Внеклассное мероприятие «Путешественники во времени. Матросский бульвар»
«Путешественники во времени. Глава 1. Матросский бульвар»
сценарий классного мероприятия, посвящённый истории Матросского бульвара
Внеклассное мероприятие: «Путешественники во времени. Глава 1. Матросский бульвар»
Цель: ознакомить детей с родным городом.
Задачи:
- Формировать умение рассказывать о достопримечательностях своего города
- Воспитывать любовь к родине
- Вызвать интерес к своему городу и чувство гордости
Название: Путешественники во времени. Глава 1: Матросский бульвар
Тема: Матросский бульвар
Оборудование: фото, раздаточные материалы, пульт
Содержание:
Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать во времени в нашем любимом городе. Я попрошу вас выключить свои телефоны и не отвлекать меня, путешествие во времени – дело серьезное! И первой точкой нашего путешествия будет Матросский бульвар. Я сразу хочу попросить вас определять кому или чему посвящен памятник, например- событию, человеку или знаку. Хорошо? Договорились? Поехали.
1 точка(1 слайд) Как вы думаете почему мы с вами сейчас стоим около памятника Екатерины 2, а не на самом бульваре? Ответ: потому что именно Екатерина приказала построить город, а точнее морскую крепость – Ахтиар. Правильно!
Тогда ответьте мне, чему посвящен этот памятник? Правильно: событию.
Давайте осмотрим памятник поближе, со всех сторон. Высота памятника около 6 м. На левой грани мы видим указ Екатерины об основании города. Вот здесь есть дата основания города – 1783 год. Сейчас мы с вами находимся в нашем времени (2020), т. к. памятник построен в 2008 году, а теперь я нажму кнопку, и мы перенесемся в 70-ые года 19 века и пройдем Чесменской улицей, которая сейчас называется Советской, прямо на первый Севастопольский бульвар.
Тем временем, я расскажу вам тайну, почему эта улица так называлась. В 1770 году русский флот побудил турецкий в Чесменской бухте и это событие имело настолько важное событие для России, что по всей России появлялись памятники и улицы с таким названием, когда мы с вами отправимся в путешествие в Санкт-Петербург, там мы посетим Петергофский дворец, где есть целый мемориальный зал- Чесменский! Вот мы и поднялись к Матросскому бульвару, который в 19 веке назывался Мичманским, ой, я случайно нажала на кнопку и бульвар уже называется Малым. Это его самое первое название, и вы можете догадаться почему, давайте посмотрим. (фото – памятник Казарскому и всего 1 аллея)
Вы правы, ребята, бульвар действительно попросту был очень маленьким! Устройство бульвара началось по инициативе Лазарева М. П., ведь он очень хотел украсить город и снести ветхие старые здания, которые здесь были.
О НЕТ, этот пульт вечно заедает, мы снова в нашем времени. Но ничего страшного, давайте пройдем на бульвар, перед нами появились 2 льва, а ведь в 19 веке тут было пусто, удивительно. Но вернемся к делу, с чем у вас ассоциируется это животное? – сила, спокойствие, …. Верно! Они символизируют господство нашего флота на Черном море. Мне кажется, или где-то еще у нас были похожие львы? Точно, на Графской пристани, но мы еще вернемся к ней. Пока мы болтали, флот быстро развивался и нужна была связь между кораблями. Для того чтобы узнать об этом побольше, мы перенесемся в 90-ые годы 19 века. Именно в это время Попов испытывал первую в истории радиосвязь-БЕСПРОВОДНУЮ, одна из вышек стоит прямо здесь, вот она(фото), а на Северной стороне другая. Нажимаю кнопку и вот мы в 20 веке. На месте вышки стоит памятник, давайте осмотрим его поближе со всех сторон, Ответ: ребята читают надпись - да, он как раз и посвящен этому важному ЗНАКОВОМУ событию (100 лет изобретения радио). Здесь мы видим 4 метровый столб, вот барельеф Попова, а на самом верху памятного знака - радиолокатор и шар со стрелами.
Давайте вернемся в 2020, справа от нас мы видим здание правительства Севастополя, а на нем – интересная картина. Кого мы видим? Ответ: моряков, один из них идет с девушкой. А как вы думаете, какой век представлен на картине? Ответ: скорее всего, 20. Мне кажется так и есть, на этом бульваре часто гуляли моряки, были танцы, возможно, даже ваши бабушки и дедушки так же, спускались по этой лестнице в подобных нарядах. Когда будете дома – спросите у них, может они расскажут вам как проходили их свидания и встречи здесь.
А теперь обратите внимание на этот чудесный фонтан. Кого мы здесь видим? Мальчик с корабликом. Я хочу показать вам этого же мальчика в 50-ые г. 19 века. А теперь сравните, видите отличия? (Разные места, камень, на котором стоит мальчик и тд). А почему на наш современный бульвар вдруг решили вернуть мальчика с корабликом? Я вам сейчас расскажу – он является символом, мечтой – все мальчики мечтали стать офицерами, не зря же наш город – морская крепость. Посмотрите, на мальчике надета бескозырка, я уверенна , что даже в ваших альбомах с фотографиями, есть фото, в тельняшке или бескозырке. Посмотрите потом дома с родителями и расскажите мне.
Но, нам уже пора двигаться дальше, мы подошли к бригу Меркурий, вы уже знаете про этот подвиг, но давайте обойдем памятник вокруг и рассмотрим все поближе. Здесь ясно видно, насколько турецкие корабли превосходили наш маленький бриг в размерах. Этот подвиг демонстрирует силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Вы уже заметили, что морская тема преследует нас повсюду, она тонкой ниточкой связывает весь бульвар и каждый памятник, не давая нам забыть, что город расположен у моря, город - крепость, город- герой.
Следующий памятник посвящен этому же подвигу, а именно командиру брига Александру Ивановичу Казарскому. Но посмотреть на него поближе я хочу вернувшись в самое начало, в 19 век, а именно 1839, когда памятник был основан. Оп, и мы уже здесь, вокруг ничего нет, только этот памятник. Первый памятник нашего города, инициатором которого был М. П. Лазарев, о котором мы уже говорили, а деньги на этот памятник собрали сами жители Севастополя и конечно же моряки. Давайте обойдем его вокруг, здесь всеми нами известная надпись «Казарскому. Потомству в пример.» Вот горельефы богов Ники, Меркурия и Нептуна и снова львы, с них начинается бульвар и ими же и заканчивается. Высота 5, 5 метров. Нам нужно возвращаться в 2020, время путешествия подходит к концу. Осмотритесь, мы на главной площади, вон там памятник Нахимову, ученику Лазарева, а там радиогорка, где стояла 2 вышка и Попов проводил сеанс беспроводной связи. Давайте спустимся по главной лестнице, так же как шли наши бабушки и дедушки и пройдем к вечному огню. Он символизирует память, память о подвигах наших моряков, наших офицеров, родных, я думаю, теперь вы тоже помните и знаете как это важно. Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой квест и выполнить несколько заданий, чтобы закрепить информацию, которую вы сегодня услышали.
Квест:
- Сопоставить памятник и век, к которому он относится.
- Какой самый высокий памятник на бульваре?
- В каком году был основан Севастополь?
- Сколько львов на Матросском бульваре?
- Перечислите все названия бульвара.
- Составьте как можно больше слов из слова МАТРОССКИЙ.
Пояснительная записка
Практическая ценность данной разработки состоит в возможности использования данного материала в других образовательных организациях на уроках истории, МХК, Севастополеведения; во внеклассной работе (классный час), во внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного направления, что, несомненно, будет активизировать воспитательную работу, военнопатриотическое воспитание учащихся. Данное занятие способствует формированию коммуникативно – познавательной и творческой деятельности у обучающихся. При проведении занятия применяются разнообразные формы и методы работы, используется игровая технология. Возможно использовать как полностью материал всего мероприятия, так и различные части данной разработки в других учебных и воспитательных мероприятиях.
Участники: ученики 5-7 класса.
Тема: Путешественники во времени. Глава 1. Матросский бульвар.
Форма проведения: игра-квест.
Цель мероприятия: привлечение интереса учеников к изучению истории города, развитие патриотического духа и расширение знаний о городе Севастополе. Совершенствование умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Задачи мероприятия:
Повышение мотивации к познавательной деятельности;
Формирование коммуникативной компетенции, умения работы в коллективе, в составе команды.
Закрепить материал, изученный на экскурсии;
Систематизация знаний обучающихся по истории Второй Героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.;
Воспитать патриотические чувства у молодого поколения;
Способствовать расширению кругозора и углублению краеведческих знаний;
Развивать интерес к истории города Севастополя и Отечественной истории;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и грамотную речь.
Подготовительный этап
Предварительное задание для участников: написать маленькое эссе о своих впечатлениях после экскурсии на Матросском бульваре.
Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, колонки.
Оборудование: распечатанные листы книги; ручки разных цветов; клей-карандаш; картинки; папки с файлами.
Музыкальное оформление: Little Joys, автор: Saint Park, фоновая музыка с портала YouTube.
Ход мероприятия
Вступление:
Ведущий:
Ребята, на прошлой неделе мы с вами побывали в увлекательном путешествии по Матросскому бульвару.
Каждый из вас получил задание написать маленькое эссе о своих впечатлениях об экскурсии.
Вчера вы мне их принесли на проверку и чуть позже я прочитаю самое интересное. А сегодня у вас новое задание: собрать свою собственную книгу об этом путешествии, вам придется восстановить утерянные картинки, кусочки текста и улицы, места и площади на картах.
Участники делятся на две команды по 10-12 человек, на столах уже разложено необходимое оборудование. Учить объясняет задание, оговаривает время на выполнение заданий. Дает команду старт, дети собирают книгу по страницам, вписывают правильные слова и даты, работают с картами, вклеивают картинки.
Ведущий:
При оценке работы команды учитываются организованность и позитив, аккуратность и, конечно же, сплоченность.
По истечению указанного времени (20-25 минут), учитель останавливает детей.
От каждой команды выходят чтецы и по очереди по одному четверостишью читают стихотворение. Получают дополнительные баллы своей команде. (5 мин)
Далее зачитываем самые интересные фрагменты из написанных эссе и также добавляем баллы командам (5 мин).
Ведущий:
Представьте себе, что вам надо провести друзей из Англии по бульвару для этого вам понадобится словарь. Вспомните и напишите эти слова на английском: памятник, лев, кораблик, скульптура, бульвар, матрос, адмирал, площадь, радио, улица, фонтан, мальчик.
И пока я проверяю книгу каждая команда делает словарь (5 – 10 мин).
А теперь давайте посмотрим, как же должна выглядеть книга без ошибок.
Смотрим презентацию (5 мин).
Подведение итогов: выбирается команда победителей, дети получают призы (сладости, фото, магниты). Учитель нацеливает на ребят на следующую экскурсию и игру.
Слово жюри: закончилось ваше путешествие в прошлое. Сегодня в нашей квест-игре победу одержала команда «№1». Команды получают грамоты и призы. По результатам проверки лучшим переводчиком стала команда «№ 2». Объявляются благодарности учащимся, которые помогали готовить и проводить квест.
Ведущий: Каждая страничка нашего мероприятия сохранит в себе ваши эмоции, новые знания, память о героизме Севастопольцев. И уже совсем скоро, мы с вами отправимся в новое путешествие, за новыми знаниями и впечатлениями. Успехов!
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Итоговым результатом квеста стала диагностика правильных ответов, проведённый анализ показал, что тема в целом учащимися усвоена.
Актуальность выбора темы и формы мероприятия подобраны верно. Они соответствует интересам учащихся, их возрастным особенностям.
Связь с учебной и воспитательной программой школы и класса прослеживается. Мероприятие способствует повышению интереса к истории, обществознанию, краеведению. Создаёт позитивную мотивацию на дальнейшее изучение истории Севастополя, и его роли в истории России. Организованность, дисциплина и внешний вид учащихся соответствовали данному мероприятию. Соревновательный, игровой, коллективный характер мероприятия очень заинтересовал учащихся и вызвал бурю положительных эмоций.
Нужно отметить массовость и активность учащихся в подготовке и проведении квеста.
Внутри команд царила атмосфера дружбы и взаимовыручки. Практически все поставленные цели и задачи успешно реализованы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сценарий квеста или его элементы можно использовать при организации патриотической игры, посвящённой , проводимой в средней и старшей школе, в лагере.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
Книга
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Афанасьева, Л.О. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] Л.О. Афанасьева, Е.А. Поречная // Школьные технологии. 2012. - № 6. - С. 149-159.
2 Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
3 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012.
4 Абрамов, С. Первый выстрел: фильм [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=u9veX2Xa30s, свободный (Дата обращения 3.03.2020). – Загл. с экрана.
5 Как создать образовательный квест [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/kak-sozdavat-obrazovatelnyj-kvest.html, свободный (Дата обращения 3.03.2020). – Загл. с экрана.
6 Листова, Е.Л. Севастопольский вальс: фильм [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.ntv.ru/video/1281140/, свободный (Дата обращения 3.03.2020). – Загл. с экрана.