Внеклассное мероприятие «В мире Грамматики»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«В МИРЕ ГРАММАТИКИ»
Цели:
развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Задачи:
- способствовать развитию грамотности, правильному чтению, умению работать в команде;
-развивать самопознание, личностные особенности;
-воспитывать чувство уверенности, уважительное отношение к себе и к одноклассникам
Оборудование:
плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,
ребусы;
эмблемы команд;
карточкам с заданиями;
карточки со знаками препинания;
грамматические билеты, на которых написаны ответы для интеллектуальной игры для 3-4 классов;
медальки «Знатоку русского языка»;
буквы для коллажа;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
.
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы завершаем НЕДЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, подводим итоги.
- Сегодняшнее мероприятие – заключительное, называется оно «В мире грамматики»
- Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.
- В 1 части мы вместе вспомним высказывания великих писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.
- А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.
- Итак, начинаем!
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец 2
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Язык наш прекрасный- богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно- певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы и сказки-
Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык
Ведущий:
- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.
Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
- Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.
(Разыгрывание сценки)
(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный:
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева:
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)
Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя.
-Федя
Королева:
Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя:
Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение написано на доске)
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Королева:
Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова КАЗНИТЬ )
Королева:
Прочитай, что у тебя получилось.
Федя: казнить, нельзя помиловать.
Королева:
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева:
Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя:
Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева:
Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя:
Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно . , ,
(предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые):
Не надо, мне домой, если можно.
Королева:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.
Королева:
Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
2 уч-ся (!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
3 уч-ся (.):
Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
4 уч-ся (…):
- Я - многоточие.
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
5 уч-ся (:):
- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему...
6 уч-ся (-):
- Я - тире.
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
7-8 уч-ся (« ») - 2 уч-ся:
- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
9-10 уч-ся ( ( ) ) - 2 уч-ся:
- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)
Ведущий:
- Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены.)
Федя (шумно вбегает на сцену):
- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
Ведущий:
- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
11 маска( выглядывает из-за кулис):
- А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:
«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
Федя:
- Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?
Дети:
- Речь идет о запятой!
Федя:
- Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.
А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?
Ведущий:
- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти.
Проходите и садитесь, гости дорогие.
- А наш праздник продолжается.
В современном русском языке много разделов:
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;
(Приложение 2)
Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Ведущий:
- Вот какой был ленивый Лежебокин.
- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин.
- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в школе нет.
- На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй – мини – КВН по русскому языку.
В игре участвуют 2 команды: «Смекалистые» и «Догадливые»
Условия игры:
Вам будут предложены различные задания. За каждый правильный ответ жюри будет начислять вам баллы. Победит та команда, которая в конце игры получит больше балов.
КОНКУРСЫ.
Конкурс «Назови одним словом»
«Смекалистые» «Догадливые»
1) Зарубить на носу…. 1) Задирать нос….
2) Богатый человек … 2) Сильный человек….
3) В час по чайной ложке…. 3) Как с неба свалился..
Конкурс «Грамматическая арифметика».
Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)
Чистый-ый+o+тел= (чистотел)
Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)
С + том – м + лиса – са + ца = (столица)
3. Конкурс «Домашнее задание»
Необходимо придумать продолжение рассказа:
«Смекалистым» «Догадливым»
Ночной порой в глуши лесной Мальчик стричься не желает,
Медведь к дуплу пробрался…. Мальчик с кресла уползает…
Конкурс «Весёлый привал»
Метаграммы. При замене одной буквы в слове получается новое слово. Например, коса – коза.
1) С «м» приятен, золотист. 2) С буквой «Л» я под землёй,
Очень сладок и душист. Бываю каменным и бурым.
С «л» зимой бывает, А с твёрдым – в комнате любой,
А весной исчезает. (мед –лед) В геометрической фигуре.
(Уголь-угол)
3) С буквой «Р» она течёт, 4) С буквой «о» -
С буквой «п» для нас печёт. Арктический и антарктический,
(речка – печка) Без неё
Я знак математический.
(полюс-плюс)
5. Конкурс «Кто больше найдет»
Из букв слова ТРАНСПОРТ составь как можно больше слов.
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.
- Я вам буду задавать вопросы, а вы проявите свои знания и смекалку.
За каждый правильный ответ получаете медальку «Знатоку русского языка».
Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)
Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)
Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук )
Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)
Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)
Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)
Что такое прилагательные)сказуемое? (член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)
Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)
Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например: (Ура!))
Что такое окончание? (это изменяемая часть слова. Например: парта — парты.)
Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).
Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)
Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)
Какие из парных согласных звуков являются глухими? (П,Ф, К, Т, Ш, С.)
Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)
Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).
Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
Какие из парных согласных звуков являются звонкими? (Б, В, Г, Д, Ж, 3)
Что изучает Фонетика? (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги)
Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка. Например: придорожный)
Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).
Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И, Ю, Я. Например: )
Какое предложение называется восклицательным? (предложение, которое произносится с сильным чувством.)
Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение? (корень слова)
Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «она», «моя»? (женский род: кошка, ручка)
Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «оно», «моё»? (средний род: перо, дерево.)
Сказуемое нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)
Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв: а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е)
6. Конкурс «Фразеологический зверинец»
Добавьте недостающее слово.
Голоден, как …
Труслив, как…
Ключий, как…
Надут, как,
Болтлив, как …
Здоров, как…
Изворотлив, как…
Нем, как …
7. Конкурс капитанов
Капитаны должны проявить смекалку и ответить на вопросы:
Может ли в слове быть сто одинаковых букв?
Что стоит посередине Волги?
Чем кончается день и ночь?
В каком слове 40 а?
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни число, ни названия дня?
Ведущий: Конкурсы закончились. Сейчас жюри подведет итоги, а мы послушаем замечательное стихотворение «Выучи русский язык»
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
11
Поляков Александр Васильевич
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбунова Наталия Алексеевна