12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна5525
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»

Внеурочное мероприятие «Праздник чая»

Цели:

Познавательная – знакомство с историей происхождения чая, особенностями употребления чая в Китае и России; чайным этикетом; расширение кругозора учащихся.

 Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.

Воспитательная – формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, воспитание уважительного отношения к образу жизни других народов, более глубокого осознания своей культуры.

1-й скоморох.

Не толпитесь у дверей –

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем, ребятишки,

И баранки, и коврижки.

2-й скоморох.

Это все для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте.

Сладким чаем запивайте.

3-й скоморох.

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Все трое (хором).

К нам, смотри, не опоздай,

А не то остынет чай.

1-й ребенок.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как хлеб.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

2-й ребенок.

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

3-й ребенок.

Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора, чашки раскупались, и росла слава воспетого на них напитка.

4-й ребенок.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.

КОНКУРС «Кто больше знает названий чая»?

5-й ребенок.

На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – 400 г чая. Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

Воспитатель. А как чай попал к нам в Россию?

6-й ребенок.

В 1638 г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком.

7-й ребенок.

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас - вышитый золотом и серебром, а так же 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова.

8-й ребенок.

Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

На столе стоят заварники различных размеров. Один из учеников рассказывает, почему они разные.

Разыгрывается сценка «Раз привез мне барин чаю».

Один ребенок читает, а другой показывает мимикой и пантомимикой.

Раз привез мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался –

Чай забыл я посолить.

О том, как правильно заваривать чай, нам сейчас расскажут и покажут ребята.

КОНКУРС ЗАГАДОК.

В брюхе – баня,

В носу – решето,

На голове – пупок.

Всего одна рука

И та на спине. (Чайник)

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (Блин)

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода. (Самовар)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаевничать вся семья. (Стол)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его… (лимон)

9-й ребенок.

В России были первое время и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале 20 века Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая.

Воспитатель.

В 18 веке в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец – самовар.

Самовар пыхтит, искрится –

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

КОНКУРС «Узнай из какого произведения данный отрывок, и кто автор этого произведения»?

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит,

И на бабу поглядывает. (К.И. Чуковский, Федорино горе)

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла,

Пошла муха на базар

И купила самовар,

«Приходите тараканы,

Я вас чаем угощу»! (К.И. Чуковский, Муха-цокотуха)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. (К.И. Чуковский, Мойдодыр)

- Кто там?

- Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу!

А кот ему говорит:

- Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. (Э. Успенский, Дядя Федор, пес и кот)

- Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжелый больной в мире, - воскликнул он и бросился на диванчик.

- А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш.

- Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!

- Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.

- Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире! (А.Линдгрен, Малыш и Карлсон)

У нас в гостях, ребята самый знаменитый сладкоежка на свете, Карлсон. (Разыгрывается сценка)

Я хотел устроить бал,

Я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Ножи, тарелки, вилки тут,

Но что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек откусил.

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли.

Но, вы не думайте ребята, что я к вам в гости с пустыми руками пришел, я испек еще один пирог. (Рассказывается с раскаянием, а потом с радостью).

А сейчас ребята в заключение расскажут нам стихи о чае.

На столе лежат баранки,

Самовар уже кипит.

Черный чай в сухой жестянке,

Словно гвоздики звенит.

Приходите чаевать

Поскорее, гости,

И душистого опять

Чаю в чайник бросьте.

Мы, чаинки –шелестинки,

Словно гвоздики, звеним.

Хватит нас на сто заварок,

На четыреста припарок –

Быть сухими не хотим.

Поем припев о чайном празднике (на мотив песенки «Голубой вагон»).

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И наливай-ка всем ароматный чай.

А сейчас мы приглашаем всех за стол, чтобы отведать этого полезного, приятного напитка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА)

Как называли в Монголии, чай для заварки (Бахча).

Где впервые обнаружили чайные кусты (Китай).

Как называли поборы, которые взимали китайские чиновники с населения (Чаевые).

Что было написано на чайных чашках, впервые выпущенных в Китае (Поэма).

Кто первый попробовал заварить чай и выпить его (Пастухи).

Где в России было самое массовое производство самоваров (Тула).

Цитрус, который очень часто добавляют в чай (Лимон).

Что мы обычно стелим на стол прежде, чем накрыть его к чаепитию (Скатерть).

 

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (2)

Сидорова Зоя Григорьевна, 12.02.17 в 17:34 0 Ответить Пожаловаться
Интересная задумка!
Мне понравилось!
Зоя.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.