12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбунова Наталия Алексеевна2333
Моё педагогическое кредо: Многому я научилась у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников. Педагогический стаж 27 лет. Работаю по УМК "Школа России". Вовлекаю детей в исследовательскую деятельность.
Россия, Тамбовская обл., Моршанский район

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«В МИРЕ ГРАММАТИКИ»



Цели:

развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Задачи:

- способствовать развитию грамотности, правильному чтению, умению работать в команде;

-развивать самопознание, личностные особенности;

-воспитывать чувство уверенности, уважительное отношение к себе и к одноклассникам


Оборудование:

плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,

ребусы;

эмблемы команд;

карточкам с заданиями;

карточки со знаками препинания;

грамматические билеты, на которых написаны ответы для интеллектуальной игры для 3-4 классов;

медальки «Знатоку русского языка»;

буквы для коллажа;


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

.

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы завершаем НЕДЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, подводим итоги.

- Сегодняшнее мероприятие – заключительное, называется оно «В мире грамматики»

- Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.


- В 1 части мы вместе вспомним высказывания великих писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.

- А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.

- Итак, начинаем!


Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):


Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.


Чтец 2

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.



Язык наш прекрасный- богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно- певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы и сказки-

Страницы волшебных, волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык


Ведущий:


- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.


- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».


- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».


- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.


Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».


- Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.


(Разыгрывание сценки)


(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)


Придворный:


Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.


Королева:


Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.


(Входит Федя)


Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)


Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?


Королева: (Поправляет корону)

- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя.

-Федя


Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.


Федя:

Давайте ваше предложение и запятую.


(предложение написано на доске)


КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ


Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.


Федя: (запятую ставит после слова КАЗНИТЬ )

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.


Федя: казнить, нельзя помиловать.



Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.


(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)


Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.


Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.


Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.


Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!


Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.


Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:


Не надо мне домой если можно . , ,


(предложение написано на доске)


Федя (ставит запятые):


Не надо, мне домой, если можно.


Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.


Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.


- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!


(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)


1 уч-cя (?):


Разные вопросы задаю я всем:

-Как?

-Откуда?

-Сколько?

-Почему?

-Зачем?

-Где?

-Куда?

-Какая?

Вот какой я мастак, Вопросительный знак!


2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение, победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!


3 уч-ся (.):

Точка

У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если Точка —

Вывод прост:

Это значит —

Точка..

Фразу следует кончать,

Если Точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.


4 уч-ся (…):

- Я - многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далёкими

Туманными намёками…


5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое

Ходит, знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему...

6 уч-ся (-):

- Я - тире.

Лягу палочкой на строчку:

-Проходите по мосточку.


7-8 уч-ся (« ») - 2 уч-ся:

- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…


9-10 уч-ся ( ( ) ) - 2 уч-ся:

- Мы - скобки.

Словам раскрываем объятия:

- Ждём в гости вас,

Милые братья!

(По А.Шибаеву)


Ведущий:


- Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены.)


Федя (шумно вбегает на сцену):


- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.


Ведущий:

- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?


11 маска( выглядывает из-за кулис):


- А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

«Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку».

Федя:

- Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?


Дети:

- Речь идет о запятой!

Федя:

- Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.


А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?


Ведущий:


- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти.


Проходите и садитесь, гости дорогие.


- А наш праздник продолжается.


В современном русском языке много разделов:


Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;


(Приложение 2)


Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.


- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Из-за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им, сперва, ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит.

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам бы смог-то новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!


Ведущий:


- Вот какой был ленивый Лежебокин.


- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин.


- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в школе нет.



- На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй – мини – КВН по русскому языку.

В игре участвуют 2 команды: «Смекалистые» и «Догадливые»

Условия игры:

Вам будут предложены различные задания. За каждый правильный ответ жюри будет начислять вам баллы. Победит та команда, которая в конце игры получит больше балов.


КОНКУРСЫ.

Конкурс «Назови одним словом»

«Смекалистые» «Догадливые»

1) Зарубить на носу…. 1) Задирать нос….

2) Богатый человек … 2) Сильный человек….

3) В час по чайной ложке…. 3) Как с неба свалился..

Конкурс «Грамматическая арифметика».


Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)


Чистый-ый+o+тел= (чистотел)


Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)


С + том – м + лиса – са + ца = (столица)

3. Конкурс «Домашнее задание»

Необходимо придумать продолжение рассказа:

«Смекалистым» «Догадливым»

Ночной порой в глуши лесной Мальчик стричься не желает,

Медведь к дуплу пробрался…. Мальчик с кресла уползает…


Конкурс «Весёлый привал»

Метаграммы. При замене одной буквы в слове получается новое слово. Например, коса – коза.


1) С «м» приятен, золотист. 2) С буквой «Л» я под землёй,

Очень сладок и душист. Бываю каменным и бурым.

С «л» зимой бывает, А с твёрдым – в комнате любой,

А весной исчезает. (мед –лед) В геометрической фигуре.

(Уголь-угол)


3) С буквой «Р» она течёт, 4) С буквой «о» -

С буквой «п» для нас печёт. Арктический и антарктический,

(речка – печка) Без неё

Я знак математический.

(полюс-плюс)

5. Конкурс «Кто больше найдет»

Из букв слова ТРАНСПОРТ составь как можно больше слов.


ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.

- Я вам буду задавать вопросы, а вы проявите свои знания и смекалку.


За каждый правильный ответ получаете медальку «Знатоку русского языка».


Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)

Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)

Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук )


Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)

Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)

Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)

Что такое прилагательные)сказуемое? (член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)

Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)

Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например: (Ура!))

Что такое окончание? (это изменяемая часть слова. Например: парта — парты.)

Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).

Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)

Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)

Какие из парных согласных звуков являются глухими? (П,Ф, К, Т, Ш, С.)

Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).

Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

Какие из парных согласных звуков являются звонкими? (Б, В, Г, Д, Ж, 3)

Что изучает Фонетика? (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги)

Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)

Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка. Например: придорожный)

Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).

Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И, Ю, Я. Например: )

Какое предложение называется восклицательным? (предложение, которое произносится с сильным чувством.)

Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение? (корень слова)

Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «она», «моя»? (женский род: кошка, ручка)

Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «оно», «моё»? (средний род: перо, дерево.)

Сказуемое нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)

Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв: а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е)


6. Конкурс «Фразеологический зверинец»

Добавьте недостающее слово.

Голоден, как …

Труслив, как…

Ключий, как…

Надут, как,

Болтлив, как …

Здоров, как…

Изворотлив, как…

Нем, как …


7. Конкурс капитанов

Капитаны должны проявить смекалку и ответить на вопросы:

Может ли в слове быть сто одинаковых букв?

Что стоит посередине Волги?

Чем кончается день и ночь?

В каком слове 40 а?

Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни число, ни названия дня?

Ведущий: Конкурсы закончились. Сейчас жюри подведет итоги, а мы послушаем замечательное стихотворение «Выучи русский язык»



1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!


2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!


3-й ученик:

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!


4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык!


5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаенных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!



11


Опубликовано


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.