солдаты и офицеры читали эти письма в минуты затишья между боями. Такие весточки из дома поднимали боевой дух воинов.

Исполнение песни «В лесу прифронтовом» по фонограмму

Слайды 32, 33.

Ведущий: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы. А поздним вечером 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Звучит запись Левитана «О капитуляции Германии»

Слайд 34

Ведущий: 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся исторический парад Победы. Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков – на красивом белом коне. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский – вороном коне.

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова по фонограмму.

Слайд 35.

Ведущий: Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. 
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 2600 км. Итого: 3600 км - это если считать по прямой.

Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года - 1418 дней.

Ведущий: 27 миллионов погибших. Это значит:19000 убитых ежедневно, восемьсот человек в час, тринадцать человек каждую минуту…Двадцать семь миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит – каждый шестой…. Вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны. Двадцать семь миллионов погибших… А сколько же это не родившихся детей?..

Песня «Журавли»

Слайд 36

Ведущий: Победа досталась нашей Родине дорогой ценой. Почтим память погибших в годы ВОВ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. (под звук метронома)

Ведущий: Время летит неумолимо. Все меньше на земле живых свидетелей Великой войны с фашизмом. Сегодня седые ветераны рассказывают внукам о войне. А если позволяет здоровье выезжают на братские захоронения и места боев.

Слайд 37.

Учащийся: Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, - живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято! (В. Степанов)

Слайд 38.

Учащийся: Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей!

Учащиеся исполняют песню «Солнечный круг»

Слайд 39.

Ведущий: Прошло уже 70 лет, но мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. «Зачем?» Помнить нужно затем, что мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам мирное небо, возможность жить, любить.

Слайд 40.

Учащийся: Эт а п а м я т ь , в е р ь т е , л ю д и ,

В с е й з е м л е н у ж н а .

Е с л и м ы В О Й Н У з а б у д е м –

В н о в ь п р и д е т в о й н а.

 

Литература

  1. "Давайте, люди, никогда об этом не забудем:": литературно-музыкальная композиция //Открытая школа: Научно-методический журнал, 2010 - №3 - стр.18-20
  2. Литературно-музыкальный час, посвящённый Великой Отечественной войне и военной поэзии А.Т.Твардовского // Воспитание школьников, 2010 - №3 - стр.75-80
  3. Поговорим о войне: классный час, посвящённый Дню Победы // Классный руководитель, 2010 - №2 - стр.47-53
  4. Тема номера: День Победы// Классное руководство и воспитание школьников: Издательский дом "1сентября", 2009 - №8 - стр.2-38
  5. Журнал «Начальная школа», № 3 – 2000г, с. 92 – 97.

Ссылки

  1. http://www.otvoyna.ru/voina.htm
  2. http://www.otvoyna.ru/partiz.htm
  3. Текст песни «День Победы» - http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=95&item=93
  4. Текст песни «Священная война» - http://www.karaoke.ru/song/8183.htm
  5. Стихи - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki16_1.htm
  6. Газета «Последний звонок» 1/2003 с.15
  7. Газета «Последний звонок» 1/2004 с 14
  8. Журнал Классный руководитель 8/2011
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С данным мероприятием не смогут познакомится многие, т.к. находится в группе не по назначению.

23 March 2016

Мне кажется, что объем материала большой, не уложится в час общения.

23 March 2016