Классный час

1418 дней мужества


Цель мероприятия:

расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны;

воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине;

воспитывать чувство сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;

способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества;

развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения.

Оборудование: выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной Войне, интерактивная доска, компьютер, презентация.


Сценарий мероприятия:

1 слайд. Играет «Школьный вальс». На экране – ученики и проходят буквы 1941 год 21 июня.

Учитель: Сегодня мы поговорим об истории нашей Родины. Чтобы рассказать всю историю нам бы понадобилось очень много времени. Поэтому мы затронем только 1941-1945 годы. Вы знаете, что это за годы? С каким страшным историческим событием они связаны? (ответы детей)

Наша страна, очень богатая. Есть тут леса, в которых водятся разные звери. Моря, реки, озера, в которых много рыбы. Природных богатств, которые хранятся в земле, видимо-невидимо: золото, уголь, нефть, железо, серебро, алмазы. Все это издавна не давало покоя соседним государствам. Не раз приходили захватчики с войной, но всегда уходили побежденными.

Русский народ – мирный народ. Но если кто-то захочет обидеть, отнять наши земли, весь народ – как один – встанет на защиту своей Родины, не жалея своей жизни.

Так и в 1941 году новые хозяева хотели поселиться на наших русских землях. Фашисты уже завоевали пол Европы. И Гитлер решил, что также легко он завоюет и Россию. Он придумал военный план «Барбаросса». Фашисты мечтали через 2-3 месяца отпраздновать победу в Москве.

Ученик: Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.

2 слайд. Солдат, 22июня, 4часа утра… 1941 год.

3 слайд. Люди слушают сообщение. Звучит голос Левитана.

4 слайд. Звучит «Священная война», а на экране кадры военных событий.

Учитель. (на фоне музыки). 22 июня 1941 года началась самая страшная война в истории человечества – Великая Отечественная война. Борьба против фашистского порабощения длилась 1418 дней и закончилась победой советского народа, но унесла миллионы человеческих жизней. И сегодня я хочу показать вам, как это было….

Ученик.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить в тот миг,

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось

Ученик.

От бескрайней равнины Сибирской

До Полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий русский народ.

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войну.

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя –

Знамя правды своей водрузил.

Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

5 слайд: 4 года 1418 дней 34 тысячи часов.

6 слайд: 27 000 000 человек.

Учитель: Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми. Старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты не щадили никого.

Варвары

Они с детьми погнали матерей

И ямы рыть заставили,

А сами, они стояли – кучка дикарей

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят,

И медными глазами окинул обреченных...

Мутный дождь шумел в листве соседних рощ,

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет! – этого я не забуду дня!

Я не забуду никогда, вовеки!

Я слышал, плакали как дети реки

И с яростью рыдала мать – Земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи вышло на поля;

В последний раз детей поцеловало...

В последний раз...

Гудел осенний лес,

Казалось, что сейчас он обезумел.

Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг...

Я слышал, мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый;

Детей внезапно охватил испуг,

прижались к матерям, цепляясь за подолы...

И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной...

ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья еще не старой женщины,

Она смотрела, ужаса полна...

Как не лишиться ей рассудка?

Все понял, понял все малютка...

"Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!"

Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожи...

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать.

Прижала к сердцу против дула прямо...

"Я жить хочу! Не надо, мама! Пусти меня, пусти!

Чего ты ждешь?"

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается как нож...

"Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно...

Закрой глаза, нон голову не прячь,

Чтобы живым тебя не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно..."

И он закрыл глаза...

И заалела кровь на шее лентой извиваясь,

Две жизни на земь падают, сливаясь,

Две жизни, и одна любовь...

Гром грянул, ветер свистнул тучи,

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез – горячих и горючих,

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты столько горя видела людского,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое!

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними священной правды знамя,

Омой его Земли кровавыми слезами,

И пусть лучи его пронзят!

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно...

Кровь наших матерей...

7 слайд: Дети и война.

Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Ученик.

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы Дети и война!

Ученик.

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Учитель: А ещё я хочу вам рассказать о городе, который немцы пытались захватить и разрушить – это город Ленинград.

8 слайд: Ленинград и цифры 900 дней.

900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. За время блокады (окружения) в этот город не въезжали машины, поезда. Фашисты перекрыли все въезды в город. Туда не привозили продукты питания, бомбы и снаряды повредили трубы, и в дома не поступали тепло и вода. Люди жили в невыносимых условиях.

СЦЕНКА. Сценку показывают мальчик и девочка.

Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

Брат ремонтирует табуретку.

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.

Учитель: Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем, кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день.

9 слайд Хлеб. Памятный знак «Дни Блокады» («Блокадная полынья») Учитель: Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.

10 слайд. Дневник Тани Савичевой.

Учитель: Его нашли в одной из квартир после освобождения Ленинграда. Всего за годы войны погибло более 24 млн русских людей. Каждого мы не можем назвать по имени. Но я хочу зачитать вам строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой (3 класс)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умерла 17 марта в 5часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля 1942 года в 2 часа ночи. Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года. Умерли все»

Таня умерла 1 июля 1944 года. И таких жертв было очень много.

Но были и ещё другие страшные места, где уничтожали русских людей – это концлагеря.

11 слайд: Концлагеря.

Ученик: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или ЛАГЕРЯ СМЕРТИ. Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни. Как уже было сказано, либо расстреливали, либо сжигали людей, либо увозили в лагерь. Те, кто мог работать, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те, кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах.

12 слайд: ребёнок, печи, горы трупов. Песня «Бухенвальдский набат»

Ученик: Война отучила этих детей плакать. Когда поезд разбомбили, люди попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией.

13 слайд: Салют. Звучит музыка «День победы».

Учитель: Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.

14 слайд: Памятники погибшим воинам (Волгоград, Берлин, Саур Могила)

Ученик:

Послушай ветры над Саур-Могилой,

Коснись рукой пахучих диких трав,

Здесь мужество с боями проходило,

Легендою для всех навеки став.

Когда земля дрожала под ногами,

Когда металл от взрывов уставал,

Солдаты шли в бушующее пламя,

Туда, где не выдерживал металл.

Солдаты шли, степь кровью окропляли,

горячей кровью каждую версту,

Но отстояли, выдержали, взяли

Немыслимой отвагой высоту.

Послушай ветры над Саур-Могилой

И ты поймешь, кто эту землю спас,

Чье мужество в боях освободило

Врагу не покорившийся Донбасс.

Вознесся к небу памятник бессмертья

Героям, павшим доблестно в боях,

Которым жить не годы, а столетья,

У благодарных наших жить сердцах

Ученик:

Четыре года жизни – год за годом,

Четыре года смерти – день за днем,

Во имя мира всем земным народам

Бежали, опоясаны огнем.

Все, что свершили, – памятно и свято.

Навеки будут рядом, без конца –

Могила Неизвестного солдата и

Счастье победившего бойца!

Учитель: В этот праздник, ребята, принято в первую очередь вспоминать о тех, кто погиб и умер от рук фашистов минутой молчания.

Ученик:

Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим, и помолчим.

Минута молчания. 15 слайд: Вечный огонь.

16 слайд: Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,—

Заклинаю,— помните!

Список литературы:

1. Адамович А. Блокадная книга // Печатный двор. 1994 – 390 с.

2. Муса Джалиль. Избранное // Советская Россия. 1976 – 320 с.

3. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. 1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной – М:Издательство политической литературы. 1990 – 687 с.

Интернет-документы:


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.