Внеклассное мероприятие для детей «Периодическая система химических элементов» (8 класс)
Внеклассное мероприятие для детей
«Периодическая система химических элементов»
Правдина Елена Борисовна
учитель химии
МБОУ «Вознесенская СОШ»
Савинский район, Ивановская
область
Вознесенье 2019
Данная разработка внеклассного мероприятия позволяет развивать функциональную грамотность обучающихся. В результате игры у детей вырабатывается умение работать самостоятельно, закрепляются различные умения и дети достигают более прочных знаний и умений по предмету. Подобные занятия содействуют развитию творческих возможностей ребят, совершенствуется их речевое мастерство в ходе живого общения. Такие занятия помогают устранить дублирование в изучении материала и создают благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности, повышают практическую направленность обучения и воспитания.
Целевая аудитория: Материал занятия уместно будет использовать и на уроках повторения и обобщения знаний по предмету химия 8-9 классов.
Имеется презентация к занятию.
Эпиграф к занятию: «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» (Древняя мудрость).
Цель мероприятия: обобщение, углубление и систематизация имеющихся знаний по химии, биологии и экологии , формирование интереса к предметам. умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.
Задачи мероприятия:
-оживить процесс приобретения знаний;
- формировать УУД;
- поддерживать направления гуманизации;
- помогают сохранять и развивать индивидуальность человека, его черты личности;
- интеллектуально развивать ребят;
- вырабатывать самостоятельность детей;
-развивать познавательный интерес к химии;
-установить метапредметные связи знаний по химии с другими науками;
- развивать творчество.
Время: 60 мин.
Форма занятия: игра (закрепления и развития УУД)
Используемые технологии: игровые и методика АМО (активных методов обучения).
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, проектор, экран.
Условия игры: участвуют 3-4 команды обучающихся 8 класса. Каждая команда следует по станциям по маршрутному листу, в котором отмечается количество баллов, набранных в ходе работы. Коллективное обсуждение дает возможность найти правильный ответ. Нужно обязательно показать, озвучить правильный ответ, чтобы новые знания не были потеряны для ребенка. В конце игры жюри подводит итоги.
Этапы игры:
1. Интрига (цель-замотивировать учащихся).
2. Каждая команда проходит все этапы (цель – развитие различных компетенций ребенка)
3. Команды оформляют результаты и защищают их.
Ожидаемые результаты: применяемые на занятии активные методы обучения существенно повысят мотивацию работы обучающихся, продуктивность учебной деятельности, позволят провести эффективную работу класса, дети сумеют раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Ход мероприятия:
Определяем тему занятия:
«В местном отделении связи оказалось письмо. Оно было написано чернилами и случайно попало под дождь. Куда : 3 период, V группа, главная подгруппа. Химическому элементу…и далее размыто. Можно ли определить, кому адресовано послание?
Вопрос: - Что является отображением закона Д.И. Менделеева?
- Ребята, а таблицу элементов надо знать наизусть?
Будем применять принцип: «Понимание вместо запоминания»!
Командам выдается лист движения и маршрут движения (приложение1)
1 станция (литературная) – время-10мин.
1) преобразовать текст в логическую цепочку.
Известно элементов больше ста. К тому же Таблица Менделеева, проста.
Каковы ж её границы? Число периодов в нёй семь, Они известны почти всем,
Групп в таблице ровно восемь, Это всех запомнить просим!
2)Определить координаты нахождения химических элементов.
Символ | Название | Порядковый номер | Номер периода | Тип периода | Номер группы | Подгруппа |
Сl |
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
Ca |
|
|
|
|
|
|
Cu |
|
|
|
|
|
|
2 станция (русский язык) время-5мин.
Используя таблицу Менделеева, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски.
1.)Запишем в строчку аш, о, цэ.
| 2.)А цэ, о, аш запишешь ты – |
3)Цэ, о и калий на часок
| 4) Молибден и углерод, С ними калий, барий. А теперь все знают Это столица нашей Родины .( МоСКВа) |
3 станция (математическая) время-5мин.- Определите число протонов нейтронов и электронов для элементов Al; Na; S
Физкультминутка- 2 мин.
4 станция (иностранных языков, астрономии) время-7 мин. – работа с заимствованными словами
5 станция (биологическая) время-7мин. – умение работать с таблицами. Определить какой продукт нужно употреблять в пищу, чтобы пополнить суточную дозу калия детям
6 станция (химическая) время-10мин.- провести эксперимент.
Соблюдаем ТБ.
Калий. Элемент калий содержится в сухофруктах, поэтому людям, страдающим сердечной недостаточностью рекомендуется употреблять в пищу курагу, инжир, чернослив, изюм. Качественной реакцией на содержание катионов калия в продуктах питания может служить окрашивание пламени. При внесении в пламя спиртовки кусочка кураги на медной проволоке мы наблюдаем окрашивание пламени в характерный фиолетовый цвет, что свидетельствует о наличии катионов калия в исследуемом продукте.
7 станция (последняя-шуточная) время-7мин.- этап рефлексии.
1. Какой элемент радуется ? (Радон)
2. Этот газ утверждает, что он ни при чем? (Неон)
3. Какой элемент является экосистемой? (Бор)
4. В названии химического элемента два животных.(Мышьяк)
5. Этот элемент без постоянной прописки в ПС? (Водород)
6. Эти химические элементы легко превратить в название веселого зрелища? (Цирконий – цирк, цинк – цирк)
7. Названия этих элементов напоминают знакомые деревья? (Никель, дубний)
8. Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? ("Yes"- "No")
8 станция (отчетная) время-7мин.
Сдаются листы движения групп. Подводятся итоги мероприятия
Список литературы.
1.Дидактические материалы. «Изучаем химию» О.С. Габриелян , Т.В. Смирнова. Москва «Блик и Ко» 2000.
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
3.Внеклассная работа по химии. Т.Е. Енякова. Дрофа 2004
4. http://biofile.ru/bio/19356.html
Приложение 1
Лист движения.
Эпиграф к занятию: «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» (Древняя мудрость).
Руководитель группы_____________________________________
Представители группы | % участия в работе |
|
|
|
|
Маршрут движения.
1 станция (литературная) –
1) преобразовать текст в логическую цепочку.
Известно элементов больше ста. К тому же Таблица Менделеева, проста.
Каковы ж её границы,
Число периодов в нёй семь,
Они известны почти всем,
Групп в таблице ровно восемь,
Это всех запомнить просим!
2)Определить координаты нахождения химических элементов. Записать в лист движения.
Символ | Название | Порядковый номер | Номер периода | Тип периода | Номер группы | Подгруппа |
Сl |
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
Ca |
|
|
|
|
|
|
Cu |
|
|
|
|
|
|
2 станция (русский язык) – Используя таблицу Менделеева, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски.
1.)Запишем в строчку аш, о, цэ.
| 2.)А цэ, о, аш запишешь ты – |
3)Цэ, о и калий на часок
| 4) Молибден и углерод, С ними калий, барий. А теперь все знают .Это столица нашей Родины . |
3 станция (математическая) - Определите число протонов нейтронов и электронов для элементов
4 станция (иностранных языков, астрономии) ( Материал из Википедии)
В качестве символов по предложению шведского химика Й. Берцелиуса были приняты в большинстве случаев начальные буквы латинских названий химических элементов. Так, водород (латинское название Hydrogenium — гидрогениум) обозначают буквой Н (читают «аш»), кислород (латинское название Oxygeniит — оксигениум) — буквой О (читают «о»), углерод (латинское название Carboneum — карбонеум) — буквой С (читают «цэ»).На букву С начинаются латинские названия ещё нескольких химических элементов: кальция (Calcium), меди (Cuprum), кобальта (Cobaltum) и др. Чтобы их различить, И. Берцелиус предложил к начальной букве .Химический знак кальция записывают символом Са -(читают «кальций»), а меди — Си (читают «купрум»), кобальта — Со (читают «кобальт»). В названиях химических элементов отражены важнейшие свойства элементов. Например: водород — рождающий воду, кислород — рождающий кислоты, фосфор — несущий свет. Многие названы в честь небесных тел или планет Солнечной системы:— селен и теллур (от греч. Селена — Луна и Теллурис — Земля), уран, нептуний, плутоний. Отдельные названия заимствованы из мифологии. Например, тантал. Так звали любимого сына Зевса. За преступления перед богами Тантал был сурово наказан. Он стоял по горло в воде, и над ним свисали ветви с сочными, ароматными плодами. Однако едва он хотел напиться, как вода утекала от него, едва желал утолить голод и протягивал руку к плодам — ветви отклонялись в сторону. Пытаясь выделить тантал из руд, химики испытали не меньше мучений. Некоторые элементы были названы в честь различных государств или частей света. Это - германий , галлий (Галлия — старинное название Франции), полоний (в честь Польши), скандий (в честь Скандинавии), франций, рутений (Рутения — латинское название России), европий и америций. Вот элементы, названные в честь городов: гафний (в честь Копенгагена), лютеций (в старину Париж называли Лютеций), берклий (в честь города Беркли в США), иттрий, тербий, эрбий, иттербий (названия этих элементов происходят от Иттерби — маленького города в Швеции, где впервые был обнаружен минерал, содержащий эти элементы), дубний. Наконец, в названиях элементов увековечены имена великих учёных: кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий, лоуренсий.
Физкультминутка- 2 мин. Магия чисел. Как эти числа связаны с кислородом? 16 6 8 2 -2
5 станция (биологическая) – умение работать с таблицами. Определить какой продукт нужно употреблять в пищу, чтобы пополнить суточную дозу калия детям.
6 станция (химическая)- провести эксперимент. Калий. Элемент калий содержится в сухофруктах, поэтому людям, страдающим сердечной недостаточностью рекомендуется употреблять в пищу курагу, инжир, чернослив, изюм. Качественной реакцией на содержание катионов калия в продуктах питания может служить окрашивание пламени. При внесении в пламя спиртовки кусочка кураги на медной проволоке мы наблюдаем окрашивание пламени в характерный …….. цвет, что свидетельствует о наличии катионов калия в исследуемом продукте.
7 станция (последняя-шуточная)- этап рефлексии.
1. Какой элемент радуется ?
2. Этот газ утверждает, что он ни при чем?
3. Какой элемент является экосистемой?
4. В названии химического элемента два животных.
5. Этот элемент без постоянной прописки в ПС?
6. Эти химические элементы легко превратить в название веселого зрелища?
7. Названия этих элементов напоминают знакомые деревья? (Никель, дубний)
8. Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? ("Yes"- "No")
8 станция (отчетная)
Сдаются маршрутные листы групп. Подводятся итоги мероприятия.