Внеклассное мероприятие для 10 – 11 классов, посвящённое Дню рождения Ф.А. Абрамова «Люди севера»

7
1
Материал опубликован 20 June 2020 в группе

Внеклассное мероприятие для 10 – 11 классов, посвящённое Дню рождения Ф.А. Абрамова

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Строевская СОШ» –

Волова Надежда Николаевна


ТЕМА - Люди севера

                           (по рассказам Ф.А. Абрамова из цикла «Бабилей»)

Цель: воспитание уважительного отношения обучающихся к людям севера через рассказы из цикла «Бабилей».

Задачи: 

1) Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и уважения к людям Севера;

2) Работать над формированием чувства гордости за свою малую родину, земляков; чувства ответственности за свои поступки;

3) Совершенствовать навыки анализа прозаического текста: умение определять тему, идею, проблему, авторскую позицию.

Возрастной адрес: учащиеся 10-11 классов

Методы и приёмы, применяемые в течение внеклассного мероприятия: 

чтение литературного произведения;

анализ художественного текста;

изучение произведения в контексте творчества писателя;

проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;

 аналитический (по В.Г. Маранцман) – использование приёмов анализа художественного произведения (вставка пропущенных букв);

интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;

интерактивный (взаимодействия учеников с учителем и с другими учащимися в команде, группе; учащимися выполняются интерактивные упражнения и задания);

исследовательский (по Н.И. Кудряшеву) – развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения (приём: постановка проблемных вопросов; виды деятельности: самостоятельный анализ текста, сопоставление);

метод создания эмоционально-нравственных ситуаций по технологии смыслового чтения;

метод обобщающей беседы по групповой технологии;

метод «Кластер»;

работа со словом в контексте художественного произведения.

Согласно выбранным методам используются

средства обучения:

- печатные (таблицы, дидактический материал),

- электронные образовательные ресурсы – презентации, видеофрагменты, тесты для оценки и самооценки, возможности интерактивной доски, документ – камеры и др.

формы организации работы на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Интерактивные подходы, среди которых выделяются следующие:

- творческие задания,

- разминка,

- обсуждение сложных вопросов,

- разрешение проблем.

Виды деятельности учащихся:

- чтение произведений дома и в классе,

- выразительное чтение,

- слушание художественного чтения,

- составление плана,

- художественное высказывание,

- устный и письменный отзыв о прочитанном,

- рассматривание иллюстраций.

Оформление: 

1) фотографии и выставка книг Ф.А. Абрамова;

2) предметы и атрибуты, воссоздающие эпоху;

3) иллюстрации к произведениям;

4) карточки с заданиями командам;

5) презентация

Предварительная подготовка:

- чтение рассказов Ф. А. Абрамова из цикла «Бабилей» («Золотые руки», «Из колена Аввакумова», «Когда делаешь по совести», «Валенки», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый», «Последний старик деревни», «Самая счастливая», «Поля Открой Глаза», «Надежда», «Бабилей»», «Бревенчатые мавзолеи», «Новогодняя ёлка», «Отомстил»);

- изучение жизни и творчества писателя.


Форма работы: групповая, командная.


Ход игры

I. Вступление

1. Объявление темы.

Слайд 1.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить рассказы Ф.А. Абрамова. Этот выбор не случаен. Я хочу зачитать слова из выступления Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на IV Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», проходившего 29-30 марта 2017г.:

«Уже второй раз столица Русского Севера принимает форум «Арктика – территория диалога». И это символично. Архангельск исторически связан со знаковыми событиями и именами, открывшими миру дороги ледовых широт. Один из «полярных юбилеев» отмечается и в этом году, я говорю о 85-летии знаменитой экспедиции Отто Шмидта, которая впервые прошла из архангельского порта до Тихого океана за одну навигацию и положила начало регулярному судоходству вдоль берегов Сибири – легендарному Северному морскому пути.

Сейчас, в наши дни, значение Арктики многократно возрастает. Она становится местом самого пристального внимания стран и народов и как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты, и как сокровищница уникальной природы, и, конечно, как территория с колоссальными экономическими возможностями, с огромным экономическим потенциалом».

Слайд 2.

Сегодня на всех площадках в нашей школе, начиная с четвёртого класса и заканчивая одиннадцатым, работают с произведениями о Севере.

4 класс – Сказки малых и коренных народов Севера.

5 класс – Анатолий Членов. Сборник рассказов «Как Алёшка жил на Севере».

6 класс – Евгений Наумов. Повесть «Озорной экипаж».

7 класс – Светлана Лойченко. Михаил Попов. Повесть «Ребята с гайдаровской улицы».

8 класс-Николай Трублаини. Повесть «Лахтак».

9 класс – Владимир Обручев. Повесть «Земля Санникова».

10-11 классы – Федор Абрамов. Цикл рассказов «Бабилей».


Слайд 3.

Мы с вами будем говорить о самом дорогом сокровище, которое показал наш северный писатель Фёдор Александрович Абрамов, о людях севера. Все рассказы Федора Абрамова - сказания о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу с самим собой и со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле [5].

2. Представление команд (на столах таблички с названиями команд).

- На нашей площадке работают пять команд: учащиеся Устьянской средней школы (поприветствуем их), учащиеся Ульяновской средней школы (поприветствуем их), две команды из 10 класса Строевской средней школы – команда «Апельсины» и команда «Мандарины» (поприветствуем их) и учащиеся 11 класса Строевской средней школы – (поприветствуем их).

3. Объявление условий игры.

Слайд 4.

- Вы прочитали рассказы Фёдора Абрамова из цикла «Бабилей», «Житие протопопа Аввакума» и былину о Микуле Селяниновиче. Все задания составлены по этим произведениям. На слайде отображены рубрики. Баллы по каждому заданию тоже прописаны на слайдах.

4. Объявление членов жюри.

- Проверять и оценивать задания будут библиотекари Строевской сельской библиотеки – Пачина Ольга Алексеевна и Попова Елена Алексеевна.

- В конце игры вам надо будет на этих листочках написать несколько ключевых слов или 2 предложения о впечатлении о работе на площадке. Затем эти листочки нужно разместить на стенде рефлексии на первом этаже (около столба объявлений).

5. Слово учителя (картина природы)

Слайд 5.

Край мой северный велик.

Зеленые пустыни.

Слышен где-то птичий крик

Стаек журавлиных.

Поднимаются леса

Тёмной полосою.

Всю зелёную красу

Они от вас не скроют.

В дымке плавно ручеёк

Журчит, переливается.

Север - русская краса -

Всем ты улыбаешься.

- Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!


II. Разминка.

- А начнём мы работу с разминки команд.

Слайд 6.

Разминка команд – викторина (вопросы по содержанию рассказов).

- Ответы на вопросы команды обсуждают и пишут на листочках, затем отдают жюри. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Слайд 7.

Вопросы:

Что обозначала аббревиатура МТС в 30-40-е годы XX века? (машинно-тракторная станция);

Слайд 8.

Какое слово пропущено? «А от этих …….. я жить пошла» (молодцов);

Слайд 9.

«Поезжай, поезжай, Мария! Да только от жениха подальше садись, а то, чего доброго ….». Чего боялся председатель колхоза? (он боялся, что жених Марию перепутает с невестой, потому что считал её сокровищем за трудолюбие);

Слайд 10.

Что нужно было сделать Соломее, чтобы сходить в Пустозерье? (6 дней стоять на коленях и молиться от восхода до захода с понедельника до субботы, потом хорошенько выспаться и идти);

Слайд 11.

Кого называли великим коммунаром? (Силу (Силантия, Болотного) Ивановича, который 40 лет осушал болото);

Слайд 12.

Дети «железного века». Что это обозначает? (Это 30-40-е годы, когда преследовали середняков, кулаков; когда забыли такие слова, как «сострадание», «милосердие», «жалость»);

Слайд 13.

Зачем Павел Васильевич Савин ходил на почту? (Деньги на похороны снимал. Было накоплено 600 рублей);

Слайд 14.

Почему Окулину прозвали монастыркой? (она с двенадцати лет стирала бельё в монастыре, «девять лет на волосатых дьяволов стирала»);

Слайд 15.

Как звали девочку, которая была очень стыдливая и застенчивая? (Поля Открой Глаза)

Слайд 16.

О каких бревенчатых домах говорит Фёдор Абрамов? (о домах, в которых жили те, кто уходил на войну защищать Родину).


III. Задания командам.

- Разминка прошла. Жюри подводит итоги, а мы продолжим работу. Вы прочитали сборник рассказов «Бабилей». Какие ключевые слова вы выделите? О чём эти рассказы?

(Записываю на середине доски - Бабилей). Составление кластера.

(Стрелки к словам - честность, милосердие, забота, взаимоотношения, семья, трудолюбие, дружба, люди, любовь, работа, дети, бескорыстность, сострадание, жалость)

Слайд 17.

- Рассказы Абрамова - памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Скромная и неброская красота русской души открывается в них [3]. И всё-таки в центре внимания – работа, честность, семья – всё то, что так близко нам и сейчас. Какие вопросы волнуют автора книги? Мы попробуем их рассмотреть.

Слайд 18. Задания

Родился Федор Александрович далёкой северной деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга. Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья: отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Тяжёлый крестьянский труд, когда хлеб добывался в поте лица, и учёба сначала в начальной школе Верколы, а затем - в Карпогорах, за пятьдесят вёрст от дома, куда подросток в праздники добирался то пешком, то на попутных подводах [5].

Задание 1. Кто это? Из какого рассказа? (задание на листочках)

Кто это? Из какого рассказа?

Молодой ветврач, который выдал бумагу о том, что колхоз сдал говядину

Аркадий Стрельников

«Когда делаешь по совести»

Она получила премию за хорошую работу на трудовом фронте - валенки

Дарья Леонтьевна

«Валенки»

Она не поехала на свадьбу к своей подруге из-за рук

Мария - телятница

«Золотые руки»

У этой женщины в жизни были испытания, подобные испытаниям протопопа Аввакума

Соломея (Соломида-верста, икотница)

Его звали Болотным, потому что сорок лет осушал болото

Сила Иванович (Силантий)

«Сказание о великом коммунаре»

Внешне она похожа на бегемота, на двуногую медведицу, на сундук ходячий

Мария Тихоновна

«Слон голубоглазый»

Он был из той уходящей породы русских мужиков, которые умели и жить с размахом, и работать всласть, и чудить

Павел Васильевич Савин

«Последний старик деревни»

Её муж и три сына вернулись с войны, а братья мужа все там остались

Окулина

«Самая счастливая»

Она была черноглазой, смуглолицей, с гладко зачёсанной головкой и пышной косой

Поля Малкина

«Поля Открой Глаза»

Старая женщина, нарядная, собралась в сельсовет за паспортом и рассказала о судьбе своей дочери

Федосеевна (Чумакина)

«Надежда»

Итог: 10 баллов (0,5 – за один правильный ответ – героя, 0,5 – за правильное название рассказа)

Слайд 19.

Задание 2. Что это? (задание на листочках)

Объясните, что это такое?

Верста

русская мера длины чуть больше километра

Барак

временное деревянное жильё

Бурки

сапоги из войлока

Лесозаготовки

заготовка леса

Нары

дощатый настил для сна

Полушалок

небольшая шаль или большой платок

Робить

работать (диалектное)

Скорестить

сшить, смастерить (диалектное)

Ударник

передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони -

самодельная обувь (диалектное)

Итог: 5 баллов (0,5 – за одно правильное определение)

Слайд 20.

Задание 3. Подчеркните географические названия, которые упоминаются в прочитанных вами рассказах Ф.А. Абрамова (задание на листочках).

Юрмола, Пинега, Северная Двина, Карюха, Мурманск, Нева, Койда, Мезень, Пустозерье, Печора, Архангельск, Малька, Матрёна, Франтик, Шавогорье, Матёра, Гордя, Суворовск, Котлас.

Итог: 8 баллов

Слайд 21.

- Красива речь северянина, речь простого человека. Её без прикрас и изменений передал в своих произведениях Фёдор Александрович Абрамов. Следующее задание – фразеологизмы. (задание на листочках).


Задание 4. 1) Выпишите из отрывка фразеологические обороты.

2) Напишите их значения.

В пятьдесят втором году после окончания ветеринарного института Аркадия Стрельникова направили на Новгородчину старшим ветврачом зоны МТС.

Время было трудное, – послевоенное лихолетье! – многие колхозы дышали на ладан, а у него, ветврача, одна присказка, один разговор: сдавай мясо! Да мясо товарное – говядину.

Однажды Стрельников приехал в колхоз – председатель сидит за столом, по уши зарывшись в бумаги.

– Что за новая игра в бумажки? По мясу всех обскакал? – Стрельников, несмотря на свой возраст, умел страх нагнать быстро "поставил голос".

– Эти бумажки – смертный приговор колхозу, – вздохнул председатель.

– Смертный приговор?

– Да. Заявления от колхозников. Коров да телок просят. – И тут председатель, как-то беспомощно, беззащитно взглянув на него, взмолился: Понимаешь, какое дело-то… Не дать коров колхозникам – разбегутся, без коровы на сотки не проживешь, а дать – ты же первый крик поднимешь: почему у тебя молочное стадо сократилось?

– Ты мне Лазаря-то не пой! – начал было Стрельников с привычной фразы (не впервой приходится вправлять мозги) и вдруг прикусил язык, ибо председатель, как бы защищаясь от него, поднял руку, и вместо руки у него оказался пустой рукав.

Стрельников сел и долго сидел, со стороны, сбоку приглядываясь к худому, нездоровому лицу председателя.

– Слушай, – сказал он наконец, – а у колхозников, которые просят коров да телок, есть в личном хозяйстве свиньи да овцы?

– У кого есть, а у кого нету.

– А нельзя так сделать: вместо крупного рогатого скота сдать в госзакуп мелкий?

– Нельзя. По плану: говядина. Разве только ты как старший ветврач бумагу выдашь: колхоз, дескать, сдал то, что надо.

Стрельников выдал бумагу, а через день его вызвали на бюро райкома. Заявление: старший ветврач Стрельников разрешил отдать коров колхозникам, а государству вместо высококачественной говядины всучил какую-то свинину и недозрелую баранину. Одним словом, обман, антигосударственная практика! (Кстати, заявление, как потом выяснилось, накатал один из колхозников, которому не досталось коровы.)

Секретарь райкома темной тучей навис над молодым ветврачом: отвечай! И от членов бюро несло крещенским холодом. И Стрельников в первую минуту перепугался насмерть, а потом вдруг вспомнил председателя с обрубком вместо руки и просто озверел:

Фразеологизм

Значение

Послевоенное лихолетье

Тяжёлое, трудное время после войны

Колхозы дышали на ладан

Колхозы были в плохом состоянии, еле-еле сводили концы с концами, бедно жили

По уши зарывшись в бумаги

Погрязли в отчётах, постоянно пишут отчёты по требованию вышестоящих органов

По мясу всех обскакал

Сдал много мяса, перевыполнил план, сдал мяса больше всех

Умел страх нагнать

Умел припугнуть, напугать

Быстро "поставил голос"

Быстро научился пугать наказанием, держал в страхе

Лазаря-то не пой

Не обманывай, не ври мне

Вправлять мозги

Учить уму-разуму, заставлять что-то делать по правилам

Прикусил язык

Замолчал

Тёмной тучей навис

Сильно сердился

Несло крещенским холодом

Смотрели зло, с ненавистью, со страхом, готовы жестоко наказать за то, что сдали не говядину, а свинину и баранину

Итого: 10 баллов (0,5 - за фразеологизм, 0,5 - за его значение)

Слайд 22.

Доживают свой век те поколения, о которых с болью и восхищением писал Абрамов. Но остались его книги. Остались не только как память об уходящей эпохе, но и как вечно живое мудрое слово, обращенное к современникам и потомкам, слово о душе человеческой, о смысле жизни, о чести и совести. "Лучше на свете не жить без совести", - говорит любимая героиня Абрамова Лиза Пряслина. Но как трудно следовать этому простому завету. О том свидетельствуют многочисленные судьбы абрамовских героев [4]


Задание 5. Заполните пустые клетки. (задание на листочках).

Заполните пустые клетки

Название рассказа

Главный герой

О чём рассказ?

1

Когда делаешь по совести

Аркадий Стрельников

О сдаче мяса (говядины) государству

2

Валенки

Дарья Леонтьевна

Первая премия за работу в лесу, с которой героиня пошла в жизнь

3

Золотые руки

Мария (телятница)

Не поехала на свадьбу к подруге из-за некрасивых рук

4

Из колена Аввакумова

Соломея (Соломида)

Много перестрадала за старую веру

5

Бабилей

Екатерина Юшкова

О трудолюбивой женщине, незаслуженно обиженной мужем - пьяницей

6

Последний старик деревни

Павел Васильевич Савин

Об уходящей породе русских мужиков, которые умели и жить с размахом, и работать всласть, и чудить

7

Надежда

Федосеевна

О жизни в деревне, как работали, как удерживали жителей в деревне, не выдавая паспортов, о молодёжи

8

Отомстил

Прошка Сальников

О русском человеке, которому мало одной простой мести

9

Самая счастливая

Окулина

О счастье русской женщины, которая прошла мытарства, но благодарила Бога, что живы остались муж и сыновья

10

Новогодняя ёлка

Оля - почтальонша

О честности и неподкупности сельской труженицы

11

Поля Открой Глаза

Поля Малкина

О том, что и как делает человека опустившимся, «обасурманившимся»

12

Слон голубоглазый

Мария Тихоновна

О доброте и человечности людей

13

Сказание о великом коммунаре

Сила (Силантий) Иванович

О бескорыстном труде, о человеке, осушавшем 40 лет болото

14

Бревенчатые мавзолеи

Погибшие солдаты

О том, что надо сохранить память о защитниках Родины

Итог: 14 баллов

Слайд 23.

Когда Абрамова спрашивали, кого он считает своими учителями, он, конечно, называл старшего брата, учителя Алексея Фёдоровича. И был ещё один близкий пример - пример чистой душевности. Это была его родная тётка Иринья. "Она была старая дева, - вспоминал о ней Абрамов, - что называется в народе христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый её приход был великой радостью, потому что вместе с ней входили в дом свет, доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов" [3].

Задание 6. Найдите ошибки (задание на листочках).

ЗОЛОТЫЕ РУКИ

В контору влетела как ветер, без солнца солнцем осветило.

– Александр Иванович, меня на свадьбу в Архангельск (Мурманск) приглашают. Подруга замуж выходит. Отпустишь?

– А как же коровы (телята)? С коровами-то (телятами-то) кто останется?

– Маму с пенсии отзову. Неделю-то, думаю, как-нибудь выдержит.

Тут председатель колхоза, еще каких-то полминуты назад считавший себя заживо погребённым (некем подменить Наталью (Марию), хотя и не отпустить нельзя: пять лет без выходных ломит!), радостно заулюлюкал:

– Поезжай, поезжай, Наталья (Мария)! Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой перепутает.

Председатель говорил от души. Он всегда любовался Натальей (Марией) и втайне завидовал тому, кому достанется это сокровище. Красавицей, может, и не назовешь и ростом не очень вышла, но веселья, но задора – на семерых. И работница… За свои сорок пять лет такой не видывал. Четыре (Три) бабёнки до нее топтались на коровнике (телятнике), и не какая-нибудь пьяная рвань – семейные. И все равно коровы (телята) дохли. А эта пришла – еще совсем-совсем девчонка, но в первый же день: "Проваливайте! Одна справлюсь". И как почала-почала шуровать, такую войну (революцию) устроила – на коровник (телятник)стало не (любо) зайти.

Наталья (Мария) вернулась через три дня. Мрачная. С накрепко поджатыми губами.

– Да ты что, – попробовал пошутить председатель, – перепила на свадьбе?

– Не была я на свадьбе, – отрезала Наталья (Мария) и вдруг с яростью, со злостью выбросила на стол свои руки: – Куда я с такими крюками поеду? Чтобы люди посмеялись?

Председатель ничего не понимал.

– Да чего не понимать-то? Зашла на аэродроме в городе в трактир (ресторан) перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Архангельск (Мурманск) ждать, ну и пристроилась к одному столику – полно народу: два франта да эдакая фраля накрашенная. Смотрю, а они и есть перестали. – И тут Наталья (Мария) опять сорвалась на крик: – Грабли мои не понравились! Все растрескались, все красные, как сучья – да с чего же им понравятся?

– Наталья (Мария), Наталья (Мария)…

– Всё! Наробилась больше. Ищите другую дуру. А я в город поеду красоту на руки наво-дить, маникюры… Заведу, как у этой кудрявой фрали.

– И ты из-за этого… Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу?

– Да как поедешь-то? Фроська медсестрой работает, жених офицер сколько там будет крашеных да завитых? А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю… Да с чего же у меня будут руки?

– Наталья (Мария), Наталья (Мария)… у тебя золотые руки… Самые красивые на свете. Ей-богу!

– Красивые… Только с этой красотой в город нельзя показаться.

Успокоилась немного Наталья (Мария) лишь тогда, когда переступила порог коровника (телятника).

В семьдесят пять глоток, в семьдесят пять зычных труб затрубили коровы (телята) от радости. 1976

Итого: 12 баллов (0,5 за слово)


Слайд 24.

Задание 7. Паспорт литературного героя. Вставьте пропущенные буквы в тексте. Напишите вывод по этому отрывку (задание на листочках).

1) Вставьте пропущенные буквы в тексте.

2) Напишите вывод по этому отрывку.

Была у нас в деревне старушка благочестивые веры, век скоромного не едала. Так и звали – Марья-постница. Вот эта-то Марья-постница меня и наставила: "Брось, говорит, девка, бесов тешить. Никакие тебе запарки-припарки не помогут, а поможет тебе, говорит, вера истинная да обвет". О, бабушка, бабушка, плачу, да я хоть какой обвет дам, только бы ноги ожили! "Тяжёлый, говорит, обвет на тебя наложу. Перво-наперво, говорит, на гулянках, на игрищах больше ни разу не бывать. Хватит ли у тебя на то духу?" Хватит, говорю. А сама голоса своего не чую, у самой свет в глазах погас. Понимаю: на гулянках, на игрищах не бывать, да и взамужем никогда не бывать. Ну, второй обвет – в стару веру перейти – ничего, вроде полегче, после первого-то не ноша. Так тогда по молодости-то своим умом рассуждаю. Ну а как третий-то обвет наложила – я и расплакалась. Сходить в Пустозерье к святому великомученику Аббакуму, кресту евонному поклониться. Да ты, говорю, изгилеешься надо мной, баушка. Я до ветру на ногах сходить не могу, на коленцах ползаю, а ты о каком-то Пустозерье баишь. "Будут, говорит, у тебя ноги. Господу богу угоден будет твой подвиг, даст и ноги. А теперь, говорит, шесть ден тебе стоять на коленях на молитве. От восхожего до захожего. И об одном думать, про одно молить господа бога – чтобы силы дал подвиг совершить. За всю жизнь, говорит, как на свете живу, не слыхала, чтобы с Пинеги какой человек ходил в Пустозерье, а ты, говорит, сходишь, тебе, говорит, откроет всевышний пути-дороги в свя- тую землю, где сподобился страдалец наш в муках огненных райский венец приять. Только, говорит, молись с усердием, так, говорит, молись, чтобы ни единого помысла, ни единого вздоха у тебя ни о чем другом не было, чтобы во всем теле жар стоял, ровно как в пещи ты огненной. Шесть ден, говорит, стоять тебе на молитве, с понедельника до субботы. А в субботу, говорит, усни и спи, говорит, сколько можешь, хоть всю ночь и весь день. А как проснешься, говорит, в христово воскресенье, крестом себя истинным, двуперстным осени и вставай на ноги. Крепче, говорит, прежнего, крепче, говорит, дерева и камня у тебя будут ноги".

Итого: 15 баллов (11 баллов за вставленные буквы (0,5 за слово) + 4 балла за выводы о герое).


Чувство долга всегда мучило Абрамова. Оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел отплатить благодарностью. Таких людей было немало. Возьмем, к примеру, хотя бы двоих: врача из Ленинградского госпиталя, который не дал ампутировать ногу, когда его ранило разрывной пулей в бедро, и учителя, который в 1937 г. исчез бесследно [1].


Слайд 25.

Задание 8. Какие проблемные вопросы поднимает Ф.А. Абрамов?

Какие проблемные вопросы поднимает автор в своих рассказах?

(запишите на листочках)

1) Улицы деревни плотно заросли дёрном (редко проедет трактор или телега).

2) Ни одной новой постройки (запрещено строительство).

3) Общая картина – разорение, распад деревни (заколоченные окна, захламленные, поросшие собачьей дудкой пустыри, старые-престарые избы с провалившимися крышами).

4) Мало людей, которые умели и жить с размахом, и работать всласть, и чудить.

5) Умение отдавать себя своему делу.

6) Истинная забота о людях, их благополучии.

7) Честное служение делу, государству.

8) Истинное счастье человека – все родные живы.

9) Не желать зла тем, кто когда-то тебе назлил.

10) Патриотизм не в том, что ты скулишь и кричишь о российской бестолковщине, а в настоящем деле.

Слайд 26.

IV. Подведение итогов.

Вывод учителя

Читаешь Абрамова и думаешь: есть галерея русских полководцев в Эрмитаже, есть музей боевой славы, а галереи русской бабы нет. Нет памятника тем, на ком, может быть, Родина стояла и до сих пор стоит. Не будь их - ничего бы не было. У одной их них руки, "как грабли", у другой - "как крюки", у третьей - "как сучья и красные". Ведь именно эти руки и детей вырастили, и свой, и колхозный скот пасли. А все же женщины - красавицы. Даже те, кто некрасив лицом или до срока состарился, красивы, прекрасны. Герои произведений Фёдора Абрамова - это обычные люди, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на земле. Живут не только сегодняшним днём, а живут, серьёзно думая о своей будущей жизни. Живут в ладу с самим собой и со своей совестью [1].

Краски северного лета.

Расплескалась разноцветьем красота родной земли!

В красках северного края столько нежности, любви.

Велика палитра лета, кисти сказочно точны,

Ведь успеть так много надо в эти тёплые деньки!

Красотой меня заманит, одурманит, опьянит…

И, вдохнув Устьянский воздух, в сердце томно защемит.

Да! Теперь я точно знаю, сколько б ни было дорог,

Непременно нас потянет в милый с детства уголок.

- Любите свою малую Родину, свой северный край!

Слайд 27.

Сообщение жюри (подведение итогов).

Слайд 28.

Рефлексия (берут листочки и пишут слова, словосочетания или 2 предложения о ходе игры). Эти листочки нужно разместить на стенде рефлексии на первом этаже (около столба объявлений).

​​​​​​​

Источники литературы

1) Абрамов Фёдор Александрович. В СМЕРШе: записки контрразведчика/ Фёдор Абрамов. – Москва: Алгоритм, 2018. – 240 с. (стр. 151-151);

2) Абрамов Ф.: Комплект открыток. М., 1990.

3) Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 240 с. (стр. 193-195);

4) Изучение творчества Ф. Абрамова в 5 – 11 классах: метод. рек. – АО ИППК РО, Архангельск, 2001.

5) Литературный Север: Книга для учащихся 5 – 8 классов/ Сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Издательство Поморского педуниверситета, 1995. – 431 с. (стр. 321 - 323);

6) Региональный компонент ОО Архангельской области. Сборник программно-методических материалов. – Издательство Архангнльского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, Архангельск, 2005.

7) Рассказы Ф.А. Абрамова из цикла «Бабилей» [электронный ресурс]/http://book-online.com.ua/read.php?book=486;

8) Картинки для мероприятия по рассказам Ф. А. Абрамова./ https://yandex.ru/images/?stype=image&lr=2&parent-reqid=1586251334784223-1024791889570409814000324-prestable-app-host-sas-web-yp-74&source=wiz




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Огромное спасибо, Надежда Николаевна! Хороший сценарий, задания интересные.

11 January 2023