12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баронова Ольга126
люблю вышивать, фотографировать, а также свою семью
Россия, Вологодская обл., Череповец

Конспект классного часа по теме «Вклад ученых-физиков в победу над фашизмом»

Возрастная категория – 7-9 класс.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Цель мероприятия:

формирование представлений об участии деятелей науки в годы Великой Отечественной войны;

воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и советской науки;

развитие интереса к физике и отечественной истории.

Формируемые УУД

Личностные: развивать умение слушать и слышать соперника, воспитывать стремление к саморазвитию;

Метапредметные:

Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников;

Регулятивные: развивать умение организовывать и контролировать свою деятельность на классном часе, соблюдая временные рамки;

Коммуникативные: умение четко формулировать свои мысли; владение монологической формой речи;

Форма проведения: викторина, с элементами лекции.

Материальное обеспечение:

презентация (ссылка на облако https://cloud.mail.ru/public/T7ba/3CJaer4yT)

компьютер с установленной операционной системой Windows и программой просмотра презентаций Power Point;

проектор, колонки, экран;

иллюстративный материал о Великой Отечественной войне;

портреты ученых.

До проведения классного часа (за 2 недели) ребятам предлагается найти информацию о том, какие изобретения и научные открытия были сделаны учеными нашей страны для достижения победы над фашизмом.

Ход мероприятия:

Вступление (слайды 1,2 - инструкция к презентации)

(слайд 3) Когда на рассвете 22 июня 1941 года вооруженные силы фашистской Германии вторглись в пределы Советского Союза, и над Родиной нависла смертельная опасность, весь наш народ поднялся на защиту своего Отечества. Силы и помыслы миллионов людей были направлены к одной общей цели - разгрому врага.

Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава всего нашего народа. Подвиг выдающихся Советских полководцев и военачальников, подвиг простых солдат, сражавшихся на передовой, подвиг партизан и тружеников тыла. Но сегодня мы вспомним об ученых-физиках, талантливых конструкторах, исследователях, деятелях техники. Ведь благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, создавались новые образцы вооружения.

(слайд 4) Президент Академии наук в годы войны Владимир Леонтьевич Комаров говорил: «Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …». И с этой задачей советские ученые достойно справились. Ведь если к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую в 3 – 4 раза, то уже к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники и оружия. В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой, но и полное перевооружение армии. Таких фактов история до этого не знала!

Итак, давайте восстановим в памяти события тех далеких дней.

Основная часть

(слайд 5) На слайде представлены фото инженеров-конструкторов. Над созданием чего они работали?

(Ответ: разрабатывали новые модели танков)

Действительно, в годы Великой Отечественной Войны были сконструированы различные типы танков, предназначенные для самых разных боевых задач. Конструкторами данного вида техники были: Котин Жозеф Яковлевич, Астров Николай Александрович, Кошкин Михаил Ильич (фото на слайде).

(слайд 6) Вопрос 1: На слайде изображены варианты танковой техники: Т-34, Т-70, ОТ-130, ИС-2. Разработчиком какой машины является Котин Жозеф Яковлевич?

(слайд 9) (Верный ответ: ИС-2советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает “Иосиф Сталин”. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны. Технические характеристики танка в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 км/ч)

(слайд 7) Вопрос 2: О каком танке идет речь?

Разработан в августе 1941 года под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки этих танков.

Начиная с лета 1942 года эти легкие танки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны как танки-разведчики, тягачи, учебные машины.

Всего было выпущено 8231 танк данного вида.

 (слайд 10) (Ответ: речь идет о лёгких танках Т-70)

(слайд 8) Вопрос 3: О каком танке идет речь?

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.

Танк является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков в виде памятников и музейных экспонатов.

Один из фильмов о данном танке вышел на экраны 1 января 2019 года. В главной роли Александр Петров.

(слайд 11) (Ответ: речь идет о танке Т-34)

(слайд 12) Еще один танк создан в 1937 г. конструкторским коллективом завода им. К.Е. Ворошилова (г. Ленинград) - ОТ-130.

Вопрос 4: Что означает аббревиатура ОТ и каково назначение этих танков?

(Ответ: ОТ - огнеметный танк. В башне вместо пушки установлен огнемет и один пулемет. Дальность огнеметания 35-50 метров. Запаса огнесмеси хватало на 40 выстрелов. Использовались как танки для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиций противника.)

(слайд 13) На слайде представлены фото инженеров-конструкторов: изображены Яковлев Александр Сергеевич, Лавочкин Семен Алексеевич, Туполев Андрей Николаевич и Ильюшин Сергей Владимирович. Над созданием чего они работали?

(Ответ: разрабатывали новые модели самолетов)

За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов, которые по качеству превосходили немецкую авиацию. Какие именно, давайте вспомним.

(слайд 14) Вопрос 5: В июле 1942 года был создан новый быстроходный, маневренный, хорошо вооруженный истребитель Ла-5. Самолёт представлял собой одноместный моноплан цельнодеревянной конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Скорость 551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения. Под руководством кого велась работа?

(Ответ: под руководством Лавочкина Семена Алексеевича в городе Горьком. Самолет Лавочкина Ла-5 сначала имел название - ЛаГГ-5. 8 сентября 1942 г. истребители ЛаГГ-5 были переименованы в Ла-5.)

Отзыв: по словам летчика 71-го авиаполка КБФ А.И. Рязанова: «Ла-5 вообще-то был очень хорош - очень строг при взлете и посадке, но в воздухе, наоборот, очень прост и легко удерживался, легко выходил из штопора…Были, конечно, и свои сложности».

(слайд 15) Вопрос 6: В 1943 конструкторское бюро Яковлева Александра Сергеевича разработало самый легкий (всего 2650 кг) и маневренный истребитель Второй мировой войны. Назовите модель самолета.

(Ответ: Як-3. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. Летчики любили эту машину. Як-3 обладал отличными летно-техническими характеристиками, был прост в управлении, имел мощное вооружение. На Як-3 летали многие прославленные советские асы, этим истребителем пользовались летчики из полка «Нормандия-Неман». Это один из самых массовых советских истребителей. За период серийного производства было выпущено более десяти модификаций истребителя Як-3.)

(слайд 16) Вопрос 7: Он родился 18 марта (по старому стилю) 1894 года в многодетной крестьянской семье, в деревне Дилялево Вологодской губернии. Жизнь его вмещает почти всю историю русской авиации от первой «Авиационной недели», в проведении которой весной 1910 года он участвовал в качестве землекопа, до первого старта широкофюзеляжного пассажирского самолета, созданного его учениками. О ком идет речь, и конструктором каких самолетов от является?

(слайд 17) (Ответ: наш земляк - Сергей Владимирович Ильюшин. Ил-2 — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук. Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком».)

(слайд 18) Вопрос 8: Знаменитый советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик, разрабатывался в тюремном конструкторском бюро НКВД. Проектирование машины под обозначением «самолет 103» (АНТ-58) началось на рубеже 1939-1940 гг. Самолет представлял собой цельнометаллический высокоплан с двухкилевым оперением. Самолет должен был получить довольно мощное стрелковое вооружение. Он поднимал 3000 кг бомб и развивал скорость до 547 км/ч.

Помимо нанесения бомбовых ударов, эти самолеты широко привлекались для ведения воздушной разведки.

По совокупности лётно-технических характеристик, технологичности производства, соотношению боевых потерь на самолёто-вылет его можно считать лучшим фронтовым бомбардировщиком СССР во Второй Мировой войне, несмотря на достаточно слабый вклад в победу над Германией (трудности военного времени не позволили своевременно начать массовое производство этого самолёта).

О каких самолетах идет речь, и под чьим руководством шла работа?

(слайд 19) (Ответ: конструктор - Туполев Андрей Николаевич, самолет Ту-2)

Развивалась в годы войны и артиллерия. Ведь в отличие от германской армии, сделавшей основной упор на авиацию, танки и минометы, советское правительство неукоснительно проводило в жизнь линию на создание мощной артиллерии. Уже в 1937 году, выступая в Кремле, И.В. Сталин сказал: «Успех войны решается не только авиацией. Для успеха войны исключительно ценным родом войск является артиллерия. Я хотел бы, чтобы наша артиллерия показала, что она является первоклассной».

(слайд 20) В начале 1942 года вооружение нашей армии пополнилось новым мощным орудием - 76-миллиметровой пушкой, созданной конструкторским бюро под руководством В.Г. Грабина и ставшей самой массовой пушкой Великой Отечественной войны.

Вопрос 9: Для чего применялось данное оружие?

Варианты ответа (представлены на слайде картинками):

для стрельбы по живой силе противника;

ведение более эффективного огня по танкам;

для прорыва вражеской обороны и борьбы с авиацией.

(Ответ: 76-миллиметровая пушка - советская дивизионная и противотанковая пушка. Главный конструктор — Василий Гаврилович Грабин, головное предприятие по производству — артиллерийский завод № 92 в г. Горьком – рис.2)

Заслуга конструктора в том, что он 76-миллиметровую пушку ЗИС-3 со скоростью снаряда 680 м/с сумел сделать весом всего 1180 кг.

(слайд 21) На слайде вы видите 37-миллиметровую автоматическую зенитную пушку образца 1939 года (61-К) — советская зенитная пушка периода Великой Отечественной войны. Разработана на основе шведской 40-миллиметровой пушки Bofors. Главный конструктор — Михаил Николаевич Логинов. За создание этого орудия Логинов М.Н. был награждён высшей наградой СССР — орденом Ленина, которую получил из рук самого М. И. Калинина. (Председатель Президиума Верховного Совета СССР — высшая государственная должность в СССР в период с 1936 по 1989 год.).

Вопрос 10: Для чего применялось данное оружие?

Варианты ответа (представлены на слайде картинками):

для стрельбы по живой силе противника;

ведение более эффективного огня по танкам;

для борьбы с авиацией.

(Ответ: 37-миллиметровая зенитная пушка использовалась для борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками – рис.3. Её преимущества: высокая скорострельность (120-160 выстрелов в минуту), непрерывное питание патронами, надежная работа механизмов в условиях загрязнения и отсутствия смазки, удобное обслуживание)

Советская 37-мм зенитная пушка образца 1939 года с честью прошла всю войну, закончив свое участие салютными залпами в поверженной столице Третьего Рейха.

(слайд 22) В 1938-1941 г.г. группой ученых (И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др.) была создана многозарядная пусковая установка, смонтированная на грузовом автомобиле – реактивный миномёт БМ-13. Это было грозное оружие военного периода. Снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель, масса снаряда составляла 42,5 кг, длина его 1,5 м, дальность полета около 8 км. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров.

Внезапность и массированность огня наносили большие потери противнику и настолько сильно действовали морально, что части противника обращались в паническое бегство. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста: «Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий. Я никогда в жизни не испытывал такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение».

Вопрос 11: Другое название (прозвище) этого оружия?

(Ответ: реактивный миномёт БМ-13 имел прозвище «Катюша»)

Знаете ли вы, откуда пошло такое название?

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга: одни считают, что оно связано с популярной в военные годы песней М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша», другие – что она появилась из-за буквы «К», выбитой на раме установки. Так маркировал свою продукцию завод имени Коминтерна.

Есть еще одна, лирическая версия: имя любимой девушки на БМ-13 написал боец.

(Просмотр видеоролика с песней «Катюша»)

Заключение

Невозможно назвать все имена, но вклад ученых в дело Победы в Великой Отечественной войне оценен по достоинству. За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями.

В завершении нашей встречи сегодня хочу озвучить слова академика С.И. Вавилова: «Советская техническая физика … с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».

После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой гражданский долг помощи фронту.

Используемые ресурсы:

Алейник Н.В. – шаблон оформления презентации

https://www.google.com/search?q=%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82+%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwiC6M2-3uPiAhVykIsKHSmmD30Q_AUIECgB&biw=1366&bih=625#imgrc=GrMLgSNYb7dc3M: - фото Комарова В.Л. (слайд 2)

https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjLl8eM7OPiAhUDlYsKHYSTCp0Q_AUIECgB&biw=1366&bih=576#imgrc=mnFnEIIH_0GBJM: - фото Котин Ж.Я. (слайд 3,4)

http://knowledge.su/a/astrov-nikolay-aleksandrovich- – фото Астров Н.А. (слайд 3,5)

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/tanki/koshkin-m-i-istoriya-zhizni-sozdatelya-legendarnogo-t-34/ - фото Кошкин М.И. (слайд 3,6)

https://www.google.com/search?q=%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD+%D0%A1%D0%90&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwj0tuXJ7OPiAhVrwosKHdy3BFwQ_AUIECgB&biw=1366&bih=576#imgrc=K7wjas5dLcrqQM: - фото Лавочкин С.А. (слайд 11, 1, 14, 16)

http://deduhova.ru/statesman/aleksandr-sergeevich-yakovlev/ - фото Яковлев А.С. (слайд 11, 13, 14, 16)

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008 – фото Туполев А.Н. (слайд 11, 14, 16, 17)

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/aviakonstruktory/5-sssr/ilyushin-sergej-vladimirovich/ - фото Ильюшин С.В. (слайд 11, 14, 15, 16)

https://kinohod.ru/o/86/bc/86bccd75-d832-4f4b-a34b-2e82af0c3526.jpg - афиша к фильму «Т-34» (слайд 7)

http://www.hintfox.com/article/vklad-fizikov-v-delo-pobedi-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html - вступление к викторине

https://topwar.ru/2782-legkij-tank-t-70.html - Статья «Легкий танк Т-70»

https://www.popmech.ru/weapon/13959-vremya-stalnykh-drakonov/#part0 - Статья «Огнеметные танки»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34 – о танке Т-34

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-70 – о танке Т-70

http://fofoi.ru/vklad-uchenyx-fizikov-v-delo-velikoj-pobedy/ - статья «Вклад ученых физиков в дело Великой Победы»

http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/istrebiteli/69-istrebitek-la-5 - фото Ла-5, отзыв летчика (слайд 12)

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/yak-3/ - фото Як-3, информация о нем (слайд 13)

http://www.ilyushin.org/about/history/biography/ - С.В.Ильюшин – биография

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-2 – о самолете Ил-2

https://rusvesna.su/news/1557522078 - фото Ил-2 (слайд 14,15)

http://www.airaces.ru/plane/tu-2.html - о самолете Ту-2

https://ru.wikipedia.org/wiki/76-%D0%BC%D0%BC_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0_1942_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_(%D0%97%D0%98%D0%A1-3)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:ZiS3_nn.jpg – 76-миллиметровая пушка – фото (слайд 18)

https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2239849 - 37-мм автоматическая зенитная пушка фото (слайд 19). Автор: One half 3544 - собственная работа, Общественное достояние.

https://ru.wikipedia.org/wiki/37-%D0%BC%D0%BC_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0_1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_(61-%D0%9A) - 37-мм автоматическая зенитная пушка

https://42.tut.by/455973 - реактивный миномёт БМ-13 «Катюша» - фото (слайд 20)

https://aif.ru/archive/1696725 - воспоминания пленного о «Катюшах»

https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-katiusha - происхождение прозвища «Катюша»

https://www.youtube.com/watch?v=gOyPwNKQS4c – видеоролик с песней «Катюша»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Спицына Любовь Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 30 мар 2020 в 16:53
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.