Внеклассное мероприятие «Школа друзей природы» (8 класс)
«Школа друзей природы»
Информационная карта проекта
Цель проекта: развитие экологических знаний, экологической культуры, формирование экологического мышления и поведения у школьников, воспитание любви к природе и уважения к истории предков, разработка и апробация программы изучения традиций природопользования; привлечение юношества к изучению и восстановлению историко-культурного и природного наследия родного края, развитие детского эколого-краеведческого движения «ЭХОС», укрепление физического, психологического здоровья детей, обмен учебными материалами, методиками исследования.
Задачи: дать участникам ряд теоретических основ экологии и практические навыки в этой области; формирование экологического поведения; знакомство с историческими корнями, традициями, обычаями своего народа, края; закрепление у детей основ безопасной жизнедеятельности и «выживания» в природных условиях; оздоровление, активный отдых и досуг школьников . участие в творческих мастерских, эмоциональное восприятие окружающей природы; апробация авторских учебно-игровых программ; обмен методическим опытом.
Направление работы: экология, история, краеведение, природоохранная деятельность, оздоровление.
Участники проекта: учащиеся эколого-краеведческих кружков, победители экологических конкурсов, олимпиад, учащиеся школьных лесничеств,.
Условия участия в проекте: самообеспечение - делегации обеспечивают себя туристическим оборудованием,
Содержание программы:
15.1. Учебно-познавательный (образовательный цикл).
Цели: развитие познавательных мотивов, повышение уровня экологических знаний, экологической культуры и поведения, развитие эмоционально-чувственной сферы, воспитание патриотизма, уважение к истории предков.
Реализация: теоретические курсы, учебно-исследовательские проекты, практикум по экологии, геоботанике, гидрологии, гидробиологии и т.д., знакомство с памятниками
истории и культуры через лекционный курс и экскурсионное обслуживание. Реализация программы «ШКОЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ», включающая лекционный курс, практикумы по биоиндикации пресных водоемов, родников, мониторинговые наблюдения.
Полученные теоретические знания применяются в исследовательской деятельности и практикумах во время работы по проектам.
Практическая деятельность:
Цель: формирование активной позиции в охране природы, умение соотносить с законами природы свое поведение и хозяйственную деятельность.
Реализация: экологические десанты. конкурсы листовок, плакатов, ФЛЭШМОБ.
Оздоровительный цикл:
Цель: развитие физической культуры и здоровья детей и взрослых. Реализация: зарядка, спортивные соревнования, походы, водные процедуры,
Информационная среда:
Цель: формирование особой культурной, поведенческой, мировоззренческой среды на особо охраняемых природных территориях.
Реализация: лекции, экскурсии, пропагандистские акции, публикации творческих работ в прессе.
Досуг и творчество:
Экскурсии, экологические игры, творческие мастерские, праздник, спортивные соревнования.
Механизм реализации.
Работа по проекту осуществляется через внеурочную деятельность День защиты учебно-исследовательских проектов. В свободное от занятий время дети участвуют в занятиях по интересам, различных акциях, походах, экскурсиях, практической деятельности.
Схема реализации.
За реализацию Программы экологического лагеря отвечает координатор движения «ЭХОС» - директор национального парка
Руководитель лагеря отвечает за реализацию программы лагеря:
Руководитель лагеря отвечает за выполнение режима, безопасность детей и их здоровье.
Из представителей групп детей создается детская инициативная группа для координации совместных действий, для более продуктивной организации досуга.
Информационный центр создается из участников лагеря, для информирования через лагерную газету о мероприятиях и жизни лагеря.
Аннотация проекта: Эколого-просветительская деятельность является одним из ведущих направлений работы национального парка, является эффективной мерой охраны природы.
В реализации эколого-просветительских программ принимает участие весь коллектив парка: от директора до лесника в тесном сотрудничестве с органами власти, учреждениями образования, СМИ. Национальный парк уделяет много внимания воспитанию детей в духе бережного отношения к природе, всему живому. Поэтому к любой работе по любой программе привлекаются школьники , оказывается методическая помощь преподавателям естественных наук, воспитателям дошкольных учреждений, библиотекарям, руководителям дополнительного образования.
АктуальностьДанный экологический проект создан с целью изучения и использования традиций природопользования через практическую деятельность.
В ходе выполнения проекта появится реальная возможность школьникам и студентам закрепить уже полученные знания, получить новые; научиться в полевых условиях совмещать учебную и исследовательскую деятельность с практической, используя традиции местного природопользования, при помощи высококвалифицированных специалистов освоить приемы ландшафтной инвентаризации природно-исторических комплексов. В проекте предусмотрена организация научно-исследовательских экспедиций (студенты - школьники), которые позволят ребятам закрепить основы безопасной жизнедеятельности и «выживания» в природных условиях.
Проектом предполагается: первичный сбор и анализ материалов по истории пользования, закладка мониторинговых площадок и детальное геоботаническое описание по морфологическим показателям памятников природы, проведение санитарной очистки леса и выявление болезней, измерение биометрических показателей лесных насаждений, изучение антропогенного влияния на ландшафт, определение содержания загрязняющих веществ в почве, растительности и водных объектах.
В реализации проекта действенной формой воздействия на самосознание взрослого населения будет работа детского пресс-центра, во время которой ребята будут проводить социологические опросы, брать интервью, делать фото- теле- радиорепортажи.
Результаты, полученные в ходе реализации проекта, будут использованы в практической научно-исследовательской деятельности
Создание прочной материально-технической базы для проведения полевых экспедиций и выездных лагерей позволит вести долговременную работу в данном направлении.
Обоснование необходимости проекта:
В современных условиях вопросы регулируемого природопользования очень актуальны, поэтому сотрудниками парка ведется планомерная и кропотливая работа с населением по информированию о щадящем пользовании природными ресурсами ООПТ с целью сделать местных жителей своими союзниками. Самой действенной формой воздействия на их самосознание является экологическое просвещение.
Эффективным методом воспитания подрастающего поколения является общение с природой, когда в полевых условиях дети живут, проводят исследования, обучаются, трудятся, отдыхают, общаются друг с другом. У национального парка есть опыт проведения подобных мероприятий. Например:
Дети в течение недели не только отдыхают, но и получают много нового на занятиях, проводят огромную исследовательскую и природоохранную деятельность.
Методы и мероприятия:
1. Проведение лекционного цикла по кафедрам на природоохранную тематику, тренингов и ролевых игр, социологических опросов и природоохранных акций.
Организацию научно-исследовательских проектов, десантов по благоустройству территорий, акцию «Чистый лагерь».
Проведение экологического мониторинга, исследования состояния водного бассейна методом биоиндикации (все необходимое оборудование для проведения гидрологического и гидрохимического мониторинга имеется).
Изучение гидрологических, гидрохимических и гидрофизических параметров памятников природы с использованием комплекта полевой лаборатории «Пчелка» колориметрическим методом и методом титрования.
Проведение санитарной очистки леса и выявление болезней деревьев.
Измерение биометрических показателей лесных насаждений.
Закладку мониторинговых площадок и геоботаническое описание по морфологическим показателям.
Изучение лесной экосистемы, биоразнообразия животного и растительного мира, приспособлений организмов к окружающей среде, биотических связей в ней.
Знакомство с историей традиционного природопользования края, с методами изучения природных ландшафтов.
Конкурс экологического плаката.
Выставка поделок «Новая жизнь старых вещей»
Организацию досуговых мероприятий: экскурсий, вечера народных игр, аукцион блюд, ночь Иваны Купалы, Аграфены купальницы, спортивные мероприятия.
Исполнители проекта:
Для выполнения проекта создается временный рабочий коллектив в составе сотрудников привлеченных специалистов.
Ожидаемые результаты:
Расширение круга экологических знаний и умений. Обучение правилам поведения в природе.
Формирование пакета документов по движению. Разработка совместных проектов и акций.
Выбор оптимальных форм экологического просвещения.
Создание материально-технической базы для экологического туризма, проведения экологических слетов, лагерей, экспедиций
Сборник материалов школьных полевых исследований
Привлечение более широких масс к участию в Международной акции « Марш парков».