12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Долматова Марина Мергалиевна62
Окончила исторический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Стаж работы 30 лет. В 2013 году окончила магистратуру на философском факультете названного Вуза. Люблю свою работу, учеников, радуюсь каждому дню
Россия, Саратовская обл., с. Красный Яр, Энгельсского района

Самопознание

Методическая разработка урока по предмету

обществознание Долматовой Марины

Мергалиевны, учителя истории и

обществознания,

МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

Урок обществознания.

10 класс

Программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание», учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание»

Тема: «Самопознание»

Оборудование: фотопортреты людей с проявлением разных эмоций, раздаточный материал с перечнем положительных и отрицательных качеств, фигуры для психометрического теста, компьютер, аудиозаписи ( К. Никольский, гр. «Воскресенье»), фломастеры, альбомные листы, картонное дерево, мягкая игрушка.

Тип урока: комбинированный, форма проведения- психологический тренинг, технология развивающего обучения.

Цели урока:

Образовательная:

- способствовать формированию у обучающихся представления о самопознании как об одном из видов познания, подготовить подростков к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации, создать условия для самовыражения и самореализации личности.

Развивающая:

- продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развивать коммуникативные способности детей, расширять кругозор с точки зрения педагогики, психологии.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, воспитывать потребность ориентироваться на лучшие образцы поведения в своей жизни и работать над преодолением своих недостатков, дать возможность овладеть практическими знаниями и навыками эффективного взаимодействия с людьми.

Участники урока: учителя, ученики. Особенности проведения: стулья устанавливаются по кругу, имеется пространство для передвижения, на столах раздаточный материал.

Ход проведения занятия.

Вступительное слово учителя: На одном из знаменитых греческих храмов в городе Дельфы есть надпись: « Познай самого себя". Эти слова самые главные, самые важные в жизни, ибо именно с познания самого себя происходит осознание личности. Психолог Дейл Карнеги утверждал, что для человека нет ничто более приятного, чем знание о самом себе. В жизни каждого из нас от познания себя будет многое зависеть. Человек может правильно выбрать место, занятие по душе, круг общения, оценить свои способности.

А ведь многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков и высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они часами могут разговаривать о своих родителях, братьях, сестрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

« Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.» - писал в XV в. французский поэт и бродяга Франсуа Виньен. Уж не про нас ли это?

И в самом деле, что мы знаем о себе? Уж, казалось бы, кого-кого. А себя я должен знать прекрасно, сталкиваясь с «ним» постоянно. Но, к сожалению, в этом стоит усомниться.

Целью нашего занятия и является то, что мы поучимся познанию самих себя, своих сильных и слабых сторон и преодолению последних. Если вы узнаете самих себя, то сможете быть честными с собой, будете способными сделать свой выбор, принять решение, сможете строить планы на сегодня, завтра, даже на всю жизнь сообразно представлениям о себе. Кроме того, надеюсь, это поможет вам более гармонично выстроить отношения и другими людьми.

Перед тем как начать наше тренинговое занятие давайте познакомимся с психологическим понятием « Я-концепция» и схемой, которая поможет раскрыть ваше «Я» в этой концепции. В конце урока определитесь, к какой позиции вы больше всего относите себя?

В психологии под «Я- концепцией» понимается устойчивая система представлений индивида о самом себе, целостный образ собственного «Я».

( идет объяснение правил тренинга)

Итак, мы приступаем к выполнению первого задания.( далее будут указываться упражнения-примечание автора).

Упражнение №1(выполняется стоя в круге)

«Нетрадиционное приветствие»

Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо. Они помогают ему экономить энергию для творчества и размышлений о смысле жизни. Но они мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми.

Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы и манеру приветствия?( высказываются ученики). Что вы при этом испытываете? Наверное не очень много эмоций, так как дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия.

Поздоровайтесь:

 

Ладонями (тыльной стороной)

Коленями.

Стопами ног (внутренней частью)

Лбами.

Плечами.

А знаете ли вы, что тибетцы при приветствии сбрасывают головной убор, левую руку закладывают за ухо, и, наклонившись, показывают язык; лапландцы трутся носом друг с другом; жители острова Тонго покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами. А кто желает еще привести примеры? Мы готовы их попробовать ( примеры приводят желающие , остальные их демонстрируют).

Упражнение №2(выполняется сидя в круге)

«Люблю-ненавижу»

А, сейчас в следующем задании вам необходимо выразить по трем позициям, что вы любите и по трем позициям, что не любите. Причем, в перечень можно включать вещи, события, черты характера, блюда, времена года и т.д.( передается по кругу мягкая игрушка)

Упражнение №3(выполняется за столами)

«Девиз»

Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель владельца. Мы не будем рисовать герб, а над девизом подумаем. Девиз должен отражать ваше жизненное кредо, отношение к миру, к самому себе.( задание выполняется под музыку К. Никольского «Блюз», на альбомных листах, с помощью фломастеров.)

Упражнение №4(выполняется за столами)

«Портрет»

Перед вами находятся портреты людей с выражением различных эмоций. Посмотрите на эти рисунки и отметьте те, которые вам понравились. Объясните свой выбор.

 

Упражнение №5(выполняется за столами)

«Автопортрет»

Вы успешно справились с характеристикой чужого портрета, назвав то, что вам понравилось и не понравилось во внешнем облике этих людей. Но, один из самых близких людей, которого вы знаете, наверное, хорошо знаете, - это вы сами.

Действительно, кто лучше знает собственные особенности, привычки, желания. Каждый из вас должен составить подробную самохарактеристику, включающую в себя 10-12 признаков. В характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно вас узнать. Это должно быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, взаимоотношения людей. После этого мы зачитаем характеристики, а остальные участники дают оценку выступающему, т.е. согласие или несогласие с вышесказанным ( выполняется на листах под музыку К. Никольского « Художник»)

 

Упражнение №6(выполняется за столами)

«Магазин»

Все мы любим посещать магазин, и делать покупки. Но, у нас необычный магазин и необычные деньги, а также необычный товар. Валютой являются отрицательные ваши качества, которые мешают вам, а товаром –положительные. Вы должны поспешить в наш магазин и обменять ненужное на нужное. После того как вы совершите покупки, вы должны мотивировать свой выбор.( работа с раздаточным материалом)

Упражнение №7

« Я-геометрический символ»

Перед вами находятся 4 геометрические фигуры. Посмотрите на них и выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это-я». Не занимайтесь никакими логическими анализами. Просто постарайтесь почувствовать свою форму, именно она позволит определить ваши доминирующие черты характера и даже особенности поведения. Попробуйте мотивировать свой выбор (слушаются ответы). А теперь послушайте реальную интерпретацию символов и сравните, совпала ли она с вашей позицией ( зачитывается материал психометрического теста).

Ну, а теперь давайте вернемся к заданию, которое было у нас в начале урока. Определите, к какой позиции в «Я-концепции» вы бы себя отнесли и объясните почему? ( высказываются ребята)

Давайте подведем, итоги: Выберите правильные ответы:

 

Какой признак относится к понятию «Самопознание»?

1.Формирование знаний об окружающем мире.

2.Формирование достоверных знаний о людях.

3. Формирование «Я-концепции»

4. Формирование законов мироздания.

Самопознание характеризуется:

Пониманием другого.

Изучением окружающего мира во всем его многообразии.

Формированием собственного образа.

Стремлением к объективной истине.

Рефлексия.

Выразите свое отношение к нашему занятию, прикрепив к нарисованному дереву на доске листочки. Красный листочек - мне понравилось, я узнал новое о себе, желтый- я ничего нового не узнал.( выполняется под музыку К. Никольского «Зеркало мира»)

Подведение итогов.

Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга. Мы провели урок по теме « Самопознание». Располагая знаниями о себе, вы можете управлять своей жизнью, получить свободу в выборе жизненного пути. Познать себя -значит ответить на вопросы: кто я? почему я такой? При самоанализе очень важно не ошибиться в оценке своих достоинств и недостатков. Говорят, что недостатки- это продолжение наших достоинств, но если достоинства продолжаются там, где не надо, то они становятся недостатками. Удачи вам в процессе самопознания, так как это поможет вам реализоваться лучше в жизни!

Выставляются оценки за урок. Домашнее задание: вам необходимо написать небольшое эссе по предложенным высказываниям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.