Это чудо природы – самое ее драгоценное ископаемое.
А.П. Карпинский
Цели: расширить и углубить знания, полученные на уроках, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить.
Оборудование: ножницы, бумага, модель пушки из картона, мыло, иглы, спички, кодоскоп, экран.
Ход мероприятия:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Вступление.
ΙΙΙ. Разминка «Отгадай загадку»
Что видно, если ничего не видно? (туман)
Конь бежит, а щука лежит. Что это? (река подо льдом)
ΙV. «Занимательная история из жизни водомерки»
сценка
вопрос – о каком покрытии на поверхности воды нам рассказала водомерка? И как жучек, спасаясь от водомерки, разрывал его?
выслушивание ответов
опыты по поверхностному натяжению
V. Конкурс «Умелые руки». Команды вырезают снежинки.
VI. Конкурс «Все о воде». Песни, стихи и т.д.
VII. Домашнее задание «Зачем нам вода?»
VIII. Подсчет баллов, награждение победителей.
Вступление.
О воде имеет смысл поговорить особо. Это чудо природы – самое ее драгоценное ископаемое. Так назвал воду известный советский ученый – геолог А.П. Карпинский, а химик И.В. Петрянов – Соколов имел все основания написать, что вода – самое необыкновенное вещество из всех веществ на Земле. Необычность и драгоценность воды – тема наших конкурсов.
Разминка.
Каждой команде предлагается ответить на вопросы и загадки.
Загадка 1.Что видно, если ничего не видно? (туман)
Загадка 2. конь бежит, а щука лежит. Что это? (река подо льдом)
Вопросы:
почему вода в водоемах начинает замерзать с поверхности?
почему выйдя из реки после купания, человек ощущает холод?
почему морская вода не замерзает при 00С?
одна бутылка с водой положена в лед при 00С, а другая в воду при 00С. Замерзнет ли вода в какой-нибудь из этих бутылок?
будет ли кипеть вода в стакане, плавающем в сосуде, в котором кипит вода?
капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?
верно ли что ласточки, летающие низко над землей, предвещают приближение дождя?
расплавится ли кусок льда, имеющий температуру 00С, если его положить в сосуд с водой при 00С?
Занимательная история из жизни водомерки.
Ведущий. Вы, конечно, много раз видели насекомых, живущих на поверхности различных водоемов? Это водомерки. Они совершенно свободно бегают по воде, хотя тяжелее ее, и, что удивительно, не тонут. Только вода под ними слегка прогибается. Все дело в поверхностном слое жидкости, который обладает целым рядом необычных свойств.
Если бы водомерка могла поделиться с нами заботами и трудностями своей удивительной жизни, то мы могли бы стать свидетелями, например, такой драматической истории.
Водомерка. Хватайте его, хватайте, пока не убежал!
Кого хватать, уважаемая Водомерка?
Водомерка. Вон того жука с короткими надкрыльями… На воде он, на воде!
Чего он натворил – то, а Водомерка, может он не нарочно?
Водомерка. Я ему покажу – не нарочно! Ах, озорник, ах, хулиган… Давно я за ним гоняюсь! Дворничихой я на озере работаю, участок мой – это озеро… Уж так следишь, посмотрите всюду какая чистота. На нем покрытие особенное, дрожишь, так оберегаешь – только бы не навредить… На цыпочках скользишь. Нам и обувь специальную выдают в счет спецодежды – две пары. Я их не снимаю никогда. Вот, на концах четырех задних ног волоски короткие, густые, густые, я их жиром смазываю из специальных железок.
Простите, Водомерка, зачем Вам необходим жировой слой на концах лапок?
Водомерка. Чтоб не смачивались водой, и покрытие не разрушали – оно только чуть под нами прогибается.
А почему Вам, Водомерка выдали только две пары специальной обуви – у Вас же три пары ног?
Водомерка. Передними я уборку делаю. Целый день на ногах, каждую букашечку с покрытия снимаю.
О каком покрытии Вы все говорите? Что – то я не замечала на воде никакого покрытия…
Водомерка. Тонкое оно – вот и не замечали. Все озера сверху водяной пленочкой покрыты, и реки тоже, и моря.
Если пленка такая тонкая, то ее порвать нетрудно. Так, может быть, этот жучек действительно порвал ее нечаянно?
Водомерка. Нечаянно? Да ее и нарочно не так – то просто порвать. Это очень хорошее покрытие! Родичи мои, морские водомерки, пишут мне: живем мы в открытом океане, бури бывают. А покрытие хоть бы что! В Сырдарье водомерки живут, в Амударье, Вахше… Течение там знаете какое? А пленка цела!
Но как же умудряется этот маленький жучек ее порвать?
Водомерка. У него в конце брюшка пузырек спрятан, я заметила. Начнешь к нему подбираться – он тут же: кап, кап… капельки по воде растекаются – и покрытия как не бывало! Снаружи не видно, а попадешь на это место – сразу провалишься!
Этот маленький жучек таким способом защищается от преследователя, так сказать, химический способ защиты…
Водомерка. Защиты? Это химическое хулиганство! Выходит, защищая себя, можно покрытие портить…
Вопрос: О каком покрытии на поверхности воды нам рассказала Водомерка и как жучек, спасаясь от Водомерки, разрывал его?
В заключении учащиеся показывают опыты по поверхностному натяжению и объясняют наблюдаемое явление.
Опыт 1. Наливают в кювету воды. Берут иголку и аккуратно плашмя кладут ее на поверхность воды.
Ведущий. Водомерка уверяла, что такая пленка существует. Это сравнение хорошее. Поверхностный слой и вправду чем-то напоминает упругую растянутую резиновую пленку, хотя природа возникновения упругости резиновой пленки и упругости поверхностного слоя различны.
Теперь на поверхность воды положим две иглы. Да что там иглы! Недавно инженеры испытывали удивительное судно. Внешне оно напоминает асфальтный каток: спереди и сзади большие цилиндры, только не стальные, а из стеклопластика и пустотелые. Пока судно стоит, они частично погружены в воду… Но вот заработал двигатель – судно пошло в перед: цилиндры выходят из воды и начинают свободно вращаться, слегка касаясь поверхности… Водомерка и подсказала бионикам идею конструкции этого судна, изобретатели даже назвали его «Водомер». Оно легко проходит по мелководью, ему не нужна пристань, потому что «Водомер» свободно выкатывается на пологий берег, а главное – такое судно может развивать скорость до 300 км/ч!
Опыт 2. Коснемся заостренным концом мыла поверхности воды сбоку от иголки. Иголка отскакивает от мыла. Это происходит потому, что поверхностное натяжение чистой воды больше, чем мыльной. С разных сторон на иголку действуют разные силы – она движется в сторону большей силы.
Опыт 3. Расщепим слегка концы спички и вставим в них бумажные флажки. Если теперь эти концы обмакнуть в мыльную кашицу и положить спичку на поверхность воды, то спичка начнет вращаться.
Опыт 4. Из плотной бумаги вырежем условную модель пушки и снаряда и положим их на поверхность воды. Если дотронуться мылом в точку между пушкой и снарядом, то пушка «выстрелит».
Конкурс «Умелые руки»
Бесшумно падают на землю снежинки. Откуда эти правильные симметричные узоры, заставляющие вспомнить о тонком искусстве кружевниц.
Все снежинки имеют симметричную шестигранную форму, происхождение которой можно объяснить.
При изучении кристаллов льда с помощью рентгеновских лучей обнаружили, что каждая молекула воды в кристалле окружена шестью соседними. Таким образом, центры молекул образуют правильный шестиугольник, что приводит к шести плоскостям симметрии снежинок.
Интересно наблюдать за ростом ледяных узоров на окнах квартир, автобусов. При резком похолодании температура окна становится ниже температуры воздуха в помещении. На стекла оседают молекулы пара, образуя причудливые формы, выраженные в сочетании длинных игл.
Однако если воздух в помещении очень влажный, то пар сначала превращается в воду, которая слоем покрывает стекло. Затем эта вода замерзает, и стекло покрывается простой коркой льда без узора.
При открытой форточке температура слоя воздуха, прилегающего к стеклу, становиться равной температуре самого стекла. В этом случае переохлаждения не наступает и узоры так же не образуются на стекле.
Скоро Новый год и хорошим украшением новогодней елки и помещения являются снежинки. Сейчас мы займемся этим делом. Квадратный лист складываем по диагонали. Правый острый угол сгибаем на левую сторону со смещением вверх. Аналогично сгибаем левый угол, так, чтобы линии сгиба совпали. Потом складываем всю заготовку пополам. Делаем вырезы на верхней части с одной стороны несколько больше, чем с другой. Таким образом, выделяем шесть основных радиальных линий, на которых располагаем узор.
Готовые снежинки наклеиваем на темный фон. Жюри присуждает один балл команде за красоту снежинок, один балл – за их число и еще один балл – за быстроту выполнения задания.
Конкурс «Все о воде»
Вода – самое распространенное вещество на земле, имеющее структуру минерала. Ее физические свойства необычны. Она необходима человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, о ней слагают стихи и песни, ее изображают на картинах художники.
Командам дается задание спеть песню о воде, прочитать отрывки из стихотворений. Жюри должно особо отметить в которых сообщаются физические и химические данные о воде, показываются ее аномалии, говорится о ее ценности для человека. Каждое выступление оценивается одним баллом.
Домашнее задание «Зачем нам вода?»
Командам дается задание доказать полезность и необходимость воды.
Подведение итогов.