12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кочеткова Ольга27
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» города Магнитогорска


 

Занятие-экскурсия на тему: Растения зимой

 

Автор: педагог дополнительного образования

Кочеткова Ольга Валерьевна

2018

Пояснительная записка

Среди экскурсий по естественнонаучному направлению ботанические экскурсии наиболее распространены. В сочетании с практическими занятиями экскурсии позволяют значительно глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды.

Сегодня более или менее нетронутая природа так далеко отодвинулась от городов, что для нас – городских жителей – изучение жизни растений стало затруднительно чисто технически. Поэтому чаще педагоги стали проводить экскурсии в черте города. Сейчас при знакомстве со всем разнообразием живого мира нельзя обойтись без изучения его особой формы, которая сложилась в городах – «городской природы».

Занятие рассчитано на трех часовую экскурсию в природу в черте города. Нижеприведенная экскурсия рассчитана на обучающихся начальной школы (7-10 лет).

Данную экскурсию можно провести как в общеобразовательном учреждении – на уроках окружающего мира, так и в учреждении дополнительного образования, естественнонаучной направленности.
 

Экскурсия в парк Победы г. Магнитогорска. «Растения зимой»

Цель: Познакомить обучающихся с жизнь растений зимой.

Время проведения: январь - февраль

Оборудование:

- Дневник наблюдений

- Карандаш

- Секатор для срезки веток

Ход экскурсии

Организационный момент

Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в парк Победы. Тема предстоящей экскурсии «Растения зимой».

Растения зимой

Зима для растительного мира наших широт – трудное время года.

Попробуйте доказать данное утверждение! (ответы детей)

Возьмем, к примеру, один из жизненно важных экологических факторов – тепло. Для основных физиологических процессов растений (а это рост, фотосинтез, дыхание) – оптимальная температура – 22- 27 С. Зимой тепловые условия далеки от этих цифр: в самый холодный месяц средняя температура – 15- 16с. Поэтому растениям ничего не остается, как частично приостанавливать жизнедеятельность, это адаптация к сезонному ритму климата.

Давайте присмотримся к безлистным кронам. У каждого вида деревьев свой рисунок кроны, который определяется характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и др. По силуэту дерева можно судить об условиях, в которых он произрастает. У лесных деревьев ствол и ветки тонкие, крона узкая, основная масса ветвей в верхней части, а у одиночного городского дерева, крона раскидистая с низко посаженными ветвями. Это конечно не относится к стриженым деревьям. Стрижка – это прямое вмешательство в формирование кроны растения. В результате стрижки возникают формы крон с ненормальным ветвлением и искаженным силуэтом. К тому же стрижка ля растения это стресс.

Теперь рассмотрим деревья поближе. Ствол и ветви дерева одевает кора.

Но для чего она нужна? (ответы детей)

Кора защищает от высыхания, смягчает колебание температур. У многих видов наружный слой – пробковая ткань, которая заметна у однолетних побегов (коричневый налет). Пробка – вещество водо- и воздухонепроницаемое. Тогда встает проблема получения кислорода – необходимого для дыхания. Для этого на стволе и ветвях есть чечевички – у одних мелкие и малозаметные (в виде бугорков), у других крупные (черные пятна у березы).

Теперь обратим внимание на почки. Их не было видно из-за листьев. Почка, как вы знаете, это зачаточный побег. Снаружи находятся кроющие чешуи (видоизмененные листья), они защищают почку от высыхания. Под почкой след от опавшего черешка – «листовой рубец», который защищен слоем опробковевшей отделительной ткани.

В загрязненных районах города могут образовываться двойные почки или почки с другими отклонениями, также они могут быть меньше размером, чем в естественных условиях.

Давайте обратим внимание на хвойные деревья. По сравнении с листьями – хвоя твердая, плотная. Строение хвои похоже на строение листьев растений засушливых мест – погруженные устьица, дополнительный слой покровной ткани, сизоватый налет. Зимой в хвое сохранятся зеленые хлоропласты, но фотосинтезу препятствуют низкие температуры, фотосинтез идет, когда хвоя нагревается до положительных температур (оттепель, ясный день) - но идет слабо.

Вы знаете, как определить возраст хвойного растения?

Следует считать по количеству мутовок и прибывать 3-4 года.

У каждой хвойной породы есть определенный срок жизни хвоинок, также это зависит и от условий произрастания.

Для того чтобы определить возраст хвои нужно выяснить на побегах какого года еще сохраняются последние хвоинки, отсчет следует вести от верхушки. Обычно у ели хвоя живет от 5-7 лет, у сосны 3-4 года. Отмирающая хвоя опадает постепенно.

Так же определить годичный прирост побегов в кроне можно и у лиственного дерева. Определяется по длине концевого участка побега (от основания верхушечной почки до кольцевого рубца, который остался от почки раскрывшейся прошлой весной). Можно различить прирост за каждый из 5-7 последних лет. Величина приростов может нам сказать о многом – о степени благоприятности условий, о реакции растения на изменившуюся обстановку (удобрения, промышленные выбросы). Часто идет снижение годичного прироста у деревьев вблизи предприятий.

Выполнение заданий

Задание 1. Обучающиеся делятся на группы по двое и по карточкам определяют деревья по силуэтам крон (см. Прил.1).

Задание 2. Определение возраста хвойного растения. Определить возраст хвои у хвойных растений.

Задание 3. Определение годичного прироста побегов в кроне лиственного дерева.

Подведение итогов экскурсии

Вот и подошла наша экскурсия к завершению, вы узнали и увидели много нового и интересного из жизни растений зимой.

Как вы считаете, необходимы вам знания, полученные на экскурсии?

Задание для работы на занятии

Задание 1. Рассматриваем в классе почки под лупой у веток деревьев срезанных на экскурсии (2-3 ветки с разных деревьев). Сравниваем почки по форме, величине, расположению на побеге. Определяем по определителям принадлежность веток.

Задание 2. Постановка опыта по изучению глубокого и вынужденного покоя с собранными ветвями деревьев на экскурсии (2-3 ветки 20-25 см. длинной).


Приложение1

Силуэты лиственных и хвойных деревьев в безлистном состоянии

 

1 – липа

2 – ольха

3 – вяз

4 – ива белая

5 – береза

 


 

6 - ель

7- лиственница


 

8 - сосна

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.