Внеклассное воспитательное мероприятие «У войны не женское лицо»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Внеклассное воспитательное мероприятие
«У войны не женское лицо»
Автор: Николаева Александра Игоревна,
учитель английского языка;
Тема: патриотическое воспитание;
Номинация: Сценарий воспитательного
(массового) мероприятия;
Год разработки: 2023
Описание методической разработки воспитательного мероприятия:
Аннотация
Исторический путь нашей страны был труден, полон драматизма, напряженного труда, великих побед и достижений. Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.
Воспитательные мероприятия патриотического характера создают условия для формирования у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России, углубляют знания, расширяют кругозор, развивают творческие способности, интеллект.
Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия «У войны не женское лицо», посвященная 76-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, направлена на воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны.
Задачи воспитательного мероприятия:
познакомить учащихся с боевым путем женщин-ветеранов ВОВ микрорайона Юбилейный г.Вязьмы Смоленской области;
сберечь память о них и донести до будущих поколений;
углублять знания обучающихся по истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.;
основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм женщин участниц войны;
воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к истории, культуре своего народа.
Актуальность темы состоит в том, что знание истории своего народа и страны имеет огромное значение для развития личности обучающихся, формирования патриотических чувств, порождающих ответственность за жизнь страны.
Учителем и обучающимися была проведена большая подготовительная работа к
мероприятию: записаны воспоминания о жизненном пути женщин-участниц Великой Отечественной войны; проработаны материалы и экспонаты школьного музея, относящиеся к судьбе этих женщин: фотографии, статьи из газет, ксерокопии свидетельства о наградах; оформление исторического альбома «У войны не женское лицо» для школьного музея.
Внеклассное мероприятие проводится в форме устного журнала. Познавательный материал мероприятия способствует развитию методов исследовательской работы и расширяет кругозор обучающихся.
Инструментарий: персональный компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска/экран, презентация, исторический альбом «У войны не женское лицо».
Воспитательное мероприятие «У войны не женское лицо» рекомендовано к использованию учителями образовательных учреждений в системе работы по нравственно-патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности в соответствии с ФГОС.
Тематическое направление
Тематическое направление воспитательного мероприятия - гражданское и патриотическое воспитание.
Тема (название) воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие «У войны не женское лицо»
Актуальность и обоснование выбора темы
Актуальность темы состоит в том, что знание истории своего народа, страны, поселка имеет огромное значение для развития личности обучающихся, формирования патриотических чувств, порождающих ответственность за жизнь страны.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Данное воспитательное мероприятие является частью деятельности классного руководителя и включено в воспитательную программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся, соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, имеет важное значение и играет значимую роль в системе работы классного руководителя. Патриотическое воспитание является приоритетным направлением в работе классного руководителя, которое формирует гражданскую и активную жизненную позиции, патриотическое сознание, национальное самосознание, развитие духовно-нравственных качеств, любовь и уважение к истории семьи, города, поселка, Отечества. Преемственность заключается во взаимодействии участников воспитательного процесса: обучающихся и классного руководителя.
Целевая аудитория
Методическая разработка воспитательного мероприятия «У войны не женское лицо» направлена на 15-18 летних учащихся 9-11 классов МБОУ СОШ № 7.
Цель
Воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны.
Задачи
Познакомить учащихся с боевым путем женщин-ветеранов ВОВ микрорайона Юбилейный г.Вязьмы Смоленской области;
Сберечь память о них и донести до будущих поколений;
Углублять знания обучающихся по истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.;
Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм женщин участниц войны;
Воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к истории, культуре своего народа.
Планируемые результаты
Личностные:
развитие умения пользоваться общественно-политической, официально-деловой лексикой, средствами публицистического и научного стилей, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;
формирование стремления к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование готовности целенаправленно использовать знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
умение понимать назначение и смысл поставленной задачи, актуализировать ее;
умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
развитие способностей применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
совершенствование умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия - устный литературно-исторический журнал. Данная форма проведения внеклассного мероприятия была выбрана учителем, так как она позволяет решать широкий спектр задач: углубить интерес обучающихся к событиям ВОВ, закрепить приобретенные знания и приобрести новые; формировать историческое мышление и историческое сознание; расширить мировоззрение обучающихся, активизировать желание работать самостоятельно, использовать на практике знания, полученные во внеурочной работе; формировать умения правильно выражать свои мысли и умение создавать устное публичное выступление; сформировать патриотические чувства, уважение к прошлому своей страны, понимание гуманистических ценностей и этических норм.
Сопереживание и сострадание человеку, обращение к его чувствам, побуждение пережит чужую боль – вот, что необходимо при таких формах проведения внеклассных мероприятий.
Воспитательные методы и приемы, используемые
для достижения планируемых воспитательных результатов
Для достижения планируемых результатов применяются следующие технологии и методы: технология исследовательской деятельности (организуется на этапе подготовки к мероприятию), технология проектной деятельности (организуется на этапе подготовки к мероприятию), информационно - коммуникационные технологии (при подготовке и проведении мероприятия), технология междисциплинарного обучения (рассматриваются разные направления деятельности), технология сотрудничества (организуется на этапе подготовки к мероприятию). При проведении данного воспитательного мероприятия были применены словесный и наглядный методы. Приёмы: беседа, подготовка сообщений, выступления участников классного часа с рассказом.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые
для подготовки и проведения мероприятия
Кадровые ресурсы: учителя и обучающиеся школы.
Методические: разработка сценария, презентации, консультационная помощь руководителя школьного музея.
Материально-технические, информационные ресурсы
Материально-технические: персональный компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска/экран, презентация, исторический альбом «У войны не женское лицо».
Информационные ресурсы: сведения о жизненном пути женщин-участниц Великой Отечественной войны; фотографии, статьи из газет, ксерокопии свидетельства о наградах.
Основная часть.
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Учителю и обучающимся предлагается записать воспоминания о боевом пути женщин-ветеранов Великой Отечественной войны микрорайона Юбилейный г. Вязьмы Смоленской области; проработать материалы и экспонаты школьного музея, относящиеся к судьбе этих женщин: фотографии, статьи из газет, ксерокопии свидетельства о наградах; оформить исторический альбом «У войны не женское лицо»; подготовить презентацию; выступить с докладами на внеклассном мероприятии.
Описание проведения воспитательного мероприятия
Война, она такое дело,
О ней не вспоминать нельзя.
Та память нам не надоела,
Как мыслят некие «друзья».
Ее события и даты
Огнем вошли в сердца людей.
Еще живут ее солдаты, хранители святых идей.
К.И. Новиков
Ход воспитательного мероприятия
Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне. Много людей сражалось за нашу Советскую страну. Нелегкой ценой досталась нам Победа и сердцу каждого дорог этот праздник – День Победы. Он дорог памятью о двадцати миллионах сыновей и дочерей, отдавших жизнь за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто залечивал фронтовые раны, возрождал страну из руин и пепла. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.
Мы не видели войны, но мы должны знать, какой ценой было завоевано счастье жить под мирным небом. Мы обязаны помнить о тех почти девчонках, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки? Разве им в руках держать автоматы? Конечно, нет. Но они понимали, что нужно защищать Родину, они не испугались, не растерялись, ценою жизни они выполнили свой долг перед Родиной.
Рядом с нами жили и продолжают жить женщины, участницы боев той войны. На фронте они были разведчицами, связистками и многие из них служили в госпиталях.
Солдат метался: бред его терзал
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал, тоскуя: - Мама, где ты, где ты? –
Искал ее, обшаривая тьму…
И юная сандружница склонилась
И крикнула – сквозь бред и смерть ему:
«Я здесь сынок! Я здесь, я рядом, милый!»
(Ольга Бергольц)
Эти стихи можно адресовать медицинским сестричкам, дочкам, так их звали раненые бойцы: Ниловой Марии Николаевне (выносила раненых с поля боя, ночью стирала и гладила бинты), Остапенко Анне Захаровне (работала в госпитале), Градусовой Ольге Николаевне (работала в прачечной, стирала белье для раненых), Орешковой Марии Петровне (пройдя дорогами войны, продолжала воевать в Японии), Мелентьевой Анне Трофимовне (лечила раненых с медсамбата), Саакян Ольге Ивановне (на войне была авиаразведчицей), Шаршак Антонине Ивановне (работала в госпитале). Сегодня мы поговорим об их судьбах, какой боевой путь они прошли, об их боевых наградах.
1-ый обучающийся: Градусова (Александрова) Ольга Николаевна родилась 21 июля 1925 года в деревне Старое Греково Жулинского (Ефремовского) сельского совета. До войны жила в Вязьме на территории льночесальной фабрики, что находилась на Панино. Ходила пешком в среднюю школу №5, успела закончить 6 классов. Когда в марте 1943 года освободили Вяземскую землю, Ольга Николаевна стала работать в колхозе. Там выполняли очень тяжелую работу: копали землю лопатами, на себе тягали плуг. В декабре 1943 года ее послали работать в Сортировочный эвакогоспиталь № 290 в Шимонове (Пыжовке). Там семнадцатилетняя Ольга Николаевна работала в прачечной 12 часов в сутки, стирала белье для раненых в день по 80 нательных рубах или по 150 простыней, или по 300 полотенец с кусками крови, гноем, с грязью. Когда руки уже были стерты в кровь, разъеденные каустической содой, ее ставили на глажение или на полоскание.
Госпиталь передвигался вслед за фронтом - сначала на ст. Гусино, что на Смоленщине, потом была Белоруссия в Минске, затем Литва - Каунас, и наконец Германия. Госпиталь расположился в 60 км от г. Бартенштайна. Градусова Ольга Николаевна участвовала в освобождении Смоленщины, Белоруссии, Литвы, Германии.
С особой радостью она вспоминает День Победы. 9 мая 1945 года госпиталь расформировали, а Ольга Николаевна продолжила служить в отделе ОВС (отдел вольнослужащих).
В 1946 г. Ольга Николаевна вернулась домой на родину. Вышла замуж за вернувшегося с фронта Градусова Виктора Сергеевича, стала работать в колхозе «Красные Ежевицы» в полеводческой бригаде (название от деревни Ежевицы). Когда укрупнили колхоз, его переименовали на колхоз им. Чкалова. Далее его соединили с колхозом «Путь Ленина» (Ефремовского) сельского совета. Там 7 лет она работала бригадиром, выращивала лен, была участницей выставок на ВДНХ. У нее есть золотая медаль за успехи выращивания льна. В марте 1958 вступила в партию коммунистов. А в 1972 году приехала Вязьму и работала в цеху нового Щебеночного завода с июня месяца. Отработала 15 лет. 7 лет проработала сторожем в школе №7.
Имеет двух дочерей Тамару (1948 г.р.) и Лиду (1951 г.р.).
Есть пятеро внуков и трое правнуков.
Градусова Ольга Николаевна получила такие награды, как:
1)Ударник коммунистического труда – 24.01.1975;
2) Ветеран труда – за работу на Щебзаводе;
3) Медаль за доблестный труд в колхозе в 1970 году;
4) Орден Отечественной войны II степени;
5) Знак «Фронтовик» 1941-1945;
6) Медаль Жукова;
7) Имеет два свидетельства и золотую медаль с выставки ВДНХ СССР
1969 г. и 1967 г. за успехи выращивания льна;
8) Имеются юбилейные медали ВОВ. 2-ой обучающийся: Нилова (Никифорова) Мария Николаевна родилась в 1924 году в деревне Папоротное Вяземского района около поселка Семлево. Брата Иллариона забрали в армию в начале войны. Он погиб в 1941г. Брат Александр служил во флоте на Ленинградском фронте.
Во время оккупации Смоленщины фашистами, Мария Николаевна пряталась в лесу, чтобы не угнали в Германию. После освобождения Смоленщины 30 августа 1943 года шестнадцатилетняя девушка пошла добровольцем на фронт. Подруга - Кортникова Т.Н. работала в сельсовете и приписала ей 3 года.
Мария Николаевна была зачислена в госпиталь ФГЛР - фронтовой госпиталь легко раненных № 3218 П-Я 41099, который находился за д. Путьковом в д. Матюшино. 30 августа 1943 г. он переехал в Ельню. Затем был переброшен в Заполярье. В г. Спасдеменске Мария Николаевна вступила в комсомол.
Когда сняли блокаду Ленинграда, направили в Ленинград в г. Тихвин. Шли тяжелые бои. Приходилось выносить раненых с поля боя, ночью стирать и гладить бинты. Девушек с винтовками направляли в наряды. В начале 1945 г. госпиталь направили в распоряжение 3-ого Украинского фронта. Госпиталь был переполнен. Он был рассчитан на 1000 человек, а обычно число раненых и больных достигало около 3000. Пришлось Марии Николаевне вместе с госпиталем побывать в Болгарии, Румынии, Венгрии. В Венгрии 7 комсомолок на 2 недели направили на передовую, среди них была и Мария Николаевна.
День победы Мария Николаевна встретили в г. Вене и побывала на экскурсии в музее короля вальса Штрауса. Госпиталь расформировали 30 сентября 1945 г. Позже она переехала в Москву. Устроилась на работу на электро-ламповый завод. Вышла замуж в 1947 году. Родила дочерей – Галю (1948 г.р.), Тамару (1951 г.р.) и Валю (1954 г.р.). Далее вместе с семьей вернулась на родину – в д. Путьково. Там в совхозе работала секретарем-машинисткой. В Вязьму переехала в 1962 году. Немного поработала в Кайдаково, потом в ресторане «Отдых» поваром, затем в столовой п. Юбилейный.
Мария Николаевна награждена боевыми медалями «За победу над Германией», «За освобождение Заполярья», «Юбилейными медалями». За доблестный труд ей присвоено звание «Ударник коммунистического труда», награждена медалью «Ветеран труда», грамотами, имеет диплом «Мастер золотые руки».
3-ий обучающийся: Мелентьева Анна Трофимовна родилась 2 февраля 1922 года, в деревне Относово Вяземского района Смоленской области. Окончила школу в 1938 году (8 классов). В довоенный период работала также бухгалтером в Вяземском совхозе, сейчас на заслуженном отдыхе.
Воспоминания о войне 1941-1945 гг.: «Взяли меня в армию по призыву комсомол в июле 1942 г. Направили сразу в полевой передвижной госпиталь №701. Раненые к нам поступали с медсанбата. Ранения были в полость живота, конечностей и челюстей, т. е. очень тяжелые. Но раненых мы долго у себя не лечили, а направляли в тыл в стационарные госпиталя т. к. без конца шли новые поступления раненых. Когда наши войска перешли в наступления, то нам приходилось очень часто на новом месте разворачивать и сворачивать свой госпиталь. Мне очень часто приходилось выезжать в передовые действующие части вместо медсанбата, здесь к нам поступали раненые прямо с поле боя, оказав им первую медицинскую помощь, мы тут же их направляли в свой госпиталь. В госпитале у нас во время наступления лечилось до 500-700 человек. Вот в таких условиях нам приходилось работать. Нас очень часто бомбили вражеские самолеты, мы оставались живы. А особенно часто нас бомбили во время передислокации, т.е. во время переезда на новое место. Однажды нас застала бомбежка в бане. Некоторые были в таком паническом настроении, не знали, что делать. Одевались прямо, не смыв с себя мыло. Тогда у меня хватило мужества сказать: «Товарищи, не бойтесь, не надо бросаться в панику. Вы ведь хорошо знаете, что паника всегда сильнее врага».
Очень многие послушались, и стали брать себя в руки и спокойно обмылись водой и оделись. А куда бежать кроме палаток и землянок, ничего ведь больше не было. Раненые кричали от ужаса, некоторые выходили на
улицу, но выходить нельзя, наоборот, быстрее обнаружат. Мне в госпитале
пришлось работать поваром, готовить пищу тяжелораненым и больным. Бывали случаи, что мы без отдыха работали по суткам, а то и больше, чтобы накормить всех раненых. Ведь некоторых привозили не евших по трое суток, а то и больше. Иногда при переездах нам приходилось ночевать прямо в лесу без всяких палаток» - вспоминала Анна Трофимовна.
Мелентьева Анна Трофимовна награждена медалью «Отличник Санаторной службы», медалью за «Победу над Германией». 4-ый обучающийся: Воспоминания Саакян Ольги Ивановны о Великой Отечественной войне: «Я родилась 29 марта 1922 года в Ростовской области с. Новая Ивановка. До войны училась в Ленинградском политехническом институте на третьем курсе. Тогда и началась война. С первых ее дней студентам дали задание - собрать всех детей в своих районах и подготовить к эвакуации. Многих мы эвакуировали, но многие погибли под вражьими пулями. В годы войны я трудилась в 15 – ом отдельном батальоне связи в составе 88 дивизии ПВО. Батальон был связан с авиацией, входил в Южный фронт. Он воевал на Северном Кавказе, в Крыму, дошел до Германии. Наступательные операции батальон начал под Ростовом-на-Дону и прошел до самого Опеля (Германия). Участвовали в освобождении городов Северного Кавказа и Крыма. В войну у меня была очень важная профессия – авиаразведчик. День Победы я встретила в городе Берлине. Меня наградили медалями и орденами, среди них «За боевые заслуги», «Красной звезды», «За оборону Кавказа» и еще шестью медалями. В 1948 году умер мой отец от ран, нанесенных ему войной.
Самое памятное событие – начало наступления от г. Туапсе, где велись ожесточенные бои на юге нашей страны. Фашисты рвались к Баку. Не пустили. Очень жестокими были бои в составе 44 полка ночных бомбардировщиков от Туапсе до Керчи и Чушке (п-ов в Черном море от Керчи). Последующее трудное с боями продвижение – освобождение г. Кракова. Юные девушки одели шинели и пошли защищать Родину. Сколько их не вернулось – осталось лежать вдали от Родины? 29 января 1945 года при выполнении особого задания в г. Кракове, что в Польше погибло 5 девушек. Ценой своей жизни они предотвратили разрушение города. Никогда не забуду день их похорон. Это был тихий солнечный день, мягкий морозец и кристаллики снега на крышках гробов и прекрасные лица этих девушек. Но мы шли к Берлину. В очень сложных и трудных заданиях все же дошли и расписались на Рейхстаге. В г. Кракове впервые ночевали «спокойно» под крышей. Но самое памятное – глаза детей, переживших ужасы бомбежек, обстрела, потерявших родителей, голодных и холодных. Глаза наших и вражьих детей. Они одинаково смотрели на нас полные ужаса, полные надежд.
Война была очень страшной и жестокой. Желаю вам никогда не видеть войны. Ведь война — это голод и холод, слезы и смерть, разрушенные и сожженные города и деревни, миллионы погибших советских людей».
5-ый обучающийся: Родилась Остапенко Анна Захаровна 10 сентября 1923г. в д. Петрушино. Жизнь прожила трудную.
«Войну я запомнила с первого дня ее начала, - вспоминает Анна Захаровна, - недаром 22 июня отмечается, как День памяти и скорби». Плакали женщины, слышались пьяные голоса, играла гармонь, и толпа людей, встревоженных печальной вестью, торопливо бежали к сельсовету. Лишь ребятишки беспечно сновали среди взрослых, и, казалось, радовались такому оживлению. Да и мы молодые девушки, особо не расстроились. Считали: ну, подумаешь, война - пройдет неделька, другая, и немцам, вторгшимся в нашу страну, дадут по зубам. А наша «славная, непобедимая» разобьет врага «малой кровью, могучим ударом» - так пели в песнях по радио.
Но все обрушилось не так как думалось. Враг успешно продвигался вперед. Красная Армия несла потери и отступала, оставляя города и села, а вернее все трудоспособное население отправили рыть окопы, блиндажи и противотанковые рвы. Работали весь световой день по 16-17 часов в сутки, до кровавых мозолей на руках.
Вначале все было спокойно. С заходом солнца мы шли к месту отдыха и засыпали, как убитые. Но однажды, во время работы, над нами пролетел краснозвездный самолет. Мы выбежали изо рва и в порыве радости махали ему и платками, и руками. Но самолет как-то странно, почти на бреющем полете покружил над нами и завернул на Запад. Не прошло и двух часов, как с тяжелым гулом налетела на нас целая армада немецких бомбардировщиков, и началась бомбежка. Что тут было, я не могу описать.
Свистели бомбы, со страшным треском рвалась земля, кругом дым, огонь и раздирающий душу крик раненых. Этот ад продолжался всего лишь несколько минут, но нам казалось, что длится он целую вечность. А когда
затихло, и рассеялся дым, перед глазами оглушенных людей, предстала жуткая картина. Трупы, горы трупов, окровавленные руки, тела, оторванные ноги... Я не знаю, сколько погибло там людей, но тот страшный день мне не забыть никогда».
Анна Захаровна – человек скромный, застенчивый, неохотно говорит о себе, а больше вспоминает о военных заслугах боевых подруг. Анна Захаровна в военное время работала в госпитале. Победу встретила в д. Миткино. Получила ордена: орден Отечественной войны 2 степени», «40 лет Победы», «Ветеран труда».
6-ой обучающийся: Родилась Жигунова Зинаида Ивановна 28 декабря 1923 года в Вязьме. Здесь в июне 1941г. закончила 10 классов. Добровольно пришла в военкомат и попросила направить ее в школу связистов. Училась в Ульяновске и оттуда же была направлена на фронт.
Если бы у Зинаиды Ивановны Жигуновой спросили, какие годы жизни для нее самые памятные, она бы не задумываясь, назвала военные сороковые. И в этом нет ничего удивительного. Ведь почти всю войну, от начала до конца, пробыла она в частях действующей армии Западного, а затем 3-го Прибалтийского фронтов. В первый раз привезли на войну, это было под Ельней, кругом развалины, был карантин, а затем взяли Зинаиду Ивановну в полк связи. Работала на аппарате СТ-35, поддерживала связь армии с дивизиями. Временами приходилось очень туго, работала днями и ночами, а иногда по 2-3 дня без перерыва. Шли за своими частями и тащили связной аппарат, который весил 28 кг.
Хотя Зинаиде Ивановне и не приходилось принимать участие непосредственно в боях с оружием в руках, она не раз оказывалась в таких критических ситуациях, от которых даже сейчас стынет кровь и замирает сердце. Но, как говорится, Бог миловал, не суждено ей было погибнуть ни в том беспросветном, страшном аду 1941 года, ни позже, в бесчисленных бомбежках и артиллерийских обстрелах. Более того, за всю войну она не была даже ранена, если не считать тех «легких» контузий, от которых и сейчас болит голова.
За отличную и безупречную службу, способствующую выполнению боевых задач, связистка Зинаида Ивановна Жигунова была награждена орденом Красной звезды и медалью «За боевые заслуги». Впоследствии перед окончанием войны Зинаида Ивановна была удостоена медали «За взятие Кенигсберга», а после войны ей была вручена медаль «За Победу над Германией».
Затем в сентябре 1945 года вернулась в Вязьму, работала в типографии, на швейной фабрике, льнокомбинате. В дальнейшем Зинаида Ивановна связала свою судьбу с заводом Железобетонных шпал. Умерла 30.06.1996 г. Похоронена в г. Вязьме.
7-ой обучающийся: Мария Афанасьевна Зуева в прошлом ефрейтор зенитно-прожекторного полка Московского фронта противовоздушной обороны. Такой фронт был образован 5 апреля 1942 года.
К тому времени налеты вражеской авиации на Москву стали не такими уж частыми, и все же Верховное Главнокомандование не могло ослабить оборону Москвы. Развернувшееся наступление требовало не только военной техники, снаряжения, но и людских ресурсов. Большую часть мужчин, выбывших в действующую армию из подразделений ПВО, тогда заменили девушки.
В числе первых девушек-добровольцев, прибывших под Москву в марте 1942 года, была и 20- летняя Маша Коняева (Зуева по мужу). Пока учились и совершенствовали свою подготовку, некоторые девушки, в том числе и Маша, были разочарованы тем, что не попали сразу на передний край, где прямо могли сражаться с ненавистным врагом. Но им терпеливо объяснили, что быть в числе защитников воздушных рубежей не менее ответственно и почетно, чем находиться в пехотных или артиллерийских подразделениях, ведущих бой. В этом они убедились, как только приступили к исполнению своих обязанностей.
Ее воинская служба отмечена правительственными наградами, среди них медаль «За оборону Москвы». А самым памятным событием для нее останется Парад Победы, в котором ей довелось участвовать.
После демобилизации с мужем, с которым познакомились в армии, они переехали в Смоленскую область. Работала в сельском хозяйстве, затем на заводе железобетонных шпал, где оставила о себе добрую память.
8-ой обучающийся: Мария Петровна Орешкова закончила Рославльское медицинское училище. Весь их выпуск военкомат в первые же дни войны направил в действующую армию. Марии Орешковой повезло. Ее с группой сверстниц направили на пополнение в полевой госпиталь, который они разыскали сравнительно легко. Там их обмундировали, зачислили на довольствие и назначили палатными сестрами.
Началась армейская жизнь. Помимо дежурств в палатах, девушкам пришлось стоять на посту, и стирать белье, и выезжать в полковые и батальонные медицинские пункты. А лето 1941г. было в прямом и переносном смысле очень жарким. Армия отступала, госпиталь то и дело попадал под бомбежку или под артиллерийский обстрел, а то и оказывался в окружении. И тогда с оружием в руках приходилось прорываться, защищая раненых.
По счастливой случайности все обходилось, хотя были и потери. Полегче стало после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, когда фронт перешел в наступление. Но по-прежнему на плечах девушек лежал тяжелый госпитальный труд. Они и носили тяжелобольных, и охраняли их, дежурили. А что значит по 10-12 часов в сутки продежурить у постели солдат и поддерживать в каждом огонек угасающей жизни, знают только они. Сидеть часами умирающего и смачивать водой его пересохшие губы, и ловить каждый стон, каждый взгляд.
После освобождения ее родных мест Мария Петровна получила письмо от довоенной подруги, которая сообщила ей страшную весть, что ее отец и мать умерли от голода, а старший брат пал смертью храбрых, погиб в бою. И еще писала подруга: «избу со всеми надворками спалили враги…».
День Победы Мария Петровна встретила уже в Восточной Пруссии под Кенигсбергом, и целый день проплакала от радости и горя. Радовалась долгожданному миру и тревожилась за себя, за свое будущее: ведь ехать ей некуда. И все же решилась после демобилизации навестить родные места. Побывала в сожженной дотла Козловке, постояла у родительских могил и вернулась в Рославль. Здесь она встретила дальнюю родственницу, у которой было пятеро детей, осталась с ней жить, помогая ей. Работала на восстановлении города, вышла замуж. Прожили они без малого сорок лет, вырастили и воспитали троих детей.
Учитель: Сколько жизней унесла война… Сколько слез и крови пролилось тогда на нашей земле. Сегодня мы узнали, что рядом с нами жили и продолжают жить женщины-участницы боевых действий времен ВОВ. Мы познакомились с судьбой восьми из них. И сейчас мне бы хотелось задать вам несколько вопросов:
Какие они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? (неопытные, романтичные, иногда трусихи)
Как воевали, что пережили? (воевали самоотверженно, перебарывая страх, боль, ужас)
В чем истоки их героизма? (они были так воспитаны, понимали, что воюют за свою Родину, за будущее своих детей)
Какова роль женщины на фронте? (она не только спасает раненых, она сама-боец, защитница Родины)
Почему у войны не женское лицо? (матери, женщины, девушки должны любить и быть любимыми, рожать и воспитывать детей, строить мирную жизнь на земле)
По комсомольскому призыву в начале 1942 года в ряды Красной Армии пришло свыше 550 тысяч женщин-добровольцев. Более 1 миллиона 200 тысяч женщин служило в рядах Советской Армии в период Великой Отечественной войны. Из них более 300 тысяч в войсках ПВО страны. В массовом партизанском движении участвовало более 100 тысяч женщин.
За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями. Свыше 200 человек получили ордена Славы 2-й и 3-й степени, 95 женщин удостоены званиями Героя Советского Союза.
Помните, не забывайте о женщинах воинах, труженицах ВОВ 1941-1945г.г.
Мы всегда должны помнить тех, кто подарил нам мир, и быть благодарными им за возможность жить в этом мире.
9-ый обучающийся:
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
(Л. Патракова)
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Методическая разработка в практике работы классных руководителей в общеобразовательных школах может быть использована на классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, в любом мероприятии, посвящённом Дню Победы в Великой Отечественной войне или при изучении событий Великой Отечественной войны в течение всего учебного года. Методическая разработка воспитательного мероприятия написана для классных руководителей с целью расширения представлений обучающихся о защитниках нашего Отечества, формирования положительной оценки духовного подвига нашего народа, воспитания благородного отношения к подвигу женщин, чувства гордости за свой народ, свою страну уважения к старшему поколению, чувства патриотизма, гражданственности. Можно пригласить родителей на данное мероприятие, это поможет создать положительную атмосферу на занятии.
4. Библиография
Соловьёва Л.А., Семичев Д.А. «Путешествие в страну Поэзия», Лениздат, 1988.
Вакуленко Л. М. «… Достойны быть названы поимённо», СПб, 2005.