12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Данилина Елена Борисовна19

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по морю Слов»

Тема: Почему мы так говорим?

 Цель: создать условия для формирования у детей потребности соблюдать культуру устной речи воспитывать вежливое обращение к окружающим взрослым и одноклассникам

Задачи: 

закреплять правильные речевые навыки в различных речевых ситуациях;

развивать языковое чутьё, память, внимание;

воспитывать любовь к родному языку;

воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, веру в собственные силы, умение работать в коллективе.


Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.


Ход классного часа:

I. Организационный момент.

- Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

Сегодня я предлагаю вам отправимся в необычное путешествие. Попробуйте определить, куда и зачем. Для начала, послушайте стихотворение:

Всему название дано – и зверю, и предмету. 
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – 
В огромном море – море слов – 
Купаться ежечасно!

А.Шибаев

- О чём это стихотворение? Так куда и зачем мы с вами совершим путешествие? (Ответы детей: о словах, названиях, о речи, будем путешествовать по морю слов.)

- Совершенно верно, сегодня мы отправимся в путешествие по морю Слов, попытаемся разобраться с некоторыми ошибками, встречающимися  в нашей речи, вспомним, какие слова могут её украсить.

Слово – великая сила. Всего одним словом можно очень обидеть человека, или рассмешить, можно даже поддержать, утешить в трудную минуту. Если вы хорошо  владеете словом, то сможете поддержать любой разговор. А кто-нибудь из вас задумывался, как нужно говорить, чтобы ваша речь была понятной и  приятной? (ответы учеников)

- На протяжении всего нашего путешествия мы должны будем с вами составить «Заповеди речевого этикета».(На доске прикреплён ватман «Заповеди речевого этикета»)

II. Основная часть

- Ребята, а с чего начинается любое путешествие? (ответы детей)

На доске надпись «КАССА»

- Правильно, с покупки билетов, путёвок. Чтобы нам отправиться в путешествие,  нам нужен билет. Но билет нам с вами продадут не за деньги, а за что, узнаем из стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова». Послушайте. (заранее подготовленные дети, читают стих).

1 ученик: Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой...

2 ученик: — Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

Мне — поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

3 ученик: Говорит овечка:
— Мне — одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.

Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала утка
ДОБРОЕ УТРО.

4 ученик: А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА!

- Так какие же слова нам помогут приобрести билет и отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

- Молодцы, верно. Их еще называют вежливые, «волшебные», этикетные слова. А зачем они вообще нужны в нашей жизни? (Ответы учеников).

- Чем чаще вы будете употреблять «волшебные» слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее и к вам будут относиться.

- Итак, что мы можем записать в нашу памятку «Заповедь речевого этикета», начиная  наше путешествие? (1.Часто использовать в своей речи вежливые слова, говорить спокойно и доброжелательно.)

- Ну, вот мы и на корабле, но чтобы наш корабль поплыл, мы должны закончить стихотворные строки «волшебными» словами.

 Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).

Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

- Молодцы, благодаря вам наш корабль отправился в море Слов.

- Ребята, смотрите, впереди остров! Давайте сделаем остановку и познакомимся с его жителями. 

1. Остров «Слова-сорняки»

- Смотрите, ребята, здесь какая-то записка!

Аркадий Хайт “Лишние слова”.

(Чтение по ролям, читают подготовленные дети).

1.Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “ноль один”

Срочно сообщает:

2.- Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

Вообщем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить

Все давно сгорело.

1.- Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает.

-Вообщем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

Вы проехали давно

Возвращаться нужно.

1.Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

2.– Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте.

Не для вас для одного

Будут, значит, гости!

Вообщем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану…

1.Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.



- Какие ненужные слова вы услышали в стихах? Какую ошибку совершают их герои? (Ответы учеников.)

- Правильно в этих стихах много лишних слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и просто засоряют речь говорящего. Их называют слова-сорняки, слова-паразиты. Конечно, в языке слов-паразитов нет, такими они становятся в нашей речи из-за частого и  неуместного их употребления.

- давайте, посмотрим на жителей этого острова. Например, слово «короче». А что это слово означает? (дети – небольшой, короткий)

- Почему тогда это слово живёт на этом острове? (Ответы учеников).

- Вы, совершенно правы. Люди зачастую не уместно используют это слово в своей речи: «Короче, пошли домой», «Короче, сегодня вечером, я всех жду у себя» и т.п., тем самым загрязняют русскую речь словами-сорняками.

- Как вы думаете, а почему слова-сорняки появляются в нашей речи? (Ответы учащихся)

- Всё верно. Это и волнение во время говорения, и неумение подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и бедность словарного запаса говорящего, и  своего рода «мода» на некоторые слова.

- Я предлагаю помочь жителям этого острова избавиться от слов-сорняков. Посмотрите на слайд, найдите слова-сорняки, уберите их и прочитайте получившиеся текст.

1) Ну, вот, короче говоря, жили-были дед да баба. И была у них как её, Курочка Ряба. Ну, вот, значит, снесла курочка яичко, да, как бы,  не простое - золотое. Короче, дед бил - не разбил. Значит, баба била - не разбила.

Между прочим, мышка бежала, хвостиком махнула, раз, яичко упало и разбилось. Так сказать, дед плачет, баба плачет,  а Курочка Ряба, как его,  кудахчет:

- Не плачь, значит,  дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое! Ну, вот!

(Учащиеся получают листочки с текстом и зачеркивают лишние слова, читают исправленный текст.)

- Молодцы, и с этим заданием вы легко справились. А что из этого мы узнали, и может записать в нашу заповедь. (2. Не использовать в своей речи слов-паразитов).

2. «Пираты» (звучит сирена, в класс заходят двое 4-классников, одетых в пиратов)

1 пират

- Бро, это что за корыто такое? А это что за шпана? Где сокровища?

2пират

- Да, походу мы лажанулись. Это полный треш. Меня всего бамбит.

1 пират

- Гоу отсюда. Это полный зашквар. Они нубы. С них ничё не цапнуть.

- Ребята, а вы кто такие? Что вы от нас хотите?

- Мы пираты. Думали с вас бабла срубить, а тут шпана одна. Сокровищ нема.

- Наше сокровище – это наш язык. А на каком языке вы говорите? (пираты задумались)

- В вашей речи присутствует очень много жаргонизмов или молодежного сленга. Мы сейчас с ребятами поможем вам избавиться от него и научим говорить правильно.

- Сейчас  русская речь перегружена жаргонизмами. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Для них жаргон - это «свой» язык. Но только представьте, как школьник, привыкший разговаривать на сленге, будет разговаривать с мамой, бабушкой, продавцом в магазине, учителем в школе.

- Сейчас я вам буду говорить слова из молодёжного сленга, а ваша задача их перефразировать на понятную для нас речь.

Чел - человек

Башка - голова

Замётано - договориться

Изи- легко

Лафа - бездельничать

Чилить - развлекаться

Краш –человек, которого ты любишь.

Хейтить - ненавидеть, ругать

Инглиш – иностранный язык

Бабло - деньги

Кадр – смешной человек

Жратва - еда


- Молодцы, ребята. Ну, что пираты запомнили, как нужно заменять сленг? (ответы пиратов)

- Давайте проверим. Сейчас каждому и вас будет предложена ситуация, вы должны будите заменить сленг словами-синонимами.

1 ситуация:

- Здарово, баклан! Мне сегодня русичка двойбан вляпала за контрошку мне, родаки бошку оторвут. Мне капец!

Решение:

- Привет _____! Мне сегодня учительница русского языка поставила за контрольную работу двойку, меня родители будут ругать и накажут.

2 ситуация:

- Ботан, ты сделал домашку по литре и инязу?

- Да.

- Ништяк. Дай скатать.

Решение:

-____, ты сделал домашнюю работу по литературе и иностранному языку?

- Здорово. Дай списать, пожалуйста.

- Молодцы!

- Спасибо, друзья мы постараемся исправить свою речь и говорить правильно, без лексикона. Прощайте, извините, если напугали. (уходят)

- Прощайте.

- Ребята, а какую заповедь мы можем себе взять из этой ситуации? (3.Стараться избегать в своей речи различных сленгов).

- Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Вы только представьте, если бы этот указ имел свою силу в наше время, то, сколько человек могло лишиться жизни?!

3. Рифы Ошибок.

- Ну, а мы продолжаем наше путешествие. Ребята, кажется, впереди рифы! Нам предстоит проплыть мимо рифов Ошибок. Для этого мы должны найти ошибки и исправить их. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки в предложениях.

В столовой на завтрак дали пирожок с повидлой. (с повидлом)

Ира вымыла голову новой шампунью. (новым шампунем)  

Я  победю в эстафете. (одержу победу)

 У Лены нет зимних сапогов. (сапог)

На моё (мой) День рождения я пригласила весь класс.

Тетрадки ложи  в портфель. (клади)

Коля  одел (надел) новую куртку.

- Молодцы. Всё верно. А что мы добавим в нашу памятку.

(4. Слова в предложениях нужно изменять  правильно, не  нарушать языковые нормы)

Молодцы, вы исправили все ошибки и смогли преодолеть рифы Ошибок. Плывём дальше.

4. Спасение Ударение.

- Смотрите, что это виднеется впереди? Да, это какой-то корабль. Пассажиры этого корабля машут и что-то кричат нам. Давайте подплывём поближе и узнаем, что случилось. Оказывается, их корабль задел риф и терпит бедствие. Давайте поможем этим путешественникам. Чтобы спасти всех людей, нам нужно протянуть канат, по которому экипаж сможет перебраться на наш корабль. Но мы сами не сможем его докинуть до корабля, для этого нам может помочь морская птица Ударение. Чтобы она нам помогла, мы должны правильно поставить ударение в словах и прочитать стихи на слайдах.


1. Рысь идет на мягких лапах,
Рысь добычи чует 
зАпах.
Швея стачала юбку в швах,
А сбоку сделала 
запАх.

3. На ветку дуба сели бЕлки,
Устроив в роще посиделки.
Шеф-повар просит нас: "Сынки!
Для торта взбили бы 
белкИ!"

2. Из теста сделали кружкИ,
Из них слепили пирожки,
Компот налили в 
крУжки:
- Отведайте, подружки!



- Молодцы! Теперь весь экипаж будет спасён. Ребята, а что интересного  вы заметили в этих стихах? (Ответы учеников)

- Правильно, в четверостишиях есть  слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, с разным ударением,  имеют разное значение. (В класс заходит ученик 2 класса, капитан)

Капитан тонущего корабля:

- Спасибо, Вам большое, что не бросили нас и помогли спастись. Я ученик 2 класса и моя команда решили отправиться в путешествие в море Слов, но наши знания оказались не такими большими и наш корабль столкнулся с рифом Ошибок и стал наполняться водой. Если бы не Вы, мы смогли погибнуть.

- Хорошо, что мы были рядом и справились с рифами Ошибок. Чтобы знать русский язык, его нужно всегда учить, ведь неправильное расстановка знаков предложения или расстановка ударения в словах может привести нас к неблагоприятным обстоятельствам.

- Ещё раз спасибо, мы учтём все недочёты и обязательно исправимся и заново отправимся в путешествие по морю Слов. А сейчас я пойду, успокою свою команду. До свидания.(уходит)

- Молодцы, ребята! И с этим заданием справились и помогли спасти экипаж корабля.  А  какую заповедь из этой ситуации мы можем добавить в нашу памятку? (5. Слова нужно произносить с правильным ударением. И перед тем, ка что-то сказать, сначала подумай.)

- Для того чтобы узнать, как произносить слово правильно, есть специальные словари ударений и орфоэпические словари.

5. Причал.

- Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми трудностями, прошли все испытания, вы молодцы. В этом вам помогли умение быть внимательными, дружными, трудолюбивыми. Надеюсь, вы запомнили некоторые правила, о которых мы говорили в нашем путешествии. Недаром поговорка гласит: «На ошибках учатся».

- Нам нужно возвращаться на берег. Чтобы причалить к берегу, давайте разгадаем ребусы.

t1664820252aa.pngt1664820252ab.jpgt1664820252ac.jpg

Рабочий перемена глобус

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Мы причалили к берегу. Давайте вспомним все правила, которые сегодня для себя вывели.(Каждому раздаётся памятка «Заповедь речевого этикета»)

Памятка «Заповедь речевого этикета».

1. Использовать в речи этикетные слова, говорить спокойно и доброжелательно.

2. Стараться избегать в своей речи жаргонизмов.

3. Не использовать в своей речи слова-паразиты.

4. Слова в предложениях нужно изменять  правильно, не  нарушать языковые нормы.

5. Слова нужно произносить с правильным ударением.

6. Не высказывать необдуманные мысли.

- Если вы  будете соблюдать эти простые правила, вы станете интересным собеседником. Не забывайте, что в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура.

-t1664820252ad.png А сейчас оцените свою работу на занятии, посмотрите на слайд. И пойдя, домой выполните, то действие, которое характеризует ваше настроение после классного часа.

1t1664820252ae.jpg . Не было ничего интересного для меня. – пройдите мимо

2t1664820252af.jpg . Здорово, мне понравилось! – хлопните по руке

3. Было сложно, но интересно – дайте «кулачок»

- Спасибо всем  за работу.







Источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/05/28/klassnyy-chas-kultura-rechi



http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/09/issledovatelskaya-rabota-slova-parazity-v-russkom-yazyke

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/linguistics/slova-parazity-v-russkom-jazyke.html

http://chisto-po-russki.ru/vyirazitelnost-rechi/slova-parazityi

http://www.rusinkg.ru/russkij-yazyk/article/43-velikij-i-moguchij/193-aforizmy-o-russkom-yazyke

http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_speech.php



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.