Внеклассное профориентационное мероприятие по теме «Профессия – эколог»
Бюджетная общеобразовательная организация
города Омска «Гимназия № 159»
Номинация "Внеклассное профориентационное мероприятие"
Профессия - эколог
Полякова Татьяна Андреевна,
учитель химии БОУ г. Омска «Гимназия № 159»
Омск,2017
2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии. 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.
Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, защита Байкальской природной территории, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы.
Эколог - это специалист, который изучает влияние деятельности человека на окружающую среду и принимает меры, чтобы уменьшить негативное влияние и последствия для экосистемы: земли, водоемов, воздуха, лесов, животных, климата и т.д.
Главная задача эколога — сохранение окружающей среды для будщих поколений. Для этого экологи осуществляют мониторинг экологической ситуации, обеспечивают профилактику природных катастроф. Если катастрофа все же произошла, именно экологи смогут правильно и компетентно обрисовать ситуацию, найти оптимальный выход. Кроме того, эти специалисты исследуют причины различных природных катаклизмов.
Внеклассное профориентационное мероприятие по теме
«Профессия – эколог»
Цели урока:
Посредством активных форм организации деятельности
учащихся вызвать интерес к изменениям природы и
социума в результате воздействия «химии» окружаю-
щей среды, повысить экологическую грамотность
учащихся.
Формировать личное представление учащихся о характере профессионального труда (эколог) на основе личного опыта.
Задачи:
1. Развитие умений работы с дополнительной литературой.
2. Формирование умений и навыков работы с лабораторным
оборудованием и реактивами как средствами расширения
политехнического кругозора;
Способствование сознательному выбору будущей профессии и трудового пути.
«Природа - единственная книга,
содержание которой одинаково
значительно на всех страницах»
И.В.Гете.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2..Введение. Что такое экология? История возникновения науки
3. Анкетирование учащихся.
4.Защита проектов: (Подготовительная работа учащихся: групповая проектная работа) по экологической тематике.«Кислотные дожди», «Разрушение озонового слоя»,«Загрязнение водных ресурсов», «Проблема 21 века - глобальное изменение климата».
5. Знакомство с профессией эколог.
6.Практическая работа «Анализ качества воды из природных источников».
7.Анализ анкет.
8. Экологическая игра.
9.Итоги урока.
Тема урока: Профессия-эколог
Сегодня в течение всего урока нас будет сопровождать эксперимент.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эту фразу «Химия и Экология»?(ответы учащихся).
Мы обсудим, как деятельность человека отражается на окружающей среде и как можно хотя бы снизить отрицательное воздействие этой деятельности на природу.
Как вы думаете, какие экологические проблемы стоят перед человечеством? (ответы учащихся).
Над некоторыми из этих проблем вы работали, создавали проекты.
Сегодня вы представите результаты своей проектной деятельности,
выясните, есть ли у вас склонности к работе в сфере экологии, попробуете себя в практической работе.
Начнем мы сегодня для чистоты эксперимента с анкеты (приложение 1).
Сегодня общество столкнулось с серьезными проблемами, связанными со значительным и даже катастрофическим воздействием хозяйственной деятельности человека на природу. Из-за нее нарушается экологическое равновесие планеты, которое складывалось годами и веками. Само слово экология было знакомо давно, еще в 1866 году, но только к 1972 году ученые смогли привести цифры и факты, которые подтверждали наличие серьезных экологических проблем. И мы обеспокоились, и во всем мире начали активно пропагандировать охрану природы.
Экологией (от греч. Oikos - дом, жилище, местопребывание и –логия - наука об отношениях организмов или сообществ между собой и с окружающей средой) сначала занимались биологи, правда, их заботили в основном проблемы сохранения дикой природы, защиты редких видов. Современные экологи решают целый ряд вопросов, связанных в первую очередь с взаимодействием человека и природы.
Какие же проблемы являются основными объектами в области экологии?
Представление учащимися проектов.
Жизнь как физико-химический процесс протекает в водной среде. Без нее невозможно было бы существование биосферы, т.е жизни на Земле, поскольку круговорот веществ и энергии в биосфере возможен только с участием воды. Как и чем загрязняются водные ресурсы? (Проект «Загрязнение водных ресурсов»).
Одна из самых очевидных проблем загрязнения воздуха, стоящая перед человечеством, - это кислотные дожди. Кто виноват в создавшейся ситуации и есть ли перспективы у человечества решить эту проблему? ( Проект «Кислотные дожди»).
Атмосфера - одна из главных частей механизма, регулирующего круговорот воды, кислорода, азота, углерода. Это своеобразный экран, защищающий жизнь на Земле от губительных воздействий из космоса. Что же происходит с этим экраном? (Проект «Разрушение озонового слоя»).
В последние десятилетия все чаще говорят о глобальном потеплении климата. Эта проблема стоит сейчас на одном из первых мест. ( Проект « Проблема 21 века – глобальное потепление климата»).
В последнем выступлении прозвучало, что сжигание мусора приводит к выбрасыванию дополнительного количества углекислого газа в атмосферу. Проблема утилизации мусора актуальна и для нашего города Омска. Попробуйте решить задачу.
Задача. По статистическим данным, в городе проживает 10000 человек. Допустим, каждая семья в месяц выкидывает мешок мусора объемом 1 м3.Сколько кубометров мусора накопится в городе за год, если считать, что семья состоит из 3 человек? Сколько кабинетов химии может занять этот мусор, если объем кабинета 270 кубометров?
Знакомство с профессией «эколог» (приложение 2)
Предположим, вы определились с выбором и решили, что мечтаете стать специалистом-экологом. Но для начала следует попробовать профессию «на вкус». Ведь очевидно, что ничьи, даже самые красочные рассказы и внятные объяснения, не заменят личного опыта.
Практическая работа «Анализ качества воды» (приложение 3)
Сделайте вывод о пригодности нашей воды к употреблению, пользуясь таблицей ПДК Анализ анкет.
Экологическая игра (приложение 5).
Итоги урока. Что было для вас неожиданно, что вас, может быть, удивило? (ответы учащихся).
Приложение 1
Лист ответов
А |
Б |
В |
||||||
№ вопроса |
да |
нет |
№ вопроса |
да |
нет |
№ вопроса |
да |
нет |
1 |
2 |
3 |
||||||
4 |
5 |
6 |
||||||
7 |
8 |
9 |
||||||
10 |
11 |
12 |
||||||
13 |
14 |
15 |
||||||
16 |
17 |
18 |
Анкета.
Интересно ли вам? Хотите ли вы этим заниматься?
Выращивать растения.
Ставить опыты по химии.
Следить за дисциплиной сверстников и младших.
Изучать биологию.
Наблюдать за окружающим миром и анализировать результаты наблюдений.
Стать членом кружка «Юный друг милиции».
Заботиться о домашних животных.
Использовать точные измерительные приборы.
Разрешая споры, вы готовы разъяснять и убеждать.
Ухаживать за животными.
Наблюдать химические явления в природе.
Относите ли вы себя к числу людей, которые могут убеждать в своей правоте?
Ухаживать за растениями.
Наблюдать за ростом растений и животных, вести записи.
Будешь ли ты критиковать старосту класса за допущенные ошибки на классном собрании?
Изучать жизнь растений и животных.
Ходить в долгие и изнурительные походы, чтобы работать в соответствии с установленной программой.
Будете ли вы хвалить своего друга за успехи и критиковать за ошибки?
Приложение 2
Профессия - эколог.
Появление профессии эколог можно отнести к середине 20 века. В чем же состоит работа эколога? Большое место занимает в ней научно-исследовательская деятельность.
Полевая экология.
Чтобы разобраться в природных явлениях, выяснить экологические закономерности, экологи выезжают в экспедиции, в естественных условиях наблюдают за жизнью птиц, животных, развитием лесов, ведут подсчеты, различные измерения, отбирают образцы для дальнейших исследований в лабораторных условиях. Такие же работы могут проводиться и в городских парках.
2.Экспериментальная экология.
Экологи проводят исследования в лабораторных условиях, используя различные приборы, установки, оборудование, проводят опыты, изучая влияние отдельных факторов окружающей среды на живые организмы. Поскольку в наши дни один из мощных факторов, влияющих на природу это деятельность человека, важное место занимает изучение последствий разнообразных воздействий человека на живой мир. Экологи занимаются практическими работами по контролю над состоянием окружающей среды, определяют степень загрязнения воздуха, воды, почвы и составляют прогнозы.
Инженеры-экологи работают на крупных предприятиях в различных отраслях: нефтехимии, биологии, энергетики, строительстве и др., проводят экологические экспертизы, то есть занимаются оценкой влияния производственных процессов на окружающую среду. Их задача- обеспечение экологической безопасности производства, борьба за сохранение окружающей среды и проведение природоохранных мероприятий. Экологи работают в государственных природоохранных организациях, комитетах по экологии. С ними согласовывают разрешение на строительство объектов, ввод в эксплуатацию различных производств и технологических линий. Они осуществляют надзор за экологической деятельностью предприятий, проводят проверки.
Важнейшей задачей является экологическое просвещение: воспитание осознанной потребности охранять и защищать природу, понимать последствия своих действий по отношению к природе. Журналисты-экологи работают в СМИ: на страницах газет и журналов «ГЕО», «Вокруг света» и др.
Специалисты по экологии это лаборанты, инженеры, преподаватели вузов, научные сотрудники, журналисты-экологи, геоэкологи, экологи-архитекторы.
Приложение 3
Практическая работа
«Анализ воды из природных источников».
Опыт № 1. Обнаружение катионов свинца. Реагент: хромат калия K2CrO4 .
В пробирку помещаем 10 мл пробы, прибавляем 1 мл раствора реагента. Выпадение желтого осадка говорит о том, что содержание в воды катионов свинца более 100 мг/мл:
Pb2+ +CrO2-=PbCrO4↓
желтый Если раствор мутнеет, то концентрация катионов свинца более 20 мг/л, при опалесценции – 0,1 мг/л .
Опыт № 2. Обнаружение катионов кальция. Реагент: оксалат аммония ( NH )2C2O4 .
К 10 мл пробы воды прибавляем 3 мл уксусной кислоты, затем вводим 8 мл реагента. Белый осадок говорит о концентрации ионов кальция 100 мг/л:
Ca2+ + C2O42- = CaC2O4↓
Белый Если раствор мутный - концентрация ионов кальция более 1 мг/л, при опалесценции - более 0,01 мг/л.
Опыт № 3.Обнаружение хлорид-ионов. Реагент: нитрат серебра AgNO3 .
К 10 мл пробы воды прибавляем 3-4 капли азотной кислоты и приливаем 0,5 мл раствора нитрата серебра.
Белый осадок выпадает, если концентрация хлорид-ионов более 100 мг/л:
Cl- + Ag+ =AgCl↓
Белый Помутнение раствора наблюдается, если концентрация хлорид -ионов более 10мг/л, опалесценция -более 1 мг/л.
Опыт № 4.Обнаружение сульфат - ионов.Реагент: хлорид бария BaSO4.
К 10 мл пробы воды прибавляем 2-3 капли соляной кислоты и приливаем 0,5 мл раствора хлорида бария.
При концентрации более 10 мл/л выпадет осадок:
SO42- + Ba2+ = BaSO4↓
Белый
Если наблюдается опалесценция, то концентрация сульфат -ионов более 1 мг/л.
Предельно допустимая концентрация
Наименование иона |
ПДК, мг/л |
Pb2+ |
0,03 |
Ca2+ |
180 |
Cl- |
300 |
SO42- |
400 |
Таблица наблюдений
Наименование иона |
Pb2+ |
Ca2+ |
Cl- |
SO42- |
Осадок |
||||
Помутнение |
||||
Опалесценция |
Приложение 4.
Экологическая игра.
Учащиеся по очереди бросают мяч, определяя стоимость вопроса. За правильный ответ команда получает баллы, равные стоимости вопроса, при неправильном ответе команды другие команды могут дать свой ответ и заработать баллы.
1 балл.
1. Какие вещества являются источником кислотных дождей?
2. Какие реакции лежат в основе образования кислотных дождей?
3. Раствор, в котором нет ни кислоты, ни щелочи.
4. Почему водород называют экологически чистым топливом?
5. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.
6. При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ лучше с точки зрения экологии?
2 балла.
1. Что послужило толчком для изменения первоначального состава атмосферы Земли?
2. В чистом виде этот газ убивает человека мгновенно, он известен прежде всего запахом тухлых яиц.
3.В повседневной жизни с этим токсичным оксидом приходиться сталкиваться практически каждый день. Он образуется при неполном сгорании топлива.
4. Избыток ионов какого элемента, содержащегося в питьевой воде, приведет к повреждению эмали на зубах?
5. Постепенное потепление климата нашей планеты из-за накопления в атмосфере газов, выделяющихся в результате деятельности человека.
3 балла.
1. Назовите вещества, которые приводят к разрушению озонового слоя атмосферы.
2. Д.И.Менделеев утверждал, что использовать это полезное ископаемое в качестве топлива- это то же самое, что «сжигать ассигнации». Что это за вещество?
3. Какой вред наносят кислотные дожди окружающей среде?
4.«Живая кровь, без которой нет человека… ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь». О каком веществе идет речь?
4 балла.
1. Почему под воздействием кислотных дождей разрушаются памятники старины?
Зачем в быту используют освежители воздуха? Полезно ли это?
3.Климатолог и метеоролог М.И.Будыко еще в 1962 году предположил, что сжигание человечеством на предприятиях огромного количества топлива и, следовательно, выделение большого объема углекислого газа приведет именно к такому эффекту.
4. Почему книга исчезающих видов растений и животных названа «Красной»?
5 баллов.
1. Выхлопные газы автомобилей могут быть источником загрязнения продуктов этим металлом.
2. В результате какого процесса масса кислорода в воздухе почти не меняется?
3. Какие вещества считаются одними из самых сильных высокотоксичных веществ?
4. Какой кислоты в природе образуется ежегодно больше, производится в промышленности?
6 баллов.
1. Что такое рН?
2. Ядовитые соединения какого металла могут загрязнить окружающую среду под воздействием сточных вод целлюлозно-бумажных комбинатов?
3. Рим спасли гуси - это известно всем, но Римской империи суждено было погибнуть. Почему пало некогда могущественное государство? Ученые-токсикологи считают, в этом повинно отравление. Что же погубило Рим?
4. Эта смесь газов при своем движении может дать энергию, в несколько раз превышающую общее количество всех других учтенных запасов. Что это за смесь?
Приложение 5.
Анализ профессии эколог.
По предмету труда – человек - природа
По целям труда – гностические
По средствам труда – ручные и приборы
Профессионально важные качества:
Любовь ко всему живому и готовность его защищать
Умение анализировать, наблюдать
Способность убеждать и гражданская смелость, особенно в деле охраны природы
Хорошее здоровье и выносливость для работающих в природных условиях
Хорошие профессиональные знания
Анализ результатов анкет.
в колонке А ответ ДА более трех раз – вам подойдут профессии типа человек – природа
в колонке Б ответ ДА более трех раз – вам подойдут профессии гностические по целям труда ( анализировать, проверять, сравнивать)
в колонке В ответ Да более трех раз – вы готовы убеждать и отстаивать свою позицию.
Получить профессию эколога можно:
1 . Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Направления обучения: экономика; юриспруденция; экология и природопользование
Омский государственный технический университет
Направления обучения: машиностроение; электроэнергетика и электротехника; энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
По экологическим специальностям готовят многие учебные заведения страны.
Спасибо за урок!