Внеклассное мероприятие — экскурсия в природу «В гости к весне» (2–4 классы)
Муниципальное образование «Город Воткинск»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
города Воткинска Удмуртской Республики
ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»
Разработчик:
Щенина Елена Алексеевна
педагог дополнительного
образования.
г. Воткинск. 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экскурсия - коллективное посещение природных объектов или достопримечательных мест. Экскурсия в природу - одна из форм организации учебно-воспитательного процесса. Во время экскурсий происходит накопление у обучающихся практических представлений о природных объектах и явлениях. На экскурсиях в природу обучающиеся овладевают умением вести наблюдения за природой. При включении экскурсии как одной из частей практического занятия в природе расширяется ее познавательный и воспитательный потенциал. В ходе проведения практического занятия обучающимся в игровой форме прививаются навыки исследовательской работы.
Цель: Систематизация и расширение знаний детей о природе в весенний период.
Задачи
Формирование навыков наблюдения в полевых условиях.
Формирование бережного отношения к богатствам природы.
Формирование навыков правильного поведения в природной среде.
Формирование в игровой форме, начальных навыков ведения исследовательской работы.
Адресат разработки: Рассчитано на обучающихся в возрасте 7-11 лет.
Продолжительность экскурсии: 1 час 40 минут.
Километраж: 2 км.
Место проведения: лесопарковая зона Березовского микрорайона.
Оборудование:
-Карточки с заданиями, для самостоятельной работы.
-Карточки с правилами поведения в природе.
-Стетоскоп.
-Бейджи.
Методическое обеспечение:
-Загадки.
-Стихи о весне.
-Тематические игры.
-Конверт с блиц - опросом.
Ход практического занятия на природе.
Первая стоянка (стартовая поляна)
Сегодня я предлагаю вам стать исследователями – натуралистами, которые изучают природу не только по книгам, а и отправляются сами, по различным уголкам природы, делая свои открытия. Темами таких открытий, могут стать поиск новых видов растений, изменения в природе по временам года и т.д. Такое маленькое путешествие совершим и мы, отправляясь на экскурсию в лес.
Послушайте стихотворение, и догадайтесь, что станет темой нашего исследования сегодня? (на выбор).
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев)
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталины, первая трава.
(Е. Трутнева)
Правильно это весна. Самое интересное время года. Когда природа оживает, просыпается от зимней спячки.
Встречать весну и наблюдать за ней лучше на природе. Не выходя на улицу, мы не почувствуем весны, не почувствуем запаха цветущих деревьев, не услышим звенящих голосов птиц. Не почувствуем, как греет солнышко.
И запах цветущих деревьев, и голоса птиц, и пробуждающие звуки природы мы лучше почувствуем в лесу и поэтому я вам предлагаю отправиться на экскурсию в лес. Весна в первую очередь поселяется в лесу, хотя зима последней покидает его владения.
Место проведения нашей экскурсии лесопарковая зона Березовского микрорайона.
Мы отправляемся в лес, а лес это дом для лесных жителей: для птиц, для зверей, для насекомых, для деревьев и кустарников. И как в любом доме, куда мы приходим, мы должны соблюдать правила поведения. В лесу тоже есть свои правила, которые мы с вами обязаны соблюдать. Эти правила, мы сейчас с вами повторим.
Каждый из вас получает часть ребуса, где зашифровано правила поведения в природе, ваша задача: найти всех у кого есть отдельные части одного из правил встать рядом с ними, сложить все части и от команды прочитать его вслух.
Правила поведения в природе:
(на выбор проводящего экскурсию педагога)
не шуми, чтобы не распугать лесных жителей,
не ломай ветви деревьев и кустарников,
не повреждай кору деревьев,
не мусори в лесу,
не лови диких животных и не унос их домой,
не рви цветы в лесу и на лугу,
не разоряй муравейники,
не разоряй птичьи гнезда,
не сбивай грибы, даже несъедобные,
не обрывай в лесу паутину и не лови пауков,
в лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.
Каждый день в природе происходит что-то новое, неповторимое, а особенно весной, когда весна еще спорит с зимой, пытаясь отобрать свои права над природой.
Игра «Зима надоела». В старину в народе про зиму говорили: «Жаворонки, прилетите, студеную зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела…» - а вы мне скажите, почему зима надоела. Каждый найдите свой вариант ответа (работа по командам, от каждой команды принимается один ответ)
После долгого сна сначала просыпается речка, затем начинают улыбаться голубыми глазами первые подснежники, постепенно в зеленую дымку наряжаются деревья. Только успеет март отвоевать у зимы права, примирив день с ночью, тут и апрель со своими звонкими ручьями и первой зеленью, а следом - цветущий май с его соловьиными трелями. Подмигивает нам солнечно-голубое утро, открывает необозримые просторы день, и так не хочется вечером уходить с улицы. Много радости дарит весна людям, но и неприятных сюрпризов немало: провалившись в снег, можно оказаться по колено в воде, на проверенной вчера тропинке встретить непроходимый ручей; обманчив теплый ветерок - не заметишь, как простудился; так хочется сесть на пригретый солнцем бугорок, но опасно - земля еще хранит зимний холод ....
Быстрые изменения в природе привлекают внимание и предоставляют богатые возможности для наблюдений. И сейчас мы с вами понаблюдаем за признаками и явлениями весной. А какими качествами должен обладать наблюдательный человек?
Ответы детей.
Обобщая ответы детей, совместно определяем качества наблюдательного человека:
1 .Умение полно подмечать особенности объектов, явлений.
2.Умение подмечать малозаметные детали.
3.Умение вести длительные наблюдения, фиксировать изменения.
5.Умение делать выводы из наблюдений.
6.Умение вести записи по результатам наблюдений.
В зависимости от времени посещения леса наблюдения в природе делят на наблюдения ранней весной (март, апрель), наблюдения поздней весной (апрель, май).
Движение группы по маршруту (до старого пляжа).
Задание:
Наблюдения в природе: ранняя весна.
• весенние капели (капли сверкают на солнце, со звуком ударяются о землю, звенит капель, вырастают сосульки);
• в лесу издали видно, что крона деревьев чуть порыжела, она уже не такая прозрачная, как была зимой. Это зацвела серая ольха, стоило пригреть солнышку. Можно хорошо разглядеть буровато-красные сережки, свешивающиеся с веток. Вслед за серой ольхой зацветает орешник, а затем красная верба, осина, ива;
• весна под снегом (раскопав снег в неглубоком месте, можно увидеть веселый желтый глазок - это цветок мать-и-мачехи, который сам себе устроил «парничок» под снегом);
• первые проталины (снег только сошел, а трава уже зеленая);
• прилет птиц (первыми прилетают грачи, за ними скворцы и жаворонки, в начале апреля - зяблики, трясогузки; возвращаются на север стаи журавлей; вслед за вскрытием рек появляются водоплавающие птицы; в мае, когда появляются мухи и комары, возвращаются ласточки, стрижи, мухоловки). Весной оживляются, громко кричат воробьи, вороны, сороки;
• в лиственном лесу весна уже в разгаре, а в ельнике еще полно снега, солнцу трудно пробиться сквозь густую хвою, и лишь в мае картина меняется, появляются ослепительно белые цветки седмичника, похожие на звезду;
• постепенные изменения в неживой природе: солнце поднимается все выше, лучи его сильнее прогревают землю, отчего снег становится рыхлым и начинает таять; во второй половине марта появляются первые кучевые облака; в апреле звенят ручьи, начинается ледоход;
• красота весенних пейзажей (высокое голубое небо, на фоне его голубизны ослепительная белизна берез и темная зелень хвойных деревьев; зеленые проталины с первыми яркими цветами; островки сверкающего на солнце снега в обрамлении зеленой травы; царство сосулек на солнечной стороне частного дома; нагромождение льдин на вскрывшейся реке; серая картина половодья).
Наблюдения в природе: поздняя весна.
• Рассмотрите и охарактеризуйте молодые листочки березы, тополя ("светло-зеленый", "тоненькие – светятся на солнце", "липкие", "пахнут смолой", "клейкие – руки пачкают"). Посмотрите, что на земле много почечных чешуек тополя, замете, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. Ребята, весну делят по наблюдениям за ростом и развитием растений на периоды: зеленая весна – от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу; поздняя весна – от зацветания черемухи до отцветания яблони;
• на открытой местности, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения;
• первые цветы - подснежники (голубые пролески, ветреницы, гусиный лук, фиалки); появление других цветов (калужница, одуванчик, ландыш);
• пробуждение деревьев (сокодвижение, набухание и распускание почек, первая зелено-дымчатая листва, светло-зеленый наряд деревьев);
• с появлением проталин пробуждаются насекомые (пестрая крапивница, крушинница); с наступлением тепла и появлением молодых листьев выползают из зимних убежищ гусеницы; в стоячих водоемах начинают плавать дафнии, жуки-плавунцы; в это время на берегу прудов слышно громкое кваканье зеленых лягушек;
• обратите внимание на внешний вид, поведение птиц (птичьи ссоры; многие птицы любят купаться в лужах, скользить по мокрой траве или принимать исключительно пылевые ванны); в начале мая в лесу слышно кукование кукушки, пение соловья и других певчих птиц;
.• постройка гнезд (большинство певчих птиц вьет их на ветках кустов и деревьев; жаворонки устраивают гнезда прямо на земле; в дуплах, кроме дятлов, селятся мухоловки, синицы; большими колониями селятся грачи); выведение птенцов.
Вторая стоянка (старый пляж)
Послушайте, как в народе о весне говорят, и объясните значение этих выражений: «Матушка-весна всем красна»; «Красна весна, да голодна»; «Весна отмыкает ключи и воды»; «Вешней воды никто не уймет, вода путь найдет»; «Весною день упустишь - годом не вернешь»; «Вешний день целый год кормит»; «В марте курица из лужи напьется»; «Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами»; «Где в апреле река, там в июле лужица»; «Май леса наряжает, лето в гости ожидает»; «Малая птичка соловей, а знает май»; «Весенний дождь лишним не бывает»; «Увидел скворца, знай, весна у крыльца». «Март–весна света; апрель – весна воды; май - весна цветов».
Игра «Что, какое?»
Дети должны очень быстро поочередно называть предметы и одно из его свойств (например, небо голубое, тропинка длинная, солнышко яркое, воздух теплый и т. д.). Кто не может назвать, выходит из игры.
Игра «Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.
Игра «Портрет дерева». Нужно еще раз вернутся к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. Можно послушать сердцебиение (сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или просто приложившись ухом к стволу. Обратить внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья, цветки или плоды (если они есть). Задание: вернувшись в помещение, нарисовать портрет дерева.
«Звуковая карта леса». Дойти до участка, заросшего кустарником. Раздается детям по листочку бумаги и карандашу. Они располагаются на расстоянии 2–3 м друг от друга. Предлагается им послушать лес и отметить на листе все звуки, которые они услышали за две минуты. Для большего интереса предлагается им отмечать звуки символами, а не словами. Затем обсуждаются результаты: почему не все услышали равное количество звуков? Чем отличаются понятия «слушать» и «слышать»?
У каждого времени года есть своя музыка. Весной мы можем услышать звон капели, шум ветра, пение птиц. Весной все оживает. Громче и задорнее щебечут воробьи, синицы. Даже вороны, кажется, каркают по-особенному. А вскоре к этим весенним голосам прибавится щебетание тех, кто на своих крыльях приносит к нам весну. Кто же это прилетает из теплых стран? Назовите птиц. А для подсказки вам загадки:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …(Грач)
Март время прилета грачей в родные края.
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Время прилета жаворонков – начало апреля.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Конец марта – время прилета скворцов.
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Соловьи прилетают в середине мая.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Время прилета в родные края – май.
Самостоятельная работа.
Детям предлагается разбиться на две группы, и каждой группе выдается карточка-задание, сообщается время самостоятельной работы (7 минут).
1 группа. Карточка «Неживая природа»:
- Какая сегодня погода? Сравните ее с зимней погодой.
-Чем отличается весеннее небо по цвету и характеру облачности от зимнего?
-Как светит солнце? Изменилась ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?
-Что произошло со снегом? Почему? Изменилось ли он по окраске и плотности по сравнению с зимой? Где осталось больше снега, почему?
-Как изменилась почва?
2 группа. Карточка «Живая природа»
-Найдите хвойное дерево. Как изменились хвойные деревья по сравнению с зимой?
-Найдите лиственное дерево. Как изменились лиственные деревья по сравнению с приходом весны?
-Прислушайтесь: когда в лесу больше звуков: зимой ил весной? Почему?
-Каких птиц вы увидели во время экскурсии?
-Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?
Через время, отведенное на самостоятельное задание, проходит коллективное обсуждение каждого задания карточки.
Движение по маршруту (от старого пляжа до стартовой поляны).
Сколько всего удивительного и интересного мы с вами узнали, увидели, услышали. Одно из качеств наблюдательного человека это замечать то, что с первого взгляда не видно. И проходя, по лесу я нашла, конверт, а что в нем мы сейчас посмотрим. В конверте – весенние вопросы и подарок от лесных жителей. Правильно отвечая на вопросы, вы получаете – подарок леса.
Подарком может быть – бейдж с изображениями первоцветов, лесных животных.
Блиц-опрос:
1. Почему птицы выводят своих птенцов весной, а не осенью или зимой?
2. Какая птица, прилетающая к нам весной, умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
3. Почему скворцов называют лучшими друзьями человека? (уничтожает вредителей)
4. Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Мухи, божьи коровки, пчелы, бабочки крапивницы, лимонницы, муравьи - зимуют во взрослом состоянии.)
5. Почему нельзя делать птичьи домики из фанеры?
6. Какие птицы ждут, не дождутся освобождения водоемов ото льда?
7. Объясните значение слов ЛЕДОХОД и ПОЛОВОДЬЕ.
8. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев?
9. Почему ольха и орешник названы пылящими растениями?
10. Что означает 'плач' березы весной?
11. Почему у березы молодые листочки клейкие?
12. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?
13. У каких зверей весной появляются детеныши?
14. Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3 - 4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
15. Почему особенно весной нельзя в лесу шуметь, включать магнитофоны?
16. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
17. Почему весной на лошадях и коровах можно увидеть птиц?
18. Объясните пословицу: «Весенний день год кормит».
Вот и подошла к концу наша экскурсия «В гости к весне», мы с вами провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий.
Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе проводятся в кабинете:
-Предлагаются темы творческих сочинений «Моя зеленая весна», «Я и природа весной», «Наблюдения весной».
-По памяти сделать портрет дерева, рисунки по экскурсии.
-Подумать и написать, какие качества наблюдательности проявляли на экскурсии, и какие качества каждому еще нужно тренировать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.
2. Шишкина В. А. « Прогулки в природу» « Просвещение» Москва 2003 г.
3. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.
4. Николаева С. Н. «Воспитание начальной экологической культуры» «Новая школа» Москва 1995 г.
5. «Планета Земля» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1997 г.
6. Н. Т. Брыкина, О. С. Жиренко, Л. П. Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу окружающий мир» 1 – 4 класс. ВАКО Москва 2004 г.
7. Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.
8. Елкина Н. В. Пособие «1000 загадок» «Академия развития» Ярославль 2000 г.
9. Герасимов В. П. «Животный мир нашей родины» «Просвещение» Москва 1977 г.
10. Е. М. Тихомирова. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1 – 4 классы. М:. «Экзамен», 2008. – 233 с.
11. Казакова О. В. Сбоев Н. А. Поурочные разработки «Мир вокруг нас» 2 класс «ВАКО» Москва 2003 г.
14