Урок самопознания

0
0
Материал опубликован 27 January 2016

Самопознание

Методическая разработка урока по предмету

обществознание Долматовой Марины

Мергалиевны, учителя истории и

обществознания,

МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

Урок обществознания.

10 класс

Программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание», учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание»

Тема: «Самопознание»

Оборудование: фотопортреты людей с проявлением разных эмоций, раздаточный материал с перечнем положительных и отрицательных качеств, фигуры для психометрического теста, компьютер, аудиозаписи ( К. Никольский, гр. «Воскресенье»), фломастеры, альбомные листы, картонное дерево, мягкая игрушка.

Тип урока: комбинированный, форма проведения- психологический тренинг, технология развивающего обучения.

Цели урока:

Образовательная:

- способствовать формированию у обучающихся представления о самопознании как об одном из видов познания, подготовить подростков к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации, создать условия для самовыражения и самореализации личности.

Развивающая:

- продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развивать коммуникативные способности детей, расширять кругозор с точки зрения педагогики, психологии.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, воспитывать потребность ориентироваться на лучшие образцы поведения в своей жизни и работать над преодолением своих недостатков, дать возможность овладеть практическими знаниями и навыками эффективного взаимодействия с людьми.

Участники урока: учителя, ученики. Особенности проведения: стулья устанавливаются по кругу, имеется пространство для передвижения, на столах раздаточный материал.

Ход проведения занятия.

Вступительное слово учителя: На одном из знаменитых греческих храмов в городе Дельфы есть надпись: « Познай самого себя". Эти слова самые главные, самые важные в жизни, ибо именно с познания самого себя происходит осознание личности. Психолог Дейл Карнеги утверждал, что для человека нет ничто более приятного, чем знание о самом себе. В жизни каждого из нас от познания себя будет многое зависеть. Человек может правильно выбрать место, занятие по душе, круг общения, оценить свои способности.

А ведь многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков и высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они часами могут разговаривать о своих родителях, братьях, сестрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

« Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.» - писал в XV в. французский поэт и бродяга Франсуа Виньен. Уж не про нас ли это?

И в самом деле, что мы знаем о себе? Уж, казалось бы, кого-кого. А себя я должен знать прекрасно, сталкиваясь с «ним» постоянно. Но, к сожалению, в этом стоит усомниться.

Целью нашего занятия и является то, что мы поучимся познанию самих себя, своих сильных и слабых сторон и преодолению последних. Если вы узнаете самих себя, то сможете быть честными с собой, будете способными сделать свой выбор, принять решение, сможете строить планы на сегодня, завтра, даже на всю жизнь сообразно представлениям о себе. Кроме того, надеюсь, это поможет вам более гармонично выстроить отношения и другими людьми.

Перед тем как начать наше тренинговое занятие давайте познакомимся с психологическим понятием « Я-концепция» и схемой, которая поможет раскрыть ваше «Я» в этой концепции. В конце урока определитесь, к какой позиции вы больше всего относите себя?

В психологии под «Я- концепцией» понимается устойчивая система представлений индивида о самом себе, целостный образ собственного «Я».

( идет объяснение правил тренинга)

Итак, мы приступаем к выполнению первого задания.( далее будут указываться упражнения-примечание автора).

Упражнение №1(выполняется стоя в круге)

«Нетрадиционное приветствие»

Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо. Они помогают ему экономить энергию для творчества и размышлений о смысле жизни. Но они мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми.

Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы и манеру приветствия?( высказываются ученики). Что вы при этом испытываете? Наверное не очень много эмоций, так как дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия.

Поздоровайтесь:

 

Ладонями (тыльной стороной)

Коленями.

Стопами ног (внутренней частью)

Лбами.

Плечами.

А знаете ли вы, что тибетцы при приветствии сбрасывают головной убор, левую руку закладывают за ухо, и, наклонившись, показывают язык; лапландцы трутся носом друг с другом; жители острова Тонго покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами. А кто желает еще привести примеры? Мы готовы их попробовать ( примеры приводят желающие , остальные их демонстрируют).

Упражнение №2(выполняется сидя в круге)

«Люблю-ненавижу»

А, сейчас в следующем задании вам необходимо выразить по трем позициям, что вы любите и по трем позициям, что не любите. Причем, в перечень можно включать вещи, события, черты характера, блюда, времена года и т.д.( передается по кругу мягкая игрушка)

Упражнение №3(выполняется за столами)

«Девиз»

Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель владельца. Мы не будем рисовать герб, а над девизом подумаем. Девиз должен отражать ваше жизненное кредо, отношение к миру, к самому себе.( задание выполняется под музыку К. Никольского «Блюз», на альбомных листах, с помощью фломастеров.)

Упражнение №4(выполняется за столами)

«Портрет»

Перед вами находятся портреты людей с выражением различных эмоций. Посмотрите на эти рисунки и отметьте те, которые вам понравились. Объясните свой выбор.

 

Упражнение №5(выполняется за столами)

«Автопортрет»

Вы успешно справились с характеристикой чужого портрета, назвав то, что вам понравилось и не понравилось во внешнем облике этих людей. Но, один из самых близких людей, которого вы знаете, наверное, хорошо знаете, - это вы сами.

Действительно, кто лучше знает собственные особенности, привычки, желания. Каждый из вас должен составить подробную самохарактеристику, включающую в себя 10-12 признаков. В характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно вас узнать. Это должно быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, взаимоотношения людей. После этого мы зачитаем характеристики, а остальные участники дают оценку выступающему, т.е. согласие или несогласие с вышесказанным ( выполняется на листах под музыку К. Никольского « Художник»)

 

Упражнение №6(выполняется за столами)

«Магазин»

Все мы любим посещать магазин, и делать покупки. Но, у нас необычный магазин и необычные деньги, а также необычный товар. Валютой являются отрицательные ваши качества, которые мешают вам, а товаром –положительные. Вы должны поспешить в наш магазин и обменять ненужное на нужное. После того как вы совершите покупки, вы должны мотивировать свой выбор.( работа с раздаточным материалом)

Упражнение №7

« Я-геометрический символ»

Перед вами находятся 4 геометрические фигуры. Посмотрите на них и выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это-я». Не занимайтесь никакими логическими анализами. Просто постарайтесь почувствовать свою форму, именно она позволит определить ваши доминирующие черты характера и даже особенности поведения. Попробуйте мотивировать свой выбор (слушаются ответы). А теперь послушайте реальную интерпретацию символов и сравните, совпала ли она с вашей позицией ( зачитывается материал психометрического теста).

Ну, а теперь давайте вернемся к заданию, которое было у нас в начале урока. Определите, к какой позиции в «Я-концепции» вы бы себя отнесли и объясните почему? ( высказываются ребята)

Давайте подведем, итоги: Выберите правильные ответы:

 

Какой признак относится к понятию «Самопознание»?

1.Формирование знаний об окружающем мире.

2.Формирование достоверных знаний о людях.

3. Формирование «Я-концепции»

4. Формирование законов мироздания.

Самопознание характеризуется:

Пониманием другого.

Изучением окружающего мира во всем его многообразии.

Формированием собственного образа.

Стремлением к объективной истине.

Рефлексия.

Выразите свое отношение к нашему занятию, прикрепив к нарисованному дереву на доске листочки. Красный листочек - мне понравилось, я узнал новое о себе, желтый- я ничего нового не узнал.( выполняется под музыку К. Никольского «Зеркало мира»)

Подведение итогов.

Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга. Мы провели урок по теме « Самопознание». Располагая знаниями о себе, вы можете управлять своей жизнью, получить свободу в выборе жизненного пути. Познать себя -значит ответить на вопросы: кто я? почему я такой? При самоанализе очень важно не ошибиться в оценке своих достоинств и недостатков. Говорят, что недостатки- это продолжение наших достоинств, но если достоинства продолжаются там, где не надо, то они становятся недостатками. Удачи вам в процессе самопознания, так как это поможет вам реализоваться лучше в жизни!

Выставляются оценки за урок. Домашнее задание: вам необходимо написать небольшое эссе по предложенным высказываниям.

Комментарии
Комментариев пока нет.