Экскурсия в природу в черте города «Растения зимой» (2–4 классы)
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» города Магнитогорска
Занятие-экскурсия на тему: Растения зимой
Автор: педагог дополнительного образования
Кочеткова Ольга Валерьевна
2018
Пояснительная записка
Среди экскурсий по естественнонаучному направлению ботанические экскурсии наиболее распространены. В сочетании с практическими занятиями экскурсии позволяют значительно глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды.
Сегодня более или менее нетронутая природа так далеко отодвинулась от городов, что для нас – городских жителей – изучение жизни растений стало затруднительно чисто технически. Поэтому чаще педагоги стали проводить экскурсии в черте города. Сейчас при знакомстве со всем разнообразием живого мира нельзя обойтись без изучения его особой формы, которая сложилась в городах – «городской природы».
Занятие рассчитано на трех часовую экскурсию в природу в черте города. Нижеприведенная экскурсия рассчитана на обучающихся начальной школы (7-10 лет).
Данную экскурсию можно провести как в общеобразовательном учреждении – на уроках окружающего мира, так и в учреждении дополнительного образования, естественнонаучной направленности.
Цель: Познакомить обучающихся с жизнь растений зимой.
Время проведения: январь - февраль
Оборудование:
- Дневник наблюдений
- Карандаш
- Секатор для срезки веток
Ход экскурсии
Организационный момент
Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в парк Победы. Тема предстоящей экскурсии «Растения зимой».
Растения зимой
Зима для растительного мира наших широт – трудное время года.
Попробуйте доказать данное утверждение! (ответы детей)
Возьмем, к примеру, один из жизненно важных экологических факторов – тепло. Для основных физиологических процессов растений (а это рост, фотосинтез, дыхание) – оптимальная температура – 22- 27 С. Зимой тепловые условия далеки от этих цифр: в самый холодный месяц средняя температура – 15- 16с. Поэтому растениям ничего не остается, как частично приостанавливать жизнедеятельность, это адаптация к сезонному ритму климата.
Давайте присмотримся к безлистным кронам. У каждого вида деревьев свой рисунок кроны, который определяется характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и др. По силуэту дерева можно судить об условиях, в которых он произрастает. У лесных деревьев ствол и ветки тонкие, крона узкая, основная масса ветвей в верхней части, а у одиночного городского дерева, крона раскидистая с низко посаженными ветвями. Это конечно не относится к стриженым деревьям. Стрижка – это прямое вмешательство в формирование кроны растения. В результате стрижки возникают формы крон с ненормальным ветвлением и искаженным силуэтом. К тому же стрижка ля растения это стресс.
Теперь рассмотрим деревья поближе. Ствол и ветви дерева одевает кора.
Но для чего она нужна? (ответы детей)
Кора защищает от высыхания, смягчает колебание температур. У многих видов наружный слой – пробковая ткань, которая заметна у однолетних побегов (коричневый налет). Пробка – вещество водо- и воздухонепроницаемое. Тогда встает проблема получения кислорода – необходимого для дыхания. Для этого на стволе и ветвях есть чечевички – у одних мелкие и малозаметные (в виде бугорков), у других крупные (черные пятна у березы).
Теперь обратим внимание на почки. Их не было видно из-за листьев. Почка, как вы знаете, это зачаточный побег. Снаружи находятся кроющие чешуи (видоизмененные листья), они защищают почку от высыхания. Под почкой след от опавшего черешка – «листовой рубец», который защищен слоем опробковевшей отделительной ткани.
В загрязненных районах города могут образовываться двойные почки или почки с другими отклонениями, также они могут быть меньше размером, чем в естественных условиях.
Давайте обратим внимание на хвойные деревья. По сравнении с листьями – хвоя твердая, плотная. Строение хвои похоже на строение листьев растений засушливых мест – погруженные устьица, дополнительный слой покровной ткани, сизоватый налет. Зимой в хвое сохранятся зеленые хлоропласты, но фотосинтезу препятствуют низкие температуры, фотосинтез идет, когда хвоя нагревается до положительных температур (оттепель, ясный день) - но идет слабо.
Вы знаете, как определить возраст хвойного растения?
Следует считать по количеству мутовок и прибывать 3-4 года.
У каждой хвойной породы есть определенный срок жизни хвоинок, также это зависит и от условий произрастания.
Для того чтобы определить возраст хвои нужно выяснить на побегах какого года еще сохраняются последние хвоинки, отсчет следует вести от верхушки. Обычно у ели хвоя живет от 5-7 лет, у сосны 3-4 года. Отмирающая хвоя опадает постепенно.
Так же определить годичный прирост побегов в кроне можно и у лиственного дерева. Определяется по длине концевого участка побега (от основания верхушечной почки до кольцевого рубца, который остался от почки раскрывшейся прошлой весной). Можно различить прирост за каждый из 5-7 последних лет. Величина приростов может нам сказать о многом – о степени благоприятности условий, о реакции растения на изменившуюся обстановку (удобрения, промышленные выбросы). Часто идет снижение годичного прироста у деревьев вблизи предприятий.
Выполнение заданий
Задание 1. Обучающиеся делятся на группы по двое и по карточкам определяют деревья по силуэтам крон (см. Прил.1).
Задание 2. Определение возраста хвойного растения. Определить возраст хвои у хвойных растений.
Задание 3. Определение годичного прироста побегов в кроне лиственного дерева.
Подведение итогов экскурсии
Вот и подошла наша экскурсия к завершению, вы узнали и увидели много нового и интересного из жизни растений зимой.
Как вы считаете, необходимы вам знания, полученные на экскурсии?
Задание для работы на занятии
Задание 1. Рассматриваем в классе почки под лупой у веток деревьев срезанных на экскурсии (2-3 ветки с разных деревьев). Сравниваем почки по форме, величине, расположению на побеге. Определяем по определителям принадлежность веток.
Задание 2. Постановка опыта по изучению глубокого и вынужденного покоя с собранными ветвями деревьев на экскурсии (2-3 ветки 20-25 см. длинной).
Приложение1
Силуэты лиственных и хвойных деревьев в безлистном состоянии
1 – липа
2 – ольха
3 – вяз
4 – ива белая
5 – береза
6 - ель
7- лиственница
8 - сосна