Внеклассное мероприятие «Россия в песне»
ВЕДУЩАЯ 1:Добрый день гости званные!
ВЕДУЩАЯ 2:Добрый день гости желанные!
( Клип № 1)
ВЕДУЩАЯ 1: Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Степей необъятных простор. Это — Россия!.
ВЕДУЩАЯ 2: Ты смотришь в спокойное небо. Бредешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Шагаешь по большаку. Это — Россия!
ВЕДУЩАЯ 1: Ты видишь древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Тяжесть пудовых колоколов. Жизни минувшей след. И это — Россия!
ВЕДУЩАЯ 2:Ты видишь сотни счастливых глаз. Движется море людское. Песня летит над толпой. В празднике площадь бурлит. И это — Россия!
ВЕДУЩАЯ 1: Время оставляет след —вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца.
ВЕДУЩАЯ 2: История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она — в песне народного творца, в музыке композитора, в летописи времени.
Перелистаем же страницы этой удивительной летописи и задержимся на тех из них, которые ожили в звуках, став одним из прекраснейших творений человека — песней!
ВЕДУЩАЯ 1: Обычаи, обряды, поверья, заговоры – одна из первых звучащих страниц прошлого России, отразившая в характерном складе речи, в строе и образности стихов, в песенных напевах приметы Родины, черты духовной жизни народа.
ВЕДУЩАЯ 2: Именно с этими первыми проявлениями народного творчества пришло к людям искусство, выраженное в театрализованных действах, в поэтическом слове, в инструментальной музыке, в коллективном пении.
ВЕДУЩАЯ 1: Наивно веря во всемогущество обрядов и заклинаний, неграмотный человек, ещё полуязычник, искал в них защиту от злых стихийных сил, от бед и напастей, мечтая о сохранении урожая, здоровья, жизни.
ВЕДУЩАЯ 2: Большинство поверий, обрядов уходит корнями в глубь веков, в языческую Русь, поклонявшуюся солнцу и земле, ветру и дождю, растениям и животным. Особенно много обрядов и обычаев было связано со сменой времён года, с крестьянским земледельческим календарём. В них отражались почти все стадии полевых работ. Зимние, весенние, летние, осенние обряды вносили в обыденную жизнь крестьян яркость праздника, красоту искусства.
ВЕДУЩАЯ 1: К середине октября в средней полосе России уже выпадал первый снег. С ноября, длинными холодными вечерами начинались зимние посиделки. Они сопровождались пением песен, рассказом историй и сказок, игрой музыкантов - умельцев на балалайке или гармошке.
ВЕДУЩАЯ 2: Девочки – подростки и девушки пряли пряжу, мечтая под мерное потрескивание лучины и жужжание прялки о женском счастье или переживали свои сердечные страдания.
( слайды № 1 «Рождество»)
ВЕДУЩАЯ 1: Один из самых значимых зимних праздников на Руси -это Рождество. Огромное многообразие песен этого времени - колядки, авсени, таусени, щедровки, виноградья, величальные, подблюдные. Колядовать – значило в ночь накануне Рождества (в Сочельник), ходить по домам соседей и петь поздравительные песенки – колядки.
( исполнение песни «Сею вею повеваю с Новым годом поздравляю»)
ВЕДУЩАЯ 2: Ходили дети и молодёжь, обязательно со звездой и колокольчиком, обрядившись в маски и костюмы - медведя, козы, птиц. Придя к соседям, ряженые славили хозяев, желали им здоровья и богатства, а те в ответ должны были одарить пришедших орехами, конфетами или мелкими деньгами. Основа колядования – в пожелании благополучия и хорошего урожая в наступающем году.
( исполнение песни «Щедрый вечер добрым людям»)
ВЕДУЩАЯ 1: Многие песни такого праздника сопровождались припевом со словам «Таусень»
( исполнение песни «Ой коляда, коляда посконная борода»)
ВЕДУЩАЯ 2: Праздничные вечера от Рождества до Крещения отмечались с 7 января до 19 января. Первые шесть дней назывались «святые вечера», вторые шесть — «страшные вечера». Святки считались молодежными праздниками. Собирались вечерки, посиделки, шумно и весело проходили игрища с ряжеными, играли с представлениями, загадывали загадки, гадали, примечали погоду на следующий год.
ВЕДУЩАЯ 1: С особым размахом разворачивались уличные гулянья и забавы. Святочные вечерки – народный обычай глубокой древности. На них собирались все: парни, девушки, женатые, замужние, дети, старики. И хотя на игрищах присутствовали люди разного возраста и семейного положения, ведущая роль оставалась за молодежью.
( Клип № 2 )
( исполнение песни «Ой ясна красна»)
( слайды № 2 «Гадание» )
ВЕДУЩАЯ 2: В зимние праздники От Рождества до Крещения существовал обычай святочного гадания под пение подблюдных песен. Гадали на петухе, воске, зеркале, блюде. Собравшись вместе молодые девушки прятали под блюдо свои перстни, а затем во время пения поочерёдно вынимали их. Вот одна из них:
( исполнение песни « У нас празднички да всё святочки»)
( слайды № 3 « Масленица» )
ВЕДУЩАЯ 1: Как только начинало пригревать солнце и морозы днём отпускали землю, наступали новые праздники – масленичные. Масленицу, один из передвижных праздников, почитали на Руси особо. Ведь означала она окончание долгой и суровой зимы.
ВЕДУЩАЯ 2: Широкая масленица – настоящий русский карнавал со своим сценарием, играми, забавами и щедрым угощением, уходящий своими корнями в языческое прошлое Руси. Праздновалась масленица целую неделю. Встреча её проходила в понедельник. В первый день мастерились горки, делалось чучело масленицы, дети сжигали собранное по домам ненужное тряпьё.
( Клип № 3 )
( исполнение песни « А мы масленицу дожидали»)
ВЕДУЩАЯ 1: Второй день масленицы – вторник, назывался «заигрышн». В этот день начинали собираться масленичные игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катание с ледяных гор, воздвигалась снежная горка.
ВЕДУЩАЯ 2: Среда называлась «лакомкою». В этот день лакомились масленичными яствами, а детвора обходила дворы и за исполнение масленичных песен получала от хозяев блины.
( исполнение песни «Надевай зипуны по гостям пошли»)
( исполнение песни «Тин тин тинка подай блинка»)
ВЕДУЩАЯ 1: Четверг был днём всеобщего гуляния – назывался «разгуляй». В этот день катались на тройках лошадей, устраивались театральные постановки, кулачные бои, взятия снежной крепости, ярмарки.
ВЕДУЩАЯ 2: Пятница – «тещины вечерки: праздник еще кипит, но уже начинает двигаться к своему завершению. Зятья угощали блинами своих тещ, приглашая их накануне с вечера и стараясь им оказать всевозможные почести.
( исполнение песни «Как на масленной неделе из печи блины летели»)
ВЕДУЩАЯ 1: Суббота называпась «золовкины посиделки», приглашала к себе всех родных молодая невестка.
ВЕДУЩАЯ 2: В воскресенье – последний день масленицы, был обычай «проводов зимы»: делали чучело из соломы или тряпья, часто в виде женской фигуры; сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали на соломенном костре. Воскресенье было днём, когда люди просили друг у друга прощенье. Назывался это день -«прощёное воскресенье».
( исполнение песни «Ты прощай прощай наша масленица»)
( слайды № 4 «Весна» )
ВЕДУЩАЯ 1: Наступала весна. Зима давала знать о себе не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весенного обновления люди придумали ещё один обряд – закликание весны.
ВЕДУЩАЯ 2: Женщины и дети выходили на самое высокое место и пели - гукали песни-веснянки. В руках дети держали на палочках испечённых из теста жаворонков, поднимая их в такт с пением. Часть фигурок крошили и рассыпали на поле, привлекая птиц. Этими песнями люди старались скорей «накликать» приход настоящей, тёплой весны.
( исполнение песни « Приди весна с радостью»)
ВЕДУЩАЯ 1: И весна будто откликалась на зов людей. Прилетали птицы, становилось теплей, прорастала первая зелень, пробуждалась жизнь на полях.
Засидевшаяся за зиму в избах молодёжь, собиралась в свободное время в излюбленном месте, обычно у околицы деревни. Наступало время весенних хороводов.
( слайды № 4 «Красная горка» )
ВЕДУЩАЯ 2: Красная горка – это один из народных праздников красной весны. Красная Горка празднуется в первое воскресенье после Пасхи. В этот день наши предки встречали весну, ходили с песнями по улицам, водили хороводы, играли, пели веснянки.
ВЕДУЩАЯ 1: Начинались праздники с восходом солнца, когда молодежь выходила на освещаемый холм или пригорок. Под предводительством хороводницы водили хороводы, держа круглый хлеб в одной руке и красное яйцо в другой, и приветствовали весну.
ВЕДУЩАЯ 2: Женихи и невесты гуляли в праздничных нарядах, присматриваясь друг к другу. Название праздника связано с тем, что солнце начинает ярче светить, окрашивая оттаявшие от снега пригорки в красноватый свет. Красная горка – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб.
( Клип № 4 )
( исполнение песни «Красная горка»)
ВЕДУЩАЯ 1: Знаменовал конец весны и начала лета праздник - Семик. Семик отмечается в России в четверг на седьмой неделе после Пасхи. В России это время цветения молодой растительности. По традиции, к этому дню берёзки украшали лентами. Отсюда и сохранившийся до наших дней обычай украшать жилище свежей зеленью и пахучими травами, ветками березы.
ВЕДУЩАЯ 2: Ветвями берёзы украшали помещения внутри избы, в церкви, из веток делали венки. Семицкие обряды справлялись в рощах, лесах, на берегах рек, где молодежь до глубокой ночи пела, плясала, плела венки, завивала березки.
( исполнение песни «Зеленейся, зеленейся зелёный сад в огороде»)
( Клип № 5 )
ВЕДУЩАЯ 1: В Семик происходил обряд кумления. Кумятся главным образом девушки, женщины. Кумовство на Семик восходит к обрядам родового общества. Это было принятие в род, признание им полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Обычай кумиться связан с берёзкой - кумились в лесу, загибая молодые ветки с только что появившимися листочками в круг, так что образовывались венки.
ВЕДУЩАЯ 2: Девушки попарно целовались через ветви берёзок, скрученных в венок потому, что надеялись на их магическую силу. Они должны были усиливать крепость хороших, дружеских отношений между женской половиной села. Их заклинали сохранять дружбу между девушками и женщинами, когда на всю жизнь, когда до следующего кумления через год с другой девушкой, когда до конца праздника. Под исполнение таких песен все девушки кумились.
( исполнение песни « Ой ты вентик»)
( слайды № 7 «Иван купала» )
ВЕДУЩАЯ 1: После Семика и нераздельно связанного с ним Троициного дня главным летним праздником в народе является Иван-Купала. Этот праздник справлялся в народной Руси два дня, 23-24 июня, во время летнего солнцестояния, когда солнце, по достижении высшего проявления своих творческих сил делает первый поворот на зиму. Из летних праздников это – самый веселый; в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, обязательного соблюдения обычаев.
ВЕДУЩАЯ 2: День и особенно ночь накануне праздника наполнены магическими ритуалами. Днём девушки плели венки, собирали целебные травы, водили хороводы с пением купальских песен. Вечером молодые прыгали через костёр парами.
ВЕДУЩАЯ 1: Считалось, что огонь обладает могучей очищающей силой. Вечером под пение купальских песен венки опускали в реку, гадая на замужество. Ночью купались в водоёмах, ходили по лесу в поисках цветка папоротника, который должен был одарить нашедшего его большой магической силой, утром омывались росой.
ВЕДУЩАЯ 2: Гулянье и купанье в эту самую короткую ночь сопровождалось песнями - лирического характера и любовного содержания, или в виде шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками. В другое время исполнять такие песни было не принято.
( Клип № 6 )
( исполнение песни «Ой на Ивана да на Купала»)
( слайды № 8 «Жатва» )
ВЕДУЩАЯ 1: Затихали купальские песни, а вслед за ними и замирали сельские праздники. Среди осенних земледельческих праздников следует отметить начало жатвы – зажинки, и ее окончание – дожинки.
ВЕДУЩАЯ 2: Жатва – самое трудное и напряжённое время в жизни русских крестьян. В народе говорится: « летний день год кормит». От собранного урожая зависело, сытной ли будет жизнь весь последующий год, весело ли будут отмечаться праздники и какие песни будут на них звучать.
ВЕДУЩАЯ 1: Трудная пора уборки урожая не оставляла времени на веселье. В эти нелёгкие для крестьян дни над полем раздавались протяжные напевы жнивных песен, исполняемые во время работы жниц, которые дожинали последние участки неубранной нивы.
ВЕДУЩАЯ 2: В них слышалась жалоба на нелёгкую крестьянскую судьбу, на большую усталость от тяжёлого труда. Но порой и жнивная песня становилась подспорьем в труде, ею жнеи подбадривали друг друга в работе.
( исполнение песни «Жито мы дожинали» )
ВЕДУЩАЯ 1: Заканчивалась страдная пора. Наполнялись закрома новым зерном, убраны на хранение овощи и фрукты, отступал страх перед возможным голодом, и сельские праздники, а с ними и песни вновь входили в жизнь крестьян.
ВЕДУЩАЯ 2: Благодаря ритуальной обязательности календарно – обрядовые песни пронесли завесу молчания ушедших веков далёкий голос наших предков, сохранив почти без изменения свой завещанный обрядом облик. И всё же именно эти песни живым биением ритма, трогательной простотой напева, образным настроением поэзии воскрешают далёкое время начала Руси.
( Клип № 7 )
ВЕДУЩАЯ 1: Русь – это и тот одинокий пахарь, заклинающий свою ниву, это и летящие над реками и долинами кличи русских богатырей. Это и шум разинского войска, топот конницы Пугачёва, пестрящий иностранными флагами рейд Петербурга и слёзы оставленной Москвы.
ВЕДУЩАЯ 2: Русь – это и геройская слава русского воинства, побеждавшего врагов земли родной. Это и вольнолюбивая гордость народа, борющегося с порабощением.
ВЕДУЩАЯ 1: Русь – это и поступь миллионов новой России, как факел несущий в своё ещё более светлое завтра, завещанную борцами предыдущих поколений эстафету свободы.
ВЕДУЩАЯ 2: И на всём пути, многовековом и нелёгком, жизнь России, судьба России отражалась в её правдивых песнях, вобравших неброскую красоту её неба, утреннюю свежесть земли, раздолье неоглядных степей, силу богатырских рек и душевную щедрость её могучего народа.
( исполнение песни « Славься, славься ты Русь моя » )
ВЕДУЩАЯ 1: Мы прощаемся с вами!
ВЕДУЩАЯ 2: До новых встреч!
Список литературы:
Круглов В. Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982. 156 с.
Науменко Г.В. Народные праздники. М.: 1999 г. 342 с.
Науменко Г. Н. Фольклорная азбука. Учебное пособие. М.: 1996. 138 с.
Рейли М. В. Истоки жизни: Русские обряды и традиции. СПб.: Нев. Проспект, 2002. 253 с.
Соболева Г.Н. Россия в песне. Музыка. 1976. 208 с.
Терещенко А.В. «История культуры русского народа» М.: Эксмо, 2007. -736 с.