Внеклассное мероприятие на тему «Математика в профессии повара»
План внеклассного мероприятия
Викторина «Математика в профессии повара, кондитера»
Цели:
Образовательные:
способствовать формированию общих компетенций у обучающихся:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
воспитательные:
способствовать повышению интереса к изучению математики и формированию творческого отношения к избранной профессии;
способствовать воспитанию личностных качеств - организованности, дисциплинированности, ответственности за результат выполненной работы;
развивающие:
способствовать формированию умений обобщать полученные знания, проводить анализ, делать выводы.
Межпредметные связи:
- Кулинария
- Калькуляция и учет
Оборудование:
- ПК, - калькулятор
Продолжительность: 1 час
Участники викторины: 2 команды из студентов, обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
Место проведения: ауд
Жюри: преподаватель математики Григорьева Е.Д. (можно включить 3 студентов, один из которых следит за временем, другой – за порядком, а третий ведет подсчет баллов).
План викторины:
Вступительное слово преподавателя - 1 мин.
Конкурс «Приветствие команд» - 3 мин.
Конкурс «Разминка» - 4 мин.
Конкурс «Гонка за лидером» - 10 мин.
Конкурс «Ребусы» - 3 мин
Конкурс «Эстафета» - 6 мин.
Конкурс «Составь калькуляцию блюд», Конкурс «Пантомима»- 14 минут
Рефлексия. Подведение итогов, награждение победителей.
Заключительное слово преподавателя. – 3 мин
Правила викторины:
На выполнение каждого задания отводится определенное количество времени, сигнал об окончании отведенного времени - звонок будильника. (на телефоне помощника).
Сигнал о готовности команды к ответу – поднятая рука капитана.
Первой отвечает та команда, чей капитан первым поднял руку.
При неправильном ответе команды на вопрос право ответа переходит другой команде.
Команде, давшей неполный ответ на вопрос, жюри имеет право присудить половину баллов, предусмотренных за данное задание.
Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов.
Слово преподавателя
Профессия "Повар, кондитер" - это огромная ответственность, но и гордость за свое дело.
Действительно, чтобы стать профессионалом в данной области, необходимо совершенствовать свои знания по многим дисциплинам, и владеть основами калькуляции и учёта, деловой культуры, физиологии питания, санитарии и гигиены, товароведения пищевых продуктов, оборудования предприятий общественного питания, специального рисования и лепки.
Жила – была одна девочка Маша. Она любила говорить: «Мне математика не нужна. Я не собираюсь поступать в высшее учебное заведение. Я пойду учиться на повара в ЧТТПИК. А повару не обязательно знать математику?»
Мы сегодня постараемся убедить ее в том, и тех, кто так думает, что математика в жизни нужна всем, в том числе и повару, кондитеру.
И так, начинаем нашу викторину.
Конкурс «Приветствие команд»
Команды должны придумать название команды, выбрать капитана и придумать девиз.
Конкурс «Разминка»
Участникам предоставляются вопросы. Каждой команде по 7 вопросов (Преподаватель читает вслух в режиме блиц-вопроса). Отвечает та команда, которой предназначены вопросы. Если команда дала неверный ответ, отвечает вторая команда или болельщики. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
-
-
-
Геометрическое тело, на которое похожа земля. (Шар)
Периметр квадрата со стороной а. (4а).
Горело 5 свечей, 2 потушили. Сколько свечей осталось? (2)
Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько кг будет весить петух, если встанет на две ноги? (4 кг)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30)
Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулись 4 человека? (2)
Сколько концов у палки? У 5 палок? У 5 с половиной палок? (2, 10, 12)
Богатый родственник квадрата. Богаче квадрата в шесть раз. (Куб)
Учёный, который обессмертил предмет своей одежды (Пифагор)
Число, равное 106 (Миллион)
Математическое понятие, характеризующее соразмерность, одинаковость. (Симметрия)
Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника (Сторона)
Школьная крыса. (Биссектриса)
Зловещее место в Бермудах. (Треугольник)
-
-
Конкурс «Гонка за лидером»
Повар должен обязательно уметь определять влажность продуктов, рассчитывать дневную норму питания в %, производить калькуляцию и учет продуктов питания. Поэтому, конечно, важны для этой профессии математические задачи на проценты.
Каждой команде даются по 4 задачи, правильное решение оценивается по 2 балла за каждую задачу.
Задача 1.
Врачи рекомендуют дневную норму твоего питания распределить на 4 приема: утренний завтрак - 0,2, второй завтрак - 0,1, обед - 0,5 , ужин – 0,2. Запишите предлагаемую норму в %.
Решение:
утренний завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 50% , ужин – 20%.
Задача 2.
Для праздничного стола повар решил приготовить необычный фруктовый салат.
В книге рецептов написано, что на три пропорции такого фруктового салата необходимо взять 150 гр киви, 210 гр манго, 180 гр папайи и 60 гр миндальных орехов. По сколько граммов каждого ингредиента нужно для приготовления 20 пропорций фруктового салата.
Решение:
Выясним, по сколько граммов каждого ингредиента необходимо для приготовления одной пропорции салата: 150:3=50 гр киви, , 210:3=70 гр манго, 180:3=60 гр папайи, 60:3=20 гр миндальных орехов. Умножим полученные результаты на 20:
50*20=100 гр киви, 70*20=1400 гр манго, 60*20=1200 гр папайи, 20*20=400 гр миндальных орехов
Задача 3. Повару необходимо приготовить 15 порций бифштекса по 200 гр в каждой. Сколько необходимо взять мяса, если известно, что мясо при варке теряет 35% своей массы.
Решение:
1) Определим, сколько мяса необходимо для приготовления 15 порций по 200 гр. В каждой: 15*200=30000 гр
2) Находим потери при тепловой обработке мяса: 3000*35/100=1050 гр.
3) Определим, сколько необходимо взять мяса для приготовления бифштекса:
3000+1050=4050 гр=4 кг 50 гр.
Задача 4.
На производство поступило 200 кг неочищенного картофеля. Определите, сколько будет получено жареного картофеля, если нормы отходов при холодной обработке составляют 30% массы брутто, а потери при тепловой обработке – 31% массы нетто.
Решение:
1) Находим нормы отходов при холодной обработке: 200*30/100 = 60 кг
2) Рассчитаем вес картофеля с учетом потерь при холодной обработке: 200-60 = 140 кг
3) Находим потери при тепловой обработке картофеля: 140*31/100 = 43,4 кг
4) Определим, сколько будет получено жареного картофеля: 140-43,4 = 96,6 кг
Пока команды решают задачи- проводится конкурс для болельщиков- нужно отгадать загадки
Кулинар Егорка лакомую горку
Нам испек на день рождения-
Налетайте без стеснения! (торт)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился. (сахар)
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем. (бублики)
Дедушка смеется,
на нем шубонька трясется. ( кисель)
Что на сковородку наливают,
да вчетверо сгибают? ( блины)
Холодок в пакете.
Едят и взрослые и дети.
Холодок, холодок,
дай лизнуть тебя разок. (мороженое)
Болельщикам самим предлагается придумать аналогичные загадки, связанные с едой.
Конкурс «Ребусы»
Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.
Каждой команда получает по три ребуса (одинаковых), за каждый верно отгаданный ребус команда получает по 1 баллу, максимум 3 балла..
квадрат |
вектор |
степень |
Слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов.
Конкурс «Эстафета»
Каждой команде дается по 2 задачи. Команда первая верно решившая задачи получает по 2 балла за каждую задачу. Оцениваются правильность и скорость выполнения задания.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 команды:
На производство поступило 200 кг неочищенного картофеля. Определите, сколько будет получено жареного картофеля, если норма отходов при холодной обработке составляет 30% массы брутто, а потери при тепловой обработке 31% массы нетто.
Решение:
Найдем норму отходов при холодной обработке, которая составляет 30%
200 кг-100% , Х кг – 30% , Х= 200*30/100=60 кг
200-60=140 вес брутто. Найдем массу потери при тепловой обработке ,
140 кг-100%, Х кг-31%, Х = 140*31/100=43,4
И вычисляем массу жареного картофеля 140-43,4=96,6 кг
Ответ:96,6 кг.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 команды:
Масса почек говяжьих охлажденных (брутто) 5 кг. Норма отходов при холодной обработке 7%, потери при варке 47%. Определите массу отварных почек.
Решение: Найдем норму отходов при холодной обработке ,которая составляет 7%.
5 кг-100%, Х кг-7%, Х=5*7/100=0,35 кг-отходов при х/o.
5-0,35=4,65 вес брутто.
Найдем массу потери при варке 4,65 кг-100% , Х кг- 47%, Х=4,65*47/100=2,185 кг потери при варке.
4,65-2,185=2,465 кг
Ответ:2,465 кг масса отварных почек.
Конкурс «Составь калькуляцию блюда»
Пользуясь Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий, составьте калькуляцию блюд:
- «Компот из сухофруктов» для школьной столовой (выход одной пропорции 200 г);
- «Кисель из апельсинов» (выход одной пропорции 200 г) для ресторана, если это блюдо включено в комплексный обед.
Калькуляционная карта
Компот из смеси сухофруктов СРБ №868, 2002
Наименование сырья и показатели |
Норма |
Цена, р.к. |
Сумма, р.к. |
|
на одну порцию, г |
на 100 порций, кг |
|||
Курага |
25 |
3-25 |
||
Сахар |
20 |
0-60 |
||
Кислота лимонная |
0,2 |
2-00 |
||
Общая стоимость сырьевого набора, р.к. |
х |
х |
||
Наценка 10 %, р.к. |
х |
х |
||
Цена продажи блюда, р.к. |
х |
х |
||
Выход одного блюда в готовом виде, г |
200 |
20 |
х |
х |
Решение:
Наименование сырья и показатели |
Норма |
Цена, р.к. |
Сумма, р.к. |
|
на одну порцию, г |
на 100 порций, кг |
|||
Курага |
25 |
2,5 |
3-25 |
325-00 |
Сахар |
20 |
2 |
0-60 |
60-00 |
Кислота лимонная |
0,2 |
0,02 |
2-00 |
200-00 |
Общая стоимость сырьевого набора, р.к. |
х |
х |
5-85 |
585-00 |
Наценка 10 %, р.к. |
х |
х |
0-60 |
60-00 |
Цена продажи блюда, р.к. |
х |
х |
6-45 |
645-00 |
Выход одного блюда в готовом виде, г |
200 |
20 |
х |
х |
Калькуляционная карта |
Норма |
|
|
|
на одну порцию, г |
|
|||
Апельсины |
75 |
2,5 |
3-75 |
375-00 |
Сахар |
20 |
2 |
0-60 |
60-00 |
Крахмал |
8 |
0,8 |
0-20 |
20-00 |
Общая стоимость сырьевого набора, р.к. |
х |
х |
4-55 |
455-00 |
Наценка 10 %, р.к. |
х |
х |
0-45 |
45-50 |
Цена продажи блюда, р.к. |
х |
х |
5-00 |
500-00 |
Выход одного блюда в готовом виде, г |
200 |
20 |
х |
х |
Решение:
Наименование сырья и показатели |
Норма |
Цена, р.к. |
Сумма, р.к. |
|
на одну порцию, г |
на 100 порций, кг |
|||
Апельсины |
75 |
3-75 |
||
Сахар |
20 |
0-60 |
||
Крахмал |
8 |
0-20 |
||
Общая стоимость сырьевого набора, р.к. |
х |
х |
||
Наценка 10 %, р.к. |
х |
х |
||
Цена продажи блюда, р.к. |
х |
х |
||
Выход одного блюда в готовом виде, г |
200 |
20 |
х |
х |
В течение того времени, пока команды заполняют калькуляционные карты, проводится конкурс «Пантомима». Вызывается один представитель от каждой команды (капитан) , который получает карточку с заданием.
Карточка 1
Изобразить с помощью «языка тела», не используя слова, следующие термины: холодильник, морковь, торт, половник.
Карточка 2
Изобразить с помощью «языка тела», не используя слова, следующие термины: миксер, репа, пирог, нож.
Болельщики отгадывают слова. Если слово отгадано – очко зачисляется команде, представитель которой изображал данное слово.
Команда может заработать 4 балла.
Слово преподавателя: Как вы думаете, нужна ли повару математика?
Предполагаемый ответ:
В профессии повара, кондитера математика занимает большое место. В этом мы наглядно убедилась сегодня на данном мероприятии. Мы будем старательно изучать математику, чтобы лучше освоить эту профессию и стать специалистами своего дела.
Самый главный вывод вы уже сделали, а теперь подведем итоги нашей викторины.
Жюри подводит итоги.
Оценочный лист команды
Конкурсы |
Максимальное количество баллов |
Количество набранных баллов |
|
Команда 1 |
Команда 2 |
||
Конкурс «Приветствие команд» |
2 балла |
||
Конкурс «Разминка» |
7 баллов |
||
Конкурс «Гонка за лидером» |
8 баллов |
||
Всего за 3 конкурса |
|||
Конкурс «Эстафета» |
4 балла |
||
Конкурс «Ребусы» Оцениваются правильность и скорость выполнения задания |
|||
Конкурс «Составь калькуляцию блюда» |
8 баллов |
||
Конкурс «Пантомима» |
4 балла |
||
Итого |
___балла |
Устинова Валентина Ивановна